Итак, со следующей весны в таксопарках должны быть лишь автомобили от АВТОВАЗа и, возможно, Chery под маркой Tenet, которые делают на бывшем заводе Volkswagen (теперь «АГР»), кроссоверы Exeed (производятся на бывшем заводе Mercedes-Benz под управлением «Автодома»), модели московского завода «Москвич», седаны и кроссоверы Evolute Липецкого завода, машины, разработанные совместно Changan и «Группой ГАЗ», Haval (собираемые на собственном заводе под Тулой и на «АГР» под Калугой), модели Omoda, Jetour, Kaiyi, BAIC, которые делают на калининградском заводе «Автотор»... Так на чем мы будем ездить?
Предыдущие записки таксиста читайте здесь.
«Все равно ты будешь Ладушкой...»
Как-то с утра зашел в единственный шоу-рум Lada в нашем городе. Часто проезжаю мимо, но вот повода зайти все никак не было. Мало того, он не мог мне присниться даже в страшном сне. Взял и пошел за «Жигулями»? Нет! И это ведь не какой-то там понт или прихоть. В нашей Сибири и на соседнем Дальнем Востоке это впитывается с первым рукопожатием отца. Хорошая машина — японская. Точка.
— Подскажите, а все эти модели подходят под новый закон о локализации такси? — спрашиваю у менеджера.
— А что это такое? — удивленно спрашивает меня представитель отечественного автопрома. Приехали.

Посидел в Весте: и впереди, и сзади. В принципе, нормально. Покрутил руль в Гранте, понажимал педали. Полюбовался на свою физиономию в отключенном планшете. Ну что сказать, если одним словом? Все дубовое. Не в смысле — как дорогая мебель. А в смысле — как дерево.
И я ведь совсем не избалован своим Саксидом, на котором накатал пять лет в такси . Но вот годик на свеженькой Румми, и теперь я — другой человек. Если будет хуже, то, пардон, мне это не надо. Как и не нужно клиентам. Этот год я стал нечасто делиться своими заметками, потому как что рассказывать, если всем все хорошо?

Но вот я сижу в новой Ладе Vesta Седан за 1 587 000 рублей, и как будто бы попал обратно, на свою саксидовскую «табуретку». В Granta Лифтбек за 1 133 000 рублей также особых положительных ощущений нет, разве что цвет — кофейно-коричневый. Но таких кофейных, наверное, не берут в космонавты. То есть в таксисты. Однако Гранты другого цвета здесь нет.
А вот Niva Bronto просто зашла на ура! Как и Legend за миллион с копейками. Если понимать, что большинство моих поездок проходит по гравийной дороге и с одним пассажиром (часто с вещами), то лучше автомобиля и не найти! Компактный, высокий, брутальный, проходимый и легендарный. Но без автоматической коробки передач, я считаю, в такси делать нечего. На линии ты ведь даже не Юлий Цезарь, а многорукий Шива — с головой как у попугая. Делаешь миллион движений одновременно — следишь за дорогой, за пассажиром, за агрегатором, за навигатором... А вокруг тебя и подрезатели, и перестроители, и пешеходы, и вездеходы. И фактически отказаться от одной руки, положив ее на «палку» — это все равно что отрубить ее совсем. Кстати, по этой причине у меня лично не получилось протестировать дромовскую «Ниву» Тревел пару лет назад: не смог подняться даже в горочку, не то что взять пассажира и начать крутиться по городу.
Боюсь, что этот мой первый заход в салон Lada останется и последним. Я даже и не говорю, что в наших краях пассажир может запросто отказаться от «Жигулей» на этапе заказа — просто быстро перейти в приложение другого агрегатора. Хронику принятия закона о локализации на Дроме уже обсудили со всех сторон. И меня прежде всего зацепила информация о недолговечности отечественного автопрома — писали владельцы всех этих Грант с конкретными перечислениями, как все летит. Вот этого не хочется больше всего. Вложить полтора миллиона, чтобы потом стоять на приколе полгода? А жить на что, причем — ежедневно?
Хотя в родном городе я все чаще вижу припаркованные Лады, иногда и друг за другом — чего нельзя было представить еще и пять лет назад. Как там поется в советской песне: «Хмуриться не надо, Лада!..».

