Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Mitsubishi ASX и Chery Tiggo 7 Pro Max относятся к одному и тому же классу компактных кроссоверов. У них сопоставимая мощность двигателей, близкие габариты и похожая снаряженная масса. Комплектации рассматриваемых автомобилей в своих линейках можно назвать «предмаксимальными». Небольшое уточнение: у моего Mitsubishi ASX полный привод, а у соседских Chery Tiggo — только передний. Однако, учитывая, что в основном ASX ведет переднеприводный образ жизни, этой разницей пока что можно пренебречь.
Среди автолюбителей-«староверов» бытует мнение, что китайские машины выбирают люди, далекие от техники и совершенно не разбирающиеся в автомобилях. Однако оба владельца поднадзорных Chery Tiggo в такой образ никак не вписываются.
Один из них занимается профессиональным авторемонтом с конца 1980-х годов. Это настоящий мастер на все руки старой закалки, который может и заклинивший мотор перебрать, и смятый лонжерон вытянуть. Его прежний автомобиль, Kia Cerato, уже встречался в выпуске блога о машинах, которые выбирают гаражные «самоделкины». Chery Tiggo 7 Pro Max, приобретенный в январе 2024 года — третья машина из тех, которые он покупал новыми.
Владелец рестайлингового Chery Tiggo 7 Pro Max начал автомобильный путь на десять лет раньше соседа-мастерового, получив водительское удостоверение 45 лет назад еще школьником. На излете эпохи так называемого «развитого социализма» свои первые машины, «Москвичи»-407 и 412, он собирал буквально по болтикам. Количество автомобилей, побывавших с тех давних пор в его руках, трудно подсчитать. Дольше всего у него в семье продержались четыре VW Polo, купленные новыми. Несмотря на солидную руководящую работу, он до сих пор сохранил любовь к технике, и поэтому у своих VW Polo сам запросто промывает пакеты радиаторов и меняет втулки рулевой рейки. Ну а когда пробег одного из VW Polo достиг 170 000 км, в ноябре 2024 года его сменил рестайлинговый Chery Tiggo 7 Pro Max.
Мой выбор кроссовера, чрезмерно рассудочный и занудно-придирчивый, в 2020 году уже был темой одного из выпусков блога. Недавно пробег машины перевалил за 80 000 км, в основном намотанных в скоротечных марш-бросках от Баренцева моря до Каспийского во время всевозможных «длинных выходных».
Детальный список всех поломок ASX за прошедшие годы и километры, а также подробную калькуляцию расходов на плановые ТО у дилеров Mitsubishi и дополнительные ремонты обсудим позже. Сейчас мы приступим к самому главному — сравнению этих трех машин.
Как известно, встречают по одежке, и поэтому мы начнем наше состязание с осмотра. Всезнающие автоблогеры считали Mitsubishi ASX устаревшим еще до того, как я задумался о его покупке. Ну а на фоне современных китайских машин его отсталость поражает даже при беглом взгляде. Подумать только, в фарах ASX до сих пор используются обычные галогенки! Разумеется, «китайские товарищи» щеголяют светодиодной оптикой. Как говорится, почувствуйте разницу:
Японцы славятся методичностью и системным подходом. Но задние фонари ASX разрушают этот светлый имидж, удивительным образом сочетая светодиоды с обычными лампами.
Конечно же, китайцы такого безобразия себе не позволяют и используют исключительно светодиоды.
Еще более разителен контраст между салонами Mitsubishi и Chery. Футуристическое убранство «китайцев» похоже на рубку звездолета из фантастического фильма. Планшеты, сенсоры и светодиоды наглядно демонстрируют технологическую мощь современной китайской промышленности.
Рядом с Chery салон моего ASX похож на провинциального бедного родственника, случайно заглянувшего в гости к своему более удачливому столичному собрату.
У Tiggo 7 Pro Max на руль выведено управление множеством функций, а вот у ASX можно «рулить» только «музыкой».
Даже для того, чтобы изменить показания простенького борткомпьютера, мне приходится левой рукой нащупывать большую, но невидимую с водительского места кнопку на панели приборов. Должен признаться, это не самое простое занятие в движении! Помогает только многолетняя тренировка на прошлой Kia, где на подобную кнопку можно было нажать, только просунув руку сквозь сам руль.
