Оговоримся сразу — вождение в нетрезвом виде мы ни в коем случае не поддерживаем — это опасное нарушение закона, которое нужно пресекать. Борются с этим явлением везде и по-разному, от распространения социальной рекламы до установки алкозамков на автомобили (в Европе они станут обязательными на новых автомобилях с 2022 года). Но самый действенный способ — наказание. С него и начнем.
Кодекс об административных нарушениях РФ (ст. 12.8) за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, предусматривает штраф в 30 000 рублей и лишение прав на 1,5–2 года. Ровно столько же грозит автовладельцу, который передал управление пьяному. Если прав все еще нет или уже нет — водитель будет арестован на 10–15 суток. Эта норма действует с 1 сентября 2013 года, и именно введение большого штрафа положительно сказалось на сокращении количества пьяных водителей. А в 2014 году к вождению в нетрезвом состоянии приравняли отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26).
Повторная поимка водителя, привлеченного ранее за езду в нетрезвом виде или за отказ от медосвидетельствования, попадает под действие Уголовного кодекса РФ (ст. 264.1) и карается штрафом в размере 200 000–300 000 рублей либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. И все это с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Количество нарушений, зарегистрированных ГИБДД
2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | |
Нетрезвое вождение | 298 188 | 335 545 | 232 000 | 246 000 | 301 000 | 328 000 |
Употребление наркотиков | 19 689 | 20 922 | 19 800 | 18 460 | ||
Отказ от медосвидетельствования | 169 012 | 184 940 | 147 600 | 154 000 | 191 000 |
Если же по вине пьяного водителя пострадали люди, то все зависит от тяжести последствий. При нанесении легкого вреда здоровью применяется штраф 2500–5000 рублей и лишение на 1–1,5 года, если вред средний — штраф 10 000–25 000 рублей и лишение на 1,5–2 года. Наказание за пьяное вождение применяется отдельно. При причинении тяжкого вреда наступает уже уголовная ответственность. Часть 2 статьи 264 предусматривает принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок от трех до семи лет. За гибель пострадавшего грозит только лишение свободы на срок от пяти до 12 лет. Если в ДТП погибло несколько человек, пьяного водителя посадят на 8–15 лет.
По данным ГИБДД, за первое полугодие 2020 года по вине пьяных водителей произошло 7109 ДТП, в которых погибло 1694 человека и 9549 были ранены.
Если пьяный водитель не виноват в аварии, он не привлекается к ответственности за причинение вреда. Ни физического, ни материального, ни морального. Но при этом он не может рассчитывать на выплаты по ОСАГО и, скорее всего, на каско. Также он будет привлечен к административной ответственности за вождение в нетрезвом виде.
Вождение в нетрезвом виде и приравненные к нему нарушения относятся к грубым, поэтому решения по ним выносит только суд. После того как инспектор ГИБДД оформил правонарушение с пьяным водителем, водительское удостоверение остается у владельца до тех пор, пока суд не рассмотрит дело и не вынесет решение о назначении наказания. Согласно ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ, решения по административным правонарушениям выносятся судом в течение двух месяцев после получения протокола. Обвиняемый в течение этого срока получит повестку, в которой будут указаны место, время и дата заседания.
Все легальные возможности избежать ответственности можно использовать только в суде. При неявке на заседание суд выносит решение заочно и без учета смягчающих обстоятельств. Поэтому на суд идти нужно. А еще нужно к нему готовиться.
Единственная законная возможность избежать наказания — неправильное оформление документов и нарушения в проведении процедуры медосвидетельствования. Поэтому нужно знать, как это должно быть правильно.
Нередко спокойное и рассудительное отношение к ситуации, просьба показать служебное удостоверение и фиксация его и номера нагрудного знака сотрудника ГИБДД могут остудить пыл последнего провести проверку. Но это не поможет, если у водителя есть один из признаков опьянения: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке. Были они или нет — доказать крайне сложно (особенно наличие запаха), поэтому самый первый этап проверки значения особо не имеет. Так же, как и то, на каком основании был остановлен автомобиль — в рамках запланированного рейда «Трезвый водитель», которые чаще всего проводятся в праздничные и выходные дни, или при проверке документов по плану «Перехват», или при привлечении к ответственности за другое нарушение ПДД.
