О чем пойдет речь? Список «запрещенки» велик. Но если исключить из него сравнительно компактные гибриды (об их выборе мы рассказывали), то остаются как раз таки крупные машины с бензиновыми (иногда дизельными) моторами либо с бензоэлектрическими установками. Среди них TLC Prado и TLC 200, «автобусы» Alphard/Vellfire, Hilux и Crown последних двух поколений, Mitsubishi Outlander и Delica, кроссоверы Mazda и разные Лексусы.
Более же популярными, по крайней мере до недавнего времени, были другие модели. К примеру, минивэны Noah/Voxy и в меньшей степени еще один их клон — Esquire. Их выпускали с 2014 по 2021 год и оснащали двигателями 1,8 и 2,0 л. Первый мотор работает в составе гибридной силовой установки. Типичные цены экземпляров в возрасте четырех–шести лет (будем рассматривать именно такие автомобили), если не принимать во внимание нижние и верхние позиции, лежат в пределах 2 250 000–2 900 000 рублей.
Отсечена от нашего рынка оказалась и Nissan Serena, которая выпускалась в период с 2016 по 2022 год и имеет две гибридные модификации (с моторами 1,2 и 2,0 л) и одну бензиновую (2,0 л). Стоимость машин 2018–2020 годов, как правило, находится в пределах 1 800 000–2 800 000 рублей.
Nissan X-Trail с его 2,0-литровым двигателем (обычная «бензинка», плюс она же в составе гибрида), сходивший с конвейера в 2013–2022 годах, тоже «вне зоны доступа». Гипотетически этот кроссовер можно приобрести менее чем за два миллиона. Однако реальная стоимость начинается от 2,2–2,3 млн рублей. Типичный ценовой максимум — 2,75 млн.
Toyota RAV4 текущего поколения, появившаяся в начале 2018 года, заметно дороже. Цены только начинаются с 2,8–2,9 млн. Но за эти деньги попробуй «Равик» найди. Лучше сразу закладывать в бюджет покупки 3,2–3,4 млн. Потолок — 4,2–4,4 млн. Имея сумму в 3,5–3,7 млн, пожалуй, можно рассчитывать на довольно широкое предложение. А вот новых приходов (во всяком случае, массовых) из-за санкций тоже ожидать не стоит. Для внутреннего рынка Японии RAV4 оснащается 2,0-литровым бензиновым мотором и гибридным агрегатом с 2,5-литровым двигателем.
У Toyota Harrier предыдущей генерации (2013–2020 годы) аналогичный набор силовых установок. Кроме того, при рестайлинге 2017 года он получил 2,0-литровую «турбочетверку» с отдачей в 231 силу. При этом, несмотря на то что Harrier почти на 200 мм длиннее «Равика», он его дешевле. Распространенные цены стартуют с отметки в 2,6–2,7 млн. Чтобы иметь более-менее широкий выбор, нужно запастись 3,0–3,2 млн. Самые дорогие кроссоверы стоят 4,0–4,1 млн, но таких опять же мало.
Subaru Forester нынешнего поколения, как RAV4, выпускается с начала 2018 года. Он частично «проходной» — есть модификация с 1,8-литровым «оппозитником». Но появилась она в конце 2020 года и на момент подготовки материала подобных «Фориков» в продаже не было — только на заказ с японских площадок. А 2,0-литровый гибрид и кроссовер с 2,5-литровым «боксером» — под санкциями. По минимуму уложиться можно в 2,4–2,5 млн. Верх рынка — на миллион дороже. Если же закладывать под три миллиона, а лучше три с небольшим, то охватить получится до 90% предложения.
Вспомним еще Subaru Outback, что производился с 2014 по 2021 год. В том поколении вариантов по объему двигателя не существовало — только 2,5-литровый. К слову, нынешняя генерация этого универсала тоже не имеет альтернатив. Однако на нем используется 1,8-литровый «оппозит». Правда, появился такой Outback лишь в конце 2021 года, и потому еще дорог и не дает выбора. Его предшественник также не особо избалован популярностью. Тем не менее наличное предложение все-таки существует. Цены лежат в пределах 2,7–3,3 млн. Средняя стоимость — где-то посередине.
