Автомобильная промышленность Страны восходящего солнца в массовом сознании ассоциируется скорее с многомиллионными тиражами, чем с малочисленным эксклюзивом. А он-то есть — существующий в количестве сотен и даже десятков экземпляров, вынуждающих коллекционеров выкладывать за них шести- и даже семизначные суммы. Добро пожаловать в мир настоящей японской экзотики!
Шильдики «Type R» ныне являются привилегией «горячего» хэтчбека Honda Civic, а в старые добрые времена украшали крутой Accord. Помните седан шестого поколения с 2,2-литровой высокофорсированной «четверкой» H22A мощностью 212 л.с.? Или фантастическую Integra Type R DC2? Но был и другой Type R — особое исполнение суперкара NSX. Шедевр, сделанный маньяками для маньяков.
Впрочем, что мы сразу про Type R? Ведь и базовая Хонда — ого-го какая! Это одна их первых дорожных машин в мире с алюминиевой силовой структурой. 3,0-литровая атмосферная «шестерка» нафарширована титановыми шатунами и коваными поршнями. Подвеска на двойных поперечных рычагах спереди и сзади. Еще уникальные особенности? Пожалуйста: кузов окрашивался в 23 этапа. Один из них предусматривает нанесение хроматного покрытия авиационного типа для защиты кузова из «крылатого металла».
«Эн-эс-икс» кажется совершенством, и в этом заслуга не только инженеров, но и бразильского волшебника Айртона Сенны, который гонял за McLaren Honda, а на досуге помогал доводить дорожный «истребитель». Следуя его наставлениям, японцы значительно повысили жесткость силовой структуры и тем самым улучшили управляемость. Ездовые манеры NSX оказались беспрецедентными: желающим стоит посмотреть видеоролики канала Best Motoring и оценить, как Хонда сражается с европейскими соперниками на гоночном треке.
В ноябре 1992 года родилась спецверсия NSX Type R (она же NSX-R) для спавших и видевших себя королями трек-дней мятежных духом пилотов. В рамках программы интенсивной «диеты» утрачена шумоизоляция, акустическая система, запасное колесо, кондиционер, трекшн-контроль и ряд компонентов электрического оснащения. Комфортабельные кожаные кресла заменили на углерод-кевларовые ковши Recaro, а стандартные кованые колесные диски — на облегченную алюминиевую ковку Enkei для снижения неподрессоренных масс.
Купе похудело более чем на центнер, до 1230 кг. Мотор, как ни странно, оставили без серьезных изменений, но «эрка» все же едет бодрее и интереснее благодаря главному передаточному отношению 4,235:1 против 4,06:1 (разгон до 100 км/ч занимает около пяти секунд), модифицированному самоблокирующемуся дифференциалу и скорректированным настройкам подвески. В частности, спереди у «эрки» более жесткий стабилизатор поперечной устойчивости и пружины, уменьшившие склонность к избыточной поворачиваемости.
NSX-R неспешно, тщательно и вдумчиво клепали до сентября 1995 года. Выпущено 483 экземпляра для Японии.
Думаете, на этом история редчайших суперкаров завершилась? Как бы не так! Были и другие, например, облегченный Type S Zero 1997-го (30 машин) с тонкими настройками. В 2005 году фирма сорвала покрывало с омологационного монстра NSX-R GT для чемпионата Super GT. Он базировался на рестайлинговой модели с 290-сильным двигателем объемом 3,2 литра. Среди отличий — измененная аэродинамика, удлиненный на 180 мм и расширенный на 90 мм кузов, а также высоченный воздухозаборник. Построено пять экземпляров, причем продан лишь один!
Говоря о редких Хондах, нельзя пройти мимо дерзкой «ракеты», вызывающей резкий подъем уровня дофамина и серотонина у любого фаната Civic в частности и JDM-культуры в целом. Уникальный седан на платформе Type R FD2 — такими компания потчевала внутренний японский рынок — заряжен форсированной атмосферной «четверкой» с компонентами тюнинг-ателье Mugen. «Злые» распредвалы, спортивный выхлопной тракт и перенастроенный электронный управляющий блок взвинтили мощность до 240 л.с. при 8000 об/мин. Углепластиковые бамперы и алюминиевый капот снизили массу до 1255 кг.
Honda Civic Mugen RR приковывает внимание к своей персоне эффектным аэродинамическим обвесом, большим антикрылом, 18-дюймовыми колесами с шинами Bridgestone Potenza RE070 и пронзительно-алой окраской Milano Red. Нравится? Что ж, мечтать не вредно: тираж — 300 единиц.
