Как вам такой поворот? Да, сложно, но другого варианта покупки хорошего грузовика без опыта работы в автоперевозках в России я не вижу. Да и стимула на нем потом заработать — тоже. Поэтому остановимся на дядюшке из Америки.
Недавно мы пытались купить первую машину за скромные 250 тысяч рублей. Понятно, что если есть 250 тысяч, вероятность заработать на них миллион на игровых автоматах выше, чем на ГАЗели, купленной за эту сумму. И если относиться к бизнесу серьезно, покупать нужно новую машину. Хорошего коммерческого транспорта на вторичном рынке почти не бывает. Его укатывают до состояния дров и продают начинающим бизнесменам за эти самые 250 (или больше) тысяч рублей. И если у новичка нет опыта переборки машины собственными руками и знакомых слесарей-альтруистов, занимающихся переборкой ТНВД и ремонтом форсунок на благотворительных началах, бизнес накроется медным тазом. Поэтому будем более реалистичными: попытаемся выбрать новую машину. Но сначала определимся с тем, какой она должна быть. Может, лучше купить не бортовую «ГАЗельку», а четырехосный самосвал? Или восьмитонник с манипулятором? Или ну эту всю мелочь в пень — побежим за новым MAN TG с шаландой? Деньги-то есть…
Само собой, наиболее простой путь — покупка грузовика, подходящего под категорию «В», полной массой до 3,5 тонны. Да, та же самая ГАЗель, например. Для более утонченных личностей сюда добавим Ford Transit, Volkswagen Transporter, Fiat Professional Ducato, Hyundai Porter, HD35 City. В общем-то, список большой. Что объединяет все эти машины?
Как я уже говорил, основной козырь — возможность ездить на них с удостоверением категории «В». Впрочем, нужно сделать две оговорки.
Во-первых, некоторые их этих машин выпускали с разной разрешенной максимальной массой. И если масса превышает 3500 кг, то придется учиться на категорию «С». Даже ГАЗель «Некст» может быть 4,6-тонной, так что при покупке на это надо обратить внимание. Ну а что тот же Ducato или Transit может быть автобусом, для управления которым нужно иметь удостоверение категории «D», напоминать не буду: вряд ли кто-то сможет нечаянно купить автобус вместо грузовика.
Кстати, при покупке старых грузовиков на этот пункт стоит смотреть особенно внимательно. Часто их ставили на учет не очень честными способами, отчего они из категории «С» незаметно переходили в категорию «В». При перерегистрации такой машины на свое имя можно очень удивиться, когда инспектор в МРЭО эту ошибку найдет и вернет исходную грузовую категорию. Такое бывает, но мы-то хотим новую машину (привет американскому дяде!)
Во-вторых, существует такой документ — Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 21.06.2019) «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств")». Согласно этому решению все эти машины все-таки грузовики, поэтому относятся не к категории легковых машин М1, а к грузовым ТС категории N1 — к транспортным средствам, предназначенным для перевозки грузов, имеющим технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т. А это значит, что на них не всегда можно ездить, как на обычных легковых машинах, которые относятся к категории М1. Например, на них не действуют таблички 8.6.2 — 8.6.9, которые указывают способ постановки транспортного средства на стоянку. Такие грузовики нельзя ставить на стоянку с заездом на тротуар или перпендикулярно проезжей части. Так что вроде бы легковая категория «В», а правила вполне грузовые. Так что почитать билеты для категорий CD или ВС лишним не будет.
В-третьих, даже легкие грузовики нельзя ставить на стоянку во дворе своего дома. Это правило ПДД относится к любому коммерческому транспорту, включая даже такси. Поэтому придется подумать о том, где оставлять машину на ночь.
Одним словом, водительское удостоверение остается легковым, а ПДД часто меняются. И об этом надо будет помнить.
Преимущества машин этой грузоподъемности очевидны: они идеально подходят для городских перевозок. «Грузовая» табличка 8.4.1 к ним не относится, так что практически все маршруты в городе у них будут такими же, как и у легковых машин.
И им, конечно же, не надо платить за «Платон» (в этой системе легально обворовывают грузовики с максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн).
Теперь перейдем к более философскому, если не сказать риторическому вопросу: что именно купить? Какую выбрать надстройку?
