В 2008 году расплата за «шалости» на российских дорогах начала свое большое перемещение с обочины в почтовый ящик — началась федеральная программа контроля дорожного движения, основанная на технологиях фотовидеофиксации нарушений ПДД. Количество постов ГАИ неуклонно снижалось, как и количество инспекторов, а вместо них на столбах развешивались сотни и тысячи камер, «умнеющих» не по дням, а по часам. С момента появления первого комплекса фиксации на московской улице прошло без малого 15 лет, и с тех пор многое поменялось. Краеугольное, глобальное изменение — объединение разрозненных, ничем и никем не связанных региональных систем в единую платформу, имя которой — «Паутина». Это система в контуре МВД, на которую поступают все материалы с камер фотовидеофиксации и, соответственно, в которой происходит работа по вынесению штрафов сотрудниками Госавтоинспекции, розыскные мероприятия, а также обработка обращений от водителей. В первую очередь — обжалование штрафов.
Началась «цифровизация гаишника», естественно, в Москве, где впервые в России была создана подобная система. Позже — в Подмосковье и регионах. Заказчиком выступило МВД, а исполнителем-подрядчиком стали частные компании, которые несколько раз менялись: «Электрон Сервис», «Импульс-М», «Стандарт Проект». Изначально программа называлась «Трафик» и была наделена следующими опциями:
Последний пункт был своего рода бонусом, но представлял собой довольно специфический и действенный механизм, позволяющий в том числе организовать и провести, например, «Перехват» — общее название определенного списка действий для сбора личного состава полиции в целях проведения неотложных оперативно-розыскных мероприятий.
Вторым этапом стало объединение разрозненных систем Центрального Федерального округа в единый контур. Сделано это было за счет бюджета Московской области в добровольно-принудительном порядке, а ключевой задачей был, как ни странно, именно розыск автомобилей. Третий этап произошел в 2021 году, когда все региональные системы объединились в единую сеть, а «Трафик» в итоге стал «Паутиной».
Принцип работы «нейрополицейского» такой: камеры на дорогах — а в «Паутину» идет «контент» только с них — фиксируют лишь «признак нарушения», он же «проезд», после чего отправляют целый спектр данных в базу данных. Помимо «признака» на хранение идут отдельные фото машины и регистрационного знака, а также метаданные — буквами время и место снимка, скорость, номер машины. Нейросеть сама производит первоначальный отбор, подключая внешние базы данных МВД: если для всех висит знак «90», а для грузовиков «70», то искусственный интеллект способен без помощи человека отделить «зерна от плевел», то есть коммерческий большегрузный транспорт от легковушек, и вынести штраф только тому водителю, который нарушил. Еще один пример — машины скорой помощи, которые, в отличие от остальных водителей, имеют полное право ехать по полосам для общественного транспорта. Однако ливрея защиты от срабатываний объектива не дает, все машины фотографируются и отправляются в «Паутину», где уже нейросеть сравнивает номера с реальными списками врачей и выводит самозванцев на чистую воду. То же самое — такси. Так что всем ценителям «автопереодеваний» скрыться не удастся: спецмашины должны быть зарегистрированы в специальном реестре, иначе придет штраф. Сегодня «Паутина» способна считывать не только государственный регистрационный знак, но и марку, и модель машины, сопоставлять их с базами данных госрегистратора транспортных средств.
Если штраф зафиксирован, то он отправляется в одну папку, а все остальное — в другую, где хранят информацию для розыскных мероприятий. Нарушения идут в предобработку, где уже в ручном режиме ими занимаются люди. Проверяют, снова сортируют. Далее ЦАФАБ — региональный центр обработки данных внутри ГИБДД — еще раз отсматривает все материалы и выносит уже постановление, которое также вносится в «Паутину». Система самостоятельно формирует данные, которые после уходят к нарушителю либо письмом через «Почту России», либо через портал Госуслуг. Последний уровень работы — система обжалования штрафов.
Любопытно, что наши «грехи» в «Паутине» хранятся относительно недолго: «проезд» — от двух до трех месяцев, фото для розыска — полгода, регистрационные знаки — год. Два года хранят материалы, по которым выписали штраф, и только по метаданным нет ограничений «срока годности». Есть, конечно, исключения: если за автомобилем обращались по розыску или обжаловали штраф, то сроки продлеваются. Впрочем, регионы самостоятельно принимают решения по срокам хранения, в зависимости от возможностей своего хранилища. О существовании единого федерального «банка данных» ничего неизвестно.
«Паутина» — это полностью отечественная разработка, основанная на открытом коде. В ней нет и не предвидится использования лицензионных продуктов «извне». Так что все крики о бездумном копировании у кого-либо под собой не имеют никакого основания: копировать, как и тиражировать, подобную систему просто бессмысленно, потому что в разных странах разные нарушения, разная логика формирования и вынесения постановлений. Различий так много, что адаптация готового продукта выйдет дороже и займет больше времени, чем создание своего, — считает Александр Домбровский, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики крупнейшего оператора дорожных камер России — компании «МВС Груп».