Коней — в стойло
Итак, президент РФ подписал указ о локализации такси, он вступит в силу в марте следующего года. Чтобы быть включенным в реестр такси, автомобиль должен набрать баллы локализации: в 2028 году до 3700 баллов. То есть государство еще раз внимательным оком взглянуло на процветающий рынок такси и решило увидеть в нем лишь автомобили, произведенные в нашей стране.
Но есть приятные детали: требования не будут распространяться на машины такси, внесенные в региональные реестры до 1 марта 2026 года. Для Калининградской области и регионов Сибирского федерального округа требования не будут действовать до 1 марта 2028 года, а для Дальнего Востока — до 1 марта 2030-го.
Значит, есть время на раскачку — от трех до пяти лет. А если сейчас таксист на хорошем боевом коне, то он может легко поставить его в официальное «стойло». Я уже писал, что постановка в этот региональный реестр такси максимально простая, больше даже уведомительного характера.
И главное — нашу цыганщину так никто и не отменил. Агрегаторы прекрасно раздают заказы машинам, которые не состоят ни в каких реестрах. И они также замечательно оказывают услуги «аренды машины с водителем». Такси? Нет не слышали!

Директор сервиса «Макса» (напомню Яшка и Макс — так мы договорились называть агрегаторы) Максим Шушарин в интервью «Известиям» рассказал, что действующий закон о такси писался в основном под таксопарки в крупных городах, но он недостаточно учитывает интересы частных водителей, время от времени подвозящих пассажиров на личных автомобилях. Это разные модели бизнеса, и объединять их в один закон было ошибкой. А для частника на личном автомобиле все эти новые требования закона объективно невыполнимы. И это мы не вспоминаем ни про отсутствие медицинских и технических осмотров, ни про дикую стоимость страховки ОСГОП.
Потому очередной зажим «про локализацию» и воспринят так негативно — всеми участниками рынка. Мало того, коллеги стали замечать, что наша доблестная ГАИ время от времени опять проводит рейды — как по поиску нелегалов в такси, так и сплошные проверки тех, кто с «шашечками».

Выход — единственный, хоть и сомнительный? Снять со своей машины все признаки таксистского ремесла. Или — не надевать. Напомню, именно по этой схеме я работаю уже шестой год, используя возможности двух агрегаторов. Теперь появился и третий — самостийный. В нашем районе открылся чат, где можно заказать такси напрямую. И если в агрегаторах вы вряд ли встретитесь с одним и тем же водителем два раза, то здесь — наоборот. Все строится на полном доверии к конкретному водителю — с одной стороны, и к пассажиру — с другой. Так медленно и верно таксисты создают свою личную клиентскую базу — на каждый день.
Я сам, когда на линии, отправляю своих детей до школы с одним и тем же таксистом Артемом, нашел его как раз через этот чат. Живет рядом, катается на своей Киа — также сам постоянно возит своих отпрысков то в школу, то на танцы. А во время ожидания помогает товарищам. Надежный, корректный и в любую погоду — с идеально чистой машиной.
— Если кто и собирается уйти в тень, так я из нее и не выходил, — смеется Артем. — Когда сам становлюсь пассажиром, постоянно вижу, как много таксует обычных офисных клерков, просто по дороге на работу. А это же выгодно и таксисту, и пассажиру! Что плохого?
Появилось несколько чатов в Телеграме. Вечер буднего дня, из 3708 участников больше тысячи в сети — группа рабочая. Попутчики находят друг друга сами, и междугородные в том числе. Такси? Нет, не слышали.
Уверен, и сами агрегаторы также придумают какой-нибудь выход — ведь в век искусственного интеллекта живем! Коммуникации между людьми становятся все более продвинутыми. А есть ведь еще и смекалка!

