Несомненно, 2020-й коронавирусный год был одним из самых сложных за последнее время абсолютно для любого бизнеса. Не могла вся эта ситуация не сказаться и на автомобильной отрасли, которая в целом, конечно же, сильно пострадала: минус 14% по сравнению с прошлым годом — это никудышный и плачевный для многих компаний результат. И, к сожалению, даже выросший почти в два раза рынок EV — не панацея. Ведь автомобилей с ДВС по-прежнему продается на порядок больше — из почти 78 миллионов реализованных на планете легковых и легких коммерческих автомобилей доля «электричек» и plug-in гибридов лишь 3 125 000 единиц, что составляет пока всего чуть более 4%.
Тем не менее столь высокое (по разным данным, от 41,4 до 43,3%) увеличение продаж EV, конечно же, впечатляет, особенно учитывая тот факт, что рынок EV первую половину года только падал. Подавляющее большинство автомобильных экспертов говорят, что это далеко не предел, и далее рост будет происходить в геометрической прогрессии. Это приведет к тому, что уже в следующем году доля plug-in гибридов и электромобилей в мировых продажах может достичь по разным прогнозам 7–16%, а к 2030-му году — даже 44–48%! На 2021 год надежд у «электрофриков» особенно много, ибо анонсировано появление огромного количества новых моделей (около 150 штук) и значительное снижение цен на аккумуляторы. Поживем — увидим, но уже сейчас ясно, что этот прогноз вполне может оправдаться, так как только в январе 2021-го продажи электромобилей выросли на 12% по миру и на рекордные 325,8% — в Китае. Тенденция будущего очевидна, а мы же пока вернемся к статистике года прошедшего.
Если в 2019 году лишь каждый 40-й проданный автомобиль был PHEV (plug-in гибридом, 32%) или BEV (полностью электрическим, 68%), то в прошедшем каждый 25-й обладатель новой машины подключает ее к розетке.
По данным EV Volumes и Statista, странами, в которых продано больше всего EV-техники, стали Китай (с результатом 1,27 млн), Германия (0,4 млн), США (0,3 млн), Франция и Великобритания (по 0,2 млн). Но если рассматривать этот вопрос в процентном разрезе, то больше всего электромобили любят в Северной Европе. Самой электрифицированной страной в мире, как и прежде, стала Норвегия с выдающимся показателем в 74,8%. На втором месте — Исландия (45%), на третьем — Швеция (32,2%), на четвертом — Нидерланды (24,95%), а замыкает пятерку Финляндия (18,1%). Китайский рынок EV транспортных средств составляет всего 6,2% от общего количества проданных автомобилей, а в Штатах и того меньше — 2,3%.
Какие же производители наиболее преуспели на EV-поприще в 2020 году? Как и прежде, мировым лидером по продажам «электричек» является Илон Маск и его компания Tesla, которая за этот год реализовала почти полмиллиона электромобилей (499 535 штук), что означает рост на внушительные 36%. На 2021 год намечен еще более серьезный рывок, и основания для этого есть. На китайском заводе Giga Shanghai завершилась вторая фаза строительства, фабрики Giga Texas (под Остином) и Giga Berlin (земля Бранденбург) также будут готовы в этом году, подтвердились планы о приходе Tesla в Индию: дочерняя компания Tesla India будет запущена в действие в этом году, а различные штаты Индии уже предлагают участки для строительства очередной Gigafactory.
Но с Теслой все уже давно понятно, а вот такого рывка от VAG, пожалуй, не ожидал никто — стремительный скачок с шестого сразу на второе место с четырехкратным ростом и 13% рынка в итоге (11% от всех электромобилей)! «Виноват» в этом не только отличный дебют электрокара ID3, но и огромное количество plug-in моделей, среди которых сверхпопулярным стал Passat PHEV. С четвертого на третье место переместился китайский концерн SAIC, альянс Renault/Nissan/Mitsubishi занял четвертую строчку, а группа BMW сохранила пятый результат с ростом 52%.
