Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Несколько лет назад мой давнишний клиент приехал в мастерскую со своей внучкой, которой достался Рено Симбол 2005 года. Автомобиль эксплуатировался прежним владельцем активно, но не аккуратно, и в результате накопил большой комплект «возрастных болячек». Среди них не было ни одной фатальной, но все вместе они надежно обездвижили машину до тех пор, пока она не попала к юной автомобилистке, недавно получившей водительское удостоверение и начавшей осваивать ремесло торгового представителя.
Первый же осмотр машины на подъемнике выявил множество дефектов, которые могли надолго обеспечить меня работой. Однако я настоятельно порекомендовал от этого Рено избавиться, несмотря на приличный внешний вид и неплохо работающий мотор.
Но, как часто бывает, клиенты решили по-своему. Постоянные читатели, наверное, уже вспомнили старый выпуск блога, в котором описывался начальный этап реанимации этой машины. В первую очередь внимания потребовали нещадно скрипящая рулевая рейка, нерабочий гидроусилитель руля, совершенно отсутствующие тормоза и грохочущая подвеска с лопнувшими пружинами и полностью «убитыми» стойками.
Состояние механизмов Рено и характер необходимых ремонтов отлично иллюстрирует следующее фото. После того как оторвались накладки колодок (красные метки), при нажатии на тормозную педаль поршни рабочего цилиндра выдвинулись так далеко, что на одном из них соскочил пыльник (оранжевая метка) и протечка цилиндра стала только вопросом времени. Ну а пружинная распорная планка, вместо того чтобы автоматически подводить колодки к барабану, просто болталась между ними, не касаясь правой колодки (желтая метка) из-за того, что давным-давно была заклинена.
Не менее красноречиво и фото ниже, на котором соседствуют вытекшие амортизаторы (красные метки), пружины, бывшие бочкообразными до того, как у них отломились крайние витки (оранжевые метки), и сгнивший глушитель (желтая метка), традиционно для Рено неразборный.
Казалось бы, этот Симбол отлично подходил на роль «кормильца» любого автосервиса, гарантируя хороший заработок. Но тогда почему же новоиспеченная автомобилистка получила от меня странный совет отказаться от этой машины? Мой вердикт был связан с тем, что поддержание в рабочем состоянии настолько изношенного Рено неизбежно приведет к совершенно несуразным расходам его владелицы, а это, в свою очередь, неминуемо вызовет проблемы и у меня. Столь прискорбный прогноз связан как с конструктивными особенностями Рено, так и с отношением клиентов к покупке запчастей и ремонту подобных машин. Эти два фактора, соединяясь вместе, становятся грозной силой, способной надолго нарушить обычный график мастерской. Мои клиенты привыкли к тому, что если, скажем, ТО назначено на 9.30 в следующую субботу, то все так и пройдет по этому расписанию. Такой подход к работе в течение четверти века обеспечивает мне стабильный заработок, но с Рено Симбол поддерживать привычный ритм сложно. Часто вроде бы простые поломки у этого автомобиля обрастают неожиданными осложнениями, из-за которых сроки и стоимость его ремонта непредсказуемо растут.
Типичный пример — обслуживание задних тормозов. Их конструкция такая же, как и у Логана/Сандеро/Ларгуса/Весты с барабанными тормозами, однако в случае с Симболом ситуацию усугубляет слабая распространенность модели. Также накладывает свой отпечаток тот факт, что Симбол не совсем «француз», а, скорее, «турецкоподданный». В результате далеко не всегда заказанные клиенткой детали подходили для установки.
Большой проблемой оказалась покупка новых распорных планок для задних колодок.
Всевозможные относительно недорогие «аналоги» отказывались работать, а оригинальные планки, стоившие как пара комплектов тормозных колодок, ожидаемо хозяйку Симбола не устраивали ценой. В итоге для того, чтобы «ручник» держал хотя бы некоторое время, она периодически просила снимать задние барабаны и регулировать длину подвижных частей распорных планок вручную.
Однако в этом случае владелицу Рено иногда поджидал неприятный сюрприз. Как и у своих более распространенных собратьев, тормозные барабаны Симбола представляют собой одно целое со ступицами и снимаются вместе с установленным внутри ступицы подшипником.