Вот типичная картина у водителя «Макса» — оклейка только на заднем стекле. Она все равно позволяет получить минимальный приоритет в распределении заказов от агрегаторов. Но гаишники такую машину издалека как такси уже не признают.
А сколько еще напридумывают сами производители автомобилей, чтобы попасть в законное поле — к следующей весне! Китаец — он ведь хитрый!
«Рынок подстроится — однозначно!»
Пошел в китайский дилерский центр. Посидел в Omoda S5 больше чем за два миллиона рублей. Очень понравился салон. В таком не стыдно проводить по 12 часов в день за рулем. А может быть, даже полезно для здоровья?
Все сверкает и блестит и в Chery Arrizo 8 за три миллиона рублей с копейками. Отличный багажник — можно разместить, к примеру, чемоданы всех четырех пассажиров.
Но самый хит — Chery Tiggo 4 Pro за два миллиона рублей. Вот она, мечта таксиста! Все здесь удобно, эргономично и красиво!
— В сентябре прошлого года мой знакомый таксист взял такую в нашем салоне, очень доволен, уже накатал 30 тысяч километров, — рассказывает менеджер Роман. — Немного были дубовые задние стойки, стучали, но мы их прокачали по гарантии. Местный таксопарк недавно купил три Arrizo, причем когда уже было известно о локализации. А в чем проблема, если поставить машины в региональный реестр такси прямо сейчас? И еще есть целый год — бери любой новый автомобиль и регистрируй! Мало того, мы не видим особых трудностей и дальше. Chery теперь будет Tenet, его станут собирать в России. С каждым годом отечественных комплектующих на заводе в Калуге будет все больше. Все будет локализовано! Рынок подстроится однозначно, вы даже не заметите, как это произойдет само собой.

95% всех легковых перевозок в России осуществляют самозанятые, это подсчитали в их российском объединении. В чем же тогда в новом законе для них таится главная опасность?

Помните, еще пять лет назад мы рассуждали, какая, наверное, скоро появится госзащита для таксистов, как они объединятся да как «о нас все подумают». Восхитятся и наградят. Как минимум уважительным отношением и гарантированными пенсиями.
Этот же новый закон как будто кричит в лицо — вам мало агрегаторов-грабителей, дикой стоимости ОСГОП, повышения бензина, недоступности нормального автомобиля? Так мы еще вас и посадим за ту «баранку», которая нравится нам!
И все это под самым патриотическим предлогом — заботе о местном производителе. И это очередной сигнал, что про нас, простых таксистов, никто никогда не вспомнит — ни добрым словом, ни справедливым законом. А будут лишь вот так насмехаться.

