Напомним: АЕБ выдаeт статистику по автомобилям, отгруженным дилерам по состоянию на 31 декабря предыдущего года. Очевидно, что не все эти машины были проданы именно в этот год, что-то естественным образом перешло на следующий. Но они считаются проданными именно в исследуемом году (в данном случае, в 2019), что делает статистику АЕБ немного условной. Впрочем, эта условность более-менее нивелируется автомобилями, заявленными как проданные годом ранее, а де-факто нашедшими покупателей в 2019 году. В первом приближении можно считать, что «сток» (непроданные остатки) из года в год компенсирует сам себя, и данные АЕБ, таким образом, более-менее объективны.
Но только более-менее.
Годы бывают разными, с разным покупательским интересом, с разным удалением от кризисных явлений в экономике. Фактически каждый год в новой истории российского рынка уникален. И в этом смысле статистика АЕБ всe-таки не совсем точна. К тому же она с самых первых отчeтов стала заложницей добросовестности дилеров и дистрибьюторов, коим, по разным причинам, бывает выгодно предоставить АЕБ некорректные данные.
Мы уже писали про это в предыдущие годы; и не только мы. Никакого секрета нет: почти все автомобильные дилеры, подписывая соглашение с производителем или дистрибьютором, берут на себя определeнные обязательства по годовым продажам, за исполнение которых начисляются бонусы. Финансовые ли (что чаще), товарные — неважно. Суть этой игры в том, что предельно низкомаржинальная торговля автомобилями (если не брать в расчeт некоторые премиум-сегменты) добирает своe как раз бонусами, выводя деятельность дилера в какую-никакую, но прибыль. Часто дилеры строят свой бизнес на кредитные деньги и получение регулярных бонусов для них — вопрос выживаемости. Бонусов на всех не хватает, что становится одной из причин серьeзной ротации среди официальных автопродавцов: в период с 2014 по 2017 их число снизилось с 4100 до 3355, хотя в последние два года наметилась стабильность (3380 дилеров в 2019 году) (данные Российской ассоциации автомобильных дилеров — РОАД). Последнее президент РОАД Олег Мосеев объясняет растущим числом дилеров китайских брендов.
Так вот, простейший способ получить бонусы по итогам года за выполненный план — обмануть представительство бренда, выдав полученные автомобили за реально проданные. А потом потихоньку, со скидками и подарками, реализовать их уже в новом году. Даже самые неходовые модели и комплектации можно продать, вопрос в сроках и условиях. Такой обман на профессиональном сленге называется «желтить машины», это пошло от практики выделять жeлтым цветом в файлах и внутренних документах зависшие, но якобы проданные позиции.
В минувшие годы «желтизной» баловались многие дилеры и даже целые бренды. Мы помним, какие статистические войны во времена оны разгорались между, например, Geely и Lifan: каждый старался приписать себе чуть больше, чем это сделает конкурент, до последней минуты оттягивая сдачу документов в АЕБ на случай появления инсайда с противоположной стороны. Знаменитый корейский концерн в период захвата российского рынка тоже не брезговал таким способом потягаться с французами и тольяттинцами. Но считается, что в последнее время «желтизна» фактически самоликвидировалась, точнее, еe масштаб стал минимален и серьeзного влияния на общие показатели рынка не оказывает. Мы не знаем, какие события привели к упразднению обманных сведений, просто передаeм среднеарифметическое мнение профессионалов рынка, почерпнутое из множества разговоров. Этот тезис можно проверить чисто математическими методами.
Что мы прямо сейчас и сделаем.
Смотрим полную статистику АЕБ за минувший год, с разбивкой на модели. И помним, что АЕБ собирает данные ежемесячно. Следовательно, «жeлтые» машины с наибольшей вероятностью появятся в отчeтах за декабрь — в последнем месяце, способном повлиять на годовые показатели. Для начала достаточно посмотреть, у кого из брендов показатели декабря атипичны, то есть не укладываются ни в среднеарифметические значения, ни в линейную динамику органического роста.
