Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Дисклеймер: все нижеизложенное основано лишь на собственном опыте автора и является исключительно его личным мнением. Возможно, некоторые оценки автора ошибочны и несправедливы, но это вряд ли 😊
Поскольку все познается в сравнении, бросим короткий ностальгический взгляд на то, как обстоит дело с дорожными красотами в странах, постепенно отгораживающихся от нас наскоро изготавливаемым новым «железным занавесом». Там, где массовая автомобилизация уже развивалась в те времена, когда в СССР все еще боролись с троцкизмом, туристические шоссе начали строить перед Второй мировой войной. Но некоторые дороги, получившие сейчас всемирную известность, были проложены в сугубо практических целях задолго до изобретения автомобиля. Так вышло с великолепным перевалом Стельвио в Италии.
Шоссе поднимается на высоту 2700 м и представляет собой уникальное сочетание захватывающих «шпилек» и потрясающих видов на Альпы.
Местные достопримечательности запросто кидаются прямо под колеса.
Если проезд по перевалу Стельвио бесплатен, то за поездку по австрийскому шоссе с пышным названием Высокогорная альпийская дорога Гроссглокнер водителю легковушки сейчас придется заплатить 38 евро всего лишь за 48 километров пути. Стоят ли они этих денег? Судите сами!
Максимальная высота, которую можно достичь на этой дороге — 2500 м. В отличие от трассы через перевал Стельвио, когда-то имевшей стратегическое значение, шоссе Гроссглокнер сразу стало аттракционом для туристов и спортсменов. Его главная достопримечательность — один из крупнейших альпийских ледников, которым можно полюбоваться прямо с парковки.
Наиболее обстоятельно к развитию внутреннего авто/мототуризма подошли наши заокеанские партнеры. В результате многие трассы США получили известность далеко за пределами страны. Одни из самых популярных — протянувшиеся вдоль побережья Тихого океана на 1600 км шоссе № 1 (Pacific Coast Highway) и № 101 (Oregon Coast Highway) с эффектными видами на океан.
Через Долину Монументов и соседнюю Долину Богов проходит не менее знаменитое шоссе № 163.
Ну а если кому-то захочется погорячее, то с этого же шоссе № 163 можно свернуть на Moki Dugway, грунтовый серпантин без отбойников и ограждений, чтобы «взлететь» по нему ввысь и полюбоваться на эти долины сверху.
В США много дорог, построенных исключительно для того, чтобы моторизованные туристы могли наслаждаться природой, вообще не отрываясь от руля. Одна из них, Blue Ridge Parkway, растянулась на 750 км по горному хребту в Аппалачах. Ее начали прокладывать во времена Великой депрессии, в 1935 году.
Подобные обзорные шоссе есть во всех национальных парках США.
Кроме того, для продвижения автотуризма в малопосещаемых, но живописных или исторически значимых местах, Конгресс США уже больше 40 лет развивает программу National Scenic Byway. Особое внимание уделяется трассам, сочетающим как природные, так и исторические достопримечательности. Этих дорог несколько сотен, и выглядят они примерно вот так:
Подавляющее большинство лучших трасс США бесплатны. Кстати, переживавшая клиническую смерть, но получившая «второе дыхание» Route 66 представляет лишь некоторый исторический интерес для ценителей, и поэтому относится к категории Historic road. Также это шоссе служит рекламой в попутных городках, однако помогает это не всегда.
Но вернемся к нашим дорогам. История и жизнь в России сложились так, что очередные планы «догнать и перегнать» по разным причинам постоянно не сбывались и долгое время стране было не до развития автотуризма. Масштабное превращение привычных для нас «направлений» хотя бы в простые дороги без излишеств началось лишь в третьем тысячелетии, когда многие россияне уже распробовали вкус иноземных автобанов и хайвеев. Может, поэтому новый серпантин в Белокурихе пытается заигрывать с посетителями американской символикой?
Тем не менее природа России настолько разнообразна, а исторический путь так сложен, что сочетание этих двух факторов позволяет нашим дорогам успешно соперничать с зарубежными маршрутами. А что если составить личный Топ-10 самых красивых и интересных российских трасс? Нет, пусть будет дюжина для ровного счета!
