Приветствую Вас, дорогие друзья. Решил наваять отчётец после года владения и 30 тысяч пробега о Форике третьего поколения. За рулем достаточно давно, во владении были 4 машины семейства ВАЗ, из иномарок – Тойота Виста Ардео, Субару Ланкастер. Периодически катаюсь на служебных Тойота Камри, Хундай Соната.
Форестер 3 – машина, вокруг которой сломано достаточно много копий. Одни считают, что это уже не тот «старый добрый» Форик. Другие считают, что это уже вообще не субару. Ну а третьи – они ездят на них, и им нравится, что бы ни говорили остальные.
К числу последних я отношу и себя, хотя есть как положительные, так и отрицательные стороны в этом детище японских «инжинегров». О них расскажу ниже.
С чего все началось – появилась возможность сменить автомобиль. Владел я к тому моменту Ланкастером и в ус не дул. 3 литра, постоянный полный привод, неплохой клиренс позволяли чувствовать себя довольно уверено в любых дорожных условиях, а газовое оборудование позволяло не ограничивать себя в топтании педальки газа.
Но тут все изменил случай. Пришлось везти шефа 100 км по преимущественно двухполосной дороге (по одной в каждую сторону) – после чего он настойчиво порекомендовал мне купить новую машину. Видимо, сидя слева на «месте водителя», и не имея возможности контролировать ситуацию, шеф испытал неповторимые эмоции во время динамичных обгонов и лавирования между фурами. И то, что у меня есть камера обгона, и то, что все под контролем, служили слабыми аргументами против продажи Ланка. Окончательно меня добили тем, что пообещали дать беспроцентный займ на 3 года на авто стоимостью до 1 млн.руб.
Ланка у меня забрали быстро. Получилось довольно символично – когда покупал, то гнал его из Омска. В Омск же он и был продан.
Погоревав немного от расставания с другом (а Ланк отсужил 2,5 года верой и правдой), решил осуществить свою давнюю мечту в виде покупки рестайлового 3литрового Субару Аутбэк и принялся кататься по Уралу в поисках подходящих вариантов. Тут меня подстерегало большое разочарование. При ценнике до 1 млн.руб. предложенные варианты были либо откровенно уезженные, либо восстановленные после ДТП. Нормальные по состоянию агрегаты начинались от 1,15 млн.руб. Отдавать такие деньги за 3 летнюю машину… я просто не решился.
После двух месяцев безуспешных поисков было принято решение рассматривать альтернативные варианты. Были протестированы Новый Форик, Витара, Тигуан, Фрилэндер 2, Рав4. Пощупал также Форд Куга и Митсу Аутлэндер – тест-драйва не было. Смотрел также Трибеку в старом кузове – неплохая машина, но не моё.
Больше всех понравился Фрилэндер. Неплохое впечатление оставил Тигуан. Но устраивающие меня варианты заметно выходили за лимит денежных средств. Да и, начитавшись отзывов про Фрилэндер 2, немного «очканул» и решил не связываться с загадочной английской машиной. Тигуан же почему-то не понравился жене, да и маленьким он мне показался, хотя 2.0TSI едет очень неплохо.
Взгляд вновь обратился к японским паркетникам. При этом, раз уж эмоциональная сторона была задвинута на 2-й план, то выбирал сугубо из практических соображений. Вот тут и настал черед Форика. Помесив грязь на тестдрайвовской машине, понял, что геометрическая проходимость после Ланка – очень неплоха. Привод AAWD вполне неплохо справляется со своими задачами с помощью сильно поумневшей системы стабилизации VDC. Динамика у 2х литров с автоматом – не ахти. Салон – нормуль, без выкрутасов, скромно, но удобно, все под рукой. По надежности – на форумах ничего критичного не нашел за исключением проблемных задних стоек. Но поскольку был конец 2009 года, а косяк этот вроде как был уже устранен в октябре 2008, то принял решение – беру, только 2,5 литра и на механике. Турбированный вариант страстно манил, но куча косяков с двигателем первых партий выпуска вынудил отказаться от этой затеи. Сейчас – купил бы, даже не думал бы.