За исключением Outback, все эти автомобили довольно широко представлены в наличии. Естественно, по большей части на Дальнем Востоке и в Сибири. Хотя выгодные курсы валют и уход японских, корейских, немецких брендов из РФ заставил часть автобизнеса перепрофилироваться на правый руль. Поэтому и на западе страны, и в южных регионах можно встретить не только хорошо известные по всей России RAV4, X-Trail, Forester, но и внутренние модели — Noah/Voxy/Esquire, Harrier, Serena. Причем везде продаются не только «беспробежки» — экземпляры с недолгой местной эксплуатацией. Да и заветное «б/п по РФ» сейчас воспринимается несколько иначе, чем прежде. Рынок на данный момент переживает падение спроса. Многие автомобили зависли, и пусть без регистрации, но иногда все-таки эксплуатируются владельцами-продавцами. При покупке это нужно учитывать.
Nissan X-Trail, 2019 год, 2,0 л, заявленный пробег 89 000 км, 2 220 000 рублей
В стране этот X-Trail уже год. Салон не изношен.
Однако довольно грязный. Впрочем, здесь поможет даже не химчистка — просто мокрая тряпка.
Кузов целый. Разве что на левом заднем крыле — неглубокие царапины по лаку. Да между светотехникой и бампером — заметные зазоры. Видимо, где-то прижимались.
Нормально работает мотор.
Так что можно брать. Тем более по такой приятной цене.
Toyota Harrier, 2020 год, 2,0 л, заявленный пробег 33 000 км, 3 248 000 рублей
Автомобиль ввезен до 1 августа 2023 года и, по заявлениям продавца, пришел в регион автовозом. К кузову вопросов нет. Как и к двигателю.
Салон в прекрасном состоянии.
А порванный валик на водительском кресле, как оказалось, всего лишь чехол. Японский владелец заботливо укрыл чехлами все сиденья, не забыв про оплетку руля, чей обод — как с завода.
В общем, единственный недостаток этого Harrier в том, что он переднеприводный.
Toyota RAV4, 2019 год, 2,0 л, заявленный пробег 85 000 км, 3 420 000 рублей
Ввезен в РФ тоже до введения утильсбора. Салон — без вопросов, что спереди…
…что сзади.
Разве что традиционно несколько смят внешний валик подушки водительского сиденья.
Двигатель, само собой, работает штатно.
На кузове из дефектов — только притертость на пластиковом расширителе левой передней арки, что отнюдь не критично.
Словом, хороший по состоянию вариант. Вопрос вызывает лишь стоимость, которая в данном случае едва ли не по низу рынка, но все равно представляется завышенной. За что такие деньги, если тот же Harrier крупнее и в целом по интерьеру богаче? За полный привод или за то, что этот «Равик» не свежее по возрасту, зато последнего поколения? Если так, то это довольно сомнительная доплата. Тем более если речь идет о сумме не в 200 00–300 000 рублей, а в несколько сот тысяч.
Toyota Noah, 2019 год, 1,8 л, гибрид, заявленный пробег 135 000 км, 2 500 000 рублей
Этот «автобус» попал в страну летом 2023 года, еще до 1 августа. У него ухоженный салон.
И богатая комплектация с обеими сдвижными дверями на электроприводах, раздельными сиденьями на среднем ряду, набором из систем безопасности, подогревом сидений, круиз-контролем и климатической установкой для задних пассажиров.
Кузов — без косметических ремонтов. И даже при таком пробеге к 2ZR-FXE не должно быть претензий.
А что с батареей? Александр включает все потребители тока и высаживает батарею до 40%. После чего смотрит разброс напряжения между 14 ячейками. Выходит максимум 0,17В. Это укладывается в определение «хорошо». Но, как замечает наш специалист, через год-другой батарею стоит проверить еще раз, не исключено, на нагрузочном стенде. Для того, чтобы выяснить состояние не ячеек, а отдельных энергетических элементов.
