Каждый человек, конечно же, имеет право на собственное мнение, но нам на Дроме кажется, что именно ВАЗ-2121 «Нива» (с 2001 года — Lada 4x4) стал самым удачным автомобилем АвтоВАЗа за всю его историю. И подтверждений этому тезису — масса: прогрессивная на тот момент конструкция с несущим кузовом и постоянным полным приводом, отменная проходимость при вполне адекватном уровне комфорта, 43 года производства без каких-то существенных изменений, огромный тираж (более 2,2 млн экземпляров) и высокая популярность почти во всем мире — каждая четвертая «Нива» ушла на экспорт в более чем 100 стран, а сборка была налажена в Бразилии, Греции, Канаде, Панаме, Чили и Эквадоре.
Большинству жителей СССР и России известны самые распространенные версии «Нивы» — стандартные трех- и пятидверные (с 1995 года) внедорожники. О том, как изменился автомобиль за свою долгую жизнь, мы недавно рассказывали вот в этом материале. Сегодня же поведаем вам о самых интересных и необычных машинах, построенных на базе ВАЗ-2121 и Lada 4x4. Уверены, о некоторых из них вы и не слышали!
Как мы уже упоминали, «Нива» не просто поставлялась на экспорт, но еще и была сверхпопулярной, особенно в 80-е годы, когда фактически не существовало столь способных на бездорожье и столь недорогих аналогов. Например, в те годы в Австрии на ВАЗ-2121 приходилось аж 90% внедорожного сегмента, а в Новой Зеландии — 40%. Вот, в частности, новозеландские «Нивы» и были «праворукими»!
Но самым большим рынком для «Нив» с правым рулем стала, конечно же, Великобритания, хотя с 1978 по 1983 год туда поставляли ВАЗ-2121 с привычным левым расположением руля. В 1987 году британцам представили «топовую» версию Cossack, которая имела очень приличное дополнительное оснащение: легкосплавные диски, люк в крыше, пластиковые фендеры на колесных арках, более комфортабельный салон с иными сиденьями, «приборкой» и рулем. Эту версию производили вплоть до 1998 года.
Помимо Британии и Новой Зеландии, «праворукий» ВАЗ-21212 поставляли также в Австралию (под именем Lada Niva Constant 4x4), Мозамбик и на Ямайку. Более того, такая «Нива» стала единственным советским автомобилем, экспортировавшимся даже в Японию!
Как известно, с 1977 до 1994 года все ВАЗ-2121 для внутреннего рынка оснащались 1,6‑литровым «шестерочным» мотором (80 л.с., 116 Нм). Но в некоторых регионах Старого Света (Бельгия, Нидерланды, Люксембург и ряд стран Южной Европы) на тот момент существовал повышенный транспортный налог на автомобили с объемом двигателя более 1500 см³. Именно для них в 1978 году появилась модификация с 1,3-литровым (69 л.с., 94 Нм) мотором от ВАЗ-21011. Но спрос на такие версии был невелик, что вполне понятно: до 100 км/ч эта «Нива» разгонялась за 23–25 секунд, «максималка» не превышала 120–125 км/ч, а тяги на бездорожье катастрофически не хватало. Внешне эта модификация ничем не отличалась от обычных экспортных версий для тех или иных стран.
В 1980-е годы официальная компания-импортер «Нив» в Германию Deutsche Lada Automobile GmbH выпускала парочку лимитированных серий для своего рынка — Lada Niva 5000 California и Lada Niva Limited Edition. Первая из них отличалась в основном характерным окрасом с черной крышей, оригинальными полосами по бокам и установкой дополнительного оборудования. Версия Limited Edition появилась в 1980 году, и список ее доработок был более внушительным: накладки на колесные арки, легкосплавные диски с широкими шинами, улучшенное антикоррозийное покрытие. Но самое интересное было в салоне этой «Нивы» — качественные материалы, спортивный руль, светлые велюровые сиденья с хорошей боковой поддержкой (с четырьмя подголовниками), а также управление магнитолой при помощи пульта под правой рукой водителя. Этот автомобиль очень ценится у коллекционеров — всего было выпущено 150 экземпляров.
