Собственники и руководители дилерских центров по всей стране еще после кризиса 2008 года заметили, что каждое резкое снижение курса рубля и падение доходов населения провоцируют рост «потребительского экстремизма» (страшно звучит!) среди клиентов. Шквал претензий, желание поиметь что-то на халяву, а то и вовсе возврат дилеру своего автомобиля за полную стоимость. Как это выглядит в правовом поле? Можно ли вернуть дилеру автомобиль и даже заработать на этом? Давайте разбираться! «Вредные советы» от инженера по гарантии — в конце статьи…
Что можно обменять джинсы или кроссовки, не подошедшие по размеру или фасону, знают многие, но с автомобилем это так же просто не пройдет. По закону автомобиль — технически сложный товар, и в отношении него потребитель не вправе расторгать договор купли-продажи (ДКП) или менять, потому что цвет не подошел.
В моей практике по этому поводу был курьезный случай! Клиент купил Рено Логан на «механике» в красном цвете, а через пять дней захотел обменять на черный или серебристый (возможно, друзья в гараже что-то про цвет нелестно высказались). Естественно, отказали — все в рамках закона.
Но клиент вправе вернуть автомобиль, если обнаружил в нем серьезный недостаток. Любой! Загорелся «чек» или перегорела лампочка — имеете право на возврат в течение 15 дней! Правда, на практике этого практически не бывает. В первые две недели на покупателей действует эйфория от новой покупки, которая им просто очень нравится.
Уловки дилеров. Чтобы не вызвать желание клиента поменять автомобиль, меняем бесплатно лампочки, регулируем, подтягиваем, устраняем скрипы в салоне. Года два назад на Солярисе всю переднюю панель проклеили «антискрипом» бесплатно. В общем, первые две недели дилер — «просто душка».
Уловки клиентов. На моей практике не было, но коллеги рассказывали про перегоревшие лампочки, на которых дата производства на пять лет старше машины. Понимаю, желание халявы, но не думайте, что в ДЦ дураки сидят.
Это число, кажется, знают уже все (не только владельцы гарантийных автомобилей, но и покупатели утюгов и чайников). Но не все знают, откуда ноги растут. Исходит оно из ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей». Вообще статья гласит, что срок гарантийного ремонта товара определяется соглашением между сторонами, но не может превышать 45 дней. Т. е. если заключите соглашение на меньший срок, то и отремонтировать вам, например, автомобиль обязаны быстрее. Но не думаю, что найдется дилер, который пойдет на такое соглашение.
Как это выглядит на практике? Клиент сдает в ДЦ автомобиль (пусть будет Suzuki Vitara) с жалобой, допустим, на стук в подвеске. Все! Для дилера и производителя (в данном случае импортера, т. к. Suzuki в нашей стране не собирают) пошел срок ремонта.
Если случай негарантийный (замят рычаг подвески, порван «пыльник»), дилер должен вам это показать и доказать! В нашем центре на каждый отказ в гарантии составляем письменный ответ клиенту.
Если это все же гарантийный случай (а во второй серии блога мы затрагивали типичные случаи гарантии и отказов), то срок идет независимо от того, используете вы свой автомобиль или он стоит у дилера.
Чем грозит превышение срока? Теперь уже ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» позволяет владельцу автомобиля потребовать его замены или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (мое примечание: только если вы купили автомобиль у этого же дилера, который нарушил сроки ремонта). Т. е. купили Солярис за миллион, ездили три-четыре года и вернули туда же за миллион! Заманчиво…
Уловки дилеров. Соблюдение сроков гарантийного ремонта тщательно отслеживается! Если есть риск превышения (например, прошло 40 дней с даты заезда, а запчасть редкая и идет из-за границы), то стараемся продлить срок ремонта соглашением с клиентом. Это нам позволяет все та же ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей». Кстати, клиент вправе и не заключать такое соглашение, но чаще всего даже рад. В этом случае конкретно мы, да и другие ДЦ, делаем клиенту подарок — дарим сертификат на ТО или что-нибудь из дополнительного оборудования («ветровики», например). Большинство без проблем соглашаются. Кто-то не знает свои права, а кому-то вполне нравится машина, а бег по судам — то еще удовольствие.
А еще мы после поступления запчасти закрываем тот наряд, по которому обратился клиент, а в день ремонта открываем другой, новый. И подсовываем на подпись. Получается, сегодня обратился и сегодня же сделали ремонт. Некрасиво, правда?