С приобретением все оказалось тоже не все так просто – у дилера на складе машины только 2008 года, при этом взять что-то из более позднего привоза можно было только в Москве. А тут еще и акция с предновогодними скидками в московских салонах Субару подоспела (На Урале никаких дополнительных скидок не было). Посчитал возможную экономию денег и времени, и решил брать в столице. Экономия с учетом транспортных расходов составила без малого 50т.р. При этом был больший выбор комплектаций в меньшие сроки. Со всеми скидками Форик обошел в 1050 тыс. руб. при цене по акции на оф. сайте 1123 тыс. руб. Комплектация самая простая для этого двигателя, отличающаяся от максимальной отсутствием люка и кожаного салона с электрорегулировками передних сидений
Созвонился, заказал, оплатил аванс. Все получилось достаточно беспроблемно. Вскоре забрал машину в Москве, попутно приобретя в московских интернет-магазинах зимнюю резину и немного аксессуаров. Зимняя резина пригодилась под Нижним Новгородом, когда по обочине пришлось объезжать колонну шлифующих в горку фур во время обильного снегопада.
Приехал в Челябинск, поставил на учет и начал беспроблемную эксплуатацию Форя, пройдя ТО 2000.
Начитавшись форумов, заменил масло в коробке и заднем редукторе на castrol по рекомендациям одного авторитетного субофорумчанина. Решил менять масло в движке ч/з 7,5 тыс.км, хотя регламент позволяет ездить 15000 км без замены
Зима 2009-2010 выдалась на Урале богатой на осадки, поэтому возможности Фори были протестированы по-полной. Испытание он выдержал на отлично, ни разу не застряв, периодически помогая вытаскивать из снежного плена автосоратников.
К весне можно было уже подвести первый итог в сравнении с предыдущим субариком. Динамики Форестера 2,5 на механике хватает в принципе везде. До сотни набирает достаточно бодро. По ощущениям из 10 секунд выезжает. Ланкастер по ощущениям набирал сотню немного быстрее, но его разгон становился интенсивным только после 3000 оборотов. Разгон на Форестере более плавный, но двигатель везет практически с низов. Показателен пример. Есть один участок дороги около дома, где, стартуя с педалью в пол как раз успеваешь на следующий зеленый светофор. Так вот, при подъезде к второму светофору на Ланкастере я успевал разогнаться до 110 км/ч, а на Форестере - до 120. Заранее оговорюсь, что делал я это всего несколько раз и на пустой дороге.
По трассе Форестер конечно уступает Ланкастеру. Прежде всего, по устойчивости из-за более высокого центра тяжести, по плавности хода из-за более короткой базы, ну и по динамике. Трёшка, хоть и на автомате везёт по трассе всё же поприятней. Однако обгоны на Форестере даются ничуть не хуже, за счет механики и левого руля.
По проходимости, прежде всего геометрической, Форестер имеет ощутимое преимущество за счет более коротких свесов и более высокого клиренса. В остальном – где я проезжал на Ланке, без проблем проезжаю и на Форестере, при этом сильно помогает пониженная передача, которая позволяет не жечь сцепление, а уверенно двигаться на маленьких скоростях.
По стоимости заправки наблюдался паритет при том, что Ланк был на газу. Расход в городе на Форестере не поднимался выше 14л/100км, составляя в среднем 12-13л/100км. По трассе минимум мной был замечен при равномерном движении со скоростью 80 км/ч на пятой передаче – 7,4л/100км. При стандартном скоростном режиме – 120-130 км/ч расход составляет 9,6 л/100км.
Расход Ланкастера в городе не опускался ниже 16л на 100 км, а в сильные морозы доходил до 25 литров, при том, что прогрев до рабочей температуры осуществлялся на бензине и бака хватало на 2 месяца зимой и на 3 месяца летом
Что касается управляемости, то Форик имеет чуть большие крены, не такое чуткое рулевое. Но что касается работы системы стабилизации, тут VDC Ланкастера нервно покуривает в сторонке. На Ланке эта система не отключалась вручную, а при попытке разгона на рыхлом покрытии бесцеремонно душила движок, за счет чего машина сильно тупила. Особенно это напрягало, когда с нечищенной дороги или обочины надо было резко влиться в поток машин или резко тронуться при повороте налево по рыхлому снегу.
