Начнем с возрожденного (точнее — возрождаемого) «Москвича», и для начала кое-какая информация по состоянию заводских дел. По данным нашей редакции, решение о начале сварки кузовов на «Москвиче» все-таки было принято, несмотря на непростую ситуацию завода и трудности со сбытом физическим лицам, которые менеджмент пытается компенсировать разнообразными программами поддержки спроса. Пресс-служба подтверждает подготовку сварки и окраски, которая, по нашей информации, начнется не раньше второго квартала 2024 года. Примечательно, что если в феврале сотрудники КАМАЗа, курирующие подготовку производства на «Москвиче», говорили о возможности использования сварочного оборудования, оставшегося от Renault, то сейчас наши конфиденты сообщают, что завод поставили перед необходимостью покупки китайских линий. Мы пока не можем точно сказать, будут на «Москвиче» варить кузова в автоматическом режиме или с большой долей ручного труда, как во времена Renault, но, видимо, пока по этому вопросу нет полной ясности и у менеджеров проекта. По крайней мере пресс-служба «Москвича» не только не отвечает на вопрос о типе сварки, но даже — об использовании российской штамповки, лишь уточняя, что в настоящее время идет «выбор поставщиков, подготовка и отладка оборудования и проведение тестов». Между тем «Альфа Автоматив Техноложиз», которая занимается штамповкой для российского завода Haval и которая прежде поставляла кузовщину на московский завод Renault, заявила, что остается «стратегическим партнером “Москвича” по поставкам штампованных компонентов кузова автомобилей».
Плохая новость для «Москвича» заключается в том, что возможности завода, который весной перешел от постовой сборки к конвейерной, пока сильно опережают спрос у частников, а ведь именно они и должны стать фундаментом благополучия марки. Пока рост продаж идет экстенсивным путем — за счет расширения дилерской сети, при этом даже по официальным данным доля «желтых» машин велика: пресс-служба сообщала о том, что в июне завод продал 1504 машины, то есть почти три сотни образцов «подвисли».
В любом случае в ближайшие месяцы у «Москвича» по продажам совершенно точно будет рост, но вот насколько интенсивным — вопрос, хотя план в 50 000 машин по 2023 году, очевидно, не будет выполнен даже по сборке, не говоря уже о сбыте: с января по июнь на учет встали только 3396 «Москвичей», хотя, по официальным данным, «реализовано более 4 тысяч». Получается, что 600 машин застряли на складах и в автосалонах?
Для полноты картины добавим, что из всего этого количества на электрический «Москвич-3е» пришлось только 132 машины, и из них лишь 15 (!) были зарегистрированы на физических лиц. То есть среднемесячный сбыт московских «электричек» «физикам» составляет 2,5 штуки.

По причинам, описанным нами многократно, не попали в статистику продаж по первому полугодию и модели Baic, но влияние этого бренда потенциально очень велико, потому что уже в первую неделю июля у московских дилеров появился X35 по живой цене от 1,7 млн рублей с 1,5-литровым «атмосферником» и ручной коробкой. В ту же цену и с тем же силовым агрегатом предлагают седан U5 Plus, то есть прямого конкурента Lada Vesta. Другое дело, что не у всех формальных конкурентов есть шанс подвинуть флагмана из Тольятти. К примеру, в июне только два клиента сподобились на покупку иранского седана Iran Khodro Tara, который с АКП дилеры пытаются продавать по 1 790 000 рублей.


Omoda S5, с которой мы познакомились в начале июня, поступила к дилерам в мае (разошлось 92 штуки). В июне продажи поднялись до 288 машин, но дальнейший потенциал по росту импортированного седана пока представляется весьма расплывчатым. Вряд ли автомобиль повлияет на расклад сил в своем сегменте. Что касается марки в целом, в последние четыре месяца ее сбыт неуклонно увеличивался: в марте реализовано 2396 штук, в апреле — 2472, в мае — 2569, в июне динамика от месяца к месяцу была особенно высокой — 3354 экземпляра. Между тем потенциал роста пока еще тоже не очень ясен. Седан S5 в спортивном исполнении, равно как и электрическая модель, которые готовят к выводу на рынок до конца года, на динамику существенного влияния не окажут. Не исключено, что к исходу третьего квартала результаты бренда «выйдут на плато». Интересно, что почти все машины, реализованные в первом квартале, были завезены еще в 2022 году, зато в продажах второго квартала в 8,4 тысячи машин «прошлогодних» было уже всего 730 штук, то есть с планированием у Omoda все в порядке.