Гораздо важнее то, что будет происходить после предложения «дунуть в трубочку». Тут уже точно нужно доставать смартфон и снимать весь процесс.
1. Отстранение от управления
Согласно административному регламенту МВД, прежде чем проводить какие-либо анализы, сотрудник ГИБДД должен отстранить водителя от управления автомобилем. Согласно пунктам 223–225, при отстранении составляется протокол и оно должно проходить в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Если эти требования не выполнены, то дальнейшие действия уже можно оспаривать.
В любом протоколе в обязательном порядке должны быть указаны дата, время, место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (п. 2. Статьи 28.2 КоАП).
2. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения сотрудником ГИБДД
Процедура проверки на опьянение описана в пунктах 227–232 административного регламента ГИБДД и Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 «Об утверждении правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».
Начинается все с описания процедуры инспектором, демонстрации оборудования, с помощью которого будет проводиться проверка, и документов на него. Алкотестер должен быть внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений, иметь целостностное клеймо государственного поверителя, свидетельство о поверке или запись о поверке в техпаспорте. Все записи и данные должны совпадать между собой. При взятии проб должны использоваться только одноразовые «мундштуки», упаковка которых вскрывается непосредственно перед проведением анализа на глазах у подозреваемого водителя и понятых или под запись.
Допустимое содержание алкоголя
Допустимое регистрируемое количество алкоголя в организме водителя, при котором можно избежать наказания, в 2020 году составляет менее 0,3 грамма алкоголя на литр крови или менее 0,16 промилле алкоголя в выдыхаемом воздухе, либо в случае отсутствия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека (примечание к ст. 12.8 КоАП РФ).
По результатам проверки составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, к которому прикладывается бумажный носитель с распечаткой результатов алкотестера (прибор без возможности печати не должен применяться). Акт подписывается водителем, инспектором и понятыми. Все свои несогласия как с проведением процедуры, так и с ее результатами водитель указывает в этом же акте в момент подписания.
Отказ от освидетельствования на состояние опьянения сотрудниками ГИБДД не влечет никакой ответственности, только обязательство пройти медицинское освидетельствование. А вот отказ от его прохождения уже карается лишением и штрафом.
3. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
Оно может проводиться, если предыдущий тест показал положительный результат, но водитель с ним не согласен, если водитель отказался проходить освидетельствование или если водитель не в состоянии «дыхнуть в трубочку».
В регламенте и в Постановлении Правительства № 475 есть еще одно основание для прохождения этой процедуры: «при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения». Но недавно Верховный суд оправдал водителя, лишенного прав. После ДТП его три раза проверяли на алкотестере, который выдавал отрицательный результат, и все же водителя направили на медосвидетельствование, показавшее 0,8 г этанола на литр (при допустимом максимуме в 0,3 г). Суды трех инстанций признали лишение и штраф в 30 000 рублей правомерными и только Верховный суд указал, что медицинское заключение вынесли с нарушением норм порядка медицинского освидетельствования, согласно которым повторное исследование выдыхаемого воздуха алкометром не проводят, если первый тест дал отрицательный результат, а анализ крови находящегося в сознании водителя делается для выявления психотропных и наркотических веществ. Кроме того, в протоколе был указан не тот год и не было ни подписи водителя, ни отказа подписать протокол. Это далеко не первое подобное решение Верховного суда, но правоприменительным прецедентом оно, скорее всего, не станет.
Для прохождения медосвидетельствования составляется отдельный протокол о направлении — также при понятых либо под видеозапись. Оно проводится в соответствии с Приложением N 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. N 933н. По этим правилам медицинское освидетельствование также начинается с выдоха «в трубочку». При отрицательном результате повторное исследование не проводится. При положительном результате через 15–20 минут после первого проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха. При этом водителям все равно нужно сдать анализы (кровь, мочу) на химико-токсикологические исследования, вне зависимости от результатов, показанных алкометром.
После взятия проб сотруднику ГИБДД и водителю выдается справка (копия), в которой отражается, что по результатам освидетельствования обнаружены (не обнаружены) клинические признаки опьянения, и что медицинское освидетельствование будет завершено после получения результатов. При проведении медицинского освидетельствования заполняется акт в трех экземплярах с указанием даты, номера акта, соответствующего номеру регистрации медицинского освидетельствования в журнале регистрации.
