Нынешняя уникальная ситуация на авторынке в первую очередь ударила по масс-сектору. В нашей сегодняшней подборке — популярные автомобили сегмента В+ с кузовом седан и лифтбек. Летом Дром подробно освещал возможность покупки некоторых моделей из этого списка, а сейчас обобщим в срезе текущей ситуации с предложением, стоимостью и ценами главное — на сколько они выросли официально и как «дерут» дилеры.
Все смешалось на нынешнем авторынке: «гримасы капитализма» соревнуются с извращениями «плановой экономики». Что происходит, у всех на слуху: автоиндустрия не может дать машины в должном объеме, а спрос в предчувствии очередного кризиса повышенный. В результате — растут цены. Растут, несмотря на высокую стоимость нефти, газа и некоторое укрепление (стабильность) рубля.
Причем сегодня на рынке царит «двойная бухгалтерия». Так называемые рекомендуемые розничные цены (РРЦ) никуда не делись — они прописаны в официальных прайс-листах. Однако времена, когда они были действующими прейскурантами, прошли: теперь это ничем не обязывающие дилеров, едва ли не абстрактные цифры. Во всяком случае, конечные сделки между продавцами и покупателями зачастую далеки от этих цифр в буквальном смысле: если «сметают» все подряд, значит, можно накидывать. Сделать рекомендованному ценнику приличный «апгрейд» в сторону повышения дилерам сейчас — в порядке вещей.
Так, если официальные прайсы в течение 2021 года поднялись на 10–18%, то дилеры запросто накручивают на эти цены еще 30, 40 и даже 50 процентов, а то и больше. Причем далеко не всегда это машины с заводскими опциональными пакетами. Конечно, дилеры сами ставят допоборудование и делают профилактику (антикор и подобное), но, как мы уже знаем, их реальная стоимость заметно расходится с величиной наценки. Причем многие дилеры максимальную цифру ставят именно в случае покупки за наличные, если в кредит и по трейд-ин, с ценой подвинутся, но тут уже вступают в силу кабальные условия самого кредита. А где-то купить машину за наличные и вовсе не получится.
Если сегодня приобретать машину по «госценам», то нужно стоять в очереди, ждать свой заказ с предоплатой, но и в этом случае никто не гарантирует точные сроки поставки и фиксированную цену. Впрочем, обстановка в автосалонах в зависимости от бренда, модели и региона может различаться. Ниже предложение автомобилей с более подробным освещением их востребованных версий, с нынешними официальными ценами и наценками за «базу» в течение 2021 года, а также примеры рыночных реалий в автосалонах.
Среди прочих этот седан за текущий год меньше всего подорожал как в денежном выражении, так и в процентном. Но у модели другая особенность: время данного поколения на исходе, и машину по-тихому «выводят» из оборота. А именно в 2021 году Логан лишился старшей комплектации Drive: на сегодня прайс-лист содержит только базовый Access и следующий уровень Life с урезанным набором заводских опций.
Впрочем, вторая версия как раз является неким оптимумом для этой модели по оснащению, к тому же здесь представлены на выбор все силовые варианты. Для консервативных покупателей: базовый 8-клапанник 1,6 л мощностью 82 л.с. в паре с ручной коробкой — рекомендованная минимальная цена 811 000 рублей. Более мощная версия в 102 силы доступна в сочетании только с 4-ступенчатым «автоматом» — минимум за 926 000 рублей. А также самая «спортивная» конфигурация с мотором в 113 сил в паре с «механикой», причем этот вариант даже подешевле предыдущего — минимум 871 000 рублей.
Штатно комплектация Life включает в себя две подушки безопасности (в базе одна), борткомпьютер, дистанционный ключ, зеркала и ручки в цвет кузова, кондиционер (для базового мотора опция), регулировку руля и водительского кресла по высоте, подогрев передних сидений, передние электростеклоподъемники, электрорегулировку и обогрев зеркал. Есть дополнительная розетка, хром-отделка приборного щитка, раздельно складываемая спинка заднего дивана. Что-то доступно в опциях, например, пакет «Аудио» с USB, AUX, Bluetooth за 12 000 рублей или пакет «Мультимедиа» с дисплеем 7 дюймов и навигацией за 25 000 рублей (без камеры заднего вида).