У легких грузовиков выбор, в общем-то, небольшой. Самая популярная надстройка — европлатформа. Классическая европлатформа — бортовой кузов с каркасом для тента и самим тентом. Обычно — с откидными бортами и задними распашными дверьми, что облегчает загрузку с любой стороны машины. Надстройка, можно сказать, универсальная. И возить в ней можно от батона до… ну, вы поняли. До оргтехники, например. Груз защищен от осадков, а платформа так сконструирована, чтобы в нее было удобно ставить европоддоны. Вроде все прекрасно, но есть и сложности. Точнее, одна сложность — дичайшая конкуренция.
Раньше все было как-то проще. Есть в городе парочка крупных строительных магазинов, дружишь с их продавцами. Покупает кто-то тонну стройматериалов, продавец ему сует твою визитку, ты продавцу — откат. И все, бизнес закрутился. Сейчас такого нет. Все эти строительные гипермаркеты, будь они неладны, сами зарабатывают на доставке.
Так что я уже говорил это неоднократно и скажу еще раз: найти работу будет сложно. Хорошо, если будете зарабатывать на переездах и доставке урожая с дач (но это не точно). Крупная удача — договориться с каким-нибудь барыгой возить до его ларьков помидоры и сигареты. Если не вылезать из-за руля, кое-что заработать можно.
Почти то же самое можно сказать и про бортовой грузовик. Он будет стоить чуть дешевле, но найти клиента для него еще сложнее. Кому понравится, если во время переезда всю его эконом-мебель из «Икеи» промочит дождь? Тут еще и должен останешься.
В целом получается, что все эти грузовики категории «В» — то же самое такси, только грузовое. Так сказать, такси «на максималках». При определенном везении можно прокормить семью, но не более. Лично я не знаю ни одного успешного перевозчика, который бы разбогател на ГАЗели. Ну, или на Транспортере — неважно, на чем. Главное, на 3,5-тонном грузовике.
Про рефрижераторы и термобудки я тоже неоднократно говорил: их можно покупать только под клиента. Покупать просто так — выкидывать деньги.
Может, будет проще на более грузоподъемной машине?
Среди грузовиков до 12 тонн есть где разгуляться. Тут уже есть и ГАЗон Next, и Fuso Canter, и Hyundai HD78 или Mighty, и DAF LF, и Isuzu N и F-series, и даже КАМАЗы. Богатый выбор — это хорошо, но вместе с тем и сложно.
Начнем, как обычно, с бумажных дел.
Под «Платон» эти машины не попадают, что само по себе просто прекрасно. А вот категория «С» в правах уже обязательна. Строго говоря, для средних грузовиков от 3,5 до 7,5 т достаточно категории С1, но она у нас есть только в воображении чиновников: выучиться на нее нельзя. Так что все равно придется учиться на «С». Но это еще не все. Самое главное, что с 1 ноября 2019 года на всех грузовиках категории «С» и на автобусах категории «D» должны стоять тахографы. А это уже серьезная головная боль.
Дело в том, что нет разницы, какую машину вы купите — новую или умирающую от непосильного труда на предыдущего владельца. И не важно, физическое вы лицо или юридическое: тахограф нужно иметь обязательно. Если на машине нет тахографа, готовьте тысяч 30 на его установку. Жалко денег? Штраф за выпуск на линию грузовика без тахографа доходит до 50 тысяч для должностного лица и до трех тысяч для водителя. И штрафовать могут каждый день.
Кроме того, если вы собираетесь рулить сами, придется сделать себе карту водителя для тахографа. Планируете ездить по Европе — получайте карту ЕСТР, в России достаточно карты СКЗИ. Всех их можно получить в МФЦ. Первая карта обойдется в пределах четырех тысяч рублей, российская — в пределах двух с половиной тысяч. И все бы ничего, если бы потом этих карт хватало для работы. Но мы живем в России.
Не буду сейчас углубляться в нормы труда и отдыха, но напомню, что карта тахографа нужна как раз для контроля соблюдения ПДД в этой области. И не дай бог водитель перетрудится: опять польется поток штрафов. Поэтому некоторые водители ездят с несколькими карточками и меняют их в тахографе. Иногда эта не совсем законная мера позволяет избежать штрафа.
Вот все, что надо знать о правовых последствиях покупки грузовой машины весом свыше 3,5 тонны. Теперь посмотрим, что можно выбрать из надстроек.
