Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Постоянные читатели наверняка уже вспомнили эту машину, мелькнувшую в одном из недавних выпусков блога.
Трехцилиндровый турбомотор Geely Coolray объемом 1,5 л развивает 150 л.с. и работает в паре с «роботом». Привод — только передний.
Coolray, выпущенный в 2023 году, перевернулся минувшей зимой. К этому печальному событию его пробег составил всего лишь 5000 км. Новые Geely Coolray в такой комплектации стоят у «официалов» около 3 000 000 рублей, прошлогодние на 300 000–400 000 дешевле. Этого же «перевертыша» продавец выставил за 1 500 000, да еще и сразу скинул 300 000 при телефонном разговоре. Решив, что это предложение из тех, которые невозможно отклонить, мой энергичный сосед тем же вечером рванул за машиной в другую область за 500 километров, утром купил и к концу дня пригнал ее домой.
Вынужденный тест-драйв на обратном пути частично снял некоторые опасения о возможных последствиях аварии. Несмотря на то что возвращаться пришлось в жару на зимней резине, так и оставшейся на Coolray после опрокидывания, автомобиль уверенно держался на дороге и радовал хорошей динамикой. Ну а раз так, то «реставрация» Geely сведется лишь к кузовным работам. Именно на этом сосед и специализируется, зарабатывая не только на ТО и ремонтах, но еще и на перепродаже восстановленных на досуге машин. Кстати, этот Geely он сразу запланировал оставить в семье.
Хотя при аварии Coolray достаточно мягко приземлился в сугроб, а не катился по скалистому горному склону, повреждений у него хватало. Автомаляры не зря говорят: «Капот и крыша — лицо машины». Увы, но у перевернувшегося Coolray сохранить лицо не получилось. Капот, крышу и дверь багажника придется менять.
Конечно, если использовать древние технологии жестянщиков и штукатуров, не жалея при этом собственные руки и шпаклевку, на какое-то время можно придать приятные обводы даже самому искореженному кузовному элементу. Но, как известно, все тайное становится явным. Так и произошло, например, вот с этой Ладой, когда она как следует прожарилась на солнце.
Капот попадает в особую зону риска, потому что к температурам добавляются вибрации. Ну и если машина делается не на продажу, а для себя, появляется еще одна причина поставить новые детали: возможная коррозия поврежденных в аварии участков. Ржавчина уже успела кое-где зацепиться за этот Coolray.
Мастер всегда сравнивает условную стоимость своей работы с ценой новых кузовных деталей и возможными сложностями их поиска. Поэтому судьбу левого переднего крыла Coolray (ремонт или замена) определяли логистика его доставки и «презренный металл».
Может показаться странным, но во время такого ремонта правильно организовать производственный процесс непросто даже профессионалу. Казалось бы, что тут думать, разбирай машину да делай привычную работу, не так ли? Но нет, в гаражных условиях совсем не так! Дело в том, что полуразобранный кроссовер и снятые с него стекла, оптика, шумоизоляция, бамперы, дверные карты и прочий объемистый пластик займут всю мастерскую. А ведь «реанимация» машины может растянуться не на один месяц! Если на этот немалый срок из-за нехватки места в боксе прекратить обслуживать клиентов, то их можно и растерять. Поэтому для Coolray сосед организовал временную ремонтную базу во дворе частного дома. Хорошо, что все происходило летом, иначе пришлось бы искать дополнительный гараж.
Такие деликатные детали, как стекла или декоративный пластик салона, надо аккуратно складывать там, где им не будут угрожать неизбежные во время работы случайности. Поэтому все самое хрупкое и чистое разместилось в святая святых — в предбаннике. К счастью, летняя жара удачно снизила тягу к тепловым процедурам, и баней на время ремонта Geely было решено пренебречь.
Следующий этап после разборки машины — окончательная оценка повреждений, составление перечня необходимых запчастей и их … покупка? Нет, конечно, это же не Приора. Поиск и заказ, только поиск и заказ! Кое-что нашлось и в нашем городе, но некоторые посылки со всех концов России и Китая пришлось терпеливо ждать. Несмотря на небольшие сложности, в течение пары недель этот «пазл» постепенно начал складываться.
Конструкция автомобилей часто подобна двуликому Янусу, она может одновременно как упростить, так и усложнить ремонт. Например, как и у многих других машин, рамка радиатора (ака «телевизор») Geely Coolray сделана из пластика. В отличие от старомодных стальных рамок при сильных ударах она не гнется, а ломается, и ее приходится менять.
«Родная» рамка этого Coolray выглядит обрубком — после аварии нижняя часть у нее отсутствует (красные метки на фото ниже).
Для Geely Coolray рамка радиатора стоит 17 000 рублей. Недешево? Возможно, но зато ее легко заменить, используя лишь пару гаечных ключей. К тому же не только эта рамка, но и вся передняя часть кузова Geely Coolray собрана на болтах в лучших традициях Audi/Volkswagen 1980–1990 годов, что существенно упрощает ремонт.
Новый оригинальный капот обошелся в 31 000 рублей, то есть на 5000–7000 дороже, чем на Ладу Весту.