На Форестере эта система существенно доработана. Она позволяет небольшую пробуксовку и вмешивается в действия водителя значительно позже, но очень точно и своевременно. В результате при большом желании можно немного «похулиганить» на рыхлом снегу, входя в поворот, «метя хвостом». Ну а для больных на всю голову есть кнопочка ее отключения.
Про заводку зимой – Форестер заводится неплохо, даже на неважной штатной батарейке. Мой рекорд пока – заводка в -33 без прогревов, хотя обычно храню машину в капитальном гараже. На Ланке всегда старался пользоваться автопрогревом по температуре, поскольку были прецеденты, когда в -20 преподносил неприятные сюрпризы, хотя заводился всегда.
Главные же испытания ждали Форю впереди – решили мы с супругой съездить на славное озеро Байкал и в середине июня 2010 г. осуществили мечту.
К тому моменту пробег на Форестере составлял 13 тысяч километров. Решено было сделать ТО раньше положенных 15 тыс. км. Обзвон окрестных дилеров Субару выявил, что минимум надо отдать за это действо 11,5 тысяч руб. Как сказал один мой знакомый - за гарантию надо платить, и она того стоит. Это относилось к марке Ниссан. Решил я проверить этот тезис на Субару.
К слову сказать, как я ни выгадывал, но получил в итоге машину 2008 года выпуска с задними стойками старого образца. Япошки сделали их чрезмерно мягкими, в результате чего авто на плавных продольных волнах дороги начинало раскачиваться аки кресло-качалка. При этом ощущать я стал это только после наступления весны – зимой все было нормально. В результате в Уральских горах на трассе М5 на одном из спусков, совмещенных с поворотом я испытал непередаваемые ощущения, когда зад моей машины на одной и продольных волн попытался обогнать перед с отрывом задних колес от земли. Скорость была в районе 80 км/ч. На Ланке я этот участок проходил не один раз без каких либо проблем и на более высокой скорости. Вот тут-то меня проняло, и я решил попытаться заменить по гарантии свои задние стойки на стойки нового образца, поскольку их некорректная работа едва не стоила мне жизни.
На профильных форумах я нашел несколько прецедентов гарантийной замены данных стоек на более жесткие, поэтому набрал Горячую линию Субару и изложил милой девушке свои претензии к продукту с гордым названием Субару, потребовав решить все в кратчайшие сроки. Меня вежливо послали… к ближайшему дилеру Субару в славном г.Челябинске… на осмотр. Созвонился, договорился, приехал. Оказалось меня там совсем не ждали. Ни времени, ни персонала, ни желания у дилера не оказалось, чтоб совершить банальны осмотр.
Отсидев 30 минут, я наблюдал картину, когда пара солидного вида мужиков пытались выяснить, почему им поменяли автомат на машине, не согласовав данную процедуру с ними, и выкатили счет в 120 тыс.руб. Мысленно посочувствовав пострадавшим, я понял что больше ноги моей в этом чудо-сервисе не будет, и что счастье субаровода – дело рук и головы самого субаровода. Так я отказался от гарантии.
В итоге ТО 15000 обошлось мне в 3 т.р. с учетом оригинальных расходников.
Вернемся к поездке на Байкал. Всего нами было пройдено 8,5 тыс км. со средним расходом 9,2 л/100км, при том, что помимо нас двоих машина везла еще гору всяких вещей (включая лодку и запасной аккумулятор), которые занимали не только багажник, но и сложенные задние сидения. Средняя скорость по навигатору за весь пробег составила 89 км/ч с учетом плохих участков и ограничений скорости. На участке между Омском и Новосибирском попытался положить стрелку, но из-за задних стоек эксперимент не состоялся. Машина реально начинала раскачиваться. Ну а так, до 160 достаточно бодро разгоняется на 4-й скорости, а вот на пятой - очень неохотно. Больше 164 по навигатору не получилось. При этом на спидометре было около 180 км/ч.