Название компании | Кол-во проданных автомобилей | Прирост за 2020 год, % | Доля рынка, % |
Tesla | 499 535 | 35,8 | 16 |
Volkswagen Group | 421 591 | 400,7 | 13 |
SAIC | 272 210 | 97,7 | 9 |
Renault/Nissan/Mitsubishi | 226 975 | 23,8 | 7 |
BMW Group | 195 979 | 52 | 6 |
Все остальные марки: | 1 508 503 | 49 | |
Продажи ВСЕГО: | 3 124 793 | 41,4 | 100 |
Как видите, Tesla лидирует не только в командном зачете, но и в личном: «трешка» Илона Маска по-прежнему с огромным отрывом лидирует по продажам во всем мире, продаваясь более чем в три раза лучше идущего на втором месте китайского «малыша» Wuling HongGuang Mini EV. Старт этой модели (доступной только для рынка Китая) состоялся лишь во второй половине 2020 года, и сразу такой выдающийся результат — почти 4% от общего рынка PHEV/BEV! Аналитики говорят, что при такой цене (около $5000) и такой динамике Wuling Mini через пару лет может и обойти Tesla Model 3. Нельзя пройти мимо дебюта кроссовера Tesla Model Y (за неполный год — четвертое место), укрепления позиций Renault Zoe (с восьмой на третью строчку рейтинга) и Hyundai Kona (с девятого на пятое). Лупоглазый «мини» из Поднебесной — Great Wall Ora R1/Black Cat — поднялся на 17 строчек с заурядного 27-го места сразу в Топ-10. Очевидно бурное развитие сегмента EV у концерна VAG: e-Golf сохранил свое 14-е место, тогда как новинки рынка VW ID.3 и Audi e-tron забрались сразу на шестое и восьмое места соответственно. Удивляет также популярность гибридного Passat, который стал самым продаваемым PHEV по итогам года.
Но не у всех из топовой двадцатки дела обстоят настолько хорошо. Есть и те, кто растерял свои позиции по сравнению с прошлым годом. Самое стремительное падение у Mitsubishi Outlander PHEV — с высокого седьмого места кроссовер спикировал на 19-е. Переместился с пятой строчки на девятую китайский Baojun E-series, а «пятерка» BMW утратила сразу десять позиций в рейтинге.
Модель | Кол-во проданных автомобилей | Доля рынка PHEV и BEV в процентах | Место в рейтинге 2019 года |
1. Tesla Model 3 | 365 240 | 11,7 | 1 |
2. Wuling Hong Guang Mini EV | 119 255 | 3,8 | — |
3. Renault Zoe | 100 431 | 3,2 | 8 |
4. Tesla Model Y | 79 734 | 2,6 | — |
5. Hyundai Kona EV | 65 075 | 2,1 | 9 |
6. Volkswagen ID.3 | 56 937 | 1,8 | — |
7. Nissan Leaf | 55 724 | 1,8 | 3 |
8. Audi e-tron | 47 928 | 1,5 | — |
9. SAIC Baojun E-series | 47 704 | 1,5 | 5 |
10. Great Wall Ora R1/Black Cat | 46 796 | 1,5 | 27 |
11. GAC Aion S | 45 626 | 1,5 | 16 |
12. Volkswagen Passat PHEV | 44 515 | 1,4 | — |
13. BYD Qin Pro EV | 41 621 | 1,3 | — |
14. Volkswagen e-Golf | 41 096 | 1,3 | 14 |
15. SAIC MG eZS EV | 40 726 | 1,3 | — |
16. BMW 530e/Le | 40 515 | 1,3 | 6 |
17. Chery eQ EV | 38 215 | 1,2 | 12 |
18. Kia Niro EV | 37 676 | 1,2 | — |
19. Mitsubishi Outlander PHEV | 34 861 | 1,1 | 7 |
20. Li XiangOne EREV | 33 186 | 1,1 | — |
Как мы уже упоминали ранее, в этом году Европа впервые обогнала все остальные регионы, и в частности Китай, по количеству проданных plug-in гибридов и BEV. Со Старого Света и начнем.
Европа
По количеству зарегистрированных «электричек» лидером второй год подряд становится Германия с результатом более 394 943 единицы, что означает гигантский рост в 263%! Таким образом, Германия становится второй в мире страной по потреблению электромобилей в 2020 году. На втором месте в Европе идет Франция (185 719, +202%), а на третьем — Великобритания (175 082, +140%). Норвегия, насытив локальный рынок, опустилась на четвертую строчку (105 709, +33%), а замыкает пятерку Швеция (94 077, +133%).
Еще одним знаменательным событием стало то, что Tesla Model 3 (87 624 шт.) впервые уступила лидерство французскому Renault Zoe (99 613 шт.). Главный прорыв — снова от группы VAG: модель ID.3 сразу ворвалась в тройку с результатом 56 937 проданных автомобилей. С восьмого места на пятое переместился и Audi e-tron (35 463 шт.). Ну а четвертую строчку европейского хит-парада занял Hyundai Kona EV (48 537 шт.). Таким образом из Топ-5 вылетели сразу три модели — Mitsubishi Outlander PHEV, BMW i3 и Nissan Leaf. Обратим внимание также на некоторых новичков, которые в первый же год производства выступили удачно: Peugeot 208 EV (восьмое место, 31 554 экз.), Mercedes-Benz A250e (десятое место, 29 436), Volvo XC40 PHEV (11-е место, 28 254), VW Passat PHEV (13-е место, 26 700).