Что касается цен на имеющиеся машины у дилеров, то на комплектации Life встречаются разные накрутки. К минимальным можно отнести случаи в 100 000–115 000 рублей «сверху», в порядке вещей в 160 000–240 000 рублей, причем хорошо накидывать не стесняются на варианты и с базовым мотором. А самые удивительные примеры для автомобиля с эконом-оснащением касаются накачки его стоимости на 410 000–440 000 рублей сверх прайса. Что составляет 50% наценки и даже больше. И такие случаи фиксируются постоянно!
Также в торговле представлена кросс-версия Logan Stepway, где кроме вышеперечисленных предусмотрен вариант с двигателем 113 л.с. в паре с вариатором. Причем кросс-седан с таким силовым агрегатом доступен в обоих предусмотренных для него комплектациях Life и Drive, по минимальной рекомендованной цене 976 000 рублей. Но типичная и не самая маленькая дилерская наценка составляет около 200 000 рублей.
С весны 2020 года этот седан представлен в обновленном виде, хотя выбор двигателей и типов трансмиссии прежний. При всем львиная доля продаж приходится именно на версии с автоматической трансмиссией, в качестве которой выступает 6-ступенчатая «гидромеханика» (плюс 40 000 рублей к вариантам на «механике» — сравнительно небольшая доплата).
Так же, как в предпочтениях остается старший «атмосферник» 1,6 л в 123 силы. К тому же с ним предложение минует базовую комплектацию Active (фронтальные подушки безопасности, ESP, датчики давления в шинах, кресло водителя с регулировкой по высоте, передние электростеклоподъемники), а сразу выступает с версии Active Plus, куда как раз привнесены недостающие для «оптимального минимума» элементы. Это кондиционер, электропривод и обогрев зеркал, подогрев кресел, аудио с USB и Bluetooth, задние электростеклоподъемники и стекло водителя с функцией Auto, раздельно складываемая спинка заднего дивана, а также дистанционный ключ и противоугонная сигнализация. Минимальная цена по прайсу с 1,6 л и «автоматом» — 1 036 000 рублей.
Но многие не прочь приобрести машину в следующем уровне Comfort, где имеются кожаный «мультируль» с подогревом и двухуровневой регулировкой, приборный щиток Supervision, медиасистема с дисплеем 8 дюймов (но без навигации и камеры) и шестью динамиками, круиз-контроль. Минимальная цена с 1,6 л и «автоматом» уже 1 081 000 рублей. Для этого уровня становятся доступны и заводские опциональные пакеты, например, Advanced с климат-контролем, парктроником, передним бокс-подлокотником и USB-разъемом для задних пассажиров — за 30 000 рублей. Однако в любом случае покупатели сталкиваются с «выбором» другого рода.
Да, Hyundai Solaris в течение 2021 года показал не самый высокий рост базовых цен (плюс сотня тысяч рублей, или 13%). Но в своем сегменте он демонстрирует весьма крутую дилерскую маржу. Умеренных наценок на популярные версии практически не встречается, тогда как на 360 000–410 000 рублей в порядке вещей, не редкость и на полмиллиона, то есть до 50% от прайса.
С осени 2020 года в России продается рестайлинговый Kia Rio: как и в случае с Солярисом, по силовой части старшим выступает двигатель 1,6 л (123 л.с.) на выбор с 6-ступенчатой «механикой» или гидромеханическим «автоматом», который тоже наиболее востребован у покупателей. Но по комплектациям и наполнению имеются свои нюансы.
Так, базовая версия Classic позиционируется богаче (имеет кондиционер и зеркала с электрорегулировкой и обогревом), хотя предлагается только для младшего двигателя 1,4 л (100 л.с.) с механической коробкой передач. Основным же фокусом интересов покупателей Kia Rio является второй уровень оснащения, который здесь именуется Comfort. В целом эта комплектация соотносится с Active Plus у Соляриса, то есть претендует на звание «оптимального минимума», но без Bluetooth. Зато с кожаным «мультирулем» и его двухуровневой регулировкой. Рекомендуемая минимальная цена с двигателем 1,6 л и «автоматом» — 1 074 900 рублей.
Притом имеется «лазейка» в виде комплектации Classic Audio, которая эксклюзивно доступна именно с 1,6 и «автоматом» и представляет собой базовый уровень, расширенный аудиосистемой с USB, подогревом кресел и складной спинкой заднего дивана в пропорции 60:40. Минимальная цена 1 049 900 рублей. Версия тоже востребована, поскольку располагает необходимым набором оборудования и отвечает формуле оптимального выбора.
