В конце прошлого года в новостях показали очередной ролик из серии «не пропускает скорую», где водитель далеко не самого крутого Мерседеса едет по левой полосе Лефортовского тоннеля в Москве. И хотя ряды правее также заняты машинами, включить «поворотник» и уйти в соседнюю полосу при желании можно. Однако Мерседес продолжает ехать прямо — быстрее соседнего ряда, но явно медленнее того, чем требовалось скорой.
В этом случае налицо хамство водителя Мерседеса. Несмотря на то, что позже, на допросе в полиции, он ссылался на сплошную разметку, не позволявшую уйти в сторону, в конце видео отлично видно, что Мерседес не спешит освободить проезд и после того, как сплошная сменяется прерывистой.
Здесь налицо правовая коллизия: на дороге могут возникать (и регулярно возникают!) ситуации, когда для того, чтобы пропустить скорую, необходимо нарушить другие пункты ПДД. И в Сети регулярно появляются сообщения о том, как водителей штрафуют за подобные нарушения.
Типовых сценариев вынужденных нарушений при пропуске спецтранспорта два: перестроение через сплошную линию разметки (если дело происходит в движении) и выезд за стоп-линию (когда скорая нагоняет «нарушителя», стоящего перед запрещающим сигналом светофора). Возможны и другие ситуации, когда требование пропустить вынуждает нарушать (к примеру, движение задним ходом там, где это запрещено, или выезд на тротуар для освобождения проезда…), но суть здесь остается одна: не всегда можно пропустить, не нарушая других требований ПДД.
Какие нормы Правил регламентируют обязанность водителя пропускать спецтранспорт?
Пункт, регламентирующий действия водителя в отношении спецтранспорта, находится не в разделе обязанностей водителя, а в разделе применения спецсигналов. Это пункт 3.2 ПДД, гласящий: «При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства»…
В свою очередь водители спецтранспорта обязаны руководствоваться пунктом 3.1: «Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8–18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу»…
Мы решили задать этот вопрос непосредственно в ГИБДД, воспользовавшись формой обратной связи на официальном сайте — чтобы получить максимально независимый, не «причесанный» специально для СМИ ответ. И вот что нам ответили:
Как видно, ГИБДД признает, что действующая редакция ПДД никак не регламентирует подобную ситуацию. Однако часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусматривает случаи, при которых водитель может быть освобожден от наказания за нарушения ПДД при отсутствии события или состава административного правонарушения, а также при совершении действий в состоянии крайней необходимости и иных предусмотренных Кодексом обстоятельствах. Таким образом, водитель, согласно главы 30 КоАП РФ, может обжаловать штраф, полученный в результате пропуска спецтранспорта. Главное здесь — наличие доказательств вынужденности своих действий. Хорошо, если у вас есть видеорегистратор — он позволит однозначно доказать необходимость нарушения. Если же регистратора нет, то совет один: не пропускайте ту же скорую сильно заранее. Спецмашина должна быть в непосредственной близости от вашего автомобиля, чтобы оба ТС попали в кадр камеры видеофиксации нарушения — как на приведенной выше фотографии: в том случае владельцу отменили выписанный штраф. Да, обжалование потребует времени и личного визита в подразделение ГИБДД (пока возможность обжалования штрафов ГИБДД через интернет до сих пор не запущена), зато ваша совесть точно будет чиста: вы сделали все возможное для спасения чьей-то жизни!
Как оспорить штраф за вынужденное нарушение?
О том, как можно оспорить необоснованный штраф, мы уже рассказывали. Поэтому сейчас просто вкратце напомним алгоритм действий.
С 6 августа 2019 года штраф за непропуск ТС, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года (статья 12.17 часть 2 КоАП РФ).
Кроме того, если задержка автомобиля скорой помощи повлекла причинение тяжкого вреда здоровью или смерть пациента, водитель не пропустившего скорую автомобиля может быть привлечен и к уголовной ответственности — по статье УК 124.1 «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи».
Однако данные санкции применимы только за непропуск спецмашин в соответствующей раскраске. За непропуск «гражданского» ТС с «мигалкой» предусмотрен только штраф в 500 рублей (статья 12.17 часть 1 КоАП РФ). Иными словами, если вы не дадите дорогу Мерседесу чиновника, лишение вам грозить не будет. И это правильно! — ведь даже если обиженный «слуга народа» или народный же депутат захочет «наказать» неуступчивого водителя, это наказание ощутимо меньше штрафа за, например, вынужденное пересечение сплошной линии разметки или выезд за стоп-линию.
Если отбросить моральную составляющую, то даже последний циник легко просчитает, что штраф за непропуск скорой значительно больше штрафа за перестроение через сплошную. Но спецтранспорт надо пропускать и без подсчетов — просто по-человечески. Безоговорочно. Вне зависимости, можете вы сделать это без вынужденных нарушений или нет. Жизнь, здоровье и безопасность человека важнее любого штрафа.