Довольно много неприятных ситуаций на дороге можно было бы избежать, быстрее найти консенсус и разъехаться, если бы каждый водитель мог получить доступ к камерам. Согласитесь, потрясающая опция: открываем приложение, пишем запрос, получаем картинку с десятков камер, определяем виновного и невиновного, бьем по рукам, заполняем бумажки и разъезжаемся по страховым! Однако это невозможно. У «простого смертного» нет ни малейшего шанса законно получить данные из «Паутины»: доступ к ней имеют лишь определенные сотрудники МВД, а также весьма ограниченный круг лиц из структур министерства — ЦОДД или ЦБДД. Причем каждый «пункт пропуска» представляет собой отдельное соглашение между МВД и региональными чиновниками с предоставлением выделенного защищенного канала связи.
Будет ли когда-то у нас шанс увидеть «Паутину» в действии и воспользоваться продуктом ее деятельности? Нет, не будет. Единственная возможность оправдать свое честное имя, используя данные с камер — немедленно попросить присутствующих сотрудников ГИБДД о составлении конкретного запроса. Могут (испытано на личном опыте) дать номер телефона, позволяющий связаться с оператором, и попросить «съемки» конкретного места. Порой именно это может спасти от крайне неприятных, если не сказать больше, последствий.
Конечно, тут же найдутся желающие «поинтересоваться», но это замкнутый контур, пробраться в который сложно. Взламывают и Пентагон, истории такие случаи известны, но на сегодня не зафиксировано, по крайней мере официально, ни одного случая «окольного» попадания в «Паутину».
Кинематограф, особенно если речь идет о Голливуде, подсказывает самые фантастические методики использования подобных «помощников», первая из которых — поиск человека. Если можно, не вставая с кресла, найти автомобиль, то, может быть, и поиском пропавших можно заняться? Воображение мгновенно рисует картинки применения спутников, камер на банкоматах и домофонах, на дорогах и в метро, которые сливаются на десятки мониторов и позволяют за считаные мгновения отыскать пропавшего в любой точке нашей Необъятной. Мечты-мечты!
Александр Домбровский благородно согласился приоткрыть некоторые завесы тайны над нейросетью российской полиции. И про розыск пропавших тоже рассказал: «Поиск человека через “Паутину” — весьма сложно реализуем, ведь система настроена на автомобильные номера. То есть конкретное лицо можно отыскать только с привязкой к его автомобилю. Это используется, когда ищут неплательщика штрафов или налогов, например. Позже с помощью нейросети определят места наиболее частого появления указанного гражданина, где поставят мобильные патрули. Они-то и остановят машину, чтобы потом отправить ее на штрафстоянку за неуплату».
Однако у МВД для поиска людей есть аналогичная нейросеть — «Сфера». Фактически это полный аналог по логике действия, но с той разницей, что «Паутина» учитывает и хранит государственные регистрационные знаки, а «Сфера» — биометрию, распознавание лица. И вот «Сфера» уже использует камеры в метро, в банкоматах, на домах и детских площадках. Фотоснимок также отправляется на хранение вместе с метаданными — временем и местом.
Не логично ли было бы эти две системы объединить, чтобы запрос выдавал сразу весь массив данных о человеке? Александр убежден, что потребности в этом нет: «Технически это возможно прямо сегодня сделать. Но какой смысл? Гораздо важнее довести обе до полноценной работы — “Паутина” работает уже давно, собрала уже немало информации и много чему обучена, “Сфера” же только недавно появилась, база лишь начала наполняться, алгоритмы работы еще не выстроены. А вот создать впоследствии специальную программу, позволяющую отправлять одновременный вопрос и туда, и сюда — это уже намного функциональнее. Сейчас это возможно только в ручном режиме».
Нейросети, что «Паутина», что «Сфера», быстро обучаются, наполняясь информацией, и постепенно делают все меньше и меньше ошибок, одновременно принимая на себя все больший объем работы. Однако полностью исключить человека из процесса вынесения тех же штрафов на данный момент и многие годы после невозможно. Причина — закон, который подразумевает ответственного за каждое вынесенное постановление. Машина им быть не может, только живой гражданин. Так что человеческий фактор будет с нами еще долго. Но каждый из управляющих автомобилем может сделать ближе «светлое будущее», в котором не будет глупых и необоснованных штрафов, случайных ошибок и досадных недоразумений. Для этого нужно лишь обжаловать каждый такой «ошибочный» штраф, а не махнуть рукой и сказать вслух магическое «проще заплатить». Ведь нейросеть меняет свою точку зрения именно в тот момент, когда получает отпор. От ворот поворот.