Уловки клиентов. Основная — пропáсть, перестать отвечать на звонки. Про одного такого клиента уже упоминал. Он перестал отвечать на телефонные звонки после поступления запчасти (ремонт — замена кнопки подогрева сиденья, запчасть пришла через десять дней после обращения). А на 46-й день клиент приехал и с порога заявил: «Заберите машину, отдайте 1,5 млн рублей». Наивный! Предвидя эту ситуацию, отправил ему заказное письмо с уведомлением о вручении на 43-й день! Видели бы вы его лицо, когда он понял, что «гениальный план» сорвался. Повторюсь, соблюдение сроков гарантийного ремонта тщательно отслеживаем!
Вторая — войти в доверие к приемщику. У одного из наших клиентов в мою бытность еще мастером-приемщиком это отлично получилось! Сдал машину на переборку КПП по гарантии (Дастер, шум от подшипников, коробка механическая) и сказал коллеге-приемщику, что два месяца будет в командировке и отпуске. Не торопитесь — сделайте качественно. Машину оставили на территории, провели дефектовку и запчасти заказали только через неделю. После поступления новых подшипников еще десять дней к ней не подходили — куда торопиться! В итоге закончили как раз к возвращению клиента — через 60 дней. Вот только вернулся он не один, а с юристом и претензией на расторжение ДКП (договора купли-продажи). Естественно, руководство обоснованную претензию удовлетворило и деньги выплатили. А среди причастных к этому делу сотрудников прошла «волна репрессий».
Если срок в 45 дней у всех на слуху, то про 30 дней большинство моих клиентов просто не знает. А упомянутая ранее ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что владелец автомобиля (и вообще товара) может потребовать его замены или отказаться от исполнения договора купли-продажи при невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. А как это выглядит на практике, говоря простыми словами?
Данный пункт ст. 18 касается только тех случаев, когда автомобиль не используется во время гарантийного ремонта: обездвижен и находится у дилера. Так вот, если суммарно (при двух и более) гарантийных ремонтах вы не пользуетесь автомобилем в течение каждого года гарантийного срока более чем 30 дней, — имеете право его вернуть.
Например, автомобиль приобретен 15 июня 2019 года. Первый год гарантийного срока закончится 14 июня 2020 года. Допустим, 10 января 2020 года захрустел ШРУС (меняется вместе с приводом в сборе, например, на Рено), вы оставили машину у дилера на ремонт, а вернули ее вам из ремонта 30 января. Это 20 дней неиспользования товара! Затем 1 апреля 2020 года отказал насос ГУР. Вы опять оставили автомобиль у дилера на ремонт, а вернули его из ремонта 20 апреля. Это еще 20 дней неиспользования товара! Итого 40 дней невозможности использования товара! Суд уже будет на вашей стороне, не нужно ждать подобных инцидентов во всех «гарантийных годах».
И такой случай был в моей практике! Клиенту три дня по гарантии устраняли брак заводского окраса крыши, затем десять дней он ждал шланг для системы охлаждения (сильная течь была, нельзя ездить), ну и, наконец, 20 дней ушло на дефектовку, ожидание запчастей и ремонт углового редуктора. Итого 33 дня суммарно не пользовался автомобилем. 45 дней ни разу не превысили, но все же 1,5 млн за корейский кроссовер вернули.
Уловки дилеров. Первая — это, естественно, упомянутое ранее закрытие наряда, по которому клиент обратился, и открытие нового в день ремонта. Формально ремонт происходит одним днем, и клиент это подписал! Второе — это всеми возможными способами не брать автомобиль на стоянку, а выдать его клиенту на время ожидания запчастей. Т. е. если у вас стук вызван небольшим люфтом в шаровой опоре или небольшая течь масла из агрегата (неисправность не обездвиживающая), то сразу выдаем машину клиенту. Таким образом, рискуем только 45-ю днями, но не суммарным 30-дневным ремонтом.
Уловки клиентов. А тут уже от обратного. Опытные «экстремисты» (не люблю это слово в отношении клиентов, но все же) оставляют автомобиль при любой неисправности и тщательно контролируют даты в документах при их подписании.
Сразу вспоминается один случай. Клиент небезосновательно устроил скандал, когда увидел в заказ-наряде, что его Creta ремонтировалась не десять дней, а один. Сделали пометку для себя в программе, что с ним нужно быть внимательней и такого не повторять.
Уже упоминавшаяся ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» предписывает предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий такими же потребительскими свойствами. Многие клиенты это слышали и требуют подменный автомобиль при любом гарантийном ремонте. Однако правительством утвержден перечень товаров, на которые данное требование не распространяется. Автомобили среди них.
Т. е. требовать подменный автомобиль клиент не вправе. Это жест доброй воли от производителя. Знак уважения к клиенту, который при современном ритме жизни не может обойтись без автомобиля. Подменные машины имеют дилеры многих массовых брендов (Skoda, Renault, Hyundai). При этом таких автомобилей в дилерском центре мало, чаще всего не более трех штук. И они могут быть заняты другими клиентами. Имейте терпение.