Резюмируя, скажу, что Форестер перенес все испытания хорошо. Главным недостатком, как и ожидалось, стала работа задних самовыравнивающихся стоек, которые в условиях серьезной загрузки на продольных волнах норовили пробиться до отбойника и обеспечивали нехилую раскачку. В итоге по приезду заказал комплект обычных стоек и пружин от американского форестера. Встало это все мне в сумму около 18 тыс.руб. с работой и развалом, что значительно дешевле родных самовыравнивающихся стоек, у которых цена за одну штуку на тот момент составляла 22 т.р.
Что касается трассовых испытаний, хочется отметить, что ямы и кочки переносятся подвеской на ура. Дорога между Канском и Тулуном была пройден существенно быстрее основного потока без серьезного ущерба для комфорта пассажиров. В минусе по результатам диагностики – передние и задние втулки стабилизатора. Цена вопроса 400 руб. Работа по замене - бесплатно
Если рассматривать аспект проходимости, то Форик тоже не сплоховал. Ольхон мы изъездили вдоль и поперек. Встречались места, когда приходилось ехать в горку + преодолевать диагональное вывешивание. Система стабилизации отработала на ура, подтормаживая необходимые колеса. Все проблемные места были успешно пройдены.
Испытан был Форь и в песке. Единственное, что огорчило, – не смог забраться в небольшую горку с рыхлым песком. Двигателю реально не хватило тяги, даже на понижайке. В процессе езды обороты плавно, но неотвратимо с 2000 упали до 1200, и чтобы не заглохнуть, мне пришлось выжать сцепу. Выехал обратно по своим следам без особых проблем, раскрутив двиг до 4 тыс.оборотов.
Брал с собой ремни антискольжения, так ни разу использовать не пришлось. Позднее, при езде по песку уже учитывал предыдущий опыт и старался держать обороты не менее 2,5 – 3 тыс., поэтому похожих ситуаций больше не повторялось.
В процессе поездки выяснился один неприятный момент – очень царапучий пластик салона, особенно серебристые вставки. В результате вставка напротив переднего пассажира была исцарапана проводом от радара до очень неприглядного вида. Ручки задних дверей от регулярного соприкосновения с картонной коробкой полностью облезли, жалко фоток не сделал.
По приезду решил этот косяк устранить путем обклейки всех серебристых вставок пленкой под карбон. Разбирал и собирал салон сам, обклеивал знакомый. Цена вопроса 3 тыс. руб. Получилось в принципе неплохо, мне нравится.
При возвращении с Байкала произошел еще один неприятный момент – от тряски по дорогам Иркутской области между стеклом и торпедой провалился талончик техосмотра, Об этом мне сообщил инспектор ГИБДД при проезде очередного поста. Диагностическая карта о прохождении ТО на инспекторов никак не подействовала, возвращаться без номеров не хотелось, пришлось прямо на посту разбирать торпеду со стороны переднего пассажира с помощью отвертки и ключа на 10. 30 минут поисков заветного талончика ничего не дали, но и инспектора, глядя, как я курочу практически новую машину сжалились и, выписав штраф 100руб., отпустили.
Попытавшись заменить талон ТО уже в Челябинске с недоумением выяснил, что его замена обойдется мне в 800 руб. (не соврать бы). В результате решил разобрать торпеду, найти талончик, а заодно проклеить шумоизоляцией. За 2 вечера работы все было сделано, талончик найден, торпеда проклеена. Причем талончик был найден под стеклом напротив водителя .
И тут… «Остапа понесло», процесс улучшайзинга машины было уже не остановить.