Выбора, как я уже говорил, больше, чем в категории до 3,5 тонны. К тем же самым бортовым машинам и фургонам с «изотермами» и «рефами» добавляются топливозаправщик, цистерна, КМУ, вакуумная машина, вахтовка, кунг, самосвал и цементовоз.
Понятно, что вакуумную машину или цистерну с топливозаправщиком покупают, только если есть клиенты под эти услуги. С другими машинами немного иначе.
Ни один здравомыслящий водитель не захочет добровольно работать на самосвале и цементовозе. Работа на этих машинах в условиях современного рынка — согласие на постоянные перегрузы. Но то — наемный водитель. А ведь вы — предприниматель. Может, все будет иначе? Не будет. В эти машины обычно грузят столько, сколько влезет по объему. Вес играет второстепенную роль. Будете отказываться — заказчик найдет тех, кто готов рисковать. А ведь езда с перегрузом — это и штрафы, и повышенный износ машины. И конечно, риск — плохое торможение, сниженная управляемость, изменение центра тяжести. Да и штрафы тут тоже конские. Если перегрузить машину только на 2–10% от разрешенной допустимой массы или нагрузки на ось, это карается не слишком строго — всего-то на 1000–1500 рублей. А вот если перегруз на величину от 20% до 50%, то можно не только лишиться десяти тысяч рублей, но и прав на четыре месяца. А хуже всего придется юридическим лицам: тут штраф за перевес более чем на 50% доходит до 500 тысяч рублей. Думаете, что ИП это совсем не юрлицо? Оно, конечно, так, но наше человеколюбивое законодательство так устроено, что «ипэшников» штрафуют как юридических лиц. И для мелкого предпринимателя пара штрафов за большой перевес может стать концом его бизнеса. А иногда и всего один штраф. И вместе с тем именно самосвал и «миксер» чаще всего ездят с перегрузом: они возят не слишком объемные, но тяжелые грузы. Сможете отбиваться от штрафов и желания клиента впихнуть невпихуемое? Ну, тогда велкам!
С бортовыми машинами и фургонами ситуация та же, что и с грузовиками до 3,5 тонны. Можно возить, что душа желает, только больше и дороже: сюда влезет больше холодильников, стиральных машин или удобрений для фермера. Правда, с фермером тоже есть одна небольшая юридическая закавыка. Дело в том, у нас действует Федеральный закон N 248-ФЗ и Приложение 7.3 к «Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом». Так вот в нем указано, что навоз — очень даже опасный груз. Там список в принципе очень обширный, так что неудивительно, что в нем нашлось место и навозу — как инфекционному веществу класса 6.2. Не сказал бы, что штрафуют поголовно, но при желании могут докопаться. Так что если планируете возить в бортовом грузовике всякую дрянь, есть смысл почитать нормы, регулирующие движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов.
Если есть подозрение, что возить опасные грузы все-таки придется, то в дополнение к правам категории «С» надо будет подсуетиться и получить свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (разрешение ДОПОГ). Обучение недолгое и не муторное, но необходимое. Кроме того, потом надо будет получать разрешение на перевозку опасных грузов. Для этого надо будет показывать машину, иметь пройденный техосмотр и очень «ровные» документы на машину (машину, как правило, дотошно проверяют на всякие «внесения изменений в конструкцию»). А если купите цистерну, то ее контроль надо проходить отдельно. Одним словом, дело очень хлопотное. И не могу сказать, что все эти заморочки вернутся потоком денег.
Чуть проще ситуация с вахтовками и кунгами. Работу для них найти трудно, но можно. Например, у меня есть знакомый, который несколько лет успешно калымит на ЗИЛ-131 с кунгом: он возит в какие-то непролазные красоты связистов. Аренда машины в сутки у него стоит 18 тысяч, так что даже с гигантским расходом топлива 131-го ЗИЛа на бездорожье выхлоп получается хорошим. Он уезжает сразу на две-три недели и живет с заказчиками в полях и лесах. Правда, когда у его связистов нет работы, он сосет лапу. А работа у них есть не всегда.
Из дополнительного оборудования в машину потребовался только GSM-репитер для обеспечения связи. И еще ему важно наличие безотказного друга на «шишиге» (ГАЗ-66), который периодически вытаскивает застрявший ЗИЛ или привозит запчасти к нему на полевой ремонт. В одиночку такой работой заниматься, конечно, не очень уютно.
