Реальность перестала поражать обилием известий о санкциях и покидающих Россию иностранных инвесторах. Санкции и уходы никуда не делись, просто перестали шокировать: новостной поток вошел в стабильно минорный режим, а экономико-производственный коллапс принял вялотекущий характер. Но в последние дни наметились некоторые конструктивные изменения, которые соблазнительно принять за первые признаки адаптации экономики к новым условиям. Давайте посмотрим, что произошло и как это отразится на автомобильном рынке России.
Сегодня должны произойти (этот текст пишется накануне) два очень важных экономических события. Центральный банк отменяет ряд ограничений на обращение валюты и одновременно понижает ключевую ставку с 20% до 17%. Сделано это на фоне резкого падения стоимости доллара по отношению к рублю: со 121 рубля в середине марта доллар упал до 75 рублей на 9 апреля.
Давайте начнем с валютного курса. Долларов в нашей экономике просто стало слишком много, предложение превысило спрос. Это притом, что открытого валютного рынка де-факто сейчас почти нет: регуляторными методами его лишили частных продавцов и покупателей. Экспортеры обязаны продавать 80% валютной выручки внутри страны, но в условиях замораживания трансграничных платежей и запрета банкам продавать валюту «в розницу» эта валютная масса внутри страны просто не востребована.
Дальнейшее укрепление рубля при сохранении высокого темпа роста цен (sic!) рискует навредить экономике даже больше, чем просто инфляция. Ведь это скажется на экспортных доходах, до сих пор составляющих основу бюджета РФ. Перенаправить же всю «ненужную» долларовую массу на импортные операции по ряду причин невозможно, да и не нужно. Поэтому Центробанк с сегодняшнего дня отменяет комиссию в 12% на покупку валюты на бирже, разрешает выдавать со счетов, открытых до 9 марта, наличность в евро (в эквиваленте $10 000), а с 18 апреля возобновится продажа валюты частным лицам (правда, только той, что поступила в банк с 9 апреля 2022 года).
Понижение ключевой ставки сразу на три процентных пункта улучшит условия кредитования (как бизнеса, так и обычных людей) что теоретически должно затормозить рост потребительских цен. Но, конечно, проценты по банковским вкладам тоже понизятся.
Все это можно принять за тонкую настройку экономики, где каждый шаг регулятора упреждает появление проблем. На самом деле это реакция на уже проявленные сложности. Не надо впадать в иллюзию оздоровления, на укрепление рубля сработали нерыночные механизмы. Но инерция распада экономики никуда не делась, и слегка ослабленные вожжи ЦБ неизбежно вернут доллар к росту. Однако именно сейчас, на минимуме, можно эффективно сыграть. Это как сесть в машину времени и посмотреть розыгрыш Спортлото, который состоится через неделю.
Практически это означает перевод рублевой ликвидности в валютную, как ни банально. Что бы ни было впоследствии с ключевой ставкой, инфляцию в прежних границах уже не удержать. Через два-три месяца в стране будет продан последний автомобиль, выпущенный на Западе, выпита последняя бутылка немецкого пива. К тому времени должны заработать схемы обхода санкций, но единица любой санкционной продукции станет сильно дороже. По некоторым оценкам — примерно вдвое. На компенсацию этой разницы будет уходить весь экспортный профицит (если вообще к тому времени не заработает углеводородное эмбарго, как уже заработало угольное, на удержание рубля средств резервного фонда объективно не хватит.
А еще, как ни странно, наступает удачное время для автокредитования, хоть и короткое. На остатки «западных» автомобилей рублевые цены могут понизиться, наиболее вероятно это произойдет после 18 апреля и далее в течение нескольких недель надо ловить минимум. Потом инфляция и ЦБ возьмут свое, иссякнет сумасшедший приток валютной выручки, цены вырастут. А кредит можно будет через полгода погасить «долларовой заначкой», переведенной в рубли по удивительно выгодному курсу. Но главное, можно успеть купить нужный автомобиль. Не китайский и не тот, что будет позже ввезен на частное лицо по двойной цене.
Пожалуйста, не воспринимайте это буквальным руководством и призывом к валютным спекуляциям. Просто посмотрите изменение базовых параметров экономики в увязке с политическими процессами. Экономика ли сейчас определяет политику, или наоборот — решать вам.
Грузовой автопром России продемонстрировал удивительную гибкость в условиях санкционного давления. Если производители легковушек останавливают заводы и лихорадочно разрабатывают упрощенно-импортозамещенные модификации, то коммерческий транспорт как бы не очень и подвержен влиянию экономических изменений.
Но, конечно, подвержен. Просто меры по его спасению предпринимаются не совсем публичные или даже совсем непубличные.
Помните заявление КАМАЗа о том, что тягачи поколения К5 будут полностью локализованы уже в январе 2023 года?
Так вот, от дилеров КАМАЗа поступает совсем другая информация. Утверждается, что агрегаты сторонних брендов и старые моторы КАМАЗа на К5 устанавливать не планируют в принципе, будут собирать, как и раньше, с оригинальными агрегатами и моторами P6, локализованными далеко не на 100%. И что уже налаживаются поставки через одну из «дружественных стран» (речь о Турции). Один из наших собеседников так охарактеризовал происходящее: «моторы продолжат собирать из тех же компонентов, что и раньше, но молча».