На сравнительно «свежих» машинах это проходит безболезненно, но у «совершеннолетнего» Симбола при снятии заднего барабана подшипник может разобраться на части.
Иногда для удаления с оси задней ступицы засевших на ней остатков подшипника приходилось прибегать к хирургическим методам.
Тем не менее даже после таких происшествий оригинальные распорные планки для колодок задних тормозов так и не были куплены, и последние пару лет Симбол катается без «ручника».
А как увлекательно и интригующе выглядит на Рено Симбол замена пыльника левого наружного ШРУСа! Вот как раз он и лопнул.
Как и у Логана, внутренний шарнир-трипод левого привода находится в коробке передач, а его пыльник неподвижно закреплен на корпусе КП. Для замены пыльника наружного ШРУСа надо снять весь привод. При этом лучше не думать о том, что произойдет, если внутренний трипод окажется настолько изношенным, что рассыплется до того, как выйдет из дифференциала.
Но вот привод благополучно снят, трипод демонтирован, но на валу еще остается внутренний пыльник.
В торце этого пыльника установлен прикрытый сальником подшипник, напрессованный на вал. Внутри него и вращается привод во время езды. На фото ниже пыльник уже снят.
При замене пыльника внешнего ШРУСа весь этот технический сюрреализм надо безжалостно удалить, поскольку часть неразборного наружного ШРУСа представляет собой одно целое с приводом, и его пыльник можно установить только через заднюю часть вала.
Разумеется, похожие манипуляции надо проделывать и при замене подтекающего сальника внутреннего пыльника. За подобную работу я беру от 2000 рублей.
Учитывая, что этот пыльник сообщается с картером коробки передач и внутри него плещется трансмиссионное масло, несложно представить последствия его разрыва где-нибудь на трассе.
Наверное, не было ни одного потаенного места в этом Рено, куда бы не пришлось заглянуть с отвертками и гаечными ключами. По частоте поломок Симбол явно опережал «убитые» клиентские Лады с такими же пробегами, причем многие его дефекты могли вызвать ностальгию у любого владельца ВАЗа со стажем. Вот, например, завизжал изношенный моторчик печки. Из-за люфта вала кромка его крыльчатки стала задевать за кожух вентилятора.
Но в ближайшем ларьке купить новый моторчик печки, конечно же, не получится. Поэтому в качестве временной меры форму крыльчатки пришлось «подкорректировать», сняв на наждаке ее передний край.
Почему-то на этот Симбол клиентка так и не смогла приобрести правильный ремень привода навесных агрегатов. Какие бы ремни ни подбирали специалисты в разных магазинах автозапчастей, все они были ýже, чем шкивы, а их длина непременно требовала установки ролика натяжителя в крайнее положение, что со временем даже вызвало характерный отпечаток на его кронштейне. Да и качество этих ремней обычно не радовало.
Эта странная ситуация удивляет еще и потому, что, несмотря на все нынешние проблемы с запчастями, купить хороший импортный ремень на Ладу сейчас не сложно.
Некоторые поломки этого Рено превращались в бесконечную историю ремонтов. Вот, например, в соседней мастерской перебрали потекший гидроусилитель.
Но Симбол еще не раз приезжал, оставляя за собой пугающий кроваво-красный след. Из-за того, что огромный широкий подрамник на этой машине мешает тщательно осмотреть все агрегаты и шланги, найти источник выливавшейся из гидросистемы жидкости каждый раз было непросто, несмотря на ее капли повсюду.
Однажды утечка пошла через датчик давления.
В другой раз не выдержал шланг гидроусилителя.
Устранение протечек системы охлаждения — обычная рутина для подержанного автомобиля, но Симбол способен удивить и здесь. К примеру, заказанный для него один-единственный шланг радиатора печки обошелся дороже полного комплекта шлангов на Ладу Гранту. Заменить его куском любого другого шланга, подходящим по диаметру и метражу, не получится из-за использующихся на Рено хитрых разъемов и встроенного в оригинальный шланг штуцера для стравливания воздушных пробок.
Замена радиатора печки потребовала снятия панели приборов. Работа заняла целый день и три года назад стоила 6000 рублей.