Пожалуй, номер этой дороги не знает никто, кроме самых опытных специалистов «Автодора», но зато место, где она находится, известно всем взрослым жителям нашей страны. Она расположена на территории национального парка «Самарская Лука» и приводит к тем самым Жигулевским горам, которые дали название пиву и автомобилям. Шоссе идет по их склонам, постепенно спускаясь к Волге.
Местность вокруг немного напоминает Крым.
Заканчивается шоссе в селе Ширяево. Оно живописно в самом прямом смысле этого слова, ведь именно здесь Репин работал над циклом своих волжских картин. Можно прокатиться к его дому-музею, старым каменоломням или просто погулять по тропам заповедника.
Маршрут особенно рекомендуется тем, кто, двигаясь по трассе М5 «Урал», решит сделать небольшой приятный перерыв.
Эта дорога, петляющая среди лесов вдоль берега Финского залива, позволит эстетам вспомнить ставшие недоступными ландшафты Прибалтики. Колорита добавят попутные бывшие финские городки, получившие после 1940 года русские названия.
Бурная история нашей страны оставила здесь свой суровый след. В Сестрорецке шоссе пересекает Карельский укрепрайон «Линии Сталина». Ближайший к дороге ДОТ отреставрирован энтузиастами-поисковиками клуба «Сестрорецкий рубеж» и хоть сейчас готов вступить в бой.
Если оставить машину на обочине и прогуляться около Песочного, можно увидеть циклопические руины дореволюционного форта Ино.
Форт обошелся царской казне в баснословные деньги, не сделал ни одного выстрела и был бесславно взорван при передаче этой территории Финляндии после революции 1917 года. Неисповедимы пути военных расходов Российской империи…
Остатки бронебашен форта затем были использованы финнами при строительстве ДОТов «Линии Маннергейма» в окрестностях Приморска. Бывший финский противотанковый ров, пересекающий Приморское шоссе перед этими ДОТами, сейчас притворился мирным ручейком, но его военное прошлое выдают ряды финских гранитных надолбов. По обе стороны дороги — руины ДОТов.
Также вплотную к шоссе подступают сооружения укрепленной линии «Карельский вал», возведенной финнами в 1942–1944 годах. Здесь камни песчаного пляжа при внимательном осмотре могут внезапно оказаться финскими противотанковыми надолбами.
В итоге поездку по Приморскому шоссе можно описать одной строкой из старой советской песни: «Море, дюны, сосны и война».
Это самый доступный для жителей европейской части России прогулочный маршрут в горы. Постепенно поднимаясь на высоту около 2000 м, трасса проходит вдоль каньона реки Белой и хороша в любой сезон.
За достопримечательностями далеко ходить не надо, они все рядом с шоссе.
Со смотровых площадок можно полюбоваться как окрестными горами, так и самой дорогой.
Дорога несложная и круглый год доступна даже новичкам за рулем. Ее главный недостаток — навязчивое внимание местных сотрудников ДПС, но законопослушным автомобилистам обычно это не страшно.
Нумерация местных дорог в Дагестане закручена так же хитро, как и горные серпантины, и поэтому тут проще оперировать только названиями населенных пунктов. Изумительные виды будут поджидать сразу после поворота в горы с федеральной трассы Р-217 «Кавказ».
По Гунибскому шоссе нежелательно ехать на сытый желудок, поскольку в этом случае можно упустить отличную возможность распробовать национальную кухню Дагестана. Заодно, если позволяет время, рекомендуется иногда немного отклоняться от главного маршрута, чтобы по-быстрому получить порцию бонусных впечатлений.
Финиш в Гунибе на высоте 1500 м будет достойной наградой путешественнику.