Выяснив, что добавить лошадок атмосферному ёжику достаточно проблемно, решил сделать свою езду более комфортной. За две недели по вечерам проклеил всего Форика с ног до головы шумкой. Стало существенно тише, но не так как ожидалось. Параллельно со мной товарищ «шумил» свой аккорд, так вот – на седане это дает более серьезный эффект при одинаковых используемых материалах.
Полазив по форуму и почитав отзывы, решил установить себе переднюю и заднюю верхние распорки, которые были успешно приобретены в интернет-магазине и вживлены в Форя. В результате машинка стала более собранной на дороге, работа задней подвески стала еще более удовлетворительной, стала лучше закрываться задняя дверь, меньше стал скрипеть пластик багажника.
Кроме того, решил улучшить отклик машины на педаль газа путем убирания «тупизны» электронной дроссельной заслонки. Для этого был заказан и установлен контроллер педали газа. Сразу скажу – ожидал большего, но со временем понял, что машина стала меньше тупить при педалировании в процессе езды в натяг, а также на трассе реакция на педаль газа стала практически мгновенной.
На этом пока процесс приостановил на время зимы, в гараже еще валяется металлическая защита двигателя и редуктора – это до весны.
В конце середине ноября сделал ТО 30000 в проверенном сервисе. Сменил масло в двигателе и гидраче, антифриз, тормозуху, все фильтра. До кучи поменял свечи на иридий. Без свечей все обошлось в 4,5 тыс.руб.
Свечи покупал давно, а менял сам. Времени на все про все ушло 30 минут с пивом.
В завершение своего повествования хотел бы выделить основные достоинства и недостатки своего Форика.
Плюсы:
+ Хорошая вместимость, хорошая эргономика водительского места, удобство посадки-высадки.
+ Отличная обзорность, большие зеркала
+ Подогревы дворников и зеркал
+ Магнитола читает мп3 и имеет 6дисковый ченжер
+ Наличие в базе 6 подушек безопасности, круиз-контроля, управление музыкой на руле.
+ Отличная проходимость для своего класса
+ Комфортная и крепкая подвеска (при устранении косяка с задними стойками)
+ Неплохая динамика.
+ Топливная экономичность
+ Отличная работа системы стабилизации
+ Крепкий пластик фар (в Иркутской области словил в фару здоровую каменюку, думал все, кранты - ан нет небольшая выщербина и всё).
+ Хороший головной свет (поначалу был настроен при предпродажке очень неудачно и светил под себя. После манипуляций с отверткой все пришло в норму)
+ Отлично переваривает 92 бензин (для профилактики добавляю немного ацетона)
Минусы:
– Очень простенький дизайн салона и неважное качество отделочных материалов. Это относится как к пластику, так и к ткани салона.
– Музыка на троечку. Более-менее заиграла только после шумо-виброизоляции.
– Отсутствие двухзонного климат-контроля
– Постоянные хоть и тихие скрипы багажника
– При морозе в -20 слабо держат амортизаторы багажника. Наверное, из-за шумки.
– Дизайн – на любителя (по сравнению со своей несбывшейся мечтой – Аутбэком 2007 м.г.)
– Несильный, но навязчивый шум от механической КПП, особенно при движении на пониженной передаче
– Слабое лакокрасочное покрытие, особенно на бамперах.
– Лопаются туманки при сильном перепаде температур – конструктивный косяк, но я их вообще очень редко включаю.
– Недоработанная прошивка блока управления двигателем. При движении на малых скоростях, если выжать сцепление при включенной передаче, то машина самопроизвольно повышает обороты до 2000. Эта же особенность, с другой стороны, позволяет лучше разгоняться, т.к. машина при переключениях не сильно сбрасывает обороты. Мешает не сильно, поскольку приноровился уже, но все же обидно за такие просчеты солидного производителя.
Для меня плюсы значительно перевешивают минусы – машиной доволен на 90%. Было бы 100%, если бы была турбина.
Таким образом, если Вам нужен неброский, но надежный и практичный автомобиль, не спасующий ни перед какими погодными условиями, то Форестер – один из несомненных кандидатов на покупку.
Всем спасибо за внимание.
Ни гвоздя, ни жезла!