Этой весной Ford объявил, что скоро перестанет продавать в России легковые автомобили и закроет два из трех своих российских заводов. Оставшееся предприятие в Елабуге будет выпускать только коммерческие модели Transit. Что теперь делать нынешним владельцам Фордов и тем, кто собирался (собирается) покупать легковую модель этой марки? Есть ли повод для беспокойства?
Ожидается, что летом 2019 года основные запасы легковых моделей на дилерских складах будут почти исчерпаны. Остатки сейчас распродаются со скидками. Например, Focus предлагается дешевле на 175 000 рублей (относительно прежней базовой цены в 1 003 000 руб.), Fiesta — на 75 000 рублей (раньше цены начинались от 849 000 руб.). Кроссовер Kuga стал доступнее на 175 000 рублей (было — от 1 386 000 руб.). Все цены указаны без учета дополнительных скидок на кредитные машины.
Правда, здесь кроются маркетинговые хитрости. У Форда и раньше действовали постоянные скидки, так что нынешние предложения не так уж выгоднее прежних. А главное, в начале года (еще до объявления ухода) продукция Ford успела претерпеть очередной рост цен.
Компания заявила, что сохраняет все обязательства по гарантийному и постгарантийному обслуживанию проданных автомобилей. То есть снабжение сервисов оригинальными расходниками и запчастями продолжится. Но вот сколько останется фирменных станций? Сохранятся ли они во всех городах, где есть сейчас? Ясной картины нет. Автосалоны — самостоятельные частные предприятия, так или иначе им придется переориентировать свой бизнес на другие марки, продавать только коммерческий транспорт от Форда или закрыться. Не все смогут и захотят продлить договоры на фирменное обслуживание Фордов. Пока неизвестно, как будет выстраивать работу в новых условиях сама компания Ford.
Обратимся к уже имеющейся практике. В 2014 году концерн GM убрал с российского рынка марку Opel и значительную часть моделей Chevrolet. Как и Ford сейчас, компания GM тогда заверила своих клиентов в сохранении гарантийных обязательств и постгарантийного обслуживания. Однако на деле не все оказалось так гладко и просто. Сеть брендовых сервисов начала быстро сокращаться. И если в «миллионниках» фирменные станции сохранились, то во многих городах помельче их не осталось. Владельцам автомобилей Opel и Chevrolet стало невозможно обслуживаться в привычном формате. Рассчитывать приходилось только на независимые сервисы, а в случае серьезных технических проблем (гарантийных и прочих) предлагалось обращаться в ближайший уполномоченный сервис GM, который с учетом наших расстояний теперь мог находиться за тысячу и более километров от места жительства. Позже (примерно через два–три года) компания все же расширила свое официальное присутствие, открыв для бывших клиентов дополнительные сервисные точки, однако определенные неудобства остались.
Николай, менеджер бывшего автосалона GM: Сейчас на месте дилерского центра работает обычный независимый сервис, где обслуживают и ремонтируют разные автомобили. В том числе на общих основаниях Опель и Шевроле, по которым есть большой склад расходников и запчастей на самые ходовые группы. Официальным обслуживанием автомобилей концерна GM в городе занимается другой автоцентр. Проблема неофициальных станций заключается в том, что производитель не продает оригинальные запчасти независимым сервисам. Более того, есть позиции из числа сложных электронных компонентов, например, блоки управления, которые не имеют неоригинальных аналогов, а фирменные стоят очень уж дорого. Уход компании с российского рынка более всего отразился на тех клиентах, у кого гарантия закончилась как раз перед закрытием дилерского центра, при этом возникли серьезные проблемы, скажем, с коробкой или двигателем. Кроме того, в не очень хорошем положении оказались и владельцы новых моделей, вышедших на рынок непосредственно перед уходом компании. Например, внедорожники Chevrolet Trailblazer, по которым на тот момент даже расходников толком еще никто не успел накопить.
Конечно, в наши дни в крупных городах без проблем можно отремонтировать практически любую машину — любой каприз за ваши деньги. Но что касается бесплатного гарантийного ремонта, то после ухода марки с рынка трудности владельцам обеспечены даже при наличии официальной СТО. И в целом стандарты ремонта и обслуживания у «официалов» снижаются, когда производитель ослабляет контроль.