Доминирование декабрьских показателей встречается у многих, мы же выбрали самые характерные примеры.
Марка | Январь 2019 | Февраль 2019 | Март 2019 | Апрель 2019 | Май 2019 | Июнь 2019 | Июль 2019 | Август 2019 | Сентябрь 2019 | Октябрь 2019 | Ноябрь 2019 | Декабрь 2019 |
Cadillac | 45 | 80 | 79 | 78 | 62 | 97 | 62 | 78 | 88 | 78 | 72 | 156 |
Changan | 26 | 68 | 102 | 146 | 103 | 112 | 167 | 273 | 309 | 407 | 473 | 619 |
Chery | 371 | 426 | 432 | 567 | 457 | 514 | 432 | 443 | 602 | 676 | 607 | 831 |
FAW | 50 | 37 | 131 | 94 | 70 | 84 | 109 | 175 | 210 | 161 | 175 | 223 |
Fiat | 58 | 73 | 91 | 89 | 87 | 93 | 114 | 148 | 116 | 118 | 150 | 175 |
GAZ LCV | 2601 | 3846 | 4984 | 5424 | 4309 | 4796 | 5139 | 5293 | 6030 | 6530 | 6309 | 8649 |
Geely | 395 | 528 | 643 | 786 | 736 | 944 | 790 | 716 | 803 | 919 | 890 | 1452 |
Genesis | 182 | 246 | 181 | 170 | 112 | 170 | 153 | 145 | 204 | 179 | 192 | 342 |
Haval | 357 | 537 | 558 | 603 | 712 | 725 | 1180 | 1177 | 1175 | 1514 | 1476 | 2270 |
Lada | 21531 | 27011 | 33821 | 32316 | 28739 | 30768 | 29486 | 30012 | 31516 | 30237 | 31217 | 35702 |
Land Rover | 405 | 786 | 941 | 513 | 568 | 737 | 704 | 639 | 699 | 853 | 837 | 981 |
Lexus | 1026 | 1188 | 1724 | 1904 | 1764 | 1651 | 1905 | 2173 | 2275 | 1927 | 2021 | 2837 |
Mazda | 1812 | 2050 | 2711 | 2257 | 2325 | 2419 | 2455 | 2812 | 2975 | 2532 | 2703 | 3525 |
Mercedes-Benz | 2524 | 3075 | 3337 | 3456 | 3102 | 3475 | 3469 | 3408 | 3786 | 3787 | 3750 | 4877 |
Nissan | 5003 | 6146 | 8136 | 2528 | 4076 | 5450 | 3980 | 5938 | 7417 | 2832 | 5113 | 8355 |
Peugeot | 234 | 306 | 373 | 383 | 324 | 423 | 397 | 460 | 451 | 405 | 421 | 535 |
Renault | 7799 | 8499 | 13051 | 12543 | 10595 | 11944 | 11765 | 12957 | 13326 | 13670 | 12833 | 16007 |
Skoda | 5536 | 5941 | 6956 | 7359 | 6982 | 7054 | 7307 | 7007 | 7341 | 8903 | 9050 | 9173 |
Subaru | 450 | 653 | 529 | 505 | 546 | 651 | 577 | 695 | 645 | 701 | 797 | 937 |
Suzuki | 159 | 213 | 742 | 632 | 434 | 549 | 603 | 589 | 813 | 869 | 931 | 1197 |
Toyota | 5320 | 7064 | 9224 | 8466 | 7880 | 8548 | 9367 | 9122 | 9403 | 7887 | 8806 | 12510 |
UAZ | 1940 | 2705 | 3089 | 3445 | 2471 | 3140 | 2765 | 3221 | 3555 | 3924 | 3732 | 4905 |
Volvo | 198 | 590 | 828 | 643 | 661 | 993 | 501 | 507 | 975 | 844 | 959 | 1147 |
Каждая строка тут — своя «история успеха». Данные по Changan, FAW, FIAT, Haval, Land Rover, Peugeot, Skoda, Subaru, Suzuki и Volvo укладываются в концепцию естественного роста: у этих брендов во второй половине года появились новые популярные модели либо динамика с начала года допускает приведeнные показатели декабря. А вот к Cadillac, Chery, ГАЗу, Geely, Genesis, ВАЗу (точнее, Ладе), Lexus, Mazda и Toyota есть вопросы. И особенно странными выглядят циферки у Nissan, Mercedes-Benz и Renault. На их примерах и попытаемся произвести кое-какие расчeты.