А вот версия Taiga в Германии продавалась еще до недавнего времени. Впервые эта спецсерия появилась в 2013 году. Она отличалась электронной педалью газа, ABS, защитой порогов, гидроусилителем, улучшенными «дворниками» и оригинальными дисками. Более того, «Тайгу» можно оснастить лебедкой, багажником на крышу, фаркопом, экспедиционным багажником и дневными ходовыми огнями. Такую приобрел себе гонщик Ральф Шумахер, когда приспособил автомобиль для доставки вин собственного производства.
В 1995 году АвтоВАЗ начал серийный выпуск удлиненной пятидверной модификации ВАЗ-2131 (первые опытные образцы появились еще в 1993 году) на базе уже модернизированной «Нивы» ВАЗ-21213 (с двигателем 1,7 л и 5-ступенчатой «механикой»). Но еще раньше появилась модель «Кедр»-2129 с растянутым на 500 мм кузовом, но всего с тремя дверями. Изначально «Кедр» считался лишь агрегатоносителем для будущего минивэна «Надежда», но с 1992 по 1994 год выпускался на ОПП АвтоВАЗа, причем в 1993 году он получил новый салон с креслами от «восьмерки» и индекс 2130.
Еще одна удлиненная версия — на сей раз на 300 мм — под названием «Фора» (ВАЗ-212180) мелкосерийно производилась силами фирмы «ПСА Бронто» с 1996 по 2011 год. Двери у «Форы» шире обычных, над задней частью кузова была оригинальная пластиковая надстройка, а заднее сиденье — от ВАЗ-2108. Колеса увеличенного диаметра и ширины потребовали перенести «запаску» на заднюю дверь, а за доплату в поздние версии устанавливали гидроусилитель, кондиционер и даже пластиковый «кенгурятник». А еще под капот «Форы» была имплантирована система пожаротушения от инкассаторской модели «Форс».
Нетрудно догадаться, что аббревиатура «СП», использованная для пятидверной «Нивы» ВАЗ-2131, означала ее использование в качестве автомобиля скорой помощи. У этой модификации был удлиненный на 300 мм задний свес и приподнятая крыша, что позволяло транспортировать не только больного на носилках, но еще и двух медиков и комплект медицинского оборудования. Выпускали ВАЗ-2131 СП на опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа.
Гражданская версия автомобиля скорой помощи носила индекс 2131-02. Рецепт был тем же — дополнительные 300 мм сзади и более высокая крыша. Но самое интересное — в багажном отделении такой «Нивы» было два откидных креслица, что делало автомобиль семиместным! Выпускали эту модификацию только под заказ с 1999 по 2003 год.
Экспортная версия обычной трехдверной «Нивы» для рынка Канады производилась с 1980 по 1992 год. Помимо установки дополнительного оборудования (диски, фендеры, зеркала, салон, рейлинги), светотехника была изменена в соответствии с североамериканскими стандартами: секции «габаритов» стали оранжевыми, задние «поворотники» — красными, а дополнительные указатели поворота появились на передних крыльях. Еще одной очень любопытной канадской модификацией стал пикап Ute, который производили всего два года (1992–1993) в городе Галифакс на заводе компании Halifax Autoport. Это уникальный автомобиль стал «гибридом» нашей «Нивы» и кузова от пикапа Chevrolet, что заметно, например, по задним фонарям.
Жан-Жак Пок — единственный в то время импортер «Жигулей» во Францию — называл «Ниву» первым настоящим внедорожником — недорогим и выносливым, который не повторял ошибок «тяжелых военных автомобилей». Поэтому когда он узнал о старте первого ралли-марафона «Париж — Дакар» в 1979 году, то не стал медлить и тут же затеял проект Lada Proto. Его результатом стало участие пяти (!) «Нив», которые до 1983 года отличались от серийных автомобилей, по сути, лишь каркасом безопасности, усиленной подвеской, более вместительным бензобаком и дополнительной защитой днища. В первый же год до финиша добрались две «Нивы», заняв 28-е и 42-е места, что было весьма значительным достижением, учитывая, что закончить гонку удалось лишь трети экипажей.