А ведь у соплатформенного Логана для доступа к радиатору печки достаточно снять единственную декоративную накладку под панелью приборов! Поэтому из-за несуразных особенностей конструкции Симбола к его ремонту часто приступаешь с содроганием и ожиданием возможных неприятностей. Ну а поскольку срок доставки заказываемых для него деталей не всегда предсказуем, Симбол порой простаивал на яме, пока на подъемнике обслуживались другие машины.
Хуже, если Симбол зависал на подъемнике. Но раз уж взялся его ремонтировать, то будь готов к любым проблемам.
Постепенно сложность ремонтов Симбола росла. При пробеге около 300 000 км у него пришлось вскрывать мотор для замены прокладки головки блока.
На фото ниже поршень четвертого цилиндра и участок головки над ним сверкают неестественной чистотой после работы в антифризе.
Несмотря на простоту мотора Симбола, и этот ремонт без приключений не обошелся. Для начала один из болтов головки блока, наполовину сгнивший на стыке блока цилиндров и головки, сломался при откручивании. Его кусок крепко засел в блоке.
Можно оценить размер обломка, сравнив остаток болта с более благополучным собратом.
Высверливать его — кропотливая и ответственная работа, которую желательно выполнять на станке, а не ручной дрелью. Возможная перспектива оплатить снятие-установку блока цилиндров клиентку не обрадовала, но удалось обойтись «домашними средствами».
Также одна из центрирующих втулок настолько прикипела к головке блока, что извлечь и установить ее в положенное место в блоке цилиндров не удалось.
В результате при сборке прокладка головки, которая должна была удерживаться этой втулкой, норовила перекоситься. Если бы копеечную втулку можно было купить в соседнем магазине, то сломать старую, удалить ее обломки из головки и поставить новую в блок — минутное дело. Но в случае с Симболом втулку надо заказывать. Чтобы не терять время понапрасну, пришлось изготовить две направляющие из старых болтов головки блока, удалив у них шляпки и прорезав шлиц для большой плоской отвертки. Они зафиксировали прокладку, а после установки головки уступили место новым болтам.
Ну а максимальный уровень технического абсурда продемонстрировала коробка передач Рено Симбол. Произошло это во время очередной замены сцепления, третьей по счету у новой хозяйки. Кстати, первая замена понадобилась уже через пару месяцев после приобретения машины. Если у Логана/Сандеро/Ларгуса размер моторного отсека и форма подрамника позволяют для этой процедуры только сдвинуть коробку, не снимая ее полностью с автомобиля, то у Симбола массивный подрамник полностью перекрывает доступ к коробке.
Поэтому для замены сцепления на Симболе сначала необходимо снять подрамник вместе со стабилизатором и рычагами. Процесс напоминает методы древних строителей монументальных памятников.
Предварительно надо убрать проходящую под подрамником приемную трубу, а рулевую рейку и радиатор оставить подвешенными на машине. С учетом всех «отягчающих обстоятельств» за замену сцепления на Симболе я беру 7000 рублей, то есть вдвое дороже, чем за такую же работу на Приоре или Гранте.
После замены сцепление благополучно проработало три года и более 80 000 км. Но однажды при нажатии на педаль сцепления раздался скрежет, а передачи стали включаться с трудом. Поскольку я в тот момент был занят, клиентка для срочного ремонта обратилась в дружественную мастерскую. Однако новое сцепление не прошло и 10 000 км, как началась сильнейшая пробуксовка. «Вскрытие» показало, что потек сальник первичного вала. Причем из-за конструктивных особенностей коробки передач Рено Симбол выливающееся через сальник масло поступает прямиком на шлицы первичного вала и сразу заливает диск сцепления. На фото ниже стрелка указывает место утечки.
Остается загадкой, почему инженеры Рено не предусмотрели на случай протечки сальника предохранительное отверстие для слива масла до того, как оно попадет на сцепление. Даже у нещадно изруганной «Нивы» такая «мелочь» есть.
Как выяснилось, в прошлый раз лопнула направляющая выжимного подшипника. У Рено Симбол она представляет собой неразборный узел, внутри которого находятся сальник (красная метка) и подшипник (желтая метка) первичного вала.
Направляющая своей широкой частью установлена в картер коробки передач с большим натягом, за счет которого достигается герметичность соединения. По инструкции ее положено запрессовывать изнутри коробки передач, и для этого коробку надо полностью разобрать. На фото ниже зеленым отмечено посадочное место направляющей.
