Или особенности суперселекта в зимнюю непогоду.
Вот уже третья зима в достаточно суровых условиях ДВ.
Снега в этом году выпало неожиданно много (особенно для сравнительно бесснежного Хабаровска), особливо запомнились 2 последние недели ноября 2014г – дороги просто превратились в непролазную снежную кашу, чистить которую явно никто не спешил, а тротуары вообще исчезли как класс.
Особенно запомнился вечер понедельника: брошенные посреди центральных улиц заметенные снегом машины, нечищенные от снега дворы и сильный шквалистый ветер со снегом…
Как проявила себя Элька?
Ну во-первых межосевой диф сразу решено было заблокировать (4HL). Конечно, можно гонять по бездору и в 4Н, но раздатке это не полезно (вискомуфта греется), да и жесткая механическая блокировка для говен надежнее.
Особенность суперселекта в том, что блокировка межосевого дифа происходит не сразу (как в парттайме), а спустя 3-7 метров – т.е. нужно озаботиться о его включении заранее, а не тогда когда уже поздно. Хотя иногда блокировка включалась сразу. В инструкции написано, что это особенность суперселекта.
За все время снегопадов Элька нигде ни разу не встрял – реально прет как колесный танк. Все дни непогоды пробивал дороги на парковки и во дворах. Достаточно без лишней скромности сказать, что на работу за рулем в дни разгула стихии ездил только я один. И в гордом одиночестве высился на парковке…
Жалею только, что послушал официалов и нацепил колесики 245/70 R16, а не что-нибудь более крупное – по снегу грести было бы сподручнее и смотрелось бы солиднее. А вообще Нордман Сув показал себя с лучшей стороны. Однако те, кто считают, будто шипы решают все проблемы несколько ошибаются. Да, несколько раз шипы меня реально выручали, но выше определенной скорости Вас не удержат никакие шипы. А с липучкой на таком катке вообще было бы тяжко (раньше ездил на липучке пока не попробовал шипы).
Один раз, правда, повис на диагональном свешивании. Думал хана, но реально выручила межколесная блокировка – проехал хоть и со второй попытки, но без проблем. А вот повисший несколькими метрами правее на том же бруствере от того же грейдера и в таком же положении Хай прошлого поколения пришлось откапывать и выталкивать – без межколесной блокировки сам не выбрался. Признаюсь, для меня это было действительно неожиданно: никак не ожидал от него при колесах такого диаметра (фотку потом выложу).
Теперь о впечатлениях.
Парттайм (4HL), кто бы что не говорил, ИМХО имеет худшую управляемость чем 4Н. Если входишь в поворот да еще и при нажатом газе – однозначно тащит на встречку. В снежной каше и на гололеде эффект усиливается. Без газа тоже впечатления весьма специфические. На 4Н такого не случалось. Так же при заблокированном дифе (4HL) при любых маневрах машину «возит». Так что делайте выводы, дамы и господа.
Чтобы не спорить с теми, кто с пеной у рта доказывает, что авто без жестких блокировок тоже на что-то способно, достаточно вспомнить вторник после снежного понедельника, а именно, какой транспорт ездил по снежной каше и целине (местами глубиной выше колена) без посторонней помощи: большинство «паркетников» и им подобных так и остались в заснеженных дворах ждать расчистку улиц.
Чего не хватает Эльке для полного счастья? С моей, сугубо субъективной точки зрения, подогрева руля и принудительной блокировки переднего межколесного дифа (на всякий случай).
О принудительной передней м/ж колесной блокировке задумался опосля последнего снегопада: хотя прецедентов не было, но «а вдруг?» ;)
В интернете напоролся на ДАК. Отзывы на самом сайте конечно только позитивные (оно и понятно) но читал на других сайтах, что долго они не живут + страдает управляемость. А цена, в принципе, вполне приемлемая.
Вот сижу и думаю – а стоит ли пробовать?
Еще один немаловажный зимний вопрос «Почему дизель долго греется?»
Задают его обычно те, кто не знает, что КПД дизеля почти в 2-3 раза выше, чем у бензинки много энергии которой уходит с выхлопом и охлаждающей жидкостью. В советские времена была такая очень хорошая книга «Энциклопедия юного техника». Так там этот процесс был очень наглядно показан в цветных картинках.
То, что дизель без нагрузки греется медленно – факт уже давно известный и связан со спецификой самого дизеля, а не с данной конкретной модификацией. Ежу понятно, что многоцилиндровый дизель большого объема будет греется несколько быстрее, но все же не столь шустро, как бензинка.
Вывод только один: не мучайте себя (ехать в холодном салоне удовольствие то еще) и машину (холодные пуски еще никакому двиглу здоровья не прибавили) – поставьте котел и радуйтесь жизни. Да еще и расход топлива снизится т.к. у прогретого двигателя он ниже раза в полтора.
И еще на последок: некоторые граждане говорят, что металл у Эльки якобы тонкий. Встречный вопрос – назовите «свежую» иномарку у которой он толще. Я не Белаз и не Краз имею ввиду.