Интересно, что все маркировки, нанесенные на внутреннюю часть капота производителем, были намеренно повреждены перед продажей. Опасения из-за возможных санкций или очень «параллельный» импорт? Покупателю, пожалуй, все равно.
Неожиданно оказалось, что новое оригинальное левое переднее крыло можно запросто купить всего лишь за 4900 рублей. Это в полтора-два раза дешевле, чем стоит аналогичная деталь на Ладу Весту, и поэтому смысл заморачиваться с его рихтовкой пропал.
Несмотря на то что передний бампер выглядел в целом неплохо,..
… его пришлось кропотливо и совсем не бюджетно восстанавливать.
Вот перечень заказанных для него элементов: нижняя накладка (7000 руб.), рамки противотуманных фар (левая и правая по 1500 и 3000 руб. соответственно), верхний усилитель бампера (900 руб.), кронштейны крепления (1500 руб. за комплект). К этим расходам попутно добавилась покупка левой (территориально, а не по месту производства!) «противотуманки» за 2700 рублей и датчика автоматической парковки за 1800 рублей. В итоге сборка переднего бампера с новыми деталями потянула на 18 400 рублей.
В общие расходы также добавились утерянные или поврежденные мелочи. Молдинг передней правой двери…
… стоил 1900 рублей. 1400 рублей вытянул расширитель левого переднего крыла.
Расколотую рамку вентилятора радиатора двигателя отдельно купить не удалось, поэтому был заказан весь узел в сборе за 6700 рублей.
Самые большие расходы пришлись на «бэушные» крышу и дверь багажника. Они нашлись на разборке в далеком Кирове не просто в отличном состоянии, но еще и в том же самом цвете. Более того, дверь багажника была в сборе со стеклом и спойлером. Покупка этих деталей обошлась в весомые 70 000 рублей, но зато при возможной продаже машины толщиномер автоподборщика покажет несомненную заводскую покраску.
Уже дней через десять капот, крыло и бампер были установлены. В ожидании доставки недостающих деталей мастер подготовил машину к замене крыши: вырезал лобовое стекло, извлек стекла дверей, разобрал салон.
Разборка Coolray выявила некоторые специфические особенности его конструкции. Какие-то из них порадовали, но другие насторожили, и машина опять напомнила двуликого Януса. Например, с обратной стороны пластиковых деталей обнаружилась шумоизоляция, а пистоны крепления обивок оказались снабжены прокладками, снижающими шум и вибрации.
В ковре салона предусмотрены вырезы и соединения на липучках, позволяющие снять его, не разбирая крепежи торпедо или педального узла.
Но слой шумоизоляции на обивках и под ковром салона, мягко говоря, не самый щедрый.
Тут, конечно, можно ностальгически вздохнуть, вспоминая, что у моей старинной BMW-732 толщина шумоизоляции достигала 10–12 сантиметров. Однако не стоит забывать, что Coolray, с его дилерской ценой «всего лишь каких-то там» 3 000 000 рублей, в гамме кроссоверов Geely является ультрабюджетной моделью, и такое сравнение не совсем корректно. Тем не менее очевидно, что в современном одноразово-азиатском мире подход к проектированию машин отличается от того, что еще недавно был принят в автопроме развитых стран. Вот почему один из электронных блоков и его разъем разместили в самой нижней точке силового агрегата, да еще и направив его вперед? Сколько луж или сугробов сможет преодолеть кроссовер перед тем, как вода найдет здесь лазейки?
Вскоре наступил решающий этап — замена крыши. Но тут в планы моего неутомимого соседа вмешалась судьба-злодейка, воплотившаяся в китайские покрышки на его мотоцикле и влажный после неожиданного дождя асфальт. Неосторожный маневр закончился переломами головки малоберцовой кости и ребра. В результате Coolray отправился на замену крыши и двери багажника в дружественный кузовной цех.
Надо сказать, что слово «отправился» слишком обыденно описывает то, с чем столкнулся во время этой передислокации наш герой. И дело даже не в том, что его травмы почему-то не смогли обнаружить рентгенологи солидной платной клиники и через пару дней ему пришлось дополнительно делать еще и КТ.
При попытке выехать на полуразобранной машине со двора она подбросила совершенно неожиданный сюрприз. Зная, что у Geely Coolray предусмотрена блокировка запуска двигателя, если седоки не пристегнуты, мастер, конечно же, ее «обошел», и мотор удалось завести. Однако после этого планшеты Coolray «порадовали» яркой иллюминацией, сообщая об обнаружении неисчислимого количества всевозможных ошибок, таких, например, как отсутствующие сиденья. Какая полезная забота о водителе, вдруг он уселся в машину, не заметив этого! В результате система тут же нашла выход из загадочной для нее ситуации, заблокировав «электроручник», да так добротно, что отключить его не удалось. Эта машинная логика напомнила старое армейское правило «Если что-то непонятно, ложись спать». Однако мотор при этом продолжал работать, а передачи переключались. При помощи разных манипуляций и ненормативной лексики упрямый «электроручник» в конце концов удалось слегка ослабить до такой степени, чтобы Coolray можно было затащить на эвакуатор. Ну а перемещения внутри рабочей зоны цеха машине пришлось совершать все же своим ходом, преодолевая сопротивление подторможенных колес.