Но, как и в случае с коллегой по цеху, популярные комплектации в свободной продаже имеют значительные отклонения от прайсовых цен. Чаще всего встречаются варианты с накруткой в 420 000–450 000 рублей, хотя есть и в 500 000 рублей (до 50% от прайса). На более высокие комплектации, начиная с Luxe AV, поблажек тоже не делают и могут повышать прайс более чем на полмиллиона рублей.
Новый Поло с кузовом лифтбек стал поступать летом 2020 года, как раз с началом глобальных перекосов на авторынке. Несмотря на обновки, по силовой части принципиальных изменений не случилось: демократичный набор все так же состоит из атмосферных двигателей 1,6 л мощностью в 90 и 110 сил. Основной спрос приходится на более мощный вариант в составе с 6-ступенчатым «автоматом», что на 50 000 рублей дороже, чем с ручной коробкой.
Причем со 110-сильным двигателем VW Polo предлагается начиная со второй комплектации Respect, которая добавляет кондиционер, электрорегулировку и обогрев зеркал, подогрев кресел и форсунок омывателя. Все это к имеющемуся стандартному оборудованию — две подушки безопасности, ESP, светодиодные фары, датчики давления в шинах, дистанционный ключ, регулировка кресла по высоте, медиасистема с дисплеем 6,5 дюйма, передние и задние электростеклоподъемники, хром-отделка в салоне. То есть оснащение Respect выступает в качестве оптимального минимума и востребовано покупателями. Цена по прайсу с учетом автоматической трансмиссии составляет 1 150 900 рублей.
Имеется широкий набор заводских опций, например, один только пакет «Комфорт» (передний и задний парктроник, кожаный «мультируль», передний бокс-подлокотник, тканевые коврики) тянет на 29 500 рублей. Также актуальной является следующая комплектация Status, которая привносит улучшенный декор, климат-контроль, обогрев руля, круиз-контроль, салонное зеркало с автозатемнением, задний центральный подлокотник, литые диски 15 дюймов. Минимальная стоимость с «автоматом» — 1 225 900 рублей.
В текущем году автомобиль демонстрирует вполне активную динамику официального подорожания, но розничные цены свободных машин у дилеров еще круче, причем особо не зависят от типа трансмиссии. Если говорить о комплектации Respect, к скромным относятся прибавки на 315 000–360 000 рублей (28–35%), но зачастую на 400 000–450 000 рублей и выше, с приростом до 45% от прайса. Верхние комплектации могут быть накачаны еще больше.
В обновленном виде этот лифтбек предстал весной 2020 года с пересмотренными в угоду маркетинга комплектациями. Так, автомобилю формально вернули базовую версию Entry без кондиционера, чем сделали входную стоимость немного лояльнее. Но там и двигатель в 90 сил, и коробка только механическая. Тогда как половина спроса приходится на 110-сильный вариант в паре с гидромеханическим 6-ступенчатым «автоматом» (на 50 000 рублей дороже, чем с «механикой»). И минимально доступная здесь комплектация — Active, куда штатно входят две подушки безопасности, светодиодные фары, ESP, датчики давления в шинах, кондиционер, регулировка кресла водителя по высоте, передние электростеклоподъемники, аудио с USB. Цена по прайсу с учетом «автомата» — 1 109 000 рублей. Дотянуть до оптимального минимума можно опциями: например, пакет с электрорегулировкой и обогревом зеркал, подогревом передних кресел и форсунок омывателя, круиз-контролем и задними электростеклоподъемниками прибавит 28 900 рублей.
Либо сразу выбирать следующую комплектацию Ambition, где штатно предусмотрено оборудование из вышеуказанного пакета опций, а дополнительно имеются боковые подушки безопасности, передние «противотуманки», Bluetooth, очечник, допкарманы, фиксаторы в багажнике. Но минимальная цена (с «автоматом») составляет уже 1 184 000 рублей. В общем-то, на комплектации Active и Ambition как раз и приходится львиная доля продаж в семействе.
Как можно видеть, Рапид в текущем году уже сделал немалый шаг по росту официального прайса (на 17%), но еще больше цены раздувают дилеры. Машины в комплектации Active с «автоматом» в свободной продаже встречаются с разными накрутками. Не самые жадные экземпляры прибавляют 250 000–300 000 рублей, но много предложений дороже РРЦ (рекомендованной розничной цены) на 350 000–450 000 рублей, что плюсует к прайсу до 40% и более. Это касается и всех прочих версий.
