Начнем с «Москвича» и «Автотора». Доля выпускаемых ими машин на рынке пока невелика, но потенциально она может возрасти в несколько раз. Кстати, интернет уже облетела новость о годовых продажах «Москвича» в 15,3 тысячи машин за весь 2023 год, однако это неточно. По данным редакции Дрома, в 2023 году на учет встали 13 090 «Москвичей», при этом 42% от этого объема пришлись на четвертый квартал.
Мы уже писали, что с ноября завод давал скидки в 100–200 тысяч рублей на «Москвич-3» в зависимости от комплектации, что и подстегнуло спрос. Эту программу продлили и на январь. Между тем изрядную прибавку дал и административный ресурс московских властей: почти половина от реализации четвертого квартала (2757 шт.) пришлась на корпоративных клиентов. Это существенно больше, чем с января по сентябрь, когда доля юрлиц составила 38%. Возникает вопрос, а не ослабнет ли динамика роста продаж кроссовера после того, как завод перестанет стимулировать покупателей — как частных, так и корпоративных?


Между тем с января завод начал давать прямую скидку и на М-6 — 200 000 рублей выгоды действует до конца месяца, правда, только на модификации с силовым агрегатом от «Москвича-3», то есть с мотором в 136 «лошадей» и вариатором без гидротрансформатора. Подстегнет ли это сбыт? Пока мы можем констатировать, что «Москвич-6» еще не стал полноценным участником рынка. Вполне может быть, покупатель и впрямь не готов принять этот лифтбек с номинальной ценой в диапазоне от 2 626 000 до 3 116 000 рублей.
В завершение темы «Москвича» напомним, что, выступая на МИМС-2023, директор завода Ханс-Петер Мозер снизил план по выпуску машин в 2023 году с 50 000 штук до 27 000. С учетом живых продаж в 13 тысяч можно, конечно, предположить, что план по сборке выполнен, и 14 000 машин находятся на заводском и дилерских складах. Однако, на наш взгляд, это маловероятно.
По «Автотору» ситуация схожая, за тем исключением, что разрыв между реальными продажами и планом больше, чем у «Москвича». Напомним, что менеджмент предприятия заявлял о намерении собрать в Калининграде в 2023 году 70 000 машин, однако совокупный сбыт брендов Kaiyi, Baic и SWM за весь 2023 год составил 10 205 машин. Да, под конец года началась еще и сборка кроссоверов Fengon (в Китае — суббренд Dongfeng) — машины перед Новым годом уже были отгружены некоторым дилерам, но в статистику по 2023 году они не попали. При этом и бренд SWM, формально запущенный в ноябре, пока еще не стал полноценным игроком: по состоянию на конец декабря в Москве в наличии к продаже было всего несколько машин, всего же за декабрь по всей стране удалось реализовать только 35 единиц. У Baic дела чуть лучше, но тоже далеки от желаемого: реализовано 2810 образцов за год.

А что же китайским импорт, который рос в этом году как на дрожжах? Если перейти от общих цифр к частностям, то окажется, что у импортеров из КНР дела идут «разнонаправленно». Давайте разберем группу «маленьких» брендов из Поднебесной, ибо у них ситуация непростая. И начнем с Jetour.


Livan, поступивший в продажу с лета, разошелся тиражом в 2640 штук, притом что с октября по декабрь, когда дилеры представили все три запланированные на 2023 год модели, была реализована половина от этого объема. Интересно, что менеджмент бренда решил не предлагать прямых предновогодних скидок, а это значит, что даже если в 2024 году продуктовый набор Livan не расширится, можно смело прогнозировать продажи на уровне десяти тысяч машин.
Пока не увенчалась успехом попытка легкового отделения Dongfeng нарастить объемы за счет передачи дистрибуции «Моторинвесту»: всего 682 покупателя за год. Переживающий трансформацию GAC продал немногим более трех тысяч машин.


