В прошлом материале мы рассказали о номерных знаках стран Азии и Австралии. Сегодня продолжим цикл историй и поговорим о регистрационных табличках стран Америки.
В этой стране можно встретить самые разнообразные номерные знаки — от строгих белых табличек с черными буквами на юге до настоящих художественных шедевров и даже нестандартных форм — на севере. Но везде в Америке государство очень строго следит за регистрацией, уплатой налогов и содержанием регистрационных знаков.
В одном из самых автомобилизированных государств мира регистрационные знаки за 125 лет своего существования стали играть чуть ли не большее значение, чем сами машины. Первые номера делали и ставили из чего угодно и куда угодно. Это могли быть кожаные, фарфоровые, резиновые и просто нарисованные таблички, обычно двух контрастных цветов. Первая стандартизация прошла в 1920 году, после которой граждане должны были ежегодно получать новые знаки, подтверждая таким образом регистрацию, уплату налогов и штрафов, оформление страховки. Сейчас ту же функцию выполняют наклейки на номере (они также могут наноситься на лобовое стекло), которые стоят около $75 и должны обновляться раз в год или в два. В 1956-м США присоединились к международным договоренностям о едином формате номеров, и с этого момента в стране стали использовать знаки размером 6х12 дюймов.
Как и многие вещи, подлежащие госрегулированию, регистрация автомобилей относится к юрисдикции штатов, каждый из которых устанавливает свои собственные правила. Федеральные номера выдаются автомобилям, принадлежащим государству, а также машинам дипломатов. Вообще не имеют стандартных регистрационных знаков (только номер подразделения) машины почтовой службы и тактические транспортные средства Вооруженных сил США.
В большинстве штатов используют знаки, на которые буквы и цифры нанесены краской и/или тиснением. У каждого своя цветовая гамма и шрифты, а основной фон по сложности изображений и переходу тонов может напоминать картину. Также от штата к штату меняется количество цифр и букв на номерах. Причем внутренние стандарты вводились в разное время. Так, в Делавэре и Род-Айленде из-за низкой плотности населения используют знаки с шестью цифрами. Но большинство штатов имеют номера, в которых сочетаются буквы и цифры: семизначные 1AAA111 и AАА1111 в Калифорнии, AАА 1111 или AАА-1111 в Аризоне, Вирджинии, Вашингтоне, Джорджии, Мичигане, Нью-Йорке, Огайо, Пенсильвании, Северной Каролине и Техасе; A11-1111 в Иллинойсе и 1AА1111 в Мэриленде; шестизначные AАА-А11 во Флориде; несколько штатов (Айова, Аляска, Арканзас, Висконсин, Гавайи, Индиана, Западная Вирджиния, Канзас, Кентукки, Колорадо, Луизиана, Миннесота, Миссисипи, Небраска, Оклахома, Орегон, Северная Дакота, Южная Каролина) используют форматы AАА-111 или 111-AАА. Некоторые цифры или буквы обозначают округ регистрации, а большинство табличек содержат название штата, его сайт либо лозунг.
Новый Свет даже в таком простом деле, как обозначение номерных знаков, отличается от Старого. В Америке госномер называют license plate, в то время как в Англии — number plate. Примечательно, что одно из значений слова license — «отклонение от правила». Таким официальным отклонением стали индивидуальные номера — vanity plates. Их можно выбрать на сайте департамента транспорта, ввести данные уже зарегистрированного автомобиля и после оплаты получить таблички по почте. При этом оплачивается само изготовление и доставка (около $50–120). Желающих тратить такие деньги не очень много, потому с индивидуальными номерами зарегистрировано менее 4% автопарка страны.
Обычно в качестве основы vanity plates используется один из нескольких вариантов стандартных табличек с ограниченным количеством знаков, а вот буквы и цифры могут быть любыми — главное, чтобы их сочетания уже не использовались в данный момент. В некоторых штатах исключением являются символы I, O и Q, поскольку их можно принять за единицу или ноль, и повсеместно нельзя использовать ругательства и другие оскорбительные значения.
После официальной замены серии табличек, изменения регистрации или просрочки платежа (за это нужно уплатить штраф порядка $200) через какое-то время номера становятся недействительными. Часть из них сдают в департамент транспорта, и тогда знак может стать собственностью любого, кто захочет им владеть. Но гораздо чаще автономера становятся просто жестяными табличками, представляющими ценность исключительно в качестве сувенира. Именно поэтому в других странах такое количество американских номерных знаков. Причем по-особенному к ним относятся не только в самих Штатах, но и во всем мире. У нас, например, им посвящены отдельные сайты, форумы и страницы в социальных сетях, а сами таблички являются гордостью их владельцев, даже если висят совсем не на автомобиле.