Перед установкой донорской крыши с нее надо было удалить ржавчину, уже появившуюся в проеме электролюка. На «родной» крыше в этом же месте было обнаружено точно такое же ржавое пятно. Но на фоне общих проблем с перевернутой машиной это уже казалось сущей мелочью.
Замена крыши, двери багажника и последовавшая затем покраска отдельных деталей растянулись на три недели, позволившие парню частично восстановиться после мототравм. Во время вынужденного перехода в «легкотрудники» можно было заниматься ремонтом мотоцикла, разбираясь с погнувшейся рамой или свернутой вилкой…
… но мы же находимся на автомобильном, а не мотоциклетном сайте, так что продолжим следить за Geely Coolray.
Одна из проблем, с которой столкнулся молодой мастер — поврежденные передние фары. В этой комплектации машины они светодиодные линзованные, новая фара стоит 37 000 рублей. На фото и при беглом осмотре машины они выглядели целыми.
После снятия выяснилось, что у правой фары внутри треснул корпус, а у левой пробита нижняя часть стекла, прячущаяся под бампером.
Продаже машины это не помешало бы, но для себя их лучше отремонтировать, благо «братушки»-китайцы всегда готовы любезно подготовить нужную посылочку.
Однако пока что ремонт удался частично — присланное новое стекло оказалось от обычной фары, не линзованной. Что ж, при его стоимости 4900 рублей это можно считать допустимыми потерями.
И вот пришел долгожданный день приемки машины после кузовных и малярных работ, за которые сосед отдал 140 000 рублей. Интересно, что крашеных деталей оказалось не так уж и много. Кроме капота, левого крыла и переднего бампера были частично покрашены стойки кузова и дверные проемы в местах, где приваривалась крыша. Переходы между старой и новой краской затерялись где-то вот здесь.
На двух дверях специально не стали бороться с вмятинами, чтобы сохранить заводскую окраску деталей.
Специалисты, устраняющие такие дефекты без повреждения краски, оценили свои услуги в 15 000 рублей. Coolray отправится к ним чуть позже. Заодно они удалят и мелкие вмятины на крыше.
Наступил самый приятный этап любой ремонтной эпопеи — сборка. Началась она со стекол, чтобы «полуголую» машину не затопили участившиеся в августе дожди.
Конечно, некоторые мелочи еще потребуют внимания, но это уже, как говорится, вопрос техники. К примеру, на новую дверь багажника надо переставить стоп-сигнал и декоративную накладку со старой.
Первое время Coolray покатается со сломанным левым зеркалом. Новое стоит 30 000 рублей, и пока парень надеется найти подходящий вариант на разборках.
Груда пластика, снятого перед ремонтом с машины, уменьшается на глазах.
Сборка восстановленного «перевертыша» вышла на финишную прямую, и уже пора подводить итоги. Ремонт машины занял 2,5 месяца, а все расходы составили около 300 000 рублей. Таким образом, в общей сложности прошлогодний Geely Coolray обошелся мастеру в 1,5 миллиона рублей. К этому надо прибавить стоимость комплекта летних покрышек размера 215/55/R18. Выгодно? Еще как! Причем если на покупку и этот ремонт взять в банке кредит на полгода–год, он окупится даже с нынешними несуразными процентами.
А сколько бы отдал клиент за такую работу, выполненную «под ключ»? Ну так, чтобы пригнать перевернутую машину, а забрать целую и собранную, причем даже не задумываясь о поиске запчастей? По нашим местным расценкам в этой ситуации гипотетический клиент отдал бы вдвое больше, не менее 600 000 рублей, и это все равно было бы ему выгодно.
Что ж, бросаем свою привычную работу и скупаем перевернутых «китайцев»? Ни в коем случае! Через всю эту историю большими красными буквами проходит предупреждение: «Все трюки выполнены профессионалами, не пытайтесь повторить это самостоятельно!». Без опыта таких ремонтов, врожденного таланта мастера и значительной доли удачи браться за подобное категорически не рекомендуется. Только наметанный глаз по нескольким фото определит, что по-настоящему серьезных повреждений у перевернутой машины нет, а «опыт, сын ошибок трудных» поможет быстро, точно и недорого скомплектовать необходимый набор запчастей. И лишь удача спасет от всевозможных скрытых повреждений, которые могут скрываться внутри таких автомобилей.
P. S. Тем временем наш герой не собирается останавливаться на достигнутом. Сейчас он за полмиллиона купил Volkswagen Tiguan 2018 года, попавший под удар дрона в соседней области. Его владелец чудом выжил.
Осколки перерубили основные жгуты проводки во многих местах, машина обездвижена. Поэтому оценить состояние двигателя и коробки до сих пор невозможно. Чем закончится игра в такую своеобразную технорулетку, покажет время. Но это уже совсем другая история…