Теперь перейдем к игрокам, которые определяют картину рынка. К концу года стало ясно, что стратегия Haval с упором на внутреннее производство в РФ, пускай и с меньшей локализацией, чем та, что требуется для полной компенсации утильсбора, оказалась куда более выигрышной, чем чистый импорт Chery. В четвертом квартале, когда и дилеры, и само представительство «Чери» давали существенные скидки без трейд-ин и кредита, было реализовано меньше машин, чем в третьем квартале: Chery отстала и от рынка, и от своего главного конкурента. С октября по декабрь было реализовано 35,5 тысячи экземпляров под маркой Chery против 36,2 тысячи — с июля по сентябрь. При этом дилеры Haval, наоборот, увеличили продажи аж на 38%: 42,5 тысячи в четвертом квартале против 30,6 тысяч — в третьем.


Короче говоря, несмотря на то что к концу 2023 года Haval не обошел своего главного конкурента Chery (111,7 тысячи против 119 тысяч), он сохранил потенциал к росту. При этом Chery сейчас обладает самым широким модельным рядом из всех брендов российского рынка — с учетом дорестайлинговых версий Tiggo 8 Pro, Tiggo 7 Pro, которые еще в продаже. Tiggo 4 Pro, который после пары Tiggo 7 Pro/7 Pro MAX всегда держал второе место, чуть поднялся, а вот дуэт Tiggo 7 Pro/7 Pro MAX просел, равно как и Tiggo 8 Pro MAX 4. К слову, о скидках: на некоторые модели суммарная выгода перешагнула отметку в 700 000 рублей!
Результат четвертого квартала может говорить о том, что стратегия Chery перестала приносить результат при текущем состоянии рынка, о чем, кстати, говорили и многие наши эксперты. Не исключено, что компания будет вынуждена пересмотреть и бизнес-модель в целом, и схему работы с дилерами, которые зачастую вынуждены торговать в минус из расчета получения бонуса, полагающегося за выполнение плана. Интересно, что тенденция, установившаяся в четвертом квартале для Chery, характерна и для ее люксового бренда Exeed — он тоже потерял с октября по декабрь (12,5 тысячи против 13,1 тысячи в третьем квартале), и для Omoda, которая до этого момента исключительно росла: 12,4 тысячи машин в четвертом квартале против 15,7 тысячи в третьем. По Jaecoo, который устойчиво продается с октября, пока выводы делать рано, но 2917 кроссоверов J7 «дебютом года» тоже не назовешь. Кстати говоря, незадолго до Нового года бренды Jaecoo и Omoda в России были разделены — теперь у каждого из них свой генеральный директор.