«Прули» будут вне закона
Может быть, таксопаркам станет жить легче? Ведь этот закон, как говорят, написан под них. И ведь именно им придется менять свой одряхлевший автопарк — в ближайшие пять лет точно. Мы-то еще побарахтаемся на своих Тойотах в тени вокзалов-аэропортов — как минимум лет десять.
— Наш автопарк угадал с закупкой, мы уже приобрели десять новых Haval Jolion, и они как раз подходят под новый закон о локализации, — говорит Евгений Кивальдо, менеджер «Первого таксопарка», который работает в нашем городе с «Яшкой». — Эти машины уже показали себя неплохо. Уверен, в течение ближайших пяти лет китайский автопром приспособится и под эти новые реалии. Что же касается «Жигулей», мы ведь все с них начинали. У нас есть водители, которые работают сейчас на новых Vesta. Скажем так, до 10-30 тысяч километров новая Lada еще может отработать. Потом начинаются проблемы, как и у новых «Москвичей»... Кстати, в нашем регионе сейчас представлено все многообразие российского рынка: есть и японские машины, и китайские, и отечественные. А вот на Дальнем Востоке в такси ведь только правый руль. Понятно, что по закону о локализации тема «пруля» в такси будет закрыта через пять лет навсегда. Их таксопаркам придется тяжелее приспосабливаться к новым реалиям. И в первую очередь тем водителям, которые работают на своих машинах. Приведу пример: когда прошлой осенью вступили поправки в закон о такси — нужно было обязательно оформить самозанятость, сделать ОСГОП — отсеялось около 30% водителей. И это ведь только кажется, что в эту профессию идут одни «алиментщики». На самом деле у нас очень высокотехнологичная отрасль (можно сказать, iT-cфера), которая при правильном отношении каждому участнику рынка может дать высокий доход! Вот еще пример по иностранцам, которым также сейчас активно перекрывают дорогу в работе в такси. А зачем это делают? У нас есть классный водитель из Киргизии, эта страна — член Таможенного союза с Россией. Человек мечтает работать в нашем городе в такси, со всем справляется. Зачем ему жизнь усложнять? И если он уйдет из профессии, кто сядет на его место? Ему бы, наоборот, — помочь... В нашем городе пассажиры могут реально ждать часами вечера, пока пройдет час пик и цена снизится. И это ведь ежедневная война: водители жалуются на низкие цены, пассажиры считают их высокими. Новый закон о локализации точно не сделает перевозки доступнее, чем сейчас.
А что говорят федеральные эксперты? У нас ведь столько развелось обществ — и таксистов, и пассажиров, и потребителей. Как они-то проспали этот закон, который был применен так стремительно? Зашел в интернет, вот что понравилось (и не понравилось):
Инициаторы закона — глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев:
— Без применения дополнительных мер стимулирования спроса на продукцию отечественных автопроизводителей будут нарастать риски: потери существенной доли продаж российскими автопроизводителями и производителями автокомпонентов, как следствие — падение выручки, недозагрузка производственных мощностей и высвобождение работников, утрата инженерных и технологических компетенций и повышение степени зависимости сети такси от импортных поставок автомобилей, запчастей и оборудования.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин:
— Нам надо, безусловно, учесть, что частник, который работает в извозе, занимаясь этой деятельностью, не должен быть обижен. Для этого принято решение, что можно использовать свой автомобиль, пока он не выработает ресурс.
Исполнительный директор Национального совета такси Наталия Лозинская:
— Отрасль крайне удивлена принятием сразу во втором и третьем чтениях законопроекта, к текущей редакции которого у бизнеса и экспертного сообщества было множество претензий, которые мы неоднократно озвучивали. Очень много сегодня в Госдуме говорилось о поддержке отечественного автопрома и очень мало — о поддержке отечественной отрасли такси. Поддержка автопрома не должна идти в ущерб доступности и качеству услуг для граждан.
И так далее. Лично я уверен, что моей «Рюмочке» как раз хватит оставшихся трех-пяти лет, чтобы подзаработать на самый правильный автомобиль. Закон принят стремительно, но ведь и осенью казалось, что мы проснемся в новом мире — с новыми правилами. Но ничего существенного не произошло, я об этом рассказывал. Как говорится, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Да и как можно досконально проконтролировать в нашей огромной стране такую мобильную сферу, как такси? Особенно в век искусственного интеллекта и прочих гениев.
Мне вот все вспоминается Док из второй части «Назад в будущее», когда он прилетел на своем автомобиле — с колесами-крыльями. Что бы он рассказал «из нашего будущего» — про рынок такси в России через пять лет?

Уверен, Док бы посоветовал вернуться обратно. И не изобретать с такой скоростью новых законов, которые задуманы как будто «машина времени»: нажал на кнопку голосования и вмиг оказался в счастливом будущем, где все хорошие машины на планете — отечественные.
Коллеги, а что вы сейчас думаете брать для работы — какой локализованный вариант машины под такси вам больше всего нравится? Уважаемые пассажиры, а как вы — вмещаетесь в салоны современных «Жигулей»? Удачи на дорогах!