Приличное состояние и адекватная, ближе к минимальной, цена — нормальный выбор.
Subaru Forester, 2019 год, 2,0 л, гибрид, заявленный пробег 109 000 км, 2 650 000 рублей
Эта Subaru зашла в страну еще в мае 2022-го.
Несмотря на это, Forester в общем неплохом состоянии.
Только на кузове есть несколько неглубоких царапин.
И расползся кожзам на валике водительского сиденья.
Этот Forester — с небольшим электропомощником в виде 14-сильного моторчика и 4,8-амперной батареи.
А также с комплексом безопасности EyeSight, который, пожалуй, будет полезнее «мягкого» гибрида.
С учетом ровно работающего двигателя, целого кузова и стоимости, тяготеющей к минимальной, два года местной эксплуатации выглядят ерундой.
Subaru Outback, 2019 год, 2,5 л, заявленный пробег 52 000 км, 3 100 000 рублей
Здесь тоже EyeSight и отличное состояние салона — как в целом…
…так и по мелочам.
Нет претензий к «оппозитнику».
Хотя универсал пришел в страну еще в 2020 году. Владелец указывает на единственный, по его версии, экстерьерный недостаток — слегка поврежденную пластиковую накладку на порог. Однако Александр находит крашеными оба бампера, заднюю правую дверь, заднее правое крыло и заднее левое крыло.
Впрочем, это все косметика. Но пока хозяин расхваливает товар, Александр как-то подозрительно зависает в телефоне. Как выяснилось, искал и нашел аукционный лист. Этот Outback действительно был куплен в 2020-м. То есть годовалым или около того и с пробегом всего 6505 км. Причем по цене 609 000 иен. В пересчете по тому курсу — примерно за 414 000 рублей. Практически даром за почти новый автомобиль! Почему? Ответ в особых отметках — «автомобиль утопленный» и «при завозе использовался лифтовый погрузчик».
Иными словами, Outback при покупке был не на ходу. Сейчас ездит. Но на «утопленнике» можно ожидать всяческих проблем — по электрике, по «железу». Причем не обязательно «здесь и сейчас», а, так сказать, отложенных. Теоретически тем людям, которые хотят повозиться с машиной, подобные автомобили из Японии можно брать. Такие случаи — иной раз со счастливым финалом — известны. Но, конечно, три с лишним миллиона за «топляк», пусть и восстановленный — это, мягко говоря, перебор.
Александр Тюменев:
— Подтопленный Outback оставлю без комментариев — и так все понятно. А из других осмотренных автомобилей и в принципе из всех этих моделей я бы лично рекомендовал к покупке X-Trail. У него, на мой взгляд, лучшее из этих машин сочетание габаритов и стоимости. В последние полгода–год все праворульные автомобили из этой категории (крупные кроссоверы/минивэны в возрасте нескольких лет) подорожали на 500 000–800 000 рублей. Но именно цены на X-Trail остались в более-менее адекватных рамках. Тот же RAV4, пусть и последнего поколения, запросто может быть на миллион дороже. Он что, настолько лучше? К тому же связка 2,0-литрового двигателя Nissan и вариатора на удивление неплохо возит нелегкий, в сущности, кроссовер. Да, MR20DD не обладает сумасшедшим ресурсом. Вероятно, к 200 000 км начнет расходовать масло на угар.
Вариатор Jatco тоже не из самых ресурсных. Но, с одной стороны, вовсе не обязательно, что покупатель сразу столкнется с какими-то проблемами. А с другой, контрактный мотор стоит в пределах 90 000–130 000 рублей. CVT — от 50 000. Даже в этом случае приобретение X-Trail окажется, скорее всего, выгоднее, чем покупка «Равика» или Harrier.
По поводу 2,0-литрового двигателя M20A-FKS у RAV4 нынешней генерации ничего не скажу. Слишком новый, еще не изученный.
Вариатор же Aisin традиционно надежен.
То же самое относится к CVT Harrier — не вспомню каких-то слабых мест и массовых выходов из строя.
