А все потому, что китайские инженеры в электромобиле ORA 03 зачем-то решили разместить кнопку «запуска» двигателя машины не в районе рулевой колонки справа. И не на центральном тоннеле. Она скромно расположилась слева от руля — там же, где корректор фар, кнопка открывания багажника и клавиша смены режимов движения (Mode), которую я и хотел нажать. Естественно, на классическую кнопку запуска двигателя она там совершенно не похожа, и вслепую, не глядя, ее можно легко спутать с той же клавишей Mode, к примеру. Но удивило даже не расположение этой кнопки, а отсутствие «защиты от дурака» — не должен электромобиль вот так просто выключаться на дороге.
К слову, ретро — основная концепция дизайна бренда. Хотя и не единственная. Но ORA 03 исповедует именно этот стиль. Накануне теста я пытался понять, что же мне напоминает этот хэтчбек. Я видел в нем и Volkswagen Beetle, и Fiat 500, и Mini One, а в отдельных деталях сразу несколько моделей Audi и даже Toyota Corolla в 180-м кузове. Но все решил вид черной ORA 03: да это же Porsche Panamera, только на минималках! Кстати, в модельном ряду ORA есть более крупная модель с именем Lightning Cat в этой же стилистике, еще сильнее смахивающая на немецкий премиальный седан. Но к нам ее привозить пока не планируют.
В основе оригинально выглядящей ORA 03 (или Good Cat) лежит платформа с не менее оригинальным именем L.E.M.O.N. E. Что-то знакомое? Да, почти так же называется платформа, на которой построен популярный у нас кроссовер Haval Jolion. Только здесь есть дополнительная буковка E, говорящая о спецификации для электромобилей. Эта платформа модульная, причем она и сама по себе разделена на три основных блока (A, B и C — передняя, средняя и задняя части соответственно), и составляющие каждого из блоков также собраны по модульному принципу. Все это позволило адаптировать китайский Good Cat для российского рынка в уникальной комбинации с достаточно мощным (171 л.с.) электромотором и наиболее емкой тяговой батареей (63,1 кВт⋅ч у 03 против максимальных 57,71 кВт⋅ч у Good Cat).
Емкая батарея самым положительным образом сказалась на запасе хода хэтчбека. Формально он составляет 500 км. В реальности, конечно, меньше. По неофициальной информации, эти данные соответствовали замерам по китайскому циклу CLTC, однако представители ORA опровергли эту информацию. Так или иначе, но даже если официальные 500 км разделить на коэффициент 1,45 (именно его применяют для пересчета «китайских» электрокилометров в реальные), останется почти 345 км, что, согласитесь, тоже неплохой показатель. Однако у нас в первой же поездке за 103 реальных километра получилось потратить 125 «виртуальных», что при расходе энергии в 15,6 кВт⋅ч на каждые 100 км пробега эквивалентно реальному запасу хода не менее чем в 400 километров. Причем все это — в совершенно разных условиях: частично по шоссе, частично по пригородам Сочи, а также по городским пробкам и по участку горной дороги в окрестностях Мацесты с бодрым штурмом виражей. В общем, без желания сэкономить.
Однако расход энергии можно понизить, если вместо спортивного режима движения использовать «Эко» или даже «Эко+». Причем любой из них не делает из кареты Оры тыкву: даже в «Эко+» на горном серпантине при ускорении «в пол» можно сорвать передние ведущие колеса в пробуксовку. И тут лучше не отключать электронные помощники: тот же «антибукс» работает быстро и максимально корректно, не просаживая динамику излишними ограничениями мощности (скорее она просто помогает перераспределить крутящий момент на колесо, имеющее лучший зацеп — это особенно наглядно проявляется в виражах, когда разница в сцепных свойствах на «внутреннем» и «внешнем» колесах больше).
Так вот, даже в наиболее экономичном режиме «Эко+» мощности и момента на ведущих колесах достаточно, чтобы разгон оставался напористым и уверенным. При этом в нем нет резкости реакций на газ режима «Нормальный» или нервозности режима «Спортивный». Но есть одно важное ограничение: максимальная скорость в «Эко+» ограничена на уровне 85 км/ч (иногда спидометр показывает 86 км/ч, но это не принципиально). Судя по всему, это и есть оптимальный баланс между экономичностью и скоростью. В других режимах максимальная скорость ограничена на уровне 150 км/ч. И это именно ограничение, а не способности силового агрегата — ведь машина, способная достичь первой «сотни» за 8,6 секунды (или даже за 8,3 секунды в случае с версией ORA 03 GT и с включенным лаунч-контролем, наличие которого — главное «техническое» отличие этой модификации), потенциально может ехать значительно быстрее этого лимита. Но за счет повышенного расхода энергии и нагрузки на батарею. Так что к этому ограничению стоит относиться с пониманием и осознанием, что батарея вам прослужит дольше.
Как уже говорили, для российского рынка предложена комплектация с максимально возможной емкостью тяговой батареи — 63,1 кВт⋅ч. Батарея — литий-никель-марганец-кобальт-оксидная (разновидность литий-ионного типа АКБ, производство компании CATL). Особенность — повышенная емкость, высокая термостойкость и длительный срок службы. Зарядка возможна как переменным током (через разъем Type 2), так и постоянным (разъем быстрой зарядки CCS). Во втором случае возможна зарядка с 15 до 80 процентов за 42 минуты (при мощности зарядной станции до 50 кВт). Со станцией зарядки переменного тока время зарядки с тех же 15 до 80 процентов увеличится до примерно 6,5 часа. На крайний случай можно подключиться и к обычной бытовой розетке 220 В, но тогда потребуется уже 24 часа.