А вот бренд Exeed, судя по всему, уже достиг своего потолка, притом что возможностей для экстенсивного роста не осталось, хотя на нашем рынке уже заявлен купе-кроссовер RX. Пик продаж в первом полугодии у марки был аж в марте, когда на учет встали 3370 образцов. В апреле сбыт упал до 3177 штук, в мае своих покупателей нашли 3028 автомобилей, в июне — 3063. В первом квартале представительство продавало только машины 2022 и 2021 года выпуска, за исключением нескольких десятков новых. Во втором квартале доля прошлогодних осталась высокой и составила половину (сравним с Омодой). Имея в активе три модели, Exeed продал немногим больше, чем та же Омода с одной-единственной моделью. То ли люксовый сегмент, в котором заявилась Exeed, китайским брендам в принципе трудно освоить, то ли при нынешних условиях и текущем менеджменте это и впрямь потолок.
Chery продолжает планомерно набирать покупателей, правда, темпы от месяца к месяцу куда скромнее, более того, наметились и тревожные трудности. Если в апреле на учет встало 9263 машины, то в мае — лишь 7444. В июне сбыт снова пошел в рост — реализовано 10 000 машин. С чем связана эта «яма», пока сказать трудно, ибо с поставками из Китая проблем точно быть не должно — от представительства требуют в совокупности реализовать в России в 2023 году 200 000 машин и дают на производстве зеленый свет. Оперативный комментарий мы опять же получить не смогли, но данные по моделям показывают, что Tiggo 7 Pro/Pro MAX от месяца к месяцу исправно набирал покупателей: в апреле — 3068 штук, в мае — 3598, в июне — 5032. А вот у Tiggo 4 Pro как раз был сбой: в апреле на учет встало 3447 автомобилей, в мае — 1917, в июне — 2584. У полноприводного Tiggo 8 PRO MAX, который практически вытеснил переднеприводный Tiggo 8 PRO, тоже все идет по нарастающей: апрель — 1061 штук, май — 1081, июнь — 1357.
В целом во втором квартале доля прошлогодних машин у Чери осталась высокой: 6000 из 26 000, однако это пока не свидетельствует о каких-то непреодолимых проблемах. Более того, в целом по первому полугодию складывается впечатление, что спрос даже опережает предложение: официально с января по июнь дилеры получили 46 970 машин, а на учет встало 47 167. Впрочем, оставим наш анализ до получения данных о количестве дилеров — тогда будет ясно, как изменилась в среднем эффективность работы одного салона после активного расширения сети.
В целом Haval в этом году начал все сильнее и сильнее отставать от Chery, хотя в прошлом марки шли бок о бок. Говорит ли превосходство в штуках о превосходстве в деньгах, увидим позже, когда будут опубликованы бухгалтерские отчетности за 2023 год. Собственно, по планам Haval в первом квартале следующего года локализация кузова Jolion должна достигнуть 50% (видимо, от массы всего кузова): штамповка на московском предприятии «Альфа Автоматив Техноложиз» началась еще в феврале нынешнего года. Всего «ААТ» должна освоить более ста наименований кузовных деталей самой широкой номенклатуры. Первыми деталями стали панели пола. Таким образом локализация, во-первых, предохранит бизнес Haval от колебаний курса рубля, во-вторых, увеличит компенсируемую часть утилизационного сбора. Что касается продаж, пока у Хавейла провалов нет: в марте на учет встало 6,6 тысячи машин, в апреле — 6,8 тысячи, в мае — 7,4 тысячи и в июне — 8,2 тысячи. То есть мы видим устойчивый рост от месяца к месяцу, который будет поддержан не только выходом на большие мощности российской штамповки, но и расширением модельного ряда: в июле на российский рынок пришел кроссовер M6, который в базовой версии будет стоить (как и Jolion) менее двух миллионов рублей, а значит, тоже попадет в программы господдержки спроса.
Судя по всему, в текущих условиях и с текущим модельным рядом потолка достигла и Geely: в марте реализовано 5258 машин, в апреле — аж 7018, в мае — 6690, в июне — 6903. По-прежнему почти половина сбыта приходится на Coolray, который практически перестали завозить из Китая — в июне импортировано только три машины из поставленных на учет 3284 штук, остальные образцы — белорусской сборки. То же самое — и с Atlas Pro. Отметим июньский взлет среднеразмерного кроссовера Monjaro, который оставил у нас очень приятные впечатления: его полноценные продажи начались в мае, когда было реализовано только 170 машин, затем сбыт вырос до 636 машин в апреле и 694 в мае, а в июне достиг тысячи с хвостиком машин. Таким образом, констатируем, что Монжаро в ближайшем квартале вполне сможет обогнать Chery Tiggo 8 Pro MAX.