По силовой части стандартный седан ограничивает выбор только двумя вариантами: базовый мотор 1,6 л в 106 сил в паре с ручной коробкой передач или японский тандем из двигателя 1,6 л в 113 сил с вариатором. Притом по количеству продаж доминирует все же вазовский силовой агрегат, в том числе это связано с ценой — разница составляет 100 000 рублей. Но все объединяет запрос покупателей на уровень оснащения: наиболее востребованной является комплектация Comfort — как оптимальный вариант по цене и наполнению. Минимальные рекомендованные цены — 856 900 и 956 900 рублей соответственно.
Притом комплектация Comfort содержит в себе передние подушки безопасности, ESP, задний парктроник, кондиционер, передний бокс-подлокотник, кресло водителя с регулировкой по высоте, подогрев кресел, круиз-контроль, «мультируль», аудио с USB, SD, AUX, Bluetooth и четырьмя динамиками, электропривод и обогрев зеркал, задние электростеклоподъемники, дополнительную розетку, корпуса зеркал и ручки в цвет кузова.
Летом текущего года появилась упрощенная версия Comfort Light, где убрали круиз-контроль, аудиосистему (только подготовка), а руль поставили без кнопок управления. За это завод «скостил» 11 000 рублей. И для данной альтернативной версии недоступны заводские опции, тогда как Comfort имеет право на опциональный пакет Winter Enjoy (передние «противотуманки», кожаный руль с подогревом, электрообогрев лобового стекла, мультимедиа с дисплеем 7 дюймов и камерой заднего вида) за 53 000 рублей.
С учетом последней (уже шестой за год) наценки от 18 октября Lada Vesta заметно «пожирнела» в официальной финансовой части: рост базовой стоимости уже составил 18%. По наличному же предложению модель отличается сравнительно невысокими наценками. Наш летний опыт «покупки» Lada Vesta показал, что у дилеров можно было нарваться на «горячее» предложение с небольшими накрутками или даже без них. Однако в свободной продаже машины стоят с «допами», а типичные наценки за версии Comfort составляют 88 000–115 000 рублей, или 9–12%. Самые наглые прибавки встречаются на уровне 155 000–170 000 рублей (16–18% от прайса). Причем и на базовую версию Classic ценники тоже нагреваются до 100 и более тысяч.
В отношении данного семейства стоит отметить серию Vesta Cross, которая кроме вышеуказанных двигателей сохраняет привилегию оснащаться вазовским мотором объемом 1,8 л (122 л.с.) в паре с механической коробкой передач. С таким рекомендуемая цена кросс-седана с учетом комплектации Comfort составляет 968 900 рублей.
С 2020 года этот седан продается в России под исходным именем Chevrolet Cobalt (до этого был Ravon R4), но и это обстоятельство не приблизило автомобиль по продажам к лидерам сегмента, хотя свои конкурентные преимущества у него есть (в тех же размерах). Очевидно, одна из причин заключается в ограниченном оснащении (например, ESP, климат-контроль или мультимедиа не предусмотрены) при сравнительно высоких ценах.
Опять же, двигатель только один — атмосферный объемом 1,5 л мощностью 106 л.с., но имеется выбор типа трансмиссии: наряду с ручной коробкой передач есть 6-ступенчатый гидромеханический «автомат» (с ним дороже на 44 000 рублей). Ко всему на сегодня количество комплектаций сократилось всего до двух версий. Теперь в качестве базового выступает некогда средний уровень оснащения LT, где имеются две подушки безопасности, передние «противотуманки», кондиционер, улучшенная отделка, зеркала с электрорегулировкой и обогревом, подогрев кресел с регулировкой водительского по высоте, аудио с MP3, AUX, USB, Bluetooth, воздуховоды для задних пассажиров, раздельное складывание спинки заднего дивана.
В общем, разумный минимализм. Если же нацелиться на верхнюю комплектацию LTZ, то добавится не многое: задние электростеклоподъемники, новые элементы декора и колесные литые диски на 15 дюймов. Причем этот уровень оснащения доступен только с автоматической трансмиссией — цена по прайсу 970 900 рублей.
По факту «Кобальт» показал в 2021 году самую большую официальную наценку в денежном и процентном выражении среди своих одноклассников — на 152 000 рублей, или 20% (с учетом выбывшей стартовой версии LS). Тогда как аппетиты дилеров на имеющиеся в свободной продаже экземпляры сравнительно скромные. Обычно дороже на 60 000–70 000 рублей, что составляет менее 10% надбавки от прайса.