Оказалось, есть нюансы в упоминании агрегаторов в интернете. Потому дальше две основные системы в нашем городе буду называть их брутальными именами — Макс и Яшка.
Каста шоферов
Недавно подвозил водителя «ГАЗа» из Нижнего Новгорода — у автозавода есть сотня своих шоферов, которые доставляют новые автомобили покупателям в регионах. Бывалый мужик, каждый месяц по две командировки по разным городам: от Грозного до Хабаровска. Да еще на необкатанной машине. Довез его до рынка — побежал перед самолетом домой купить гостинцев: рыбный балык и сало. Говорит, у них такого вкусного нет, да и дороже все. Водила — из наших, бывший таксист.
— Старшее поколение в Нижнем до сих пор обращается только в местный таксопарк, — смеется он. — Потому что в их кнопочных телефонах с тех времен записано лишь одно «такси». И номер этот они помнят, еще когда звонили по нему со стационарного. А те ребята умудряются держать прежний ценник — только одна подача машины стоит 60 рублей, и сама поездка дороже, чем в агрегаторе. Но люди к ним привыкли, вот и обращаются. Причем везде по стране лютует Яшка: во многих «миллионниках» про Макса даже ничего не слышали. В некоторых регионах все еще «лихие 90-е». А есть в стране города, где до сих пор полный «совок»: и машины, и службы такси — все по старинке. Например, Абакан. Да и люди там все еще — советские…
Я вот помню те «Волги», сделанные на родине этого мужика, — с зелеными лампочками в правом верхнем углу лобового стекла. Именно с них и начиналась наша профессия. В 80-е годы водители — суровые мужики в кепках и кожаных куртках. В больших городах были таксопарки со всей сопутствующей инфраструктурой: гараж, ремонтная мастерская, мойка, столовая, диспетчерская, комната отдыха с неизменным фикусом или пальмой. Где-то стоял даже бильярд или настольный теннис. Выйти на линию — значит с утра оказаться в коллективе таких же, как ты, водителей-профессионалов. Шоферы — это особая каста, уважаемая, привилегированная самим наличием автомобиля. Пусть даже и служебного.
В детстве мы в своем городке такси могли вызвать только по исключительному случаю. Своей машины у нас не было — как и у всех семей пацанов во дворе. Но когда мы с батей поехали выписывать маму и моего младшего брата из роддома, то заказали такси. Я гордо сидел на заднем сиденье и воображал, что этот невероятный человек за рулем везет сейчас именно меня — конечно, на боевое задание. Таксисты казались небожителями. У них были очень статусные по советским временам вещи: машина, левые деньги, и да — вот эти кожаные куртки.
Как строился их день? Пройти медосмотр, получить наряд, откатать до обеда. Потом столовка: суп, жаркое, неизменная трубочка с кремом. Потом опять на линию или в гараж, ремонт сцепления или еще чего, покурили-поболтали, вечером — по пиву.
Таксисты стояли на вокзалах, в аэропортах, возле больших магазинов. Можно было вызвать машину по телефону, занять очередь на специальных стоянках или же поймать на улице. «Побармить» никто никогда не отменял. Пожалуй, лучше всех тех таксистов сыграл Сергей Гармаш в фильме «12».
Лихие годы в трениках
В 90-е «зеленый огонек» заменили «шашечки». Кто-то рисовал их сам, кто-то выставлял на лобовухе игровое поле от шахмат. Появились иномарки. Никогда не забуду, как впервые увидел Тойоту с правым рулем. Я переходил улицу по «зебре» и дико заорал на тачку, которая неслась на меня: человек на привычном месте водителя отпустил руки с руля и сморкался в платок — и это на полном ходу! Понятно, что на «пассажира», который сидел рядом и рулил на самом деле, я даже не обратил внимания. Шок!
А сколько было историй про потайные чудеса японской техники — один шофер на полном серьезе рассказывал нам, уже студентам, что если сейчас он разгонится под двести, то из передней панели выползет черный гробик и заиграет траурная музыка. Мы верили и просили так не разгоняться…
Те таксисты были наглые, жесткие, могли кинуть в любой момент. Правда, кожаный стиль уже уходил — в моде были спортивные костюмы. Вокзалы и аэропорты были под полным контролем водил в трениках. Только выйди на перрон, получишь массу настойчивых предложений «договориться и очень быстро доехать». Каждый рейс или прибытие поезда контролировались профессионалами раскрутки. Тебя сканировали с первых секунд появления в зоне встречающих — и дальше вели, как профессионалы психоанализа.