Некоторые «японцы» шестидесятых–семидесятых годов кажутся слегка комичными и чуть-чуть вторичными в своих попытках подражать американским автомобилям. Но к великолепной Toyota 2000GT это нисколечко не относится. Оцените грацию элегантного силуэта! Желательно наслаждаться созерцанием живьем, что, увы, трудновыполнимая задача. Каждый из 351 экземпляра нынче на вес золота!
«Toyota хотела создать топовую модель класса Grand Touring, чтобы продемонстрировать технологии и производственные ноу-хау, накопленные с 1930-х годов. Цель состояла в разработке практичного, динамичного купе для повседневного удобного использования, но чтобы с небольшими изменениями оно могло быть столь же эффективным на гоночной трассе», — излагает концепцию Toyota UK Magazine.
На момент рождения 2000GT в 1967 году бренды из Страны восходящего солнца активно развивались, но, мягко говоря, не успели получить признание за пределами исторической родины. Продукция была недостаточно адаптирована под вкусы американских и европейских потребителей, а потому ее считали чем-то вроде шутки. Свой вклад в пренебрежительное отношение вносил расизм, отнюдь не отрицаемый некоторыми американскими изданиями.
До нашего героя поляну начали окучивать родстеры Honda S500 и Datsun Fairlady 1500, а также крошечная тарга Toyota Sports 800 с 44-сильным оппозитным двигателем. Но 2000GT — это нечто совершенно другое!
Прототип, обязанный своим появлением активному содействию специалистов Yamaha Motor Co, устроил фурор на 12-й Токийской выставке и получил признание в качестве первого японского суперкара. В процессе доводки поздние версии выставили в гонки для наглядной демонстрации характеристик.
«Кульминацией стало невероятно успешное участие Toyota в изнурительных скоростных испытаниях, проводившихся на полигоне Ятабэ в 1966 году. К концу 72-часового заезда желто-зеленый 2000GT пережил тропический шторм и разогнался на овальном треке до 128,76 мили в час (207 км/ч). Он побил три мировых рекорда и записал на свой счет 13 новых международных рекордов скорости и выносливости, доказав эффективность и надежность передовых технологий», — так описывают те события в хрониках.
Каплевидное тело обладает скромными размерами (длина — всего 4175 мм, ширина — 1600 мм), классическими заднеприводными пропорциями с длинным капотом и поджарой кормой. Под капотом — рядный шестицилиндровый двигатель 3M объемом 2,0 литра (150 л.с. при 6600 об/мин). Он позаимствован у Crown, но основательно доработан «Ямахой». В головке блока цилиндров появились два распредвала. Питают агрегат три карбюратора Mikuni-Solex. В скромной серии есть своим уникумы. Девять машин получили 2,3-литровый одновальный 2M-B мощностью 140 л.с. Тяга передается через 5-ступенчатую «механику». Спереди и сзади двойные поперечные рычаги. Но интересно другое: 2000GT — первый японский автомобиль со стандартными дисковыми тормозами «по кругу» и самоблокирующимся дифференциалом, а также первая Тойота с рулевой рейкой вместо редуктора.
Казалось бы, четвертая Supra (JZA80) изучена вдоль и поперек, однако в славном племени есть настоящий призрак. На Токийском автосалоне 1994 года, за несколько месяцев до вторжения в первенство Japanese Grand Touring Championship (JGTC), спортивный дивизион Toyota Racing Development показал дорожное купе со стилистикой перспективного «гонщика». Оно не копировало разлапистое кольцевое чудовище, но вызывало соответствующие ассоциации своими расширенными арками (на 60 мм спереди и на 50 мм сзади), другими бамперами, накладками на пороги и антикрылом.
Функциональные прорези на капоте закрываются с обратной стороны специальными панелями, чтобы моторный отсек не заливало водой во время дождя. Кроме того, внесены коррективы в подвеску и двигатель. Новшеств вроде бы не так уж и много, но спорткар уникален хотя бы тиражом в 35 единиц. Каждый получил индивидуальный идентификационный номер, согласно которому продукт назывался не Toyota Supra, а TRD 3000GT.
Вообще редких и очень Тойот хватает! Упоминания достоин роскошный Origin на платформе модели Progres с 3,0-литровым 2JZ-GE и стилистикой раннего Toyopet Crown. С мая 2000-го по апрель 2001 года из цехов Kanto Auto Works (сборку автогигант отдал на аутсорс своему подразделению) вышли 1073 ретрокара.