Отринем два первых месяца года как «мeртвые» для автомобильной розницы и исключим из внимания «феноменальный» декабрь. А в оставшихся девяти суммируем показатели и разделим на количество месяцев, получив, таким образом, годовое среднеарифметическое.
Для Mercedes получается 3508, для Nissan 5052, для Renault — 12 520. Оговоримся, что Ниссан на протяжении года показывал большую нестабильность результатов, явные всплески (март) сменялись необъяснимыми провалами (апрель и октябрь). Вообще, марку немного лихорадит: устаревший модельный ряд, скандал с арестом Гона, планы по выходу из Альянса… Поэтому, для чистоты эксперимента, давайте-ка удалим Nissan из рассмотрения. И получается, что Mercedes мог приписать себе в декабре 1369 автомобилей, а Renault — 3487. Подчеркнeм: могли приписать. Это не обвинение, это статистический расчeт.
Чтобы логический строй выглядел законченным, сделаем аналогичный расчeт по всем маркам, которые мы отнесли к «сомнительным». И выходит, что в декабре 2019 российские дилеры (без Ниссана и брендов, не вошедших в приведeнную таблицу) «зажелтили» ни много ни мало 51 149 автомобилей! И, значит, реально продано было 1 708 383 штуки.
Но и это ещe не вся коррекция.
Дело в том, что АЕБ в принципе не может сделать поправку на автомобили, проданные в РФ, но «уехавшие» в другие страны, в основном, конечно, в ближнее зарубежье. Полагаем, точных данных нам не выдаст даже таможня. Значит, остаeтся оперировать экспертными мнениями, которые «гуляют» в диапазоне от «нескольких тысяч» до пары десятков тысяч» автомобилей.
При этом не забываем позапрошлогодний сток, реально реализованный в 2019 году, но не попавший в нынешнюю статистику. Желающие могут поупражняться в арифметике и высчитать объeм приписок по нашей нехитрой методе. Но надо иметь в виду, что и в 2018 году продавался сток от предыдущего года.
Сопоставление количества проданных (якобы проданных) и вставших на учeт автомобилей, ещe недавно казавшееся самым верным методом вычислить объeм приписок, на самом деле только запутывает.
Во-первых, сразу возникают вопросы к механизму сопоставления двух баз: ГИБДД оперирует всем массивом регистраций, из которых не всегда легко выделить «чистые» LCV (легкие коммерческие автомобили). Более того, некоторые грузовики продаются тюнинговым фирмам как шасси, а надстройщики реализуют конечному покупателю готовые машины уже под своим брендом.
Во-вторых, как ни странно, существуют категории транспортных средств, вообще не встающих на учeт и/или не отражающиеся в сводках ГИБДД. Это автомобили спецслужб (оперативные, они могут менять номера несколько раз в день) и те, что эксплуатируются на закрытых территориях. Понятно, что карьерные самосвалы и прочие тяжeлые машины нам не очень интересны, а вот машины аэродромных служб не регистрируют чисто для упрощения документооборота.