Система автомобильных номеров в Канаде очень похожа на таковую в США. Регулированием занимаются власти штатов, графств или провинций. Для каждого региона предусмотрен свой дизайн, цвет, символика или слоганы. Так же, как и в США, для проверки статуса автомобиля и владельца используются наклейки, которые должны обновляться ежегодно или раз в два года с уплатой всех сопутствующих налогов и взносов. Для мототранспорта, грузовиков и спецтехники могут действовать и другие форматы. Без наклеек вообще обходятся Квебек и Саскачеван, где номера проверяются онлайн. Основное отличие от США — существование так называемых транзитных номеров, которые печатаются на бумаге и действуют 10 дней. Их выдают при перерегистрации автомобиля, если он не прошел инспекцию по вредным выбросам.
Из-за меньшей плотности населения большинство канадских знаков содержат 6 символов в формате AAA-001 и выдаются они в порядке возрастания (за исключением использования букв I, O и U, чтобы избежать путаницы с 1, 0 и V). На семизначные номера пришлось перейти в штате Альберта. Онтарио сделал то же самое в 1997 году, и по состоянию на середину 2016 года очередь дошла до номеров, начинающихся на С. В провинциях Альберта, Ньюфаундленд и Лабрадор, Новая Шотландия, Нунавут, Остров Принца Эдуарда, Квебек, Саскачеван и Юкон и в Северо-западных территориях номера должны стоять только на задней части транспортного средства, а в остальных провинциях необходимы номера и сзади, и спереди.
Индивидуальными номерами, их еще называют «престижными», в Канаде увлекаются менее 3% автовладельцев, а в Квебеке, Ньюфаундленде и Лабрадоре таковых вообще не предусмотрено. В остальных же провинциях можно выбрать из имеющихся вариантов дизайна пластин и разместить на них ограниченное число символов. Стоят они недорого — до 50 канадских долларов за изготовление. Половину от этой суммы нужно оплачивать ежегодно за использование. Примечательно, что большинство табличек vanity plates изготавливают школы, университеты, спортивные клубы и другие организации. Реже и по поводу каких-либо примечательных дат это делают сами власти. Например, к столетию Канадской конфедерации или Олимпиады. Деньги, заработанные на продаже индивидуальных номеров, идут на благотворительность.
По регистрационным знакам в Канаде можно определить, представителю какой власти принадлежит автомобиль. В столице номера федерального правительства начинаются с FDx-111. Там же исполнительная власть провинции использует стандартные таблички с черно-желтой наклейкой, которую прозвали «шмелем». У членов парламента номера MHC-111, у сенаторов — SEN-111, министры используют комбинацию CAN-111, а премьер — CAN-001.
Особые номера имеют автомобили инвалидов, ветеранов, военных, пожарных и т. п. В некоторых провинциях предусмотрены специальные таблички или серии номеров для автодилеров. Но самыми интересными являются специальные регистрационные знаки для радиолюбителей. Индивидуальные номера им выдаются бесплатно либо с большой скидкой, а в качестве символов указывается частота их радиовещания.
Казалось бы, Мексика — страна, сильно ориентированная на США. Однако с точки зрения автомобильных номеров она совершенно независима. Мексиканские номера чуть меньше по площади, чем американские (300х150 мм), имеют высокий уровень защиты от подделок и сквозную для всего государства нумерацию. Их выдает правительственное агентство Субсекретариат транспорта (Subsecretaría de Transporte). Изготовление табличек является коммерческой деятельностью, а поставщики выбираются Секретариатами на основе тендеров.
До 1992 года набор символов был един для всего государства, но к этому времени все комбинации исчерпали, и разные штаты начали вводить свои номера. С 1998-го их формат стал единым для всех штатов — AAA-10-00. Но на каждую территориальную единицу выделен свой определенный запас букв. Например, в Табаско номера могут начинаться с комбинаций WLA-WWZ, на Юкатане — YWA-ZCZ, а в Мехико — GGA-GYZ. Для того, чтобы не держать всю эту азбуку в голове, на табличку наносят еще и код региона.
Только в Мехико выдают другие по формату номера: А01 ААА (до 2015 года был 001-ААА, но все возможные комбинации исчерпали). Они принадлежат так называемому федеральному округу — политической столице страны. Для грузового транспорта используются сочетания из двух первых букв и четырех или пяти цифр, для мотоциклов — короткие номера А001А, ААА01 или 0001А, для автобусов 1-ААА-001. Существуют отдельные знаки для дилерских автомобилей — 1-АА-111. Свои стандарты есть у армии, налоговиков, таможенников и дипломатов.