Никогда не слышали про Corolla TRD2000 1994 года? Неудивительно: японцы планировали состряпать 99 штук, а в итоге продать получилось лишь… десять специальных и довольно дорогих седанчиков седьмого поколения (E100), наводивших мосты между энтузиастами и миром гонок. В частности, чемпионатом JTCC (Japanese Touring Car Championship). Боевая Королла зажигала пламя в сердцах 180-сильным 2,0-литровым 3S-GE, 5-ступенчатой механической коробкой передач с усиленным сцеплением, самоблокирующимся дифференциалом, спортивными тормозами, доработанной подвеской с уменьшенным на 20 мм дорожным просветом, креслами Konig Prinz P200 с развитой боковой поддержкой и 15-дюймовыми колесами TRD Type-FT.
Славный «гэтэр» двух ранних итераций — наглядное подтверждение того, что все в нашем мире относительно. Известный под прозвищем Hakosuka (от hako — «коробка» и sukairain — skyline в японской транскрипции) первенец с четырехдверным (PGC10) и двухдверным кузовом (KPGC10) построен в количестве 1945 единиц. Много это или мало? Как минимум немного безотносительно фастбека второй генерации (KPGC110). Мечта любого уважающего себя JDM’щика выпускалась лишь в 1973 году и сверхмалочисленна — всего 197 экземпляров!
Обе серии укомплектованы рядным шестицилиндровым S20 объемом 2,0 литра. Он достаточно компактный на фоне европейских и американских монстров, но злобный — с алюминиевой головкой блока цилиндров, двумя распредвалами и тремя карбюраторами. Первый относительно массовый мотор из Японии с четырьмя клапанами на цилиндр выдавал 162 л.с. в дорожной спецификации и свыше 230 «лошадей» — с гоночными настройками.
Разумеется, мелкосерийные произведения есть среди Skyline GT-R 80-х–90-х годов. Например, омологационный Nismo поколения E-BNR32 со стальными, а не керамическими турбокомпрессорами, перфорированными тормозами, перенастроенными амортизаторами, алюминиевым капотом и передними кузовными панелями, трехдюймовой выхлопной системой от катализатора и другими радостями автоспортивной жизни. Из 560 Ниссанов 60 предназначались для участия в гонках.
Следующий GT-R (E-BСNR33) лег в основу неповторимого Nismo 400R. Снаружи — Skyline как Скайлайн. Разве что бамперы видоизменены, а на крышке багажника возвышается карбоновое антикрыло. Скорее, мелочи, нежели маркер неповторимости и исключительности. Мало ли кто клепает аэродинамические компоненты на легендарный спорткар… А вот начинка — огонь!
Двигатель RB26DETT модифицирован и имеет собственное обозначение RBX-GT2. Рабочий объем увеличен с 2,6 до 2,8 литра, причем не только посредством длинноходного коленвала, но и увеличением диаметра цилиндра с 86 до 87 мм. Установлены более прочные шатуны и «агрессивные» распредвалы с измененным профилем кулачков. Головка блока цилиндров доработана. В выхлопные коллекторы вцепились более производительные турбонагнетатели. Индекс 400R намекает на мощность. Ускорение до 100 км/ч занимает около четырех секунд.
Нравится? Понимаем и разделяем! Но… не пытайтесь найти себе такую. Их всего 44, а стоимость сохранившихся доходит до нескольких миллионов долларов.
О Skyline GT-R Z-tune (GF-BNR34) можете мечтать только в том случае, если вы — ближневосточный шейх или олигарх: в общей сложности их всего… 19! История суперкара удивительна, как и его потенциал. Сборка Skyline R34 завершилась в 2002-м, а первый Z-tune увидел свет… годом позже. Как такое возможно? Очень просто: спортивное подразделение Nismo приобрело подержанные Скайлайны с пробегом менее 29 000 километров и переделала их с полным разбором и перекраской. Мотор прибавил в объеме до 2,8 литра, заполучил турбины IHI и генерирует полтысячи «лошадей». Темперамент свирепый! Спринт до «сотни» за 3,8 секунды, максимальная скорость превышает 327 км/ч.
В супер-«гэтэре» завораживает не столько головокружительный низкий старт, сколько способность штамповать быстрые круги. У него для этого все есть — перелопаченная подвеска с компонентами Sachs и тормоза Brembo. Силовая структура жестче, а это также плюс к управляемости. Гоночные амбиции подчеркивает внешность а-ля кольцевой болид Nismo GT500: расширенные колесные арки и функциональные «жабры» воздухозаборников в капоте и переднем бампере.