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков добавляет: «В данных по регистрациям нет Крыма, а в «продажах» он есть. ГИБДД не включает в свою статистику машины с синими и жeлтыми номерами — МВД, спецучeт и т.д. Лeгкие коммерческие тоже нужно сопоставлять очень аккуратно, буквально отслеживая все модификации. Поэтому сравнивать две базы данных это как сравнивать тeплое с красным! Это как минимум непрофессионально».
Для иллюстрации тезисов Целикова приведeм таблицу «Автостата» по регистрациям (Топ-15 марок):
Легко сопоставить данные по конкретным маркам и увидеть, что регистрации тех же Mercedes и Renault отличаются от продаж по версии АЕБ на 2431 шт. и 1499 шт. соответственно. Но при этом мы не знаем, включает ли база ГИБДД такие модели, как, например, Sprinter, который может быть как LCV, так и среднетоннажником с полной массой до 5500 кг.
Всего же в России в 2019 году было зарегистрировано 1 593 050 автомобилей, что существенно меньше высчитанных нами 1 708 383 штук. Видимо, аккурат на неучтeнный экспорт и Крым.
Теперь вернeмся к АЕБ.
При всей тщательности (дилеры отсылают очень подробные данные — цена, цвет, комплектация) АЕБ работает только с теми, с кем заключает соответствующий договор. Естественно, находятся бренды, которые такого договора не заключают. По разным причинам, чаще всего — ввиду мизерности продаж и нежелания «светить» свои успехи. Это продавцы спорткаров и «неофициальные дилеры» (точнее, совсем не дилеры).
Такие марки, как Lamborghini, Ferrari, Maserati, Bentley, Rolls-Royce представлены в России вполне официально, но с АЕБ данными о продажах не делятся. Впрочем, погоды на рынке такие автомобили всe равно не делают. Но вот как быть с отсутствием в статистике АЕБ массовых брендов Ravon и JAC? А всякие мелкосерийные электромобильчики типа крымского Эльтавра или дмитровской Конкордии? Их набирается изрядно. Равно как и новых автомобилей с американского рынка, продаваемых неофициально, — Lincoln Navigator, Ram, Ford F, Toyota Tundra… А один известный автосалон даже предлагает новые американские Ford Transit. Это всe тоже российский авторынок. Равно как и DongFeng 580, который уже продаeтся несколько месяцев, но АЕБ про это ничего не знает.
ПАО АвтоВАЗ не раскрывает объeм производства на своих площадках. Но мы посчитали весь вазовский объeм продаж. А он, если судить по предыдущим годам и сопоставлению планов и результатов, примерно должен соответствовать объeму производства. Опять же, с поправкой на заводской запас, кочующий из года в год по дилерам уже после перелистывания годовой страницы календаря.
Модель | Январь 2019 | Февраль 2019 | Март 2019 | Апрель 2019 | Май 2019 | Июнь 2019 | Июль 2019 | Август 2019 | Сентябрь 2019 | Октябрь 2019 | Ноябрь 2019 | Декабрь 2019 | Всего |
Lada | |||||||||||||
Kalina | 1 | 1 | |||||||||||
4x4 | 2048 | 2631 | 3044 | 2658 | 2392 | 2273 | 2552 | 2648 | 3218 | 2861 | 2919 | 2679 | 31923 |
Granta | 7630 | 10574 | 10422 | 12652 | 11095 | 11609 | 10652 | 11132 | 11208 | 11712 | 12574 | 14571 | 135831 |
Largus универсал | 2375 | 3075 | 3981 | 3646 | 3204 | 4381 | 3718 | 3446 | 3837 | 3691 | 3678 | 4091 | 43123 |