Однако в интернете можно найти множество историй о том, как похожую деталь у Логана меняют снаружи, не разбирая коробку. Обычно в таких случаях для «ударной установки» используют внушающие трепет кувалды, но скромные авторы часто оставляют этот эпизод за кадром. Возможно, именно таким образом поступили и в прошлый раз с Симболом. По крайней мере, если бы коробку разбирали, то наверняка заодно устранили бы и течь сальника штока выбора передач. Ну а я, добавив к 7000 рублей за замену сцепления еще 5000 за разборку-сборку коробки, извлек старую направляющую при помощи подходящей оправки…
… и, сравнив ее с новой, понял причину протечки. В новой направляющей сальник жестко установлен сразу под подшипником (зеленая метка на фото ниже), а в старой он свободно болтался внутри направляющей (красная метка) от малейшей встряски. Заводской брак или подделка? Кто знает…
Для запрессовки направляющей отлично подошел один из самодельных наборов для замены подшипников ступиц. Ну а чтобы у Симбола был шанс доехать до цели даже с подтекающим сальником, новую направляющую «доработал» дрелью по образцу Лады.
Заодно надо было устранить неизбежную для коробок Рено Симбол течь штока выбора передач. Дело в том, что этот шток расположен вертикально в самой нижней части коробки. В результате его сальнику требуется удерживать над собой все масло в КПП, что непросто, даже если шток не двигается, и тем более сложно при его перемещениях вверх-вниз. Странная и заведомо недолговечная конструкция!
Самое абсурдное в этом техническом решении то, что сальник устанавливается в свое гнездо снаружи, но для его замены надо непременно вынуть шток выбора передач, а вот он-то и закреплен внутри коробки.
В интернете обсуждаются два альтернативных варианта ремонта. В одном случае предлагается срезать тягу, приваренную на заводе к штоку снаружи и мешающую добраться до сальника, а после замены сварить эти детали в прежнем положении.
Также используют ремкомплект в виде сальника, разрезанного поперек. Эти половинки пристраивают вокруг штока в тщетной надежде, что они будут работать лучше целого сальника. На мой взгляд, оба эти варианта рассчитаны на большого любителя. Тем более что при замене сальника производитель также настоятельно рекомендует менять и направляющие втулки штока, а сделать это возможно только изнутри коробки. На этом фоне коробки передач Лады, как бы их ни ругали за шумную работу, воспринимаются как эталон технического совершенства.
Но неужели в этой symbolической бочке дегтя не найдется хотя бы пары ложек меда? Конечно, найдется, и этих ложек действительно ровно две.
Прежде всего, неоспоримое достоинство Рено Симбол — отличная коррозионная стойкость кузова. Его металл не проржавел даже в местах многочисленных мелких аварий. Несмотря на прошедшие годы и заметно выросший пробег, внешне Рено выглядит почти так же, как и в первый день нашего знакомства.
Именно это до сих пор заставляет хозяйку машины бороться за ее существование, не жалея средств. Тем более что на остатках нашего авторынка выбор сейчас, мягко говоря, не радует.
Ну а вторую ложку меда Рено Симбол дружно демонстрируют его «однофамильцы» разных лет выпуска, также обслуживающиеся в мастерской.
Иногда они здесь встречаются, как в клубе.
Серьезных поломок у них вообще нет. Случаются замены подшипников или рулевых наконечников, но чаще машины просто проходят обычное плановое ТО.
Наибольшую сложность пока доставляет только запрятанный глубоко в недрах 16-клапанного мотора и установленный там на неизвлекаемость крохотный щуп контроля уровня масла.
Их владелицы (да, за рулем этих Рено исключительно дамы) пока и не подозревают, что может произойти с их четырехколесными любимцами в будущем, хотя некоторые предпосылки уже намечаются.
Причина такой беззаботной жизни — относительно небольшой пробег всех этих Рено. У «рекордсмена» он едва превысил 200 000 км.
Пожалуй, чуть дальше этого рубежа и проходит граница, начиная с которой Симбол-милашка, как оборотень, превращается в беспощадного монстра, пожирающего деньги, время и нервы. Но, может, главный талант автомобильного конструктора в том и состоит, чтобы на определенном этапе потребитель всем своим кошельком ощутил, что надо поменять машину? Если так, то разработчики Симбола сделали все идеально.