1. Renault Zoe — 99 613
2. Tesla Model 3 — 87 624
3. Volkswagen ID.3 — 56 937
4. Hyundai Kona EV — 48 537
5. Audi e-tron — 35 463
Китай
Настоящей китайской сенсацией в этом году следует считать мини-электрокар Wuling HongGuang Mini EV с запасом хода всего около 100 км и ценой $5000. В свой дебютный год эта модель вплотную (119 255 шт.) подобралась к лидирующей Tesla-«трешке» (139 925 шт.). На четвертом месте расположилась еще одна компактная новинка (3495 мм) — хэтчбек Great Wall Ora R1 с уже гораздо большим пробегом (310–350 км) и «максималкой» 102 км/ч.
В начале текущего 2021 года китайский рынок электромобилей продолжил свой стремительный рост. Только в январе было реализовано более 168 000 PHEV и BEV моделей, а целых пять компаний (Tesla, BYD, SAIC, Great Wall и Wulin) продали больше 10 000 электромобилей каждая. Кстати, «малыш» HongGuang Mini EV уже успел вырваться на первое место по итогам месяца.
1. Tesla Model 3 — 139 925
2. Wulin HongGuang Mini EV — 119 255
3. SAIC Baojun E-series — 47 704
4. Great Wall Ora R1 — 46 774
5. GAC Aion S — 45 626
США
На рынке PHEV и BEV автомобилей в Штатах традиционно доминирует Tesla — ее присутствие еще больше усилилось после старта продаж компактного кроссовера Model Y, который сразу взобрался на вторую строчку с результатом 71 344 штуки. По-прежнему лидерство с внушительным отрывом принадлежит Model 3 (95 135 шт.), хотя она и снизила обороты на 32% по сравнению с прошлым годом. Гегемонию Tesla в Топ-5 (четвертое место — Model X, пятое — Model S) разбавляет лишь Chevrolet Bolt EV на третьей позиции с результатом 19 664 экз. и ростом в 20%.
Автомобили, занимающие места с пятого по десятое, не продаются даже в количестве 10 000 штук за год. Так, Nissan Leaf, занявший шестое место (-28%), выбрали всего 8972 покупателя. В Америке также чувствуется электрическое дыхание концерна VAG: Audi e-tron оказался на седьмом месте (7089, +43%), а Porsche Taycan — строчкой ниже (3943). Замыкают десятку два представителя Kia–Hyundai — Kona Electric (2964) и Niro EV (2807).
1. Tesla Model 3 — 95 135
2. Tesla Model Y — 71 344
3. Chevrolet Bolt EV — 19 664
4. Tesla Model Х — 19 652
5. Tesla Model S — 14 430
И в России рост продаж электромобилей!
…Но очень и очень скромный в количественном отношении: в 2020 году россияне приобрели всего 687 новых «электричек», что, впрочем, означает почти двукратный рост (на 95%). Больше всего электромобилей было продано, естественно, в Москве (240 шт.). На втором месте Санкт-Петербург (69 шт.), а на третьем — Московская область (60 шт.).
Nissan Leaf наконец-то вырвался на чистое первое место (в прошлом году они делили его с Jaguar I-Pace) с результатом 144 автомобиля. Jaguar же продавался в два раза хуже — всего 72 экземпляра и итоговое шестое место. Опять же, в первой пятерке — сразу два представителя концерна VAG: Audi e-tron (второе место, 134 шт.) и Porsche Taycan (четвертое место, 91 шт.). Между ними — Tesla Model 3 с результатом 110 проданных седанов. «Эсок» Tesla было реализовано всего 25 штук (седьмое место). В Топ-10 также вошли Hyundai Ioniq (7 шт.), Hyundai Kona (5 шт.) и Tesla Model Y (5 шт.). Есть и еще более редкий товар: по три штуки завезли JAC iEV7S, Mercedes-Benz EQC, Peugeot Ion, Renault Twizy, а также один Chevrolet Bolt.
1. Nissan Leaf — 144
2. Audi e-tron — 134
3. Tesla Model 3 — 110
4. Porsche Taycan — 91
5. Tesla Model Х — 81
Все более очевидными становятся два факта. Первый: электрификация всего автомобильного мира идет стремительными темпами, и в ближайшее время они только вырастут. Причины уважительны: постоянно ужесточающиеся экологические нормы при действующих во многих странах льготах и субсидиях на электрокары, а также постоянно дешевеющие аккумуляторы и, как следствие, снижение стоимости конечного электрического продукта. Ярчайшим примером в этом году послужил внушительный рывок европейского рынка. А ведь на следующий год намечено еще больше премьер. К сожалению, Россию эта электроэкспансия пока не касается — ни по числу проданных «электричек», ни по развитию инфраструктуры. Так что пока мы в очередной раз отстаем в развитии на бесконечное количество лет, ведущие мировые компании продолжают анонсировать даты решительного отказа от двигателей внутреннего сгорания. Вот некоторые из них: