Ссанг Енг… Как много в этом звуке для сердца моего слилось…
Приветствую всех, интересующихся этим неоднозначным автомобилем. Краткая предыстория: автомобиль Ссанг Енг Кайрон II, 2010го года выпуска, двигатель бензиновый 2,3 л, МКПП был получен мной 02.08.2010 как служебный, вместо Рено Меган II 1,6 МКПП, отслужившего мне верой и правдой 2 года и 110 тыс км (отзыв по Мегану:
Отзыв о Renault Megane ).
Ехал он ко мне из Москвы контейнером почти два месяца, и вот, наконец, двери контейнера открываются, а там новый, черный, блестящий Санька (как-то сразу прилипло), пусть служебный, но в неограниченном пользовании, с полной компенсацией расходов. Пока грузчики отрывают бруски и отвязывают растяжки, нахожу ключ зажигания (примотан скотчем к заднему дворнику), и лезу в машину через багажник – двери не открыть, Санька широкий. Ключ в замке, зажигание – полная тишина, огоньки на панели не горят. Выкатываем вручную. Сразу под капот – аккумулятор на месте, клеммы прикручены. Читаю сопроводительные документы – по ним «аккумулятор отключен». Мля, каким образом??? Ищу выключатель массы – его нет. Силовые предохранители – на месте. Думал-думал, ничего не надумал. Подъехал КамАЗ, прикурили – завелся Санька. Никто ничего не отключал, просто за время 2х месяцев ожидания отгрузки аккумулятор (90 ач) сел в ноль. Заправились 95ым (бак 75 литров), и начали ездить.
Первые 200 км привыкал к габаритам, до этого я ни на чем крупнее KIA Sportage II серьезно не ездил. Что сразу не понравилось – подвеска трясучая, проверил давление в шинах – везде около 2,2. Норма, привыкаю. Салон просторный в ширину, более-менее в длину, а вот высоты не хватает – при росте 186 см сиденье опущено в самое нижнее положение, и все равно крыша нависает над глазами, как грузинская кепка. Рамная конструкция сказывается. Динамика – после Рено ее вроде бы и нет, но пока обкатка – не крутил двигатель выше 3000 об/мин. В салоне тишина, ничего не стучит, не гудит, резина какая-то корейская (Roadian?), рисунок шоссейный, размер 235/75R16. В общем, потихоньку езжу. Расход установился где-то на 11 л/100 км, кондиционер не влияет. Весит Санька по документам 1870 кг (снаряженная масса), мощность двигателя 150 л/с. Это не ракета. Совсем.
Комплектация – «средне-корейская»: противотуманки; электростекла; электрозеркала без складывания, но с обогревом; кондиционер, подогрев сидений, подогрев лобовика (не пользовался ни разу). Магнитолы нет, только аудиоподготовка в передних и задних дверях. Осталась с прошлой машины магнитола Пионер 4000DEH с гнездом под флешку, решил поставить сам. Думал, вырежу заглушку на панели, а там евроразъем, и 20 минут работы, как на Рено… Ага, щас… Там какой-то свой переходник непонятного мне вида. Схемы нет, провода никак не подписаны. В общем, пришлось совместить поездку в Кемерово (200 км) по работе с заездом к официальным сервисменам, для установки магнитолы и на разведку, так сказать. На тот момент это был ближайший сервис, есть еще в Новосибирске (350 км) и Барнауле (примерно столько же). Сервис не впечатлил – всего 2 подъемника, а обслуживают Пежо, Вольво, Фиат и Ссанг Енг. В общем, задумался я, не пролетел ли с выбором служебного автомобиля. Ладно, пока ездим. Осень пришла.
Обкатался Санька, едет более-менее, что-то скрипит впереди слева, но звук «резиновый» - не критично, будем наблюдать. Понемножку кушает масло – где-то литр за первые 10 тыс км. От корейца, пусть даже собранного в РФ, масложора я, честно говоря, не ожидал. Подливаю. В инструкции написано, что проверять масло желательно при каждой заправке, у меня бака хватает пока на 650-680 км, так и делаю. Заправляю 95ым с ГПН, и доливаю Castrol TBE при каждой заправке. Можно заливать 92ой, динамика не страдает, но расход увеличивается на 1-2 литра, и двигатель под нагрузкой работает жестче. Чек загорелся один раз, но сам пропал и больше не вернулся.
Поехал по работе в Черногорск, решил идти через Шарыпово – на джипе же.. В итоге, на подъеме в одну из гор по отсыпанной дороге под днищем раздался звонкий «БАММ» и на панели загорелась лампочка АБС. Остановился посмотреть – перебит провод заднего правого датчика. АБС у меня больше нет..
По возвращении заехал к дилеру в Кемерово, они соединили провода, но лампа не погасла – говорят, сопротивление датчика изменилось из-за скрутки. Заказали новый датчик (он с припаянным проводом), пока езжу так. Наступает зима.
Нужно переобуваться. Штатного размера 235/75R16 днем с огнем не найти, покупаю, как мне казалось, оптимальный вариант – Иокогама Геолендер 072, липучка, размер 245/70. Поведение машины на заднем приводе настораживает – в занос срывается легко, а выходит очень неохотно, уже и руль выкрутил, и газ сбросил – а Санька как шел боком, так и идет. Сказывается ли неработающая АБС? Не думаю, ЕСП у меня нет. Тормозит, тем не менее, прилично, даже на льду. Вспомнил навыки прерывистого торможения на Жигулях – «сам себе АБС». На полном приводе идет очень хорошо, просто как паровоз по рельсам, но есть 2 момента:
1. Полный привод можно включать только на скользких покрытиях, и при скорости не более 80 км/час (по мануалу).
2. Он включается не с первого раза. Это полная _опа, такого я не ожидал. Летом все было нормально – поворот колесика в первое положение – подключается передний мост, поворот во второе – пониженная (все на нейтрали и со сцеплением, конечно). Теперь же передок подключается через раз (мигает лампа на щитке), а пониженная – вообще не включается. Замерз? Так морозов еще не было, -10 и не ниже. Методом проб и ошибок выяснил, что пониженную можно включить, если выключить зажигание при полном приводе и затем включить его снова, после этого при повороте колесика во второе положение пониженная включается с первой попытки. Начинаю подозревать, что дело в электрике. Еду к дилеру на первое ТО (15000 км), там же пытаемся разобраться, в чем дело. Все прозвонили, и вот итог – виноват датчик АБС. Умный Санька опрашивает датчики перед тем, как включить пониженную? Я не электрик, и тем более не электронщик, может – так оно и есть. Датчик не приехал. Ждем-с.
Пришли морозы. Случается и -35. Санька заводится с первого раза, но всегда как будто из последних сил. Такое чувство, что на вторую попытку его не хватит. Автозапуска нет (да и сигналка только штатная - кому этот Ссанг Енг нужен..). При -30 и ниже во время запуска дико визжит насос гидроусилителя – судя по всему, жидкость ГУРа самая дешевая. На трассе, при -30 и ниже из-под капота иногда слышно какое-то сипение, причем только на высшей передаче и при наборе скорости. Будем наблюдать. Прогревается Санька быстро, через 5-7 минут после запуска стрелка указателя температуры смещается на одно деление и начинает идти чуть теплый воздух. По-настоящему тепло в машине становится где-то через полчаса езды. Если еду один – окна не обмерзают, если с пассажирами – задние потихоньку затягивает.
О проходимости по снегу. Если заранее подключить перед – рыхлые сугробы проходит легко, с пониженной – прет везде, лишь бы не сел на раму или мост. Просвет под металлической защитой двигателя - около 19 см. Это внедорожник??? В глубокие колеи соваться нельзя. Также нельзя лезть в сугроб с неподключенным заранее передком. Когда машина уже застряла и не двигается, при подключении переда сначала ничего не происходит, хотя лампочка загорается. Начинаю газовать, вперед-назад, и тут передок подключается с ударом. Жалко трансмиссию, поэтому подключаю перед заранее, двигаясь на нейтрали с черепашьей скоростью. Тогда включается без проблем. За зиму меня раза четыре сильно заносило на скользкой дороге, но обошлось, справился.
Забыл сказать – у Саньки просто шикарный свет, как ближний (линзы), так и дальний. А туманки светят, как ближний свет на Мицубиси Лансер 9 (моя первая служебная машина).
Пришла весна. 13ое марта. Собираюсь в довольно дальнюю поездку – п. Еруда Красноярского края, от меня это около 1500 км, из них 350 – по лесным дорогам. До этого проезжал на Саньке за день 750 км (Новокузнецк-Красноярск) – все нормально, сильно не устаешь, спина не болит. В первый день доезжаем с механиком до Красноярска, там ночуем , встречаем в 6 утра московский самолет в Емельяново и с нашим третьим коллегой прем на север. До Енисейска долетаем за 5 часов, мороз и солнце – день чудесный.. В Енисейске заправляемся 95ым до полного и заправляем 20ти литровую канистру – 95ого впереди больше не будет, только 92ой неизвестного качества. Переезжаем Енисей по ледовой переправе и держимся по указателям на Северо-Енисейский. Дорога на удивление гладкая, все почищено, можно проехать на легковушке.