«Родные» мексиканские таблички с 1998 года могут похвастать разнообразием картинок, не уступающим по сложности «американцам», потому что между штатами идет негласное соревнование по созданию лучшего дизайна автономеров. Причем новые изображения появляются в среднем раз в три года, и все автовладельцы обязаны их получать. При такой чехарде ни о каких индивидуальных номерах не идет и речи.
Регистрация нового транспортного средства обойдется владельцу примерно в 580 мексиканских песо (около 2000 руб.). Стоимость варьируется в зависимости от штата. Для того чтобы не менять цены ежегодно, в некоторых юрисдикциях ставки сборов указываются в аналоге российского МРОТ— D.S.M.G.V. (Días de Salario Mínimo General Vigente — Дневная Действующая Общая Минимальная Зарплата), которая в 2016 году составила 73,04 песо (243 руб.) Помимо пошлин при регистрации нужно ежегодно платить налог за использование регистрационного знака. Если же номера были утеряны, то при наличии копии заявления в прокуратуру новые таблички выдаются бесплатно.
Автомобильные номерные знаки Перу
Первая реформа регистрации автомобилей в Бразилии произошла в 1941 году. После нее вместо сквозной для всей страны нумерации (черно-белые таблички начинались с буквы P, что означало частный автомобиль, и могли содержать от одной до семи цифр), регистрацией автомобилей стали заниматься муниципалитеты, а таблички стали получать разные цвета. Но через какое-то время автопарк страны вырос и появилось такое количество дублирующих номеров, что с 1969 года был введен новый формат: две буквы и четыре цифры, а на табличках в верхней строчке появилось название штата. С этого момента на автомобили нужно было получать новые номера при смене регистрации его владельца, а сами таблички не утилизировались, а могли устанавливаться повторно в своем штате. С 1999 года реальная регистрация и местонахождение автомобиля совпадают только при первой постановке на учет, в остальных случаях на номере ставится специальная пломба из пластика или свинца с печатью того штата, в котором зарегистрирован автомобиль.
Сейчас автомобильные номера в Бразилии выдаются департаментами транспорта штатов (DETRAN — Departamento Nacional De Trânsito), имеют формат 400x130 мм, содержат символы ААА•1111 и строчку с названием штата, могут быть в одной из шести комбинаций цветов в зависимости от типа транспортного средства. У мотоциклов форматы могут быть разными: в ширину от 36 мм до 170 мм и в длину от 187 мм до 200 мм. Примечательно, что с 2001 года на табличках используется специальный шрифт Mandatory («Обязательный»), который больше всего похож на символы британских номерных знаков.
Помимо номера данные автомобиля при регистрации заносятся в специальную базу Renavam, и там ему присваивается уникальный код, состоящий из 11 цифр. По этому коду отслеживается вся история транспортного средства, включая все полученные номера, уплаченные налоги, страховые суммы, имена владельцев и т. п. Причем эти данные могут использовать не только полиция, налоговая и другие госструктуры, но и будущие покупатели, которым информацию предоставят платно.
Регистрация автомобиля в Бразилии
В Бразилии есть и «placa personalizada» — приватные номера, использование которых разрешено в нескольких штатах. Их особенность в том, что набор символов является чем-то важным для их владельцев, но абсолютно нейтральным для всех остальных, поскольку формат табличек ничем не отличается от обычных. Часто обладатели таких регистрационных знаков хотят видеть на них свои инициалы и важные даты, аббревиатуры и счастливые числа, имена и год выпуска автомобиля. Только вот за нужным сочетанием придется поохотиться: если цифры «выловить» еще реально, то для получения желаемой комбинации букв иногда приходится зарегистрировать транспортное средство в другом штате.
P.S. С 2016 года автомобильные номера в Бразилии претерпевают еще одну реформу, которая также затрагивает транспорт Аргентины, Парагвая и Уругвая — стран-участниц Mercosul (Южноамериканского общего рынка). Все номера этих государств будут белого цвета с синей рамкой, в верхней части которой будет название страны и ее флаг. Позже подобные номера получат Венесуэла и Боливия, которые ведут переговоры о присоединении к Mercosul. Бразильский вариант будет содержать случайный набор из четырех букв и трех цифр, нанесенный одним из шести цветов, флаг и герб штата регистрации, а также место под пломбу. Только за счет новых символов может быть получено почти 16 миллиардов различных комбинаций номеров — против 175 миллионов вариантов нынешней бразильской системы.