Так и с агрегаторами такси. Когда появилась эта совершенная система, никто не мог и предположить, что доходы таксистов упадут в три раза. Владельцы прежних служб такси вспоминают, как обрадовались удобному приложению в интернете. А когда система стала диктовать свои условия, осознали: «Аллигатор» уже их уничтожил. С милой гримасой: «не нравится, можете отключиться».
Высшая школа экономики выпустила свежее исследование рынка такси: количество москвичей, которые стали регулярно пользоваться сервисом, увеличилось в шесть раз. Основная причина — значительное снижение среднего чека на поездку (без агрегаторов он сегодня бы составлял 620 рублей).
Мы все пытались представить себе этого Макса (я уже говорил в прошлом материале, что так по-дружески мы будем называть одного из агрегаторов). И были в шоке, что диспетчеры на телефоне сидят в другом городе. Больше всего к агрегаторам оказались тогда не готовы именно бывалые таксисты.
Вот что говорит Иван, у которого с 2011-го по 2015 год была небольшая фирма такси в нашем районе.
— Сначала я работал в транспортной компании водителем, — рассказывает Иван. — Так нас перед выходом на линию всегда проверяла фельдшер: общее самочувствие, давление. Причем у врача была конкретная лицензия на выпуск водителей на линию: то есть другой медик или даже нарколог не имел права это контролировать, только специалист. Меня устраивала эта работа, но я всегда мечтал открыть свой бизнес. В такси он тогда строился лишь на раскрученном номере телефона. И в 2011 году купил такой у одной женщины за 400 тысяч рублей (14 тысяч долларов тогда). Для сравнения — в то же время одна московская фирма еле выкупила за три миллиона рублей один блатной номер у местного оператора связи. «Красивый» телефонный номер тогда был очень выгодной темой.
Иван снял небольшой офис, поставил многоканальный телефон и нанял девушек-диспетчеров, которым за суточную смену платил тысячу рублей. Или же работали на проценте — в зависимости от количества принятых заявок. Водителей со своими машинами Иван набрал по знакомству и по «бегущей строке» на местном телеканале. Набралось десять человек. Поначалу работали на рациях, потом стали звонить друг другу на мобильники. Иван давал водителям заявки, себе забирал 20 процентов от прибыли. Километр считался по 25 рублей. Иван понимал, что водители немного завышают цену и разницу кладут себе в карман, но закрывал на это глаза: деньги зарабатывались хорошие, копейки не считали. Все строилось на доверии. Правда, иногда диспетчер звонил пассажиру и спрашивал, сколько денег потребовал водитель по факту.
— В нашем достаточно большом районе тогда было 15 служб такси, — продолжает Иван. — И все прекрасно жили, потому что каждый старался для своих клиентов. Во-первых, был личный контакт. Человек звонил нам, то есть живым людям, и мы отвечали за его поездку. Во-вторых, была здоровая конкуренция — на районе каждый неминуемо узнавал про «косяк» любого таксиста. Ответственные водители на хороших машинах всегда ценились и нами, и клиентами. До сих пор помню, как родители отправляли своих детей только с Пашей или дядей Мишей. Многие клиенты так и говорили: «Этого нам больше не посылайте, у него воняет в машине. А у этого трясется подвеска — разберитесь с его тачкой!». Мы жили в своем районе и работали для его жителей. Наши машины были всегда под боком. Такси особенно необходимо в критические моменты — ночью уехать в аэропорт, утром до пробок стартануть на работу, забрать из больницы родственника… Наши машины можно было заказать заранее, и мы всегда старались не подводить — иначе клиент моментально навсегда уйдет к конкурентам. Тогда же разработали фирменный стиль, придумали крутой логотип, напечатали карты со скидками — пассажиры их очень ценили. Службы такси часто выкупали квартиры на первых этажах — под диспетчерские и комнаты отдыха. Тогда мы могли себе это позволить! Казалось, что ты сделал транспортную компанию на века и по наследству она перейдет к детям.
В то время многие районные фирмы обломились при попытке занять весь город. Трудно было зайти даже в чужой район: всегда с вопросом встречали местные. Да и как там удержаться? Постоянно нужны машины именно в этом районе.
— Мы хорошо сотрудничали с другими службами, — рассказывает о технологиях того времени Иван. — Есть у меня заказ в другом районе, тут же перезвоню в дружественную фирму, у которой там должны быть машины. И получу свои 5-10 процентов. Такси — это было ответственное дело живых людей... Агрегаторы его уничтожили.
Такого исхода никто не мог даже предположить. Бывалые таксисты не воспринимали всерьез приход Макса (поначалу он работал без приложения, через диспетчеров). А вот пассажиры тут же уловили разницу: в 2012 году доехать из моего района в аэропорт стоило 500 рублей, Макс сбил цену до 350 рублей (она такой осталась до сих пор!). И пассажиры начали пользоваться «новым дешевым такси» чаще, чем привычными таксопарками.