Наиболее интересный вариант — это, скорее всего, манипулятор. Возможность самостоятельной погрузки и разгрузки, возможность работать вместо крана, желание клиента при перевозках экономить на отдельном кране — все это несомненные плюсы КМУ. Один мой хороший товарищ несколько лет назад спас свою транспортную контору только тем, что поставил на все свои десятитонники КМУ. А потом так разошелся, что стал ставить их даже на тягачи, которые ездят с шаландами. Понятно, что работа с манипулятором имеет несколько сезонный характер (золотое время — сезон строительства дач и загородных домов), но если постараться, работу найти можно. Причем покупать КМУ на шасси меньше пяти тонн смысла нет. И дело не только в грузоподъемности, но и в том, что на короткобазную машину нельзя положить крупный груз типа бытовки. А перевозка и погрузка крупногабаритных вещей — основной доход для машин с манипулятором.
Я умышленно пропускаю совсем экзотические надстройки типа передвижных лабораторий, мастерских или амбулифтов. Надо быть безумцем, чтобы купить такой специфический грузовик по зову левой пятки. Конечно, если у вас есть бизнес-партнер, которому такая машина нужна кровь из носу, то почему бы и нет. Только если этого партнера не станет, продать такую специализированную технику будет не просто сложно, а очень сложно. А машина все-таки должна быть ликвидной.
А вот, например, эвакуатор — ликвидная штука. Только при этом проще на Ferrari 550 Maranello приехать на баху «Холмы России», чем на эвакуаторе — в мир бизнеса. Там все давно занято, причем очень плотно.
Теперь скажем пару слов о технике. Да, пока она новая, она ездить будет. Любая. Отечественные машины, к сожалению, могут иногда потрепать нервы, но катастроф, как правило, не случается, зато «входной билет» будет заметно дешевле. Для примера: цены на продукцию ГАЗа с бортовым кузовом стартуют от 1 100 000 рублей в сегменте до 3,5 тонны до 2 500 000 в сегменте до 12 тонн. А вот тот же Hyundai полной массой 7,5 тонны — это уже минимум 3 000 000 рублей. Со сложными надстройками цены, разумеется, заметно выше. Так что выбирать можно почти все, что хочется. Точнее, что больше подходит.
Наверное, не лучшим выбором будет капотная машина для работы в городе. Обзор и радиус поворота у «бескапотника» лучше, так что в этом случае ГАЗон уступит какому-нибудь Hyundai HD78 или Isuzu. Да и надежность у «корейцев» и «японцев» выше, чем у нашего родного «газончика».
Если очень неймется купить машину с редкой или сложной надстройкой, нужно иметь в виду, что ее тоже надо будет обслуживать. А если за кабиной нет ничего, кроме четырех бортов и тента, то и содержание будет дешевле.
При покупке машины с крано-манипуляторной установкой есть смысл не пожалеть денег на КМУ с пультом с радиоуправлением. С ним можно ходить вокруг машины и хорошо видеть, что и куда грузишь. И не лишним будет иметь навыки стропальщика: иногда клиенты забивают на погрузку шкворень, а ведь по нашим законам за груз отвечает водитель, а не болван, который его криво навалил в кузов. Кроме того, такие машины часто выезжают на заказ не как грузовик, а как кран. Мне приходилось как-то на предприятии просто перетаскивать станки, когда цех закрывали на ремонт. Никуда не едешь, стоишь с пультом, а денежки капают. Красота. Хуже, когда это приходится делать несколько часов на стройке в ветер, мороз или дождь. Вот это неприятно. Хотя деньги все равно капают.
Обязательно подумайте о том, будете ли эксплуатировать машину с серьезным прицепом. Если у прицепа пневматическая тормозная система, то к некоторым машинам его просто не подключишь. Например, корейцы очень любят даже на восьмитонных грузовиках ставить гидравлические тормоза. Если в планах прицеп есть, то лучше вместо какого-нибудь HD78 купить ГАЗон. А жаль.
Пожалуй, на этом на сегодня остановимся. Следующий раз посмотрим, что можно купить из более тяжелой техники, в том числе — строительной. Вспомним о тягачах, прицепах и полуприцепах. Я не претендую на стопроцентную объективность: это очень объемные темы, которые требуют личностного погружения. Но о некоторых подводных камнях мы обязательно поговорим и попробуем выбрать такой вариант, который принесет максимальную прибыль. Так, чтобы и самому не упороться, и умерший в Штатах дядюшка остался доволен.