Впоследствии — а «Нивы» участвовали в «Дакаре» вплоть до 1988 года — Жан-Жак постоянно вносил в конструкцию самые разные изменения. Двигатель заменили на мотор Simca 2,4 л (около 200 л.с.), он переехал в пределы колесной базы, были установлены капот, двери и багажник из стеклопластика, мощные тормоза и более надежное электрооборудование. В результате два года подряд (1982–1983) наши «Нивы» занимали второе (!) место в легковом зачете! До 1988 года модернизация продолжалась. Расчетная мощность мотора составляла на пике около 300 л.с., команда освоила применение карбона, удлинила колесную базу и серьезно модифицировала подвески. Но с середины 80-х годов в «Дакаре» начали участвовать такие «монстры», как Porsche 959, и потенциала «Нивы» стало недостаточно. На пьедестал гонщики больше уже не поднимались.
Тот же Жан-Жак Пок во Франции изредка баловался установкой на «Нивы» турбодизельного двигателя от Renault 21 взамен маломощного 1,6-литрового «родного» мотора. Такие модификации получили название Niva Turbo, а имплантированный под капот советского внедорожника «реношный» агрегат развивал уже 88 л.с. и целых 184 Нм момента. Но такие версии были очень редки.
Гораздо более распространенными и популярными считаются «Нивы» с дизельным двигателем другой французской фирмы — Peugeot, которая во всем мире славится своими моторами на тяжелом топливе. Эти машины производили в АО «Ладаэкспорт» из подмосковного Чехова только для продажи на внешних рынках. Безнаддувный мотор XUD-9 устанавливали на «Нивы» на рубеже веков — с 1994 по 2007 год. Этот агрегат выдавал от 65 до 75 л.с. и 135 Нм момента и был гораздо более экономичным. «Нива» с индексом 21215 была омологирована во Франции и следовательно, официально могла продаваться во всей Европе.
В прошлом году АвтоВАЗ выпустил опытный образец с 1,3-литровым 16-клапанным турбодизелем Fiat MultiJet мощностью 85 л.с. (180 Нм). Но с ним есть определенные проблемы: под капот не входит «запаска», штатная «раздатка» рассчитана максимум на 165 Нм, а проводка у «Нивы» до сих пор обычная, тогда как этому мотору нужна шина CAN. Судьба проекта пока туманна.
Две экспортных «Нивы» с очень развитыми и симпатичными обвесами. Первая из них — iKRA — поставлялась не только в Испанию, но еще и производилась в Южной Америке для рынка испаноговорящих стран, таких как Чили или Эквадор. Помимо пластиковой «юбки» по кругу (так называемый SE Kit), у этого ВАЗа была уникальная решетка радиатора, воздухозаборник на капоте, накладки на стойки и крышу и иные зеркала. В салоне — другая «приборка», сиденья и руль.
Версия Grand Large снова возвращает нас к неугомонному мсье Поку и его неугасимой любви к тольяттинским автомобилям. Согласитесь, для 80-х годов обвес этой «Нивы» весьма элегантен: иные бамперы, накладки на пороги, решетка радиатора, воздухозаборник на капоте… Grand Large окрашивали только в белый и ярко-красный цвета, а также предлагали литые колесные диски уникального дизайна. В интерьере устанавливали сиденья с улучшенной боковой поддержкой и обивкой, трехспицевый «кожаный» руль. Такая «Нива» стоила во Франции на целых 12 000 франков дороже обычной.
Начнем с разработки отечественного ателье «ПСА Бронто» — ВАЗ-212183 «Ландоле». Пожалуй, это самая необычная «Нива», когда-либо выпускавшаяся в России (до 2009 года). Создана она на базе удлиненной на 300 мм «Форы», но это не главное. Отсутствующие двери, трубчатый каркас, оригинальный обвес, откидной задний борт, съемный тент — очень крутая штука для активного отдыха! И единственный кузов «ландоле» на базе «Нивы».