— Я считаю, что работа для водителя должна начинаться и заканчиваться в четко оговоренное время, — говорит Иван. — Это дисциплинирует человека, делает его ответственным, вводит в нужный ритм. Работник привыкает к своему графику. Я вижу, что один лучше работает днем, другой — ночью. С одним водителем можно отправлять детей, а другого я еще не знаю — новенький, непроверенный. Агрегатору не до этих нюансов! Он говорит: «Братан, тебя ждет полная свобода и много денег!». Мои таксисты купились прежде всего на эту мнимую свободу: каждый стал сам за себя. И это погубило в результате всех.
Наш город поначалу сопротивлялся первому агрегатору (а им, как вы уже догадались, был Макс). Была встреча всех владельцев служб такси, собралось около тридцати человек. Иван был на этом совещании: «все много говорили, ругались, грозились завалить этого гада». Но все было тщетно — к Максу валом уходили и клиенты, и таксисты. В соседнем областном центре водительская братия действовала агрессивнее: машины агрегатора начали сжигать, водителей избивать, даже отлавливали тачки на линии — угрожали водителям с пассажирами.
Я помню, как в наш город приезжал один из представителей Макса — хитрый и ловкий бородач. Он выступил по телевидению, грамотно ответил на все вопросы, успокоил. Главный посыл был — «мы в нашем Кургане придумали уникальную систему, которой уже пользуется весь мир. Почему ваш город все еще тормозит?».
В жесткой конкуренции с Максом фирма Ивана продержалась целых четыре года — в первую очередь за счет хороших личных отношений с постоянными клиентами и водителями. С тех времен несколько служб такси все еще остались на плаву — но живут во многом за счет корпоративных заказов.
И тут появился и Яшка (так мы условились называть другого агрегатора). Это было три года назад, его снова все восприняли с сибирским скепсисом: «Это же поисковик, какое такси? Мы уже полюбили Макса». Но Яшка начал ласково обрабатывать самое важное связующее звено транспортной цепи — таксиста с его автомобилем.
— Главное преимущество Яшки — доплата таксисту за короткий заказ, — продолжает Иван. — Раньше все старались взять максимально дальнюю поездку, потому что она дороже. А Яшка сделал выгодными именно «коротыши». Клиент тебе заплатил всего 80 рублей, а система тебе их посчитала за 150. Это был сильный удар по Максу.
Сегодня Иван работает сутки через трое на железной дороге. А в свободное время таксует по приложению агрегатора, который убил его бизнес.
В столицах агрегаторов больше, чем в провинции. У нас основных два — Макс и Яшка. Год назад появился третий, глобальный. Назовем его Юркой. Но он работает на системе Яшки — и водители, которые катаются по приложению «Таксометр», могут приехать как на заказ Яшки, так и на заявку Юрки. Иногда пассажиры удивляются: заказали машину в одной компании, а приехала совсем другая. Особенно это бросается в глаза, когда автомобиль оклеен.
Я не обклеивал свой Саксид 2005 года еще и по этой причине: абсолютно всеяден. Беру заказы от всех агрегаторов. К тому же подрядчики агрегаторов не берутся оклеивать старый автомобиль. Но даже если оклеят по особой договоренности, агрегатор может не выдать два бонусных балла — тачка не попадает под приоритет по году выпуска. Значит, в виртуальной очереди таксистов за заказы ты всегда будешь стоять в самом конце. А зачем тогда «палиться» офлайн? И привязывать себя к одной системе. Да, это чревато и скандалом. Даже в моем, не самом элитном районе пассажир точно возмутится, если вместо Яшки приедет Макс. Кстати, если наоборот, то может и промолчать.
Я год катался с Яшкой, и в принципе был доволен. Но в этом январе все-таки активировал аккаунт у Макса — за год простоя его не заблокировали. Мне звонили в самом начале и спрашивали, почему я не выхожу на линию, как только зарегистрировался. Отвечал, что пока не решился. Но потом никто «не долбил» — как это сейчас делают все банки, как только ты засветишь свой телефон.
Только заново пришлось загрузить документы и сфотографироваться. Макс требует селфи как на паспорт, не важно, в каком месте ты его сделал. Яшка просит фотку именно с кресла водителя. Оба не хотят, чтобы я был в черных очках и в шапке. Наверное, нужно улыбнуться. Так и сделал.
Уже писал, что Макс и Яшка — как две параллельные вселенные. Макс — лишь общая база заказов. Яшка — система контроля водителя.