Не менее впечатляет внутреннее освещение салона Chery.
Даже наружное зеркало умудряется заботливо напомнить, как называется машина, из которой вы выходите.
На фоне этого праздничного перелива светодиодов пара плафончиков ASX с древними лампами накаливания выглядят примерно так же, как мерцающие огоньки полувымершей деревеньки в лесной глухомани по сравнению с электрическим буйством Лас-Вегаса.
Кстати, кнопки стеклоподъемников ASX вообще не подсвечиваются. Те, кому это не нравится, обсуждают возможность установки в них светодиодов или замену «родных» кнопок на более прогрессивные.
Камеры, датчики и мультимедийная система Tiggo 7 Pro Max предоставляют водителю (а так хочется сказать — «пилоту»!) исчерпывающую информацию об окружающей действительности.
А вот камера от потомков самураев с мизерным углом обзора и низкой четкостью картинки ограничивается лишь не очень информативным видом назад. Красно-зеленая сетка на экране условна и никак не реагирует на поворот руля. Поэтому, например, на фото ниже кажется, будто угол заднего бампера уже уперся в препятствие, но на самом деле все совсем не так.
Скромный планшет ASX, если он не занят обслуживанием камеры или музыкальной системы, превращается в часы. Вот только размер крохотных циферок такой, что со своим деградирующим зрением я их едва различаю. Оно и к лучшему, ведь теперь меня совершенно не волнует популярная тема на форуме владельцев ASX «Как отключить заводскую установку коррекции часов по сигналам RDS».
Трудовые будни водителя Chery Tiggo 7 Pro Max скрашивают неисчислимые электронные помощники. Упомяну лишь те из них, которых в моем ASX вообще нет. Итак, загибаем пальцы: датчики света, дождя и парковки, круиз-контроль, электрорегулировки передних кресел, подогрев руля и лобового стекла, мониторинг давления в шинах, подогрев задних сидений, электролюк, запуск двигателя кнопкой … А ведь у ASX даже ключ не складывается!
У Chery планшет-приборный щиток может побаловать своего владельца тремя разными видами комбинации приборов, от ультимативно-цифровой до правдоподобной имитации аналоговых стрелок и шкал.
У ASX все строго по старинке: реальные круглые спидометр и тахометр лишь слегка разбавлены небольшим цифровым дисплейчиком.
На фоне изобилия электроигрушек несколько странно, что подсветка бардачка … ох, извините, перчаточного ящика, у Tiggo не предусмотрена. У моего ASX, впрочем, тоже. А ведь у «Жигулей» такая опция была еще в 1970-х!
Пришло время заглянуть нашим машинам под капот. Многие современные автопотребители зачастую предпочитают лишний раз такими вещами не заниматься, и конструкторы Chery это учли, полностью спрятав силовой агрегат от нескромных взглядов.
Что-то подсмотреть можно лишь через пару съемных лючков, но зато разработчики не поскупились на газовые упоры.
Турбированный двигатель «январского» Chery Tiggo 7 Pro Max объемом 1,5 л развивает 147 л.с.
Крутящий момент составляет 210 Нм, разгон до 100 км/ч — 9,8 секунды, максимальная скорость 186 км/ч (здесь и далее — заводские данные). На машине используется вариатор с возможностью ручного переключения виртуальных передач.
У «ноябрьского» Chery Tiggo 7 Pro Max под пластиком скрывается более продвинутый GDI-турбомотор объемом 1,6 л мощностью 150 л.с. и крутящим моментом 275 Нм.
Он работает в паре с роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями. Благодаря всем этим новшествам разгон до 100 км/ч по сравнению с дорестайлинговым Chery сократился на 0,1 секунды, а максимальная скорость увеличилась на 4 км/ч.
На фоне такой технической изысканности моторный отсек Mitsubishi ASX вульгарно прост. Минимум пластика, все «весомо, грубо, зримо», а капот поддерживает обычная «кочерга».
Двигатель — заурядный «атмосферник» объемом 2,0 л мощностью 150 л.с. и крутящим моментом 190 Нм.