Мой приятель приехал поступать в наш город в техникум из деревни, решил шикануть и доехать до родственников на такси: жили они минутах в 15 езды от вокзала (в районе с названием «Красные казармы»). Бомбила возил его по городу полтора часа и в конце концов высадил в пригороде возле воинской части — «вот тебе казармы». Наш абитуриент отдал ему все свои деньги, а обратно добирался пешком… Лучше всех тех персонажей сыграл, конечно, таксист из «Брата-2»: «Где твоя родина, сынок?». И таких персонажей все еще можно встретить почти в каждом городе.
Новый век
А в нулевые пришли частные таксопарки, которые еще успевали следить за техническим прогрессом. Для связи с пассажирами они использовали сначала пейджеры, потом короткий номер для СМС — клеили его на двери и заднее стекло. Это было прекрасное время для транспортных компаний, они открывались друг за другом: и общегородские, и с прицелом на один район. «Золотые» телефонные номера (все «двойки», все «тройки», «все пятерки» и т. д.) были раскуплены за очень большие деньги... Я снимал в то время квартиру, в которой был стационарный телефон с красивым номером — он лишь на одну цифру отличался от известной службы такси. Это была жесть! Телефон разрывался каждую минуту, я даже выключил потом у него звонок.
Помню, как-то работал в офисном центре, и на наш этаж заехали диспетчеры одной небольшой службы такси. Две милые девушки-диспетчеры, хозяин в хорошей дубленке и человек десять водителей со своими машинами — они постоянно менялись. Мужики любили занимать с кроссвордом подолгу общий туалет, играли друг с другом в лото и каждый пытался соблазнить диспетчеров. Маленькая фирма, но дела шли хорошо — в праздники они весело выпивали, а потом ходили нарываться к офисным клеркам. Не без драк, да. Наша контора заключила с ними договор: после каждой поездки нужно было заполнить два бланка — для своей бухгалтерии и для такси. Помню, все это было долго и неудобно. К тому же работали они на рациях — постоянно таскали их по коридорам, боялись оставить в машине, чтобы не украли. Лысый таксист с первых выпусков ТНТ (его, кстати, все тогда смотрели) лучше всего подходит для иллюстрации того времени.
В десятые годы уже началась глобализация, но пока на местном уровне. В нашем районе все приличные службы такси скупила одна компания. Запулили хорошую рекламу: тупо заняли проходные места — билборды, доски объявлений у подъездов — и постоянно крутили ролики по радио и ТВ. Это было хорошее время для такси. Поездки — дорогие, а бензин дешевый: 12-16 рублей за литр. Народ заказывал машину при острой необходимости, в основном передвигались на маршрутках. Кстати, опытных таксистов тогда некоторые компании даже устраивали на белую зарплату…
А потом пришли агрегаторы.
С правами другого государства
Сегодня агрегатор четко предлагает каждому таксисту свою роль в его игре. Выйти на линию может любой обладатель водительских прав. Причем не только выданных в России. Граждане государств Таможенного Союза также могут водить автомобиль на территории нашей страны, и даже со своими правами. К сожалению, эту лазейку стали использовать наши водилы, которых лишили прав в России: им «достают» права союзных государств.
Причем часто это единственный заработок на большую семью приезжих. Такие таксисты всегда трудолюбивы, работают каждый день и по максимуму. Часто они приводят в таксопарк своих родственников, и те честно стараются «не подвести». Многие из них совсем не понимают по-русски, не знают город, а едут, целиком полагаясь на подсказки навигатора.
Макс выпустил такую памятку: если ваше имя очень сложно написать на кириллице в нашем приложении, найдите ему аналог в русском языке — чтобы пассажиры изначально реагировали на вас положительно. Так, например, Кудратулло запросто стал Кондратием (я его знаю лично).
Рабство без паспорта
Нет машины, есть права? Добро пожаловать в такси! Дмитрий увидел объявление в интернете — набор водителей для развоза по домам сотрудников разных компаний. Подумал — непыльная работа, возишь одних и тех же людей по известному маршруту. Но это был маркетинговый ход: оказался он в обычном такси. Выйти на линию ему предложили тут же, в залог попросили паспорт — «Мы же вас не знаем, а вам отдаем свой автомобиль».