Много шуму наделал подъем продаж Toyota: это результаты того самого параллельного импорта, который Минпромторг уже начал потихоньку задвигать. Другое дело, что общие цифры пока невелики и опять же наметилась «полка»: в марте, апреле и мае на учет вставало по две тысячи машин, в июне — 2,3 тысячи. Кстати, ввоз идет не только из Китая через дистрибьютора «КлючАвто»: всего во втором квартале из Поднебесной завезено менее трети от общего объема. Впрочем, по продажам Toyota, «корейцев» и некоторых других брендов мы сделаем отдельные заметки.
Напоследок — об АВТОВАЗе. Корпоративный отпуск, выпавший на большую часть июня, не помешал дилерам в реализации машин, хотя и повлиял на динамику: в марте было продано 24,2 тысячи, в апреле — 25,2 тысячи, в мае — 22 тысячи, в июне — 23,7 тысячи. Что касается динамики Весты, с возобновлением выпуска прорыв случился именно в июне, когда на учет встали 2,3 тысячи машин против 262 в апреле и 241 — в мае. При этом по Гранте опять же наметились неровности, вызванные, видимо, перебоями с поставками комплектующих: если в марте и апреле было продано 17 и 18,3 тысячи соответственно, то в мае своих покупателей нашли 15,7 тысячи, а в июне — 15,8. В общем, нестабильность, как и прежде, остается самым стабильным спутником российского автогиганта. В этом смысле результаты марки будут определять именно поставки комплектующих из Китая, при этом не исключено, что к концу года ежемесячные продажи не достигнут и 30 000 машин.
| Марка | 1–6 мес. 2023 года | Апрель | Май | Июнь |
| Lada | 134 551 | 28 288 | 22 029 | 23 777 |
| Chery | 47 176 | 9263 | 7444 | 10 801 |
| Haval | 38 551 | 6829 | 7432 | 8278 |
| Geely | 32 681 | 7108 | 6690 | 6903 |
| Kia | 18 482 | 3433 | 3090 | 3124 |
| Exeed | 16 538 | 3177 | 3028 | 3063 |
| Hyundai | 15 028 | 2748 | 2722 | 2603 |
| Omoda | 13 800 | 2472 | 2569 | 3354 |
| Toyota | 10 734 | 1967 | 2016 | 2374 |
| Changan | 8761 | 1489 | 1983 | 3490 |
| Модель | Апрель | Май | Июнь | 1–6 мес. 2023 года |
| Lada | ||||
| Granta | 18 341 | 15 791 | 15 876 | 94 070 |
| Niva Legend | 2804 | 2683 | 2569 | 15 219 |
| Niva Travel | 3777 | 3210 | 2955 | 20 392 |
| Vesta | 262 | 241 | 2310 | 3969 |
| Chery | ||||
| Tiggo 4 PRO | 3447 | 1917 | 2584 | 11 618 |
| Tiggo 7 Pro/7 Pro Max | 3068 | 3598 | 5032 | 20 485 |
| Tiggo 8 Pro Max | 1061 | 1081 | 1357 | 6646 |
| Tiggo 8 Pro | 326 | 285 | 439 | 1699 |
| Tiggo 8 Pro e + | 2 | 49 | 44 | 95 |
| Haval | ||||
| Dargo | 780 | 967 | 1042 | 4471 |
| F7/F7x | 2197 | 2322 | 2264 | 13 255 |
| H9 | 316 | 272 | 227 | 1486 |
| Jolion | 3528 | 3864 | 4734 | 19 292 |
| Geely | ||||
| Atlas Pro | 1010 | 994 | 1118 | 6926 |
| Coolray | 4154 | 3536 | 3284 | 17 290 |
| Monjaro | 636 | 694 | 1006 | 2547 |
| Tugella | 1275 | 1441 | 1459 | 5748 |
| Exeed | ||||
| LX | 1097 | 1071 | 1541 | 6282 |
| TXL | 1092 | 873 | 894 | 5619 |
| VX | 988 | 1083 | 622 | 4629 |