По официальным каналам эту информацию проверить невозможно. Но есть факт: К5 продолжают сходить с конвейера КАМАЗа, хотя, как говорят, ажиотажным спросом они сейчас не пользуются. Актуальный план по К5 — 2200 машин, хотя еще недавно во время визита на КАМАЗ вице-премьера Юрия Борисова называлось другое число — 5000.
Тем временем новые санкции затронули персонально топ-менеджеров наших главных грузовых заводов. Великобритания особо отметила главу КАМАЗа Сергея Когогина, запретив ему въезжать в страну и иметь в ней активы. А пятый пакет европейских санкций включил Олега Дерипаску, который ранее уже попал под ограничения со стороны Канады и той же Великобритании.
История взаимоотношений с США у Олега Владимировича вообще бурная и разнообразная. Скажем только, что отсрочка прямых американских санкций в отношении Группы ГАЗ продлевалась неправдоподобное количество раз, а лицензия Минфина США, позволяющая ГАЗу работать с американскими компаниями, обновлялась ежегодно, а теперь американцы сократили срок действия такой лицензии тремя месяцами. И они истекают 27 апреля 2022 года.
В этом контексте интересно прислушиваться к публичным заявлениям олигарха, дальновидно направленным отнюдь не российской аудитории.
Так вот, кольцо санкций вокруг грузового машиностроения РФ сжимается все плотнее, но это парадоксальным образом впрыскивает в него порции адаптогенов. Но для ВАЗа этот опыт выживания, видимо, не очень подходит, а УАЗ и вовсе пошел своей антисанкционной тропинкой. И, кажется, чувствует себя неплохо.
1. Госсовет Крыма выступил с предложением, ставящим точку в дискуссии о форме банкротства заводов, покинутых иностранными владельцами. Их предлагается национализировать без выплаты компенсаций. Причем в пояснительной записке к законопроекту речь идет не только о представителях «недружественных стран», но и о иностранцах, «которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия». Если определение «недружественных государств» худо-бедно закреплено в нашем законодательстве, то формула выявления «недружественных действий», видимо, остается за инициаторами банкротства. Предполагается, что субъекты российских регионов смогут самостоятельно определять порядок такой национализации.
Мы уже писали, что национализация иностранных автозаводов в России почти равнозначна их ликвидации. Но вряд ли эти аргументы повлияют на рассмотрение законопроекта госсовета Крыма.
Кстати, несколько дней назад на эту тему высказался и премьер-министр Михаил Мишустин: «Если вы все-таки будете вынуждены уйти, предприятие должно продолжить работу. Ведь оно дает рабочие места. Там трудятся наши граждане. Защита их интересов — наш приоритет. Уровень жизни людей не может зависеть от причуд иностранных политиков».
2. Японская фирма Komatsu, производящая на своем заводе в Ярославле тяжелую строительную и дорожную технику, официальным сообщением объявила о приостановке деятельности в России. «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус» 30 марта уже заявляла о прекращении поставок из-за границы, теперь дело дошло до остановки завода. Однако зампред правительства Ярославского региона Максим Авдеев в своем телеграм-канале подчеркнуто оптимистично назвал это «минимизацией объемов производства». По его словам, «руководство предприятия подтвердило, что его деятельность продолжается. Сокращения штата сотрудников не планируется. Работники будут ориентированы на процессы обучения и повышения квалификации».
3. Председатель правительства Михаил Мишустин предлагает разрешить досрочный выкуп имущества по лизинговым договорам. Прежде всего это касается автомобилей, грузовиков и автобусов. «К примеру, для столицы такое решение позволит сдерживать рост цен на поездки в такси и краткосрочную аренду. Потенциально должно сохраниться 30 тысяч рабочих мест», — сказал премьер-министр. Он посетовал на то, что на лизингополучателей не распространились льготы, которые были запущены для других кредитных продуктов в рамках антисанкционного пакета. Но более актуальным было бы освободить лизингодателей от уплаты НДС за будущие лизинговые платежи.
4. Тот же Михаил Мишустин анонсировал увеличение объема субсидирования льготных кредитов для системообразующих промышленных предприятий до 120 млрд рублей (ранее на это было направлено 40 млрд). Немного завуалировано («и других отраслей») прозвучало обещание подготовить отдельную программу финансирования автопрома; очевидно, что отрасль входит в число системообразующих и такая программа должна появиться. Какое количество миллиардов (из этих 120) в итоге отпишут отечественным автозаводам — пока непонятно.
5. «Алмаз-Антей» ранее заявлял о разработке платформы для электромобиля E-NEVA, но не пытался вписаться в конкурс Минпромторга на получение СПИКа по этому направлению. Теперь понятно почему: перспективность чистого электромобиля поставлена под сомнения и платформу переводят на гибридное питание: газовый двигатель-генератор и электромотор. Какая схема используется, последовательная или параллельная — не говорится. Но что-то неуловимо напоминает е-мобиль. И слова те же: компримированный природный газ, договор с Газпромом… Опытный образец газово-электрического гибрида уже построен на Обуховском заводе.