— На смену выходишь на сутки, — рассказывает Дима. — Тачка — Ниссан Альмера, в меру ушатанная. Должен фирме за машину в будни 2300 рублей, в выходные — 2500. Бензин покупаешь на свои — я заправил на тысячу. А получил за сутки на руки меньше 500 рублей! Подумал, первая смена, может, не привык еще, не приспособился. Приехал на следующий день, разговорился с коллегой. Решил сразу уходить, а он мне говорит: «Так тебе, чтобы выкупить паспорт, нужно еще отъездить 12 суточных смен»… Я читаю договор — и точно, там это прописано, но вчера я абсолютно не обратил на это внимания: был согласен на все, лишь бы дали машину. Правда, есть другой вариант — можно вернуть паспорт, если заплатить 2000 рублей. Я их насобирал, выкупил паспорт и прямиком в полицию — это же полный беспредел! А там уже все знают про эту фирму, видать, с такой проблемой не первый человек обратился...
Это такси работает по номеру телефона, не по агрегатору. Потому заказов мало, ночью у Дмитрия их не было совсем. Получается, водитель отдал в залог паспорт, заправил на свои деньги машину, а потом сидел в ней, грелся — и ничего не заработал. Веселый аттракцион придумали эти ребята: «Заплати нам, чтобы почувствовать себя таксистом!». Круглосуточное шоу — с живыми людьми на привязи.
Вот за это спасибо агрегаторам, что хорошо подвинули с дороги подобную шваль. И оградили пассажиров от мошенников. С каким настроением везет их таксист, который мечтает лишь о том, чтобы забрать свой паспорт?
Правда, тот же Яшка также предлагает выкупить у него смену на 12 часов. Но это честная схема. В моем городе на «Экономе» ты платишь агрегатору 728 рублей, и дальнейшие 12 часов с тебя не удерживаются никакие комиссии. Работаешь только на себя. Можно выкупить смены сразу на семь дней: стоит это 4335 рублей.
— Это выгодно, если ты делаешь за 12 часов больше 30 заявок, — рассказал мне один таксист, который работает именно так. — У тебя всегда высокий рейтинг и активность, поэтому при распределении заявок ты всегда в приоритете. Зарабатываю по 6000 рублей «грязными» за смену. «Чистыми» остается 4500… Жить можно!
— Я за 12 часов спокойно делаю 40 заказов, — так в комментариях к прошлому посту отозвался таксист на Ларгусе. — Не важно, сколько выходит по деньгам, Яшка докидывает до 6200. То есть сделал 40 заказов, а по деньгам всего 5000, то 1200 тебе доплатят.
Про «гарантированный доход» от Яшки вместо прежних «бонусов» за короткие поездки подробнее напишу отдельно.
Таксопарк
Два главных агрегатора, которые есть в нашем городе, абсолютно по-разному относятся к таксисту. Макс подает себя как базу данных, к которой может подключиться любой желающий с правами — себе система берет от 10 до 15 процентов от каждой поездки в зависимости от того как был принят заказ: автоназначение или выбран из списка, есть ли обклейка, висит ли реклама... Без фотоконтроля система забирает себе и вовсе 20%. Яшка, наоборот, ведет себя как хозяин положения: моя система, моя карта, мои условия. Комиссия отличается в зависимости от города — в Москве от 16 и до 20,47 процента. Друзья, напишите, пожалуйста, в комментариях — какой процент себе забирает агрегатор в вашем регионе, сравним вместе.
Власти уже несколько лет на разных уровнях ведут разговоры о том, чтобы со временем выплачивать каждому таксисту с высоким рейтингом минимальную зарплату. Многие коллеги тогда восприняли это обещание как должное: раз мы работаем на агрегатор, пусть он и относится к нам как работодатель. Опять же, все прописано в законе — размер минимальной зарплаты на этот год установлен в размере 12 тысяч рублей. Почему бы не платить их таксистам, чтобы они не сдохли с голоду? А все остальное — гонорары. И всех бы устраивала такая система. И таксист быстрее копил бы денежки на новый автомобиль. И у него был бы оплачиваемый отпуск. Правда, такой же, в 4000 рублей, от которого я и сбежал в такси.
Звоню Сергею, директору нашего таксопарка. Кстати, он, как и я, решил не обклеивать свою машину опознавательными знаками такси — чтобы быть неприметней.
— Перевозка пассажиров на коммерческой основе относится к сфере услуг, а значит, по федеральному закону 54 в каждом автомобиле должна стоять онлайн-касса, — говорит Сергей. — Говорят, в этом году на это начнут обращать пристальное внимание. Чтобы каждый рубль с наших поездок был виден государству. Как будто мы так много получаем, что даже с этих копеек будем обязаны платить все налоги! Пока непонятно, обяжут ли каждого таксиста оформляться как ИП. Юридическим лицом может быть лишь таксопарк, который должен на все свои машины ставить онлайн-кассы. Или подключать все машины к одной кассе через приложение в смартфоне. Я узнавал, обслуживать всю эту онлайн-систему стоит примерно столько же, как содержать машину.