А ведь на подходе у Geely и Atlas нового поколения (старый планируют еще долго собирать на «Белджи» и продавать одновременно), и Okavango, на который ОТТС было получено еще перед Новым годом.
И есть еще Changan, который перешагнул отметку в 20 тысяч машин за квартал. Кстати, и на самые ходовые Чанганы перед Новым годом тоже предлагали по 200 тысяч скидки. Впрочем, у Changan хотя и есть рост с октября по декабрь, но динамика крайне слабая: в третьем квартале продано немногим более 18 тысяч машин.
АВТОВАЗ, как и «Москвич» с «Автотором», не выполнил первоначального плана на 2023 год по сборке 500 тысяч машин. Более того, и урезанный вариант с объемом в 400 тысяч тоже не преодолен: с конвейера в 2023 году сошли 374 тысячи тольяттинских автомобилей. Статистика однозначно показывает, что рост доли китайских автомобилей и падение доли АВТОВАЗа на протяжение 2023 года были взаимообратны. К концу года у отечественного автогиганта все же прибавилось уверенности, однако случилось это во многом благодаря поддержке правительства. Напомним, что с августа был увеличен утильсбор, фактически не коснувшийся тольяттинских машин, а с 29 октября на пути подержанных иномарок, ввезенных ранее в страны-члены ЕЭАС (в первую очередь в Киргизию и Армению) по товарным таможенным декларациям, возникли непреодолимые барьеры… При этом Granta в четвертом квартале все же утратила некоторую долю покупателей — 50,1 тысячи против 51,6 в третьем квартале, а вот Vesta набрала с 16,5 до 20,5 тысячи, Travel и старушка «Нива» тоже выросли.
Новогоднее настроение АВТОВАЗу несколько подпортили покупатели рестайлинговой Весты, недовольные большим количеством недочетов, а после Нового года снова возник дефицит таких комплектующих, как подушка безопасности. Между тем менеджмент завода смотрит в будущее с оптимизмом и уже объявил о выпуске на бывшем заводе Nissan двух моделей Chery под «нейтральным» брендом. Как мы говорили, основой для этой бизнес-модели станут высокие локализационные баллы, начисленные заводу за выполненный объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. На сегодняшний день этот объем оценивается в 1941 балл, который распространяется на все собираемые АВТОВАЗом модели вне зависимости от производственной площадки и фактической локализации. Именно они позволят получать львиную долю компенсации «утиля» на китайские машины при сборке на заводе в Санкт-Петербурге.
Что же касается нашего прогноза на 2024 год в целом по рынку, то условия ведения бизнеса будут зависеть от тех решений, которые правительство примет в марте — по окончании текущего электорального цикла. До тех пор всякие рассуждения, на наш взгляд, беспочвенны.
Топ-10 брендов в 2023 году
Марка | 1–12 мес. 2023 года | 4 кв. | |
1 | Lada | 324 446 | 98 809 |
2 | Chery | 118 950 | 35 525 |
3 | Haval | 111 720 | 42 562 |
4 | Geely | 93 553 | 34 529 |
5 | Changan | 47 765 | 20 777 |
6 | Exeed | 42 152 | 12 493 |
7 | Omoda | 41 983 | 12 425 |
8 | Kia | 33 580 | 6469 |
9 | Hyundai | 24 658 | 3200 |
10 | Toyota | 23 318 | 5356 |
Lada, продажи в 2023 году
Модель | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | 1–12 мес. 2023 года |
Granta | 18 494 | 16 203 | 15 491 | 195 510 |
Travel | 4575 | 5008 | 4617 | 46 896 |
Vesta | 6981 | 6548 | 7007 | 41 070 |
4x4 | 4229 | 4739 | 4433 | 39 008 |
Chery, продажи в 2023 году
Модель | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | 1–12 мес. 2023 года |
Tiggo 4 Pro | 3712 | 3632 | 4166 | 32 936 |
Tiggo 7 Pro/7 Pro MAX | 4326 | 5225 | 5942 | 53 776 |
Tiggo 8 Pro/8 Pro MAX | 1467 | 1353 | 1802 | 19 229 |
Tiggo 8 Pro e+ | 52 | 17 | 18 | 340 |
Haval, продажи в 2023 году
Модель | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | 1–12 мес. 2023 года |
Jolion | 6270 | 7226 | 7441 | 55 550 |
F7/F7x | 2381 | 2825 | 2927 | 28 515 |
Dargo | 1990 | 1792 | 2068 | 14 932 |
H9 | 364 | 283 | 364 | 3165 |
Geely, продажи в 2023 году
Модель | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | 1–12 мес. 2023 года |
Coolray | 3035 | 3595 | 4145 | 38 220 |
Monjaro | 3477 | 3166 | 5070 | 20 423 |
Atlas Pro | 2123 | 1899 | 1988 | 17 697 |
Tugella | 1553 | 1422 | 1625 | 15 149 |
Changan, продажи в 2023 году
Модель | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | 1–12 мес. 2023 года |
Alsvin | 952 | 869 | 808 | 4231 |
CS35 Plus | 890 | 988 | 890 | 9289 |
CS55 Plus | 817 | 1354 | 2421 | 10 490 |
UNI-K | 1071 | 941 | 1242 | 7677 |
Eado | 239 | 224 | 273 | 1404 |