Михаил, менеджер мультибрендового автосалона: За свою долгую практику довелось не раз пережить расставание с брендами. Они вроде поддерживают сервис, но по факту полноценного взаимодействия между клиентами, дилерами и производителями уже нет. Когда имеется дилерский договор с действующим брендом, дилер следует определенным требованиям и правилам — по продаже машин, содержанию склада запчастей, регламенту работ и так далее. А когда марки в продаже нет и остается только сервисное обслуживание, обстановка меняется: былого контроля нет, стимулы и мотивация снижаются. Смотришь — и склада запчастей толкового нет, и реакция на запросы уже не та. Любой гарантийный случай превращается в «вату»: «ну давайте закажем, надо подождать» и все в таком духе. Сервису проще все перевести в коммерческое русло, мол, деталь по гарантии еще долго будет идти, но у нас есть такая же в наличии за деньги, будете брать? По опыту знаю — гарантийная поддержка без дилерского договора, так сказать, близка к завершению. Когда у «официала» нет договора на поставку машин (а есть только на обслуживание), он в любой момент может сказать — да идите вы все…
Возможно, Ford уделит бóльшее внимание вопросам гарантии и обслуживания, чем другие покинувшие нас марки. Надежду вселяет то, что он не уходит полностью, а сохраняет подразделение легких коммерческих автомобилей. «Официалы», торгующие микроавтобусами и фургонами, будут принимать клиентов с легковушками.
Сейчас какого-то ажиотажа в автосалонах Ford не замечено, что вполне соответствует ситуации: в условиях не таких уж привлекательных цен на машины раскупать их «как пирожки» никто не торопится. Но если вы в любом случае рассматривали Ford как вариант, то серьезных причин отказываться от покупки нет. Если только единственный в вашем регионе дилер не готовится к закрытию и перепрофилированию бизнеса.
Есть ли риск, что в дальнейшем будет трудно продать Ford по хорошей цене? Может, нынешним владельцам стоит поторопиться и избавиться от такой машины, пока цены и спрос не рухнули? Конечно, такой оборот событий не исключен — не случайно в отделах trade-in вдруг появились совсем свежие, недавно приобретенные Фокусы и другие модели. И все же это не массовое явление. Что же касается настроений и возможных последствий на вторичном рынке, за комментариями обратимся к одному из профессионалов вторичного рынка.
Олег, опыт перепродаж автомобилей более десяти лет: Думаю, истерить и во что бы то ни стало избавляться от машины повода нет. В сущности, для вторичного рынка ничего неординарного не произошло и не будет происходить. Здесь как были свои законы ценообразования, так и остаются. Навскидку сейчас в ходу второй Фокус и его рестайл, а у третьего были проблемы, например, с коробкой, поэтому он не очень-то пользуется спросом. Потому и падают цены на такие машины, а вовсе не из-за ухода Форда или по другим глобальным причинам. У нас ведь в стране как принято: машинку скидывают, когда подкрадывается какой-то определенный километраж, при котором у данной модели обычно ломается что-то такое, что дорого и трудно восстановить, или другие нехорошие сигнальчики появились. А целые экземпляры в хорошем состоянии всегда можно удачно продать.
Опрос других участников вторичного авторынка выявил примерно такие же мнения. Резкого наводнения рынка машинами б/у марки Ford и падения цен вряд ли можно ожидать. Если проанализировать, как менялась стоимость Chevrolet и Opel после их ухода, то никакой катастрофы не наблюдается, хотя есть свои нюансы. Было замечено следующее: фатального обвала цен не произошло в случае с недорогими и наиболее распространенными моделями (Lacetti, Astra предыдущего поколения, Zafira серии В). А вот модели свежее, подороже, которые появились незадолго до ухода компании и были реализованы в небольших количествах, приняли удар на себя: эксперты отмечают некоторое снижение цен и спроса.
Что касается фордовских расходников и запчастей, можно не сомневаться, что в ближайшие годы не будет особых проблем с наличием оригинальных товаров. Ну а с выбором аналогов тем более не предвидится катаклизмов. Очевидно, и цены на запчасти будут меняться в русле общих тенденций рынка, разве что отдельные оригинальные детали вдруг могут подорожать.
В любом случае автомобили Ford остаются в числе самых распространенных иномарок в нашей стране, и у их владельцев (нынешних и будущих) нет повода для паники.