В данном случае это не дата, после которой нужно утилизировать «железного коня», а юридический термин. Если после окончания срока гарантии, но в течение «срока службы» вы обнаружили существенный недостаток — то вправе вернуть товар производителю или импортеру (но никак не продавцу, в нашем случае дилеру). Доказывать существенный недостаток придется с помощью экспертизы.
Производители (и импортеры) не заинтересованы в судах и потере денег. Например, Suzuki меняли клиентам лопнувшие блоки цилиндров на модели Grand Vitara с двигателем 2,4 литра уже после окончания гарантии, но во время «срока службы».
Если «срок службы» для технически сложного товара не установлен производителем, то по закону он считается равным десяти годам.
До 2008 года (опять про календарь кризисов) производители на этот термин практически не обращали внимания. А потом начались судебные иски владельцев семи-девятилетних машин. У кого-то сломался «автомат», а замена масла производителем не предусмотрена, у кого-то двигатель. Суды и экспертизы вставали на сторону клиента.
Сейчас ситуация со «сроком службы» следующая: европейцы по-прежнему не устанавливают «срок службы» (он остается равным десяти годам, респект им огромный), а наши и азиаты — кто во что горазд.
Например, у Лады — восемь лет на передний привод, шесть лет на «4x4» (бывшая «Нива») и десять лет — на Ларгус. У Хендэ и Сузуки — по шесть лет.
Согласно терминологии — это недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения.
По отношению к автомобилям к существенному недостатку можно отнести повторный гарантийный ремонт (любой) или выход из строя дорогостоящего агрегата (того же «автомата») в период «срока службы».
А теперь практика. На левом приводе Логана (модификации с МКПП серии JH) имеется пыльник-сальник. Та еще конструкция, да еще и герметичностью не отличается. Не то чтобы прям течет, но маслом потеет всегда и даже каплепадение появляется. Снижения уровня масла при этом почти нет, так можно ездить годами. Но в период гарантии надо устранять — ведь течь! Вот так три раза устраняли у одного клиента и в итоге были вынуждены забрать автомобиль. Ну а счастливый клиент пересел на Флюенс — там МКПП серии JR (как на Весте Sport! 😊), и такой конструкции и проблемы нет.
Итак, задаетесь целью покататься и вернуть автомобиль за полную стоимость? Не все так просто. В дилерских центрах клиентские отделы возглавляют практикующие юристы. Именно они придумывают схемы со вторым нарядом, отправкой писем-приглашений клиенту и ответами на ваши претензии. Хватит ли у человека, далекого от юридических тонкостей, умения перехитрить этот отлаженный механизм обороны?
Мой опыт показывает, что чаще всего не хватает. Редко клиенту, изначально задумавшему вернуть автомобиль дилеру, удается все это провернуть. Причина проста — такой клиент виден с первого визита, и его берут на особый контроль (в дилерской программе ставится соответствующая пометка). К каждому будущему визиту такого клиента в ДЦ тщательно готовятся: едва он записался.
А вот кому хватает сил все это провернуть — чаще всего это обычный и до поры до времени лояльный клиент, которому просто не повезло (или, наоборот, — повезло!) с нерасторопностью сотрудников ДЦ или поставщиков запчастей.
В начале статьи я обещал «вредные советы»! Раз обещал — дам их в виде алгоритма 😊
Итак, как бы поступил опытный инженер по гарантии, чтобы вернуть подержанный, но гарантийный автомобиль в салон за первоначальную стоимость:
1. Купил новый автомобиль.
2. При любом обращении в рамках гарантии (неважно — загорелся «чек», стук в подвеске или же крупная поломка) забирал себе экземпляр своей заявки с датой обращения. Ну или хотя бы фотографировал.
3. При подтверждении гарантийности случая не забирал бы автомобиль в пользование, а оставлял на площадке у дилера до окончания ремонта. «Не хочу ездить со стучащей подвеской», даже если это стойка стабилизатора (линк, яйцо).
4. При подписании документов, при приемке автомобиля из ремонта внимательно смотрел бы даты принятия и выдачи автомобиля. Они должны соответствовать реальным.
5. Обязательно забирать себе экземпляр гарантийного заказ-наряда. Подписал и сразу возьми: на следующий день уже не отдадут, скажут — отправили производителю.
6. Не подписывать соглашения о продлении сроков ремонта (вообще всегда нужно думать, что подписываешь).
7. Ну и последнее — прятаться от дилера, выжидая 45 дней, не брать трубку, «ошибиться» в адресе регистрации — все это нелепо, да и вообще смешно. С этим до суда вы не дойдете. Можно не начинать.
А вообще верю в «принцип бумеранга». Если нечестно заработал, то где-нибудь все равно убудет. А вы как считаете?