А вот кабриолетов из советского внедорожника понаделали предостаточно. Чуть ли не в каждой стране Европы выпускали собственную версию. Например, все та же французская компания Poch S.A. с 1982 по 1987 год мелкосерийно производила «кабрик» Plein Soleil («под солнцем» — пер. с французского). Но больше всех в деле «отрезания» крыши преуспели немцы. Год спустя импортер в Германии Deutsche Lada Automobil GmbH представил свое видение открытой «Нивы» (разработки ателье GWS из Германии) — Lada Niva Cabrio. Для усиления кузова использовался трубчатый каркас, сзади появился откидной борт с номерным знаком, а фонари (от «Копейки»!) переехали на бампер. После 1985 года они же предлагали утилитарную версию «кабрика» с одним рядом сидений и грузовым отсеком. Но еще раньше — в 1981 году — компания Deutsсhe Lada представила относительно недорогую (по сравнению с кабриолетом) версию 212101 с… матерчатым верхом в крыше. Называлась она громко — California — и продавалась вплоть до 2009 года!
В 1985 году эстафету открытых «Нив» подхватили голландцы. В течение двух лет в странах Бенилюкса импортер Gremi Auto-import продавал модификацию под именем Savanne. Помимо немцев, голландцев и французов, с кабриолетами на базе «Нивы» экспериментировали также итальянцы (компания Giallo Exploit) и британцы, которые выпускали открытую версию на базе «топовой» модификации Cossack.
Если «Ландоле» — самая необычная российская «Нива», то Auviga вполне может претендовать на звание самого уникального проекта на базе ВАЗ-2121 в мире. В Латвии на рубеже 80–90-х годов был разработан настоящий автокемпинг для путешественников! Передняя часть — пикап из короткобазной «Нивы», к которому при помощи болтового соединения прикреплялась надстройка с жилым помещением и еще одной парой колес. Говорят, что всего было изготовлено два экземпляра Auviga — распавшийся Союз не позволил выпустить больше.
С 1997 по 2015 год на ОПП АвтоВАЗа выпускали пикапы на базе удлиненной «Нивы»-2131 с увеличенным на 300 мм задним свесом. Сначала была задумка производить как версию с одним рядом сидений («Волк-2328»), так и с двумя («Медведь»). В итоге в мелкую серию (до 600 автомобилей в год) пошел только двухрядный вариант под индексом 2329 и с грузоподъемностью 650 кг, а идея с «Волком» прожила совсем недолго. Кстати, в 2016 году производство возобновили на старом конвейере для Приор, а досборку доверили дочерней компании «Супер Авто». Но сейчас модель уже окончательно выведена из продаж.
Сборная солянка — рамный (!) пикап ФВК-3202 «Бизон» с 1993 по 1995 год выпускала компания «Восточное кольцо», созданная на базе Спецавтоцентра ВАЗа. В основе были агрегаты от ВАЗ-21213 (мотор, коробка передач, кабина, задний усиленный мост), сиденья от «восьмерки», но также использовались детали от… ГАЗ-31029 и УАЗ-2206.
Самым же необычным пикапом на базе «Нивы» стал ВАЗ-2346 «Капрал», который производила компания ВИС (опытные образцы). Уникальных решений тут полно. Кабину взяли от обычной Lada 4x4, а грузовую платформу с рамой, задним мостом и рессорами — от серийного пикапа ВИС-2346. Выпуск смонтирован на задней стенке пассажирского отсека. Две части соединены между собой опорно-поворотным устройством (!), которое может создавать угол «скручивания» в целых 40 градусов, обеспечивая невиданную геометрическую проходимость. При движении по асфальту это устройство можно заблокировать.
Мы понимаем, что рассказали далеко не обо всех возможных версиях нашей родной «Нивы» — нельзя объять необъятное. Но если эта статья вам понравится, то Дром готов будет выпустить еще одну часть с другими интересными модификациями, которые не вошли в этот обзор. Среди них есть и еще целая россыпь экспортных вариантов, и «Нивы» повышенной проходимости, и с водородным двигателем, и даже… амфибии! Ждем ваших пожеланий в комментариях!