Ручного переключения псевдопередач вариатора в моей комплектации нет. Максимальная скорость ASX такая же, как и у Chery Tiggo, а вот разгон до 100 км/ч заметно медленнее — 11,7 секунды. Ничего не поделаешь, «турболошадки» всегда резвее, чем «атмо».
Умение вовремя остановиться, пожалуй, важнее, чем способность быстро разогнаться, причем это правило работает не только в автомобильной жизни. И у Mitsubishi, и у Chery установлены дисковые тормоза на всех колесах. Но если у «китайцев» стояночный тормоз электронный, …
… то у «японца» — старорежимный ручной.
Передние подвески этих кроссоверов похожи. Где «китаец», а где «японец», по фото сразу и не сообразишь.
Интересно, что у переднеприводных Chery Tiggo 7 Pro Max задняя подвеска независимая, как и у полноприводных машин. Такое техническое решение встречается не всегда. Чаще производители условно-бюджетных переднеприводных кроссоверов используют упругую балку (на фото ниже Suzuki Vitara и Renault Captur).
Элементы задней подвески Chery Tiggo 7 Pro Max выглядят не менее солидно, чем у ASX, но ремонтопригодность «китайца» лучше из-за раздельной установки амортизатора и пружины.
Что ж, можно подвести некоторые итоги. Похоже, что почти по всем дисциплинам старичок ASX с разгромным счетом проиграл своим молодым и напористым соперникам, не так ли? Неужели пора забыть о японской автоклассике и насладиться передовыми китайскими технологиями? Наконец-то пришло время отправить четырехколесных «японцев» на автомобильную свалку истории?
Ответ — нет и еще раз нет, ни в коем случае! По крайней мере до тех пор, пока в японском автомобиле не исчерпается ресурс, когда-то заложенный в него разработчиками. Причин для такой категоричности целых три. Две из них связаны исключительно с конструктивными особенностями машин, третья же расположилась на стыке техники и психологии.
Рассмотрим сначала технические резоны столь неожиданного вывода. Я не случайно отметил, что ASX уступил «почти» по всем параметрам. Дело в том, что есть у Mitsubishi ASX одно важнейшее свойство, которое у Chery Tiggo, да и у многих других китайских машин отсутствует полностью. На мой консервативный взгляд, оно как сильнейший козырь перевешивает неисчислимое множество всевозможных достоинств Chery Tiggo. Кстати, в той или иной степени это свойство присуще всем автомобилям с историей. Имя ему — Предсказуемость, и непременно с большой буквы П.
Далеко не идеальная, но по-своему добротная техническая начинка Mitsubishi ASX за 15 лет конвейерной жизни практически не изменилась, и поэтому на машине можно долго и спокойно ездить, не опасаясь неожиданных пакостей. А вот производители из Поднебесной, следуя в русле модных тенденций, постоянно переделывают свои автомобили в угоду переменчивым вкусам капризных покупателей.
Тех, кто приобретает машину на небольшой срок и планирует вскоре поменять ее опять на новую, это только радует. Но обратная сторона непрерывного «улучшайзинга» заключается в том, что потребитель постоянно оказывается невольным испытателем новых узлов, играя за свои немалые деньги в своеобразную техническую лотерею «повезет — не повезет». В итоге, например, владельцам обсуждаемых здесь Chery Tiggo 7 Pro Max бесполезно пытаться обмениваться практическим опытом по работе силовых агрегатов своих автомобилей, поскольку моторы и коробки передач у них совершенно разные, хотя машины куплены в одном и том же 2024 году.
Вот тут-то и пришло время обратиться к сухой статистике поломок моего ASX за отчетный период, не забыв про расходы на дилерские ТО и внеплановые ремонты. После тщательных подсчетов и уточнений все результаты представлены в таблице ниже:
Оплата услуг дилеров Mitsubishi за проведение ими плановых ТО | 0 руб. |
Количество отказов каких-либо узлов, поломок деталей, «глюков» электрооборудования и т. п. | 0 шт. |
Расходы на внеплановые ремонты, включая замену тормозных колодок и перегоревших ламп | 0 руб. |
Проверил данные еще раз — да, все верно, даже тормозные колодки и лампочки до сих пор «родные», несмотря на любовь к ночной езде и горным дорогам. Вот так выглядит эксплуатация устаревшего и поэтому предсказуемого японского автомобиля. Именно поэтому мне не было ни малейшего смысла проходить плановые ТО у дилера, переплачивая втридорога за элементарную замену масла и фильтров. Беспокоиться о пресловутой «гарантии» совершенно незачем, ведь по-настоящему надежная машина в течение гарантийного срока не ломается. Это гораздо важнее, чем сомнительное удовольствие заставлять дилера устранять разнообразные поломки.