Дорога в Гуниб позволяет не только полюбоваться горами и побаловать себя местными вкусняшками, но и не выходя из машины вспомнить историю России. Во время Кавказской войны аул Гуниб был последним оплотом имама Шамиля, а его взятие русскими войсками ознаменовало конец войны. Чтобы ощутить себя в гуще тех событий, достаточно продолжить путь вверх по серпантину. Старый Гуниб располагался выше современного села и был полностью уничтожен во время той войны. Склоны горы пересекают стены русской крепости, построенной вскоре после сдачи Шамиля. Сохранились поляна с оплывшими траншеями, в которых проходил фуршет по случаю прибытия в Гуниб императора Александра II, и камень, на котором сидел генерал Барятинский, поджидая Шамиля.
Таким образом, дорога Избербаш — Гуниб соединяет горные ландшафты с гастрономическим и историческим туризмом.
Ведущая из Владикавказа в Цхинвал Транскавказская магистраль А164 — одна из важнейших на Кавказе. Именно поэтому все проезжающие по ней путники делают непременную остановку у величественного монумента Уастырджи.
Дорога огибает Цейский заказник и идет вдоль реки Ардон.
После поворота на Цей шоссе приобретает особый колорит и постепенно набирает высоту 2000 м.
Конечная цель на этом пути — Цейский ледник, невероятно доступный даже для любого туриста-«матрасника». Если обычно поход к любому леднику предполагает несколько километров суровой тропы, то чтобы прикоснуться к Цейскому леднику, достаточно подняться на канатной дороге и затем немного прогуляться.
Главное украшение этой дороги — бирюзовые воды Катуни, вдоль которой она идет на всем своем протяжении. Пожалуй, это самая необычная река, которую мне когда-либо приходилось видеть.
Но чтобы застать такие краски, надо оказаться на Чемальском тракте в сентябре, и тогда впечатление не сможет испортить даже переменчивая погода.
Скоростной марш-бросок здесь лучше не планировать. Слишком много рядом с трактом мест, у которых наверняка захочется задержаться.
К сожалению, асфальт исчезает километрах в 20-ти за Чемалом.
Поэтому, а также из-за короткого, хотя и яркого, туристического сезона эта дорога оказывается лишь в середине рейтинга.
Шоссе, идущее вдоль реки Баксан к юго-восточному склону Эльбруса, впечатляет с первых километров.
Как только трасса пересекает границу национального парка «Приэльбрусье», а на горизонте вырастают заснеженные вершины, чудесные виды начинают атаковать, как принято в горах, лавинообразно.
Водопады, мелькавшие раньше на горизонте, подкрадываются вплотную. Их гармонично дополняют рыжие ручьи нарзана на обочинах дороги.
Апофеоз зрелищности на этом шоссе наступает в тот момент, когда высота достигает 2100 м, впереди вырастает монументальный Чегет и путник въезжает в Терскол.
С Чегета можно полюбоваться Эльбрусом.
Конечная точка дороги, поляна Азау, находится на высоте 2350 м и вполне готова соперничать с альпийскими пейзажами.
Здесь можно разворачиваться в обратный путь, но лучше сменить транспорт и подняться на Эльбрус. От канатной дороги, достигающей высоты 3847 м, открывается потрясающее зрелище — Кавказский хребет постепенно оказывается внизу.
Чтобы подняться еще выше, настоящие альпинисты идут пешком, ну а лентяи могут воспользоваться любезно предложенным снегоходом. Наш семейный рекорд — 4100 м, чуть выше легендарного «Приюта 11-ти».
Но почему же эта замечательная дорога не попала в тройку лидеров? Причиной тому два фактора, человеческий и природный. Точнее, первый из них вообще-то античеловеческий. Лет десять назад пришлось надолго отложить поездку в Баксанское ущелье после трагического известия о расстреле московских горнолыжников на этой дороге. Тогда же была взорвана одна из опор канатной дороги на Эльбрус. Но если с терроризмом еще можно справиться, то со стихией — нет. Эта трассу регулярно горные сели повреждают так, что многие туристы оказываются отрезанными от цивилизации на неопределенное время.
Большинство прибывающих в Крым отпускников «телепортируются» к своей цели по новой трассе «Таврида». А вот возвращение домой лучше спланировать по Южнобережному шоссе, продлив маршрут до Феодосии. В этом случае открыточные пейзажи с горами и морем будут гарантированы!
Южнобережное шоссе проложено по горам, но трасса относительно проста и безопасна.