Настало время вернуться в салон. И здесь стоит отметить редкую для современных автомобилей особенность с заниженным центральным тоннелем между передними креслами. Представители ORA это решение объясняют ретростилистикой, когда «диваны были широкими». Трех человек спереди здесь, конечно, не посадить — между сиденьями сохранен бокс-подлокотник и подиум для «шайбы» управления движением (там же расположена площадка для беспроводной зарядки смартфона). Но полочка под передней панелью с электроразъемами (два USB-A и гнездо на 12 V) и двумя подстаканниками опущена вниз и в теории позволяет водителю переместиться на место пассажира, не выходя из машины.
Комфортна ли ORA 03? Формально машина относится к сегменту B, а сам бренд все же не премиальный (хотя и не без амбиций в этом плане). Поэтому здесь не так уж много пространства внутри, а в конструкции и вовсе есть досадные упущения. Например, дождь показал слабость по части шумоизоляции (тонкое лобовое стекло и отсутствие подкрылков в задних колесных арках). Не оказалось раздельного включения подсветки салона спереди и совсем нет освещения в задней части. Посетовать можно и на отсутствие дефлекторов вентиляции сзади, и даже на нехватку крючков для одежды. С другой стороны, здесь очень приятная настройка подвески: без излишне подробной трансляции изъянов асфальтового покрытия и с достаточной энергоемкостью для проскакивания через не слишком большие ямы или дорожные волны. Даже грунтово-щебеночный участок не вызвал никакого дискомфорта ни у водителя, ни у пассажира. Так что ходовую часть мы отнесем к безусловным плюсам этой «электрички». Также в списке оснащения значится сдвижной люк в крыше с датчиком дождя (автоматически закрывается при дожде или при достижении скорости 120 км/ч), электропривод багажной двери с сенсором бесконтактного открытия, подогревы передних сидений, руля, наружных зеркал и форсунок омывателя лобового стекла, функция вентиляции и массажа у передних сидений, а также полный набор электронных помощников водителя ADAS (система мониторинга «слепых» зон, предотвращение столкновений спереди и при движении назад, контроль открытия дверей, ассистент движения в полосе, система автоматической парковки и активный круиз-контроль). Так что по оснащению ORA может дать фору многим своим конкурентам!
А что в минусах? Вы будете смеяться, но китайцы умудрились забыть оснастить этот хэтчбек… задним стеклоочистителем! Да-да, любая поездка в дождь или снег, да даже по мокрой или заснеженной дороге сделает обзор через внутрисалонное зеркало невозможным. Но это, пожалуй, наиболее серьезная наша претензия к машине. Все остальное — мелочи вроде согласования работы штатной мультимедиа с приложением Apple CarPlay и пока отсутствующим приложением Android Auto (оно проходит сертификацию для использования). Также мы попеняем китайцам за дизайн оформления приборной панели: из трех доступных вариантов ни один даже близко не похож на классическую «приборку». Не хотелось бы, чтобы камера заднего вида в последний момент самостоятельно меняла ракурс обзора (вместо вида сзади за 20–30 сантиметров до препятствия включается гораздо менее информативный режим вида сверху). А что касается вероятности выключить машину на ходу, с которой мы начали наш материал, то повторное специальное моделирование этой ситуации показало, что это возможно, только если скорость движения не превышает 5 км/ч. К тому же повторное нажатие педали тормоза включает «зажигание» автоматически, после чего надо только еще раз включить режим D или R на селекторе трансмиссии. Так что защита от дурака излишне дотошного автожурналиста здесь все-таки есть. И это хорошо 😊
Кузов | |
---|---|
Тип | Хэтчбек |
Количество мест/дверей | 5/5 |
Двигатель | |
Тип | Электрический, трехфазный, синхронный |
Расположение двигателя | Спереди |
Мощность, л.с. (кВт) | 171 (126) |
Крутящий момент, Нм | 250 |
Тяговая батарея | |
Тип | Литий-ионная |
Емкость, кВт*ч | 63,1 |
Ходовая часть | |
Привод | Передний |
Передняя подвеска | Независимая, пружинная (McPherson) |
Задняя подвеска | Полузависимая, пружинная (торсионная балка) |
Тормоза передние/задние | Дисковые вентилируемые/дисковые |
Подвеска | |
Передняя | Независимая, пружинная (McPherson) |
Задняя | Полузависимая, пружинная (торсионная балка) |
Размеры, объем, вес | |
Длина/ширина/высота, мм | 4235 (4254*)/1825 (1848*)/1603 |
Колесная база, мм | 2650 |
Клиренс, мм | 145 |
Снаряженная масса, кг | 1655 |
Объем багажника минимум/максимум, л | 228/858 |
Шины | 215/50 R18 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 150 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 8,6 (8,3*) |
Экономичность и запас хода | |
Энергопотребление, кВт⋅ч/100 км | 13,2 |
Пробег на одной зарядке, км | до 500 |
Минимальная цена автомобиля, руб. | |
Комплектация Premium | 3 899 000 |
Комплектация GT | 3 999 000 |
* В скобках — данные для версии ORA 03 GT