В нашем городе уже начались повальные проверки ГИБДД. Конечно, ловят в первую очередь машины с обклейкой. Требуют лицензию на оказание транспортных услуг. Ее нет у большинства таксистов, особенно тех, кто работает с Максом. Какая лицензия, если ты просто подключен к базе заказов?
Пока же быть при таксопарке со своей машиной — одна из самых удобных форм. Наверное, и в дальнейшем все взаимоотношения с государственным оком проще будет вести через таксопарк — пусть они заморачиваются с лицензиями и онлайн-кассами. Наше дело простое — крутить баранку. Мы как хоббиты — несем свое кольцо, а вы уж, пожалуйста, как «братство» нас прикройте от всех орков Мордора.
Тем более что мы платим вам от трех до десяти процентов с каждой поездки — Яшка принципиально не вмешивается в условия работы своих партнеров. Кстати, у нас в этом году появилось много таксопарков, которые активно сбивают ставку именно до пяти процентов и ниже. Сергей говорит, что скрупулезно считали: уже при пяти процентах таксопарк долго существовать не сможет. Поэтому на откровенный демпинг стараются не отвечать. Как правило, парки с такой выручкой быстро умирают. Но остальным гадят порядочно. Как только регистрируешься в одном таксопарке, тебе тут же начинают названивать диспетчеры других фирм, предлагая более «выгодные» условия.
Таксопарк — это местный партнер Яшки. Его главная задача — подключить к услугам сервиса водителя со своей машиной: оценить и его самого, и технику, понять, не подведет ли. А таксист может никогда в жизни не встретиться ни с представителями парка, ни со своими же коллегами. Но он всегда чувствует их незримую поддержку. Так спокойней на дороге.
И поддержка может быть зримой. Директор таксопарка видит на своем экране всех своих таксистов, их километраж, количество клиентов, доход. Он может вмешаться в спорную ситуацию. Например, когда пассажир сбегает из машины — в нашем городе такие случаи происходят регулярно. Таксопарк может отменить эту заявку, чтобы водитель не оплачивал ее из своего кармана — и системе, и парку. Понятно, что клиентский рейтинг сбежавшего негодяя также подпортят.
Самозанятый
В системе Макса ты просто водитель с правами и машиной, здесь нет таксопарков. В системе Яшки — ты можешь сам стать его партнером. Как ИП таксист будет платить комиссионные только сервису — от 10 до 14 процентов, в зависимости от города, тарифа и дальности поездки. В некоторых регионах можно оформиться как самозанятый. Для этого нужно скачать на смартфон приложение «Мой налог». Яшка обещает первые полгода дополнительный приоритет в распределении заказов. Нет комиссии парка, деньги с баланса можно сразу же переводить на банковскую карту и весь доход будет считаться официальным. Но комиссия самого сервиса — такая же, как и в таксопарке. Сэкономить можно на налогах: 4% самозанятый платит с обычной поездки и 6% — при работе с юрлицами.
Я разговаривал с таким таксистом, самозанятым уже второй месяц. Пока он очень доволен. Приоритет действительно есть — на линии практически не простаивает. Правда, и налогов всех он пока еще не платил. За каждую поездку самозанятые получают еще и дополнительный балл и быстрее могут повышать свой уровень.
Высокий приоритет — и система не оставит тебя без работы. Его можно повысить, купив более новую машину и уйдя в «комфорт». Можно обклеиться или поставить лайтбокс на крышу. А можешь ничего этого не делать, а просто быть на острие пассажирской атаки. Нет других машин, значит, все равно обратятся к тебе. Как говорится, важно быть в нужное время в нужном месте.
P. S. Конечно, есть еще самый прекрасный вид таксистов — женщины. Обязательно посвящу им отдельный пост. А пока — милые дамы, всей шоферской братией поздравляем вас с праздником Весны! Будьте такими же прекрасными и непредсказуемыми! В подарок — песня и клип про таксиста.
Пел и снимался сам, пять лет назад занимался доставкой на Степвагоне, пытался таксовать с «шашечками», про это тоже как-нибудь расскажу.
Читайте в следующем посте: Агрегаторы — как аллигаторы. Как они заходили в наш город. С кем выгодней? Удачи на дорогах!