Что же касается «китайских товарищей», то, как уже обсуждалось в недавнем выпуске блога, мои соседи и клиенты, пересевшие на автомобили из Поднебесной, вскоре после покупки сталкивались с различными техническими проблемами. К примеру, «ноябрьский» Chery Tiggo 7 Pro Max уже пережил замену лобового стекла по гарантии из-за дефектных нитей обогрева. Неизбежность и непредсказуемость подобных «мелочей» приводит к тому, что даже наши многоопытные и технически грамотные автомобилисты за первые 10 000 км пробега своих Chery покорно отвезли дилерам по 30 000 рублей за ТО-0 и ТО-1, и еще больше отдадут в ближайшие год-два. Конечно, какая-то часть этих расходов наверняка будет компенсирована гарантийными ремонтами, но стоит ли этому радоваться?
Кроме того, многие преимущества китайских автомобилей отлично смотрятся на видеопрезентациях и в рекламных обзорах, но в реальной жизни совсем не так уж хороши. И наоборот, какие-то старомодные технические решения на практике отлично работают и в изменениях не нуждаются. Типичный пример — замена «устаревших» кнопок и переключателей на «прогрессивные» планшеты и сенсоры. Добавить по-быстрому немного теплого воздуха в ноги реальными «крутилками» куда быстрее, проще, а на ходу еще и безопаснее, чем путешествовать по меню в планшете.
Или взять, к примеру, такое пустопорожнее баловство, как ручной режим для вариатора. Владелец «январского» Chery Tiggo 7 Pro Max честно признался, что ни разу его не использовал даже на Кавказе. Да и у ASX вариатор, переведенный в спортивный режим, отлично справлялся сам, без посторонней помощи с любыми подъемами и спусками на горных перевалах с высотами до 2500 м.
Ну и «важнейшая» проблема Mitsubishi ASX — отсутствие подсветки кнопок стеклоподъемников — тоже на самом деле надумана. Если эргономичная кнопка расположена в правильном и логичном месте, то на нее вообще не надо смотреть — она всегда нажимается интуитивно, на ощупь.
Что же касается третьей, психотехнической причины, по которой автомобили из Страны восходящего солнца все еще рано отправлять на покой, то … Вот скажите, какие ассоциации вызывает название «Chery»? У автомобилистов со стажем, скорее всего, ответ будет «Амулет». Ну а «Mitsubishi» из моего подсознания вытягивает цепочку «Перл-Харбор, истребитель Zero».
Для такого автогеронтофила, как я, продукция корпорации, ведущей свою историю с 19 века, всегда привлекательнее, чем товары фирмы, организованной на пороге Миллениума. Чтобы заметить отсутствие 150-летней технической культуры у Chery, достаточно открыть водительскую дверь Tiggo 7 Pro Max и обнаружить в крыле до боли знакомый саморез из ближайшего хозмага.
На этом же месте у Mitsubishi ASX видна только заглушка, под которой скрывается сугубо автомобильный крепеж.
Ну и чтобы два раза не вставать, коль уж передняя дверь у Tiggo открыта, проведите рукой вокруг ее верхнего угла. Только осторожно, в этом месте можно ненароком порезаться! Вспоминается, как за подобную обработку кромок сосед-маляр крыл последними словами другого соседа, кузовщика, еще лет 15 назад. Забавно, что эти курьезы сохранились и у рестайлинговой модели.
Некоторые машины порой напоминают о старом анекдоте про хороший газон, который очень просто вырастить — его надо всего лишь регулярно стричь в течение трехсот лет. Да, Mitsubishi ASX давно устарел. Несомненно, машины Chery сейчас находятся на пике автомобильной моды. Но тот самый газончик им еще стричь и стричь.