2,0-литровый 3ZR-FAE на этом кроссовере известен характерным слабым местом — механизмом Valvematic. Чтобы продлить срок его службы, я бы порекомендовал не заправляться 92-м бензином. В остальном это неплохой мотор. Основным же недостатком Harrier я назову то, что в продаже много кроссоверов с передним приводом. К тому же цена — космос. Однако поставь меня перед выбором между RAV4 и Harrier, я бы остановился на последнем. Он крупнее, богаче упакован в салоне, а с экстерьерным тюнингом от Modellista выглядит, на мой взгляд, очень эффектно.
Тот же 3ZR-FAE устанавливался и на Noah/Voxy/Esquire. А помимо него — 2ZR-FXE, работающий в рамках Hybrid Synergy Drive. Никаких глобальных недостатков за системой в целом или за отдельными ее узлами не замечено. Но проверять батарею нужно обязательно. В ее 14 ячейках 28 элементов. Компьютерная диагностика определит разность вольтажа между ячейками. Если она достигает 0,3В, можно делать вывод, что элементы требуют более пристальной оценки на нагрузочном стенде.
Сам же Noah весьма приятный автомобиль — вместительный, с плавным ходом, экономичный (в городе именно на гибриде у меня получалось укладываться в 5,3 л/100 км). Классный вариант для большой семьи. Особенно в богатых комплектациях. Отмечу, что на своем Noah вместо колес 195/65 R15 устанавливал 205/65 R16, благодаря чему заметно поднимал его над покрытием. На штатных шинах этот минивэн слишком охотно контактирует со всякими бордюрами и прочими неровностями.
Subaru с «боксерами» FB20 и FB25 желательно покупать с пробегами, стремящимися к минимальным. Эти двигатели температурно нагружены и потому склонны к залеганию колец, как следствие, к «масложору». А заказать из Японии Forester и Outback уже не получится. Так что придется подбирать из имеющихся — с местным пробегом или без. Его, кстати, на всех этих Nissan и Subaru с помощью сканера установить нельзя. Посмотреть можно лишь на Toyota выпуска после 2016–2017 годов. Реальный же способ узнать километраж заключается только в том, чтобы находить на соответствующих сайтах аукционные листы. Кроме того, подвисшие автомобили продавцы, бывает, эксплуатируют. Можно ли их считать совсем уж беспробежными?
Зато у Subaru отличные клиноцепные вариаторы. С запасом переваривают момент как минимум атмосферных «оппозитников» и имеют внушительный ресурс. Во всяком случае, неизвестно, чтобы они выходили из строя на небольших пробегах или от напряженной внедорожной эксплуатации.
При подобных ценах, во всяком случае на кроссоверы, даже если речь идет о трех или трех с небольшим миллионах рублей, вместо правого руля впору рассматривать дилерских «китайцев». За ту же стоимость потребитель получит новый автомобиль сопоставимых габаритов, который имеет гарантию. А не четырех- или пятилетнюю машину, что тоже может иметь какие-то проблемы, скажем, с электроникой. Тем более что сейчас подавляющее большинство автомобилей покупается в кредит. Бэушную машину приобрести таким образом сложнее, чем новую и официально поставляемую. Это, естественно, сказывается на рынке свежих праворулек.
Так что рынок подвис. Во время ажиотажа (на рынке был недостаток автомобилей; казалось, его надо было наполнять) перекупщики нагнали массу машин. Продажи между тем прекратились. И у них, и у «официалов». Рынок пресытился. Популярные ранее модели не могут найти покупателя месяцами! Осторожно предположу, что если (или когда) прикроют параллельный импорт и ужесточат подходы к серым схемам, цены снова поползут вверх. На этом фоне на какое-то время опять появится спрос и ажиотаж. Автомобили станут брать по принципу «завтра будет еще дороже». Но недолго. После чего рынок замерзнет окончательно.




















































































