Mercedes-Benz, BMW, Audi… Все это прекрасно, кто спорит. Но мир моделей бизнес-класса и представительских линкоров не ограничивается европейской элитой. Давайте вспомним, что могут предложить марки из Страны восходящего солнца по обе стороны Тихого океана.
Lexus LS
Готовы поспорить, словосочетание «японская роскошь» у большинства ассоциируется с титульным творением бренда Lexus, которое в конце восьмидесятых нарушило расстановку сил в сегменте полноразмерных премиальных автомобилей. Компания подошла к разработке более чем серьезно. Проектированием и сопутствующими мероприятиями занимались почти полторы тысячи инженеров, 60 дизайнеров и свыше двух тысяч технических специалистов. Toyota построила 450 прототипов и гоняла их в хвост и в гриву по всему миру — и на европейском севере их морозила, и в пустынях Северной Америки, Ближнего Востока и Австралии прожаривала. В общей сложности машины намотали 2,7 миллиона километров.
Lexus LS 400, известный в Японии как Toyota Celsior, покорил рынок. Он подкупал королевским уровнем комфорта, в частности, акустическим, превосходящим таковой у Mercedes-Benz S-Class W 126 и BMW 7 Series E32. А также зарекомендовал себя чрезвычайно надежным. Двигатель V8 1UZ-FE объемом 4,0 литра — синоним абсолютной неубиваемости.
С 1989 года сменилось пять поколений. Нынешняя генерация увидела свет в начале 2017-го на Детройтском мотор-шоу и слегка шокировала своим нетривиальным хищным экстерьером. Смело, господа художники, очень смело! В Lexus решили бить из двух стволов — создать свежий и ни на кого не похожий образ, а также существенно подтянуть техническую часть и уровень оснащения. Впрочем, коктейль запоминающегося экстерьера и отнюдь не усредненного салона с «послойной» передней панелью, 12,3-дюймовым мультимедийным монитором и гигантский проекционный дисплей диагональю 24 дюйма все-таки придется по душе не каждому.
Седан разработан на модульном шасси TNGA GA-L с колесной базой 3125 мм. Для сравнения, у прошлого длиннобазного LS после рестайлинга между осями 3120 мм. Нос и хвост разделяют 5235 мм. Применение высокопрочной стали и алюминия снизило массу более чем на 90 кг.
Силовой агрегат претерпел судьбоносные изменения. Атмосферная «восьмерка» 1UR-FE/1UR-FSE и 8-ступенчатая автоматическая коробка передач — достояние истории. Их место занял новый двигатель V6 с двумя турбокомпрессорами (422 л.с. при 6000 об/мин и 600 Нм при 1600–4800 об/мин). Фактический объем — 3445 куб. см, хотя в официальном релизе он округлен до 3,5 литра. В паре с мотором работает 10-ступенчатая автоматическая коробка передач. Интересно, что производитель на немецкий манер отвязал индекс названия от литража: топовая модификация с «три и пять» называется LS 500.
Гибридный LS 500h комплектуется 3,5-литровым «атмосферником» и электромотором совокупной мощностью 359 л.с. В России его нет, зато представлен базовый LS 350 с безнаддувной 316-сильной «шестеркой» объемом 3,5 литра и безальтернативным задним приводом. До «сотни» такой Lexus добирается за 6,5 секунды — на 1,6 секунды медленнее полноприводного LS 500.
Toyota Century
«Эл-Эс» — не единственная и не высочайшая вершина продуктовой гаммы концерна Toyota. Тень на него бросает харизматичный и самобытный крейсер Century, который традиционно предназначен для внутреннего рынка Японии. Образец азиатской роскоши и консерватизма в 1967 году пришел на смену Crown Eight с рядом серьезных отличий от стандартного Крауна, включая восьмицилиндровый двигатель. За более чем полвека выпущено лишь три поколения. Нынешнее, дебютировавшее осенью 2017 года на Токийском мотор-шоу, очевидно, с нами надолго, учитывая, что предшественник оставался в строю аж 20 лет!