— Катаюсь только с Максом, потому что не хочу быть рабом, — сказал мне один таксист. — Яшка делает все, чтобы ты с каждым днем все больше погружался в их систему. Бился за рейтинг, выигрывал все эти статусы. С Максом ты абсолютно свободен. Делай что хочешь!
Наверное, именно эта «полная свобода» со временем отвратила меня как пассажира от Макса. Все решил один случай. Поздно ночью выбирались от знакомых, нужно было вернуться домой всей семьей, с детьми. Подъехала убитая в хлам Королла и встала совсем у другого дома — пришлось идти до нее по сугробам. Именно с этой истории я, прежде чем садиться в такси, всегда задаю пару вопросов, чтобы «пробить водителя»: «Вы нас ищете? Туда же едем?».
В тот раз я начал наезжать на водителя — мол, чего он так далеко встал от нужного адреса. Говорю громко, он открывает окно, смотрит на меня... И я понимаю, что этот молодой парень абсолютно не здесь. Под кайфом. Причем глаза смотрят в упор, не мигают, но — не видят меня. Он абсолютно не понимал, что я ему говорю. Представляете, если бы мы сели всей семьей к этому чудаку — а ехать нужно было через весь город?
Снял его с линии: позвонил диспетчеру, продиктовал номер машины, сказал, что за рулем — наркоман под кайфом. Уже на следующий день мне позвонил какой-то координатор Макса, извинился, поблагодарил за бдительность, сказал, что его заблокировали совсем. Но вот у меня — как отрезало. С тех пор старался заказывать машины у Яшки или частной службы такси, и лишь в самых крайних случаях — у Макса.
А теперь и вовсе таксую с ним. Понял: в любой ситуации все всегда зависит лично от водителя. У Макса — много плюсов. Прежде всего ты чувствуешь себя хозяином положения. Некоторые наивные люди могут представить себя даже «хозяином города». Ты в реальном времени видишь все заказы по всем районам. Есть хорошая кнопка «Ближайшие»: там постоянно высвечиваются максимально близкие адреса.
И сам предлагаешь свои услуги, если тебе выгодно отправляться в поездку. Выбираешь поездку, и система назначает тебя — на конкурсной основе. Приоритет — у водителя с высоким рейтингом (он появляется после тридцатой поездки), обклееной машины, рекламы на окнах.
Но вот большинство клиентов Макса — как будто из прошлого века. У этой системы есть собственное удобное мобильное приложение для пассажиров. Но в нашем городе большинство пользуются этим агрегатором через телефон и диспетчера. Как правило, это люди старшего поколения.
Несколько опрошенных мной водителей раньше таксовали с Максом и перешли к Яшке — именно по этой причине: «Здесь у клиентов есть хотя бы смартфон, что говорит о минимальном уровне достатка».
— Подождите, но ведь сегодня смартфон есть у каждого, — наивно думал я.
Оказалось, вовсе нет. В первый же день с Максом я взял пригородный заказ в соседний поселок. Был в пяти километрах от него — решил быстро мотануться. И только потом увидел расхождение между тем, что показывает мне навигатор, и комментарием к заказу. Там было написано так: «Асфальтовый завод на въезде со стороны федеральной трассы». Проехал по федералке весь поселок — нет завода. Отправился по навигатору, он мне показывает точку где-то среди частного сектора, но также возле дороги. Я знаю, что любую центральную дорогу в деревне называют «федеральной» или «московским трактом». Поэтому предположил, что завод может находиться и там. Проехал километров пять, поспрашивал прохожих — нет здесь ничего, нужно возвращаться обратно.
Звоню клиенту, телефон недоступен. Я уже потерял 20 минут и рублей 50 на бензин. Подъезжаю к кафе на трассе: «Где у вас тут асфальтовый завод?». Официанты ничего не знают, отправляют через двор к сторожу Валентинычу. Еле добежал — из будки неожиданно выскочила дикая псина и чуть не укусила за ногу. Сторож спит — под мирный рокот телевизора. Бужу, извиняюсь: «Где тут у вас асфальтовый завод?». Валентиныч спросонья очень удивлен этим вопросом. Но вспоминает, что «это с другой стороны федералки». Нужно проехать до поворота три километра, а потом еще по гравийке километра четыре.
Отменяю заказ — указываю причину: невозможность добраться в указанное время. Еду обратно в город: злой и взбешенный. Что за бред? Навигатор должен точно показать мне не только адрес, но и место, где сейчас находится мой клиент — перед заводом, с обратной стороны или он уже печально бредет в мою сторону.
Именно это и ценишь в Яшке — когда клиент на смартфоне сам указывает, где он и куда ехать — а онлайн-карта у нас ведь одна! Здесь не может быть ошибок, разве что навигатор начнет искать с его точки зрения самый короткий, а на деле — непролазный путь. Так тоже бывает.