Поскольку водитель отстранен от управления, то сотрудники ГИБДД обязаны препроводить его к месту медицинского освидетельствования (в соответствующее учреждение), хотя во время рейдов автомобиль медслужбы обычно стоит рядом. Если же водителю пришлось ехать в медучреждение и тест не выявил опьянения, то он возвращается к своему автомобилю также при помощи полицейских.
Достаточно часто при выполнении всех вышеперечисленных процедур сотрудники ГИБДД, медики и даже судьи допускают ошибки. Благодаря им у водителей появляется шанс избежать наказания. Но возникает он обычно только при настойчивом отстаивании своей правоты, которое подтверждает Верховный суд. Вот несколько стандартных ситуаций, при которых водителям вернули права.
В практике встречаются и другие прецеденты, когда по тем или иным основаниям водители были оправданы. Каждый случай требует досконального изучения, и главное — настойчивости.
Еще раз. Управление автомобилем — это ответственность не только за себя и свою собственность, но и за других людей, близких и незнакомых. Поэтому садиться за руль в нетрезвом виде не стоит ни в коем случае. Но если водителя пытаются обвинить с нарушением законодательства, то это нужно пресекать.
Вот одна реальная и задокументированная история — как водителю (она пожелала остаться инкогнито) в итоге удалось отстоять свои права:
— В жизни каждого бывают ошибки, и водители — не исключение. Почему я решила написать такой пост? За девять месяцев судебных разбирательств мне морально было очень плохо. Сердце колотилось от мысли, что скоро окажусь без колес. Весь интернет облазила и практически не встречала положительных решений по подобной ситуации. Успешно оспорить протокол — это один шанс из ста.
Среди моих знакомых большинство в подобной ситуации лишались водительских прав. Половина добровольно ходила пешком, а часть ездила по «зеркалкам» (правда, один мой друг за полгода поседел от страха попасться на повторное наказание — уже до 15 суток). Раньше полегче было, когда срок исковой давности составлял три месяца. Один мой друг справками с больницы продлил срок, и дело закрыли. Но это было давно, сейчас срок — один год, и никакими справками не отмахаешься.
Не буду углубляться в суть, как и по какой причине получилось так, что я была выпившей за рулем. Меня «пасли». Сотрудники ГИБДД дали проехать 500 метров и включили сигналки. Дальше пересела в их машину и они два часа оформляли протокол под видеозапись. Отказаться от медосвидетельствования или пройти тест — наказание одинаково: лишение от 1,5 до двух лет, со штрафом 30 000 рублей. Я не захотела терять время на тест, он все равно бы показал промилле, и меня оформили по статье АК 12.26. Машину забрали на штрафстоянку.
Утром проснулась с похмелья со слабой надеждой, что мне приснилось, но это было не так. Позвонила другу, съездили на штрафстоянку, взяли бумажку, где должны были расписаться приставы и ГИБДД, что у меня долгов и штрафов нет. Кстати, у друга по судебному делу 10 миллионов рублей штрафов, поэтому он не то что не пьет, даже за стоп-линию не выезжает. Если его машина попадет на штрафстоянку, ему никогда в жизни оттуда ее не вытащить.
Слава богу, у меня текущих долгов и штрафов не было, и, помотавшись по городу примерно полдня, машину я забрала. Сейчас права не изымают, ты сам должен сдать их после решения суда.
И тут снова встает выбор — либо ты миришься, дожидаешься суда, сдаешь права, через полтора года заново сдаешь экзамен и садишься за руль. Отсчет срока начинается со дня, когда отдаешь свои права в ГИБДД. Чем раньше, тем лучше, советовали мне одни. Правда, тот, кто мне так советовал, два года не мог сдать экзамен. Опытный таксист, который городок знает как свои пять пальцев, а сядет за монитор — и все мозги вышибает. Злился — как запомнить троллейбусные пути, если у нас их нет?
Второй вариант — биться до конца, максимально продлевая себе возможность еще ездить. По «зеркалкам» (поддельному в/у) я бы не рискнула, городок у нас маленький. Тебя все равно кто-нибудь опознает или липовые права спалят.