К многочисленным попутным достопримечательностям так и хочется свернуть на местные серпантины.
После Алушты дорога идет вплотную к пляжам.
Этот маршрут очень слабо зависит от сезона. Отличие январской дороги от августовской в основном лишь в меньшем количестве машин.
Те тысячи издерганных автомобилистов, которые в конце сентября 2022-го сутками жили в своих машинах на Военно-Грузинской дороге на подступах к Верхнему Ларсу, наверняка не обращали внимания на две высокие башни слева неподалеку от границы. Они стоят по обе стороны въезда в Джейрахское ущелье. Именно здесь начинается одна из самых интересных кавказских дорог — петляющий по горам серпантин в окружении родовых ингушских башен, ведущих свою историю со времен средневековья.
Когда шоссе переваливает за 2000 м, на сцене появляются вершины Кавказского хребта во главе с Казбеком.
На территории местного заповедника расположен древний храм и несколько башенных комплексов.
Самый известный из них — Вовнушки.
В отличие от некоторых кавказских закоулков, Джейрахское ущелье находится под плотным контролем силовиков, поэтому туристам здесь совершенно нечего опасаться.
Кисловодск — это не только минералка и прогулки в городском парке. Именно там начинается красивейшая дорога Северного Кавказа, ведущая в урочище Джилы-Су на северном склоне Эльбруса.
В отличие от большинства горных дорог, проложенных на склонах, а то и в самом низу ущелий, шоссе в Джилы-Су идет по гребню гор, забираясь на высоту более 2200 м. Это обеспечивает отличный круговой обзор.
Конечно, присутствуют здесь и обычные для Кавказа особенности местного трафика.
Но самое коварное свойство этой дороги в том, что она настолько хороша, что меняет ход времени! Вроде бы выехал заранее, несколько раз остановился для фото, выбирая смотровую повыше, чаю попил, любуясь Эльбрусом… И вдруг осталось только полчаса до заката, а ты все еще никуда не доехал! Что ж, будет повод вернуться.
«Кола» — редкий случай, когда дорога федерального значения длиной 1500 км на всем своем протяжении позволяет водителю любого транспортного средства ощутить Freude am Fahren. Даже такие утилитарные инженерные сооружения, как дамбы и мосты, радуют глаз и объектив.
После того как вокруг появляются карельские скалы и озера, личный «красотомер» может зашкалить.
В окрестностях Медвежьегорска трафик растворяется в северных просторах, а дорога становится прямой, как струна. Ну где еще увидишь предупреждение навигатора о следующем повороте через 670 километров, каждый из которых хочется сфотографировать?
Уникальность трассы «Кола» в том, что 450 км отличной дороги пролегает за полярным кругом. Там почти нет камер, постов ДПС и еле ползающих грузовиков, отсутствуют серпантины и закрытые повороты. Ничто не мешает созерцать и наслаждаться.
Между Мурманском и Печенгой Великая Отечественная война закончилась как будто совсем недавно.
Сейчас район ожесточенных боев постепенно превращают в музей под открытым небом.
Неподалеку от шоссе хватает мест, достойных кисти художника.
Но даже эта великолепная трасса не может состязаться по разнообразию достопримечательностей и своему историческому наследию с победителем этого рейтинга. Итак, барабанная дробь…
При всем уважении к Алтайскому краю первое место в рейтинге Чуйскому тракту обеспечил участок трассы, проходящий через Республику Горный Алтай. Именно здесь эта дорога собрала воедино лучшее из всех остальных шоссе нашего рейтинга.
Впечатления усиливает капризная погода, в течение дня меняющая один и тот же участок трассы до неузнаваемости.
Многие природные достопримечательности этих мест уникальны.
Чтобы прикоснуться к истории в камне, достаточно остановиться на обочине.
Проехав хотя бы раз по Чуйскому тракту, хочется возвращаться снова и снова.
Неудивительно, что местная туриндустрия стремится соответствовать вкусам самых взыскательных посетителей.
Осталась самая малость — спланировать путешествие так, чтобы в счастливое время отпуска вместить максимум впечатлений за разумные деньги. Но это совсем другая история…