Крутая «зетка» представляет собой омологационную модификацию на основе Fairlady Z432, который, в свою очередь, выпущен партией в 420 машин. Рядный шестицилиндровый мотор S20 тот же, что у Skyline GT-R (PGC/KPGC10). В индексе зашифрованы четыре клапана на цилиндр, три карбюратора Mikuni и два распредвала.
Кузов отштампован из более тонкой стали (толщина уменьшена на 0,2 мм). Все окна, кроме лобового, из акрила. Печка, радио, шумоизоляция, перчаточный ящик, вакуумный усилитель тормозов? Всего этого нет во имя снижения массы примерно на центнер, до 855 кг. Замок зажигания не случайно перенесен к рычагу переключения передач — так пристегнутому четырехточечными ремнями безопасности пилоту не приходится далеко тянуться. Дальнобойность в гонках на выносливость обеспечивал 100-литровый топливный бак. По разным данным, построено от 30 до 50 «прекрасных леди» особого назначения.
Ряд зарубежных интернет-ресурсов называет легендарную «двухдверку» Impreza 22B STI 1998 года самым малочисленным творением «Созвездия плеяд», что не вполне справедливо. На японский рынок вышли 400 ралли-каров и еще 24 — на экспорт. Таким образом, «триста спартанцев» Impreza S201 STI дают им фору.
На момент появления в 2000-м боец выглядел весьма необычно. Субару неразрывно ассоциировалась с баталиями World Rally Championship, а S201 всем своим видом намекал на то, что его вотчина — шоссейно-кольцевые трассы. В перечень комплексных апгрейдов вошел перенастроенный ЭБУ, новый впуск и выпускной тракт, в совокупности повысившие мощность 2,0-литрового оппозитного двигателя до 300 л.с., а также спортшасси. Передний межколесный дифференциал самоблокирующийся.
С хиросимской фирмой аналогичная история. В обзорах редких «японцев» зарубежные СМИ нередко выводят на первое место звездолет Cosmo. Это не так уж и далеко от истины: с 1967 по 1972 год конвейер покинули 1176 купе Series I и Series II.
Множество лимитированных «деликатесов» на счету Mazda RX-7. Так, в третьей генерации (FD3S) есть Spirit R (1504 спорткара) — настоящая мечта каждого уважающего себя члена секты свидетелей всемогущего ротора. Еще был Type RZ, RZ и R-II Bathurst — 300, 150 и 350 экземпляров соответственно. Кстати, это далеко не полный список.
И все же отвлечемся от легендарной «рыксы» и вспомним подзабытый шедевр — Mazda Luce R130 1969–1972 годов. Встретить красотку с дизайном от итальянского гуру Джорджетто Джуджаро весьма затруднительно: таких менее тысячи. Интересно, что R130 отличался от заднеприводного седана и универсала Luce не только соблазнительной внешностью. Это единственная роторная Mazda с передними ведущими колесами! С двухсекционным 1,3-литровым РПД 13A (126 л.с.) она могла развивать до 190 км/ч.
Суперкару премиум-бренда на роду было написано стать мечтой коллекционера. Во-первых, гранд-турер с эмблемой «Лексус», визжащий словно формульный болид, — это нечто невиданное! Во-вторых, произведено всего-навсего полтысячи машин. Из них 50 — спецсерия Nurburgring Package. В 2010 году детище инженера Харухико Танахаси победило в своем классе в 24-часовом марафоне на знаменитом немецком автодроме. По такому поводу компания решила пристрелить сразу двух зайцев: увековечить достижение и порадовать любителей трека тематической вариацией.
Высокооборотистый V10 объемом 4,8 литра с индивидуальными дроссельными заслонками на каждый цилиндр и смазываемый системой с сухим картером прибавил силенок. Было 560 л.с., стало — 571 л.с. Крутящий момент — 480 Нм при 7000 об/мин. Отнесенный к задней оси 6-ступенчатый «робот» меняет передачи за молниеносные 0,15 секунды, на 0,05 секунды быстрее агрегата у стандартного LFA. «Сотню» Nurburgring Package набирает за 3,7 секунды и выжимает до 325 км/ч. Скорректированные характеристики шасси и повысившие прижимную силу дополнительные аэродинамические элементы внесли вклад в тонкую настройку ездовых свойств.
Lexus действительно неудержим на «Северной петле». Он показал там 7 минут 14,64 секунды. Исходный автомобиль? Остался где-то бесконечно далеко позади со своими 7 минутами 38 секундами.