Объездила всех автоюристов, заказывала звонки с иногородних фирм, чья реклама гласила — «вернем ваши права 100%». Некоторые шарашкины конторки так и говорили — 100 штук, и дело в шляпе, мы в городе со всеми судьями «вась-вась». Параллельно со мной знакомого тоже поймали, он и мне пытался рекомендовать «надежных парней». Типа он пробивал про них. Забегая вперед, скажу, что через четыре месяца его лишили прав, и никакие 100 000 его не спасли. За несколько дней ему позвонили юристы и сказали — извини, брат, такая шляпа, «нашего» человека слили, и сейчас наше дело — 50 на 50. Лишили и еще плюс штраф в 30 000.
Нормальные юристы, с которыми я лично была знакома, говорили, что по документам все четко, придраться не к чему. Единственное, косяк может обнаружиться в видеопротоколе, если там отошли от регламента, но с ним надо ознакомиться.
Как только материалы ГИБДД поступили в мировой суд, съездила, на телефон пересняла видео. Один знакомый советовал, скажи, что была не пьяна, на видео же трезвая сидишь, не бузишь, права не качаешь. Но это вообще не вариант. Отмазки — я не пила, вместо меня другой был за рулем, но он сбежал, не катят. Сейчас начинают снимать с момента обнаружения машины с пьяным водителем. Не растворится же «неизвестный за рулем» в воздухе.
Посмотрела практики по подобным делам. Глухо. Конечно, попадаются, когда не лишают, но таких дел — единицы. Зацепиться ни за что не могла. Кстати, решила защищаться сама, с помощью Гугла. Скачала Административный кодекс и читала перед сном. В городе у меня шансов не было, у наших такие дела — конвейер. Подумала, может, в районе повезет, плюс затянуть время, пока выход не найдется. Написала ходатайство, что уезжаю в длительную командировку. В принципе, судьям все равно, ходатайство удовлетворили. Ездила в церковь, молилась, чтобы «Почта России» по пути выронила ящик, где лежало мое дело. Нет видеопротокола, нет дела. Но дело благополучно дошло до районного суда. И тут случилось чудо. Судья посчитала протокол до конца не оформленным, в части того, что нет расшифровки 1 ч. ст. 12.26, и отправила на доработку обратно в город. Я уверена, городской судья на этот изъян не обратил бы внимания, так как в Кодексе нет четкого понятия о расшифровке. Тут на усмотрение судьи.
Меня повторно вызвали в ГИБДД, и тут второе чудо. Они не добавили изменения. Я расписалась, что ознакомлена, поставила подпись, дату — все зафиксировала на телефон. По идее, у меня уже появилась своя железобетонная доказательная база нарушения Административного кодекса. В ГИБДД задним числом добавили фразу — «отказ от медосвидетельствования», хотя фотки на моем телефоне говорили об обратном. Плюс — третье чудо. Они не отправили протокол мне на почтовый адрес, хотя были обязаны. Я смоталась на почту, слезно упросила работницу дать мне справку о том, что с такого по такое число, месяц, год на мой адрес из ГИБДД писем не поступало. Выводы: фиксируйте любое свое действие, неизвестно, где и как повезет.
Конечно, на это решение инспектор подавал и апелляцию, и до Верховного суда дошел. На каждом этапе я боялась, что фортуна от меня отвернется, мало ли как может повернуться. Все это длилось девять месяцев. Спокойно вздохнула, только когда Верховный суд отклонил жалобу инспектора, а сейчас и подавно — годовой срок исковой давности прошел.
А так за это время наслушалась разных историй, комичных. В районе как-то поймали мужика пьяного, оформили протокол. У сельских видеорегистратора не было, они двух мужиков взяли понятыми. На суде у одного из понятых спрашивают — почему в протоколе ваша фамилия указана как Бешеный (изменена), а по паспорту вы — Иванов. А мужик говорит — так меня все зовут Бешеным. Это оказалось его кличкой. Протокол был оформлен неправильно, водителя прав не лишили.
Еще знакомый юрист рассказывал, что был у него клиент, который, когда его поймали, просто убежал. Отпросился в кусты, типа, по нужде и дал деру. ГИБДД его оформили как отказ от медосвидетельствования, и судья прекратил дело. Надо было оформлять по факту — побег или как, но никак не 12.26.
Такие вот дела. Я за рулем больше не пью, да и вообще уже почти не пью, только по особым поводам и в хорошей компании, и уж точно не за рулем