Помните наш прошлогодний репортаж из Петербурга, из штаб-квартиры компании «Электромобили Мануфэкчуринг рус»? Там говорилось, что до конца 2022 года на московской площадке должно быть сделано минимум 40 товарных электромобилей EVM Pro. Но, как говорится, не склалось. Причиной тому задержка в подписании договора с новым стратегическим инвестором, который вошел в капитал фирмы с 700 млн рублей (это в дополнение к 300 млн, ранее инвестированным учредителями ООО «Электромобили Мануфэкчуринг рус» Ильей Рашкиным и Игорем Гридиным).
Несколько месяцев шли переговоры с фондом VEB Ventures. Но ровно перед подписанием окончательных документов в середине 2022 года этот фонд внезапно прекратил инвестиции в стартапы. Пришлось искать нового партнера и проходить заново все процедуры аудита и согласований. На сделку вышли только в декабре, потеряв как минимум полгода. Примерно на столько и сдвинулись все ранее заявленные сроки. С учетом размеров форс-мажора — не такая и большая задержка. Новым инвестором стала российская группа компаний «Тиалон», сейчас документы о ее вхождении в бизнес проходят процедуру оформления. Ранее в СМИ была информация, что новый инвестор может получить 10–15% в ООО «Электромобили Мануфэкчуринг рус».
И вот завод в Москве, который хочется называть уменьшительно-ласкательным эпитетом «заводик», заработал.
Он и вправду весьма, подчеркнуто компактен. Небольшой, сверкающий надраенным глянцем цех, в котором разместилось все основное производство: склад, сборка батарей, изготовление подсборок и компонентов двигателя, окончательная сборка автомобилей. Давайте пройдемся по этому светлому помещению, так не похожему на автозавод.
Заводик разделен на три цеха. Первый из них занимается металлообработкой, тут стоят листоправильная гильотина, гидравлический гибочный пресс на 160 тонн, 150-ваттный лазерный резак со скоростью резки 24 мм в минуту, пара промышленных роботов. Тут же находятся токарный и ленточнопильный станки и многофункциональный фрезер.















Сборка автомобилей разделена на шесть тактов (пока используются пять). Такт — это набор операций в каком-то конкретном месте автомобиля.


Фактически машина готова.
Вот такой заводик. Светлый, чистый, тихий. Тут даже уютно. Но, к сожалению, увиденное — немножечко имитация. Дело в том, что накануне нашего визита сюда приезжали Собянин и делегация из Минпромторга, поэтому хозяева расстарались и сделали из производства выставку грядущих достижений, с поясняющими плакатами, с рабочими, неспешно делающими одну и ту же операцию по многу раз, на камеры. Машина, которая стоит в финале «конвейера» как только что собранная, вообще имеет пробег больше тысячи километров.
Так что мы наблюдали не старт производства, а только его репетицию. Товарной машины на тот момент не собрали ни одной. Но уже есть контракт с «Почтой России», которой на тестовую эксплуатацию уйдет самый первый серийный автомобиль. Это случится 20 апреля. Первые читатели этих строк могут быть спокойны: производство стартовало.
Из документов, лежащих на «торпеде» другой машины, следует, что она произведена на УАЗе 25 октября 2022 года. А отгружена 23 января 2023 года. То есть ее произвели как бы авансом, когда у руководства фирмы «Электромобили Мануфэкчуринг рус» еще не все было понятно с инвестициями. Несколько месяцев машина, судя по всему, провела на стоянке, оттого на рессорах, заднем мосту и элементах рамы уже изрядно проступила ржавчина.
Коррозия — вообще «слабое место» всех УАЗов. Обещают, что машины EVM Pro у дилера (это «Техинком») будут тотально обрабатывать антикором, бесплатно для потребителя.
Ребята очень старались, очень торопились запустить завод. И пошли на компромиссы в виде китайских приводов и обходных технологий сборки электронных компонентов. Реальное импортозамещение, в том объеме, в котором оно задумано, заработает только к концу этого года. Но и сделано много. Весь проект от идеи до сертификации занял менее двух лет. Пока, правда, сертификация тоже упрощенная: вместо ОТТС получили Заключение НАМИ на «соответствие типа» по Постановлению 855. Но так сейчас почти все делают: почему не воспользоваться, если можно?
Илья Рашкин не ведется на провокацию и спокойно отвечает на вопрос, не разочаровался ли он в качестве продукции УАЗа, не думает ли переходить на другие, более качественные шасси. Нет, говорит, не разочаровался. И не думаем переходить. Изучали этот вопрос, но альтернатива УАЗу — только Китай. А хочется российское шасси довести до нормальных показателей качества и надежности. Да и дешевле УАЗ. Пока, во всяком случае.
О дальнейших проектах говорится обтекаемо и вскользь, Да, разрабатываем, смотрим другие товарные ниши. Недавно увеличили инженерный корпус до 40 человек, планируем вскоре еще набрать людей. Все разработчики сейчас работают в Петербурге, там другой уровень зарплат, можно сэкономить. Хотя и в Питере инженер EVM получает более 150 000 рублей. По поводу зарплат рабочих в Москве Рашкин сказал: они рыночные.
«Технополис Москва» — особая экономическая зона. Все китайское оборудование сюда ввезено беспошлинно и без уплаты НДС. Это немного сглаживает общую дороговизну производства в Москве. Но руководство уже задумывается и о второй сборочной площадке: видимо, московская экономика проекта все-таки неоптимальна.
Станет ли этот проект эффективным бизнесом? Сейчас на EVM Pro очередь, все запланированные на этот год 500 автомобилей будут проданы «с колес». Со следующего года выйдут на 1000 машин — и это уже хорошо окупаемый объем. Но к следующему году рынок коммерческих электромобилей пополнится несколькими предложениями в потребительской нише EVM Pro: свои электрогрузовики готовят «Автотор», СТ «Нижегородец», активизируются продажи WOLV FC25 и некоторых других китайских машин. Удержать цену в 4,5 млн рублей при наличии на рынке более дешевых предложений будет непросто. Но очевидно, что в EVM Pro заложен недюжинный резерв по снижению себестоимости. Локализация обеспечит гибкость ценообразования, да и слегка завышенная цена на старте продаж потом может быть снижена за счет постепенной окупаемости капитальных затрат.
А если часть производства вынесут из Москвы, то совсем хорошо.

