Кстати, о праотцах. Century второй генерации — первый серийный японский автомобиль и первая Тойота с двигателем V12. 5,0-литровый 48-клапанный 1GZ-FE с фазовращателями (280 л.с. и 481 Нм) выступал серьезным имиджевым аргументом в локальной схватке с европейскими гайдзинами. Впрочем, а была ли схватка? Огромный седан исторически ориентирован на правящие круги. Сомнительно, что его целевая аудитория вдруг отречется и пересядет на Mercedes-Benz.
Внешность нынешнего Сенчури — результат эволюционного развития. Преемственность налицо. Тем не менее в пафосном профиле нет-нет да и промелькнут черты Rolls-Royce, притом что Century заметно компактнее того же Phantom. Длина — 5335 мм, колесная база — 3090 мм, ширина — 1930 мм, высота — 1505 мм.
Аналогии с Роллсом прослеживаются и в оформлении салона. Не подумайте дурного — внутри нет и намека на заимствования. Речь о выверенном балансе строгой классики и деликатной современности. Интерьер с высококачественной отделкой натуральной шерстью и транслирующей через два десятка динамиков акустической системой достоин считаться одним из лучших среди японских.
Техническая часть совершила революцию. Классическая компоновка силового агрегата неизменна, но ключевая «фишка» утрачена. 12-цилиндровый гигант передал эстафету гибридной силовой установке Toyota Hybrid System II (THS II) с V-образной «восьмеркой» 2UR-FSE объемом 5,0 литра, «электромеханическим вариатором» (суть планетарной передачей) и никель-металлогидридной аккумуляторной батарей.
Toyota Crown
Упоминания достоин и замечательный Crown, который в настоящее время находится на пороге глобальных и немного разочаровывающих перемен. В следующем поколении — на внутрияпонском рынке оно может появиться осенью 2023 года — модель с продольно расположенным двигателем трансформируется в четырехдверное купе и кроссовер со спорткаровскими чертами на переднеприводной платформе TNGA GA-K от Camry. Увы, оригинальная машина утратила свои позиции. Рынку нужен новый герой, имеющий высокую степень унификации с более массовой и доступной техникой.
Нынешний Краун относится к 15-й итерации и производится с 2018 года. Эстетическое наследие старых консерваторов он разметал в пух и прах. Окончательную черту между «отцами и детьми» проводит дерзкий дизайн передней части и фастбековый силуэт с треугольными окнами в задних стойках. Увы, попытка предложить продукт с европейским флером сыграла злую шутку. Старая аудитория от Crown отвернулась, а новая так и не изменила своим Мерседесам и Ауди.
Последний из могикан несет в себе адаптированный укороченный вариант модульного шасси TNGA GA-L от Lexus LS (XF50). Длина — 4910 мм, база — 2920 мм, ширина — 1800 мм, высота — 1455 мм.
Попытки Крауна потягаться с элитой из Старого Света — отнюдь не пустые амбиции. Шасси с почти идеальным распределением массы по осям настраивали на Нюрбургринге. Жаль, по-настоящему мощная модификация лишь одна — заднеприводная, заряженная гибридной силовой установкой Multi Stage Hybrid System совокупной отдачей 359 л.с. В комплекс входит работающий по циклу Аткинсона атмосферный V6 8GR-FXS объемом 3,5 литра (299 л.с.), электромотор (180 л.с.), три планетарные передачи и 4-ступенчатый «автомат» без гидротрансформатора. Строчкой ниже расположилась версия с опциональным полным приводом, 2,5-литровым A25A-FXS (184 л.с.) и 143-сильным электромотором. У начального Crown 2,0-литровая «турбочетверка» 8AR-FTS (245 л.с.), 8-ступенчатая автоматическая коробка передач и задний привод.
Nissan Fuga и Cima
Ситуация с роскошными Nissan довольно интересная. Люксовый бренд Infiniti совершенно не рвется в сегмент и фокусируется на кроссоверах. Палитра легковушек спрессовалась до Q50, конкурирующего с Mercedes-Benz C-Class, и купе Q60. На внутреннем рынке Японии реалии несколько другие. Там, как следует из информации официального сайта компании, по сей день присутствует Fuga длиной под пять метров. За пределами JDM он был известен под именем Infiniti Q70.