Моя бабушка живет за городом, в частном секторе, и вызвать к ней такси невозможно. Интернет слабый, приложение виснет. Приходится звонить. Яшка почти всегда отказывается ехать, а Макс приезжает через раз, да еще через раз с ошибкой.
Почему это происходит? Оператор из другого города начинает по карте искать названное клиентом место — здесь уже могут вкрасться несколько ошибок. Например, в окрестностях нашего города есть два поселка Западный и два района с названием Березовый. Разумеется, тезки находятся друг от друга максимально далеко — можно сказать, в разных частях света. О чем думали маркетологи строителей? Неужели ни в русском, ни в английском, ни в других языках больше нет слов?
То же самое и с улицами: Радужная есть в двух разных поселках, которые относятся к одному поселению. Но расстояние между двумя улицами с одним названием — почти 10 километров! Знаю, что водители Макса не раз там обламывались.
Зачем таксисту, хлеб которого — скорость и точность, весь этот геморрой? Так сложилось, что в нашем городе Яшку стали заказывать в первую очередь владельцы смартфонов. Большинство пользуются именно мобильным приложением, с подключенной к нему банковской картой. Ты довозишь до места, и деньги автоматически перечисляются Яшке. Макс, наоборот, все еще работает как большая служба такси с раскрученным телефоном — большинство заказов действительно приходят через оператора и за наличные. Здесь важно, чтобы на водительском аккаунте в системе Макса всегда были деньги — рублей 200, чтобы система могла вычитать из них свой процент.
В системе Яшки положить деньги себе на счет нельзя, можно только их заработать, взяв заказ по карте. Выполнил заказ, пополнил счет, и тебе открывается возможность брать клиентов с наличными. Иногда приходится помотаться по городу в поисках этого клиента, который своим заказом по карте пополнит твой счет. Это самое неприятное в нашей работе. Холостой пробег, потерянное время.
У Яшки приоритет — ключевой фактор. Машина с большим приоритетом получает «корону» и берет лучшие заказы первой. Таксист вынужден постоянно работать на свой рейтинг. Он складывается из активности: сколько времени в день ты работаешь, и рейтинга от пассажиров (каждый из них может поставить свою оценку или пожаловаться). Не так давно Яшка сделал осязаемые уровни — бронза, серебро, золото и платина. За каждый заказ система начисляет тебе баллы, которые подсчитываются в конце месяца. Уровень дает скидки и преимущества: чем выше уровень, тем их больше.
Набранный уровень действует весь следующий месяц. Если в марте накопил на бронзу, то она продержится и в апреле. Бронза — 30 баллов. Особых привилегий нет, разве что тебе выдают банковскую карту водителя с кэшбэком в 7 процентов и скидками на заправку и еду. Пока еще ни разу этим не пользовался.
Серебро — 300 баллов, дает приоритет при распределении заказов. Золото (за 800) и платина (за 1000) кроме прочего предполагает компенсацию неоплаченных заказов. Если клиент сбегает, не заплатив, Яшка дарит возможность поработать несколько часов без комиссии сервиса.
Понятно, что все эти «медальки» тебе приятны. Но лучше бы Яшка открывал стоимость поездки до ее начала. Но этого в обозримом будущем не будет. Недавно один ютюб-канал поговорил с разработчиками Яшки — в самом логове этого ящера. Пацан-программист уверенно сказал, что чем больше информации о заказе известно таксисту, тем выше вероятность его отказа. Вот по этой причине Яшка и не показывает таксисту стоимость поездки — он видит ее лишь в конце.
Пока самый выгодный вариант — совмещать двух аллигаторов-агрегаторов. Знаю таксистов, которые умудряются делать это даже на одном смартфоне. То есть включают оба агрегатора и смотрят, какой заказ выгодней. Тоже так пробовал — неудобно. Отказываясь от назначений Яшки, постоянно снижаешь свой рейтинг и активность. У Макса также есть режим авто, когда система предлагает тебе самый близкий заказ. Но работать одновременно на двух системах муторно, неприятно, да и нечестно. Яшка постоянно ратует за то, чтобы таксист имел возможность отдохнуть, — система отключает тебя от заказов после 12 часов на линии.
Проще знать предпочтения людей в каждом определенном районе. Лично я удивился количеству поклонников Макса в утренние часы в нашем рабочем околотке. За пару часов легко собрать «грязными» тысячу рублей. Опять же, в центре интересней работать с Яшкой по вечерам — система на высоком спросе повышает стоимость каждого заказа от 250 рублей.
А с каким агрегатором работаете вы? На каких условиях в вашем городе? Друзья, расскажите, пожалуйста, особенности Gett, «Везет», «Ситимобила» и других — у нас в городе их просто нет. Или пока нет. Пока! Удачи на дорогах!
Тема следующего поста: выживание таксиста. Как продержаться за рулем сутки?