Largus фургон | 448 | 722 | 736 | 829 | 680 | 799 | 811 | 799 | 947 | 988 | 703 | 812 | 9274 |
XRAY | 1853 | 1924 | 2674 | 2284 | 2427 | 2567 | 2651 | 2532 | 2670 | 2531 | 2489 | 2365 | 28967 |
Granta коммерч. | 87 | 110 | 93 | 90 | 86 | 116 | 121 | 99 | 168 | 117 | 113 | 201 | 1401 |
Vesta Sport | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | 750 |
4x4 коммерч. | 11 | 15 | 21 | 26 | 37 | 76 | 44 | 27 | 16 | 41 | 38 | 25 | 377 |
Всего Lada Тольятти | 251647 | ||||||||||||
Niva | |||||||||||||
Niva | 1354 | 1637 | 2688 | 1853 | 1443 | 1574 | 1614 | 1607 | 1746 | 1920 | 1950 | 1307 (1302) | 20693 |
Datsun | |||||||||||||
on-DO | 921 | 1484 | 2383 | 1185 | 1625 | 1703 | 1623 | 1647 | 1739 | 1483 | 1776 | 1884 | 19453 |
mi-DO | 163 | 193 | 304 | 267 | 252 | 264 | 293 | 216 | 252 | 268 | 226 | 275 | 2973 |
Всего Datsun | 22426 | ||||||||||||
Renault | |||||||||||||
Logan | 2036 | 2307 | 3549 | 3204 | 2305 | 2995 | 2753 | 2855 | 3177 | 3298 | 3057 | 3855 | 35391 |
Sandero | 1797 | 1796 | 2988 | 3263 | 2588 | 2464 | 2163 | 2301 | 2742 | 2887 | 2471 | 3036 | 30496 |
Nissan | |||||||||||||
Almera | 586 | 530 | 272 | 11 | 11 | 10 | 11 | 21 | 15 | 1467 | |||
Lada Vesta Ижевск | |||||||||||||
Vesta Ижевск | 7078 | 7960 | 12850 | 10131 | 8818 | 8947 | 8937 | 9329 | 9452 | 8296 | 8703 | 10958 | 111459 |
Всего АвтоВАЗ | 473579 |
К данным АЕБ мы добавили число произведeнных Вест на дочернем предприятии «Лада Спорт». К сожалению, было ли собрано хоть какое-то количество товарных Грант Спорт, мы не знаем.
Nissan Almera — это чистый сток, производство этих машин прекратилось ещe в 2018 году.
Модели ВИС-Авто и Супер-Авто включены в статистику бренда Лада.
Niva, которая уже не Chevrolet, но ещe не Лада, совершенно справедливо включена в тольяттинский заводской пул.
Если удалить Ижевск, работающий на половину своей мощности, то окажется, что потенциально «миллионный» (то есть способный делать до 1 млн автомобилей и машинокомплектов в год, а с учeтом приобретeнного 95-тысячного GM-АвтоВАЗа и больше) ВАЗ работает на треть мощности, выдав в 2019 году 360 653 автомобиля (с учeтом всех Нив, минус Алмера). Если эти данные по продажам соответствуют производственным результатам, то дело швах: по плану годичной давности со всех тольяттинских конвейеров должно было сойти 429 000 автомобилей, не считая 20 000 Chevrolet Niva и 25 000 машинокомплектов Логанов для Африки.
А вот Ижевск почти выполнил 112-тысячный план.
Вывод из всего изложенного напрашивается огорчительный: точно узнать количество проданных автомобилей в России не-воз-мож-но. Разве что теоретически. Даже полная информация от Федеральной таможенной службы и от регистрационных органов стран ЕАЭС лишь уточнит объeм частного ввоза и вывоза, а лакуны, связанные с недостатками механизмов формирования разных информационных баз, никуда не денутся. Надо бы ещe учесть статистику по выданным СБКТС на новые автомобили, охватить мелкосерийных производителей и надстройщиков (таких как «Нижегородец», «Луидор», «Евраком» и т.п.) и каким-то образом найти способ учитывать «жeлтые» машины. Пока же, как ни странно, ориентироваться лучше на АЕБ.
Это, конечно, ужас. Но более достоверной статистики у нас нет.