Старичок в строю — подумать только! — с 2009 года. Что характерно, разнообразием вариаций он не обделен. Предлагается модификация с заслуженным атмосферным V6 VQ37VHR объемом 3,7 литра в сочетании с задним и полным приводом (370GT и 370GT Four соответственно), 2,5-литровой «четверкой» VQ25HR и задними ведущими колесами. Согласно доброй японской традиции также предлагается гибрид. Силовая установка комбинирует работающий по циклу Аткинсона VQ35HR «три и пять», автоматическую коробку передач, встроенный между ними 68-сильный электромотор и литий-ионную аккумуляторную батарею емкостью 1,3 кВт⋅ч под задними сиденьями.
Ниссановская гамма седанов не ограничивается моделями Fuga и Skyline (праворульное исполнение Q50): хитрые японцы приберегли для себя флагмана. Разумеется, в наших словах сквозит с трудом скрываемая ирония. Cima пятого поколения с дизайном а-ля гигантский кальмар-монстр практически не имеет шансов против новейших европейских машин и своих земляков из лагеря Toyota. При всех своих плюсах этот по-своему классный автомобиль в силу десятилетнего возраста отстал от законодателей инженерной моды, а его стилистика ориентирована на большого поклонника. Не стоит забывать и о высокой степени лояльности целевой аудитории европейских марок. Например, владельцу «семерки» BMW очень трудно объяснить, почему ему стоит предпочесть ей S-Class. А обосновать необходимость приобретения Infiniti за редким исключением почти невозможно.
За пределами исторической родины Cima успел засветиться как Infiniti Q70L. Маркировка довольно точно отражает суть — перед нами удлиненный вариант Fuga с колесной базой 3050 мм против 2900 мм. Кроме того, до 2016-го выпускалась слегка перелицованная версия Mitsubishi Dignity. Лайнер комплектуется гибридной силовой установкой, аналогичной системе бензоэлектрической Fuga. Привод только задний.
Седанов у Nissan немного, и, согласно озвученным летом 2021 года сведениям, скоро на внутреннем рынке их не останется вовсе. Таковы суровые реалии — нынче эпоха тотального доминирования кроссоверов.
Acura TLX
Бонусом — гость из США от премиального хондовского подразделения. После того как Acura RLX (она же Honda Legend) приняла в 2020 году почетную отставку, титул топовой легковушки перешел к более компактному TLX. Правда, назвать его небольшим не получится при всем желании, ибо со сменой поколений автомобиль раздался по всем направлениям. Так, например, насупившийся передок и корму разделяют 4943 мм (раньше — 4870 мм), а колесная база выросла с 2776 мм до 2870 мм.
Вторая итерация, представленная весной 2020-го, своими пропорциями имитирует настоящий заднеприводник. Увы, длинный капот и короткая корма обманывают зрителя. В основе переднеприводное шасси, хотя и не простое. Спереди вместо стоек МакФерсон применены двойные поперечные рычаги, гарантирующие точность управления и драйверский характер. Сзади «многорычажка».
Наконец, самое главное — спортседан перешел на турбонаддувные двигатели и 10-ступенчатый «автомат». Преемником базового «атмосферника» объемом 2,4 литра выступает 2,0-литровая «турбочетверка». Разница в отдаче существенная: 276 л.с. и 380 Нм против 209 л.с. и 247 Нм ранее. На вершине гаммы топ-версия Type S. Зверь! Агрегат V6 объемом 3,0 литра с двухпоточным турбокомпрессором и непосредственным впрыском топлива (360 л.с. и 480 Нм) транслирует тягу на все четыре колеса через отнюдь не банальную систему полного привода SH-AWD (Super Handling All-Wheel Drive) с индивидуальными муфтами подключения задних колес и возможностью отбора до 70% крутящего момента на одно из них. Для начального TLX такая трансмиссия — опция.