Доезжаем примерно за 5 часов. Скользко, местами таскает, включаю полный привод. Приехали удачно, поработали 2 дня, на третий – домой. Сильно метет, дорогу чистят, но обогнать кого-то очень трудно. Все время на полном приводе, в Брянке выливаем в бак нашу канистру и заправляемся до полного местным 92ым. Пальцы не звенят, едем. Наконец-то переезжаем Енисей, выходим на скользкую асфальтовую дорогу. В Лесосибирске нас ждет гостиница и ресторан, расслабились, еду на заднем приводе. Скорость – 70-80. Начинаю обгонять Прадо в 120м кузове, вдруг – меня заносит, задним правым углом бью Прадо в задний левый, вылетаю на встречную обочину в свежий сугроб из влажного снега. Санька медленно падает на правый бок. Занавес.
К счастью, мы все живы (были пристегнуты), руки-ноги целы. Вылезли, осмотрелись.. пока ГАИ, туда-сюда… На Прадо ехал местный уважаемый человек (судя по быстро приехавшим Енисейским гайцам). Поговорили вежливо.. Все нормально.
Поставили Саньку на колеса, завели, проверили – ничего нигде не течет, расколот передний бампер, болтается правая противотуманка, вся правая сторона немного смята – снег был мягкий. Стекла все целы, подушки не сработали. Чуть согнулись радиаторы – снег набился. В общем, без ресторана в Лесосибирске не обошлось…
После этого я для себя решил, что нельзя ездить на липучке при основном заднем приводе и подключаемом переднем. На следующую зиму были куплены Nokian Hakka SUV7, шипы. Здоровье дороже.
Но не будем отвлекаться. В конце марта подошло ТО-30тыс км, решил поехать на него в Новосибирск. Там Лады, УАЗы и Ссанг Енги обслуживают на одном сервисе. Поточная система – заплатил, проезжаешь через мойку, заезжаешь в цех, тебе указывают подъемник и твоего слесаря. Здорово – можно «постоять над душой». С ним же идешь в магазин при станции и покупаешь расходники и жидкости. Менялось масло в моторе, переднем и заднем редукторах, коробке, свечи и все фильтры. Все масла купил Шелл, остальное – оригинал. В Саньке даже лампочки многие оригинальные, в магазине не найдешь. Специально так делают, что ли? Мастер работал быстро и качественно, все оплаченные работы были выполнены, ничего не отломил.
На обратной дороге заметил, что улучшился разгон и упал расход, примерно на литр. Подозреваю, что в редуктора была залита на заводе какая-то дешевая гадость.
Весну и лето проездили без замечаний. На 40 тыс км двигатель перестал есть масло. Обкатался? Наелся?
ТО 45 тыс км проходил в Кемерово, заодно поставили датчик АБС. Всего-то около года он ехал.
Забыл, про аварию. Ингосстрах (КАСКО) насчитал около 70 000 руб. Передний бампер и правую переднюю дверь под замену, остальное ремонтировать. Делали в Новокузнецке, у дилера Ниссана, сделали хорошо. Только согласования и доставка запчастей затянулись с марта до августа.
В начале октября переобулся в шипованную Хакку, обкатал ее как положено. Сильно не шумит. Хорошая резина, да и шумоизоляция у Саньки очень хорошая. Разгон, торможение на любом покрытии – очень хорошо. Нужно было сразу брать шипы.
Перед Новым годом прошел ТО-60 тыс км у нового дилера в Новокузнецке. Пустили в ремзону и дали все посмотреть. Масло в мотор – Шелл, в мосты и коробку – ZIC (на этом масле Санька поехал явно хуже, чем на Шелле). Не поменяли жидкость тормозов и сцепления – аппарат, мол, не работает. Т к утяжеления педалей в мороз отмечено не было, я не стал настаивать.
И снова – в любой мороз Санька заводится с первого раза. Правда, в салоне стало попрохладней – возможно нужно будет менять термостат. И радует, и печалит, что этим заниматься буду уже не я – ушел на другую работу, езжу теперь на европейской машине. Но это совсем другая история…
Подытоживая.. Я проехал на этой машине 64 тыс км за 19 месяцев, и я хочу сказать:
1. Трижды подумайте перед покупкой. Дилеры (по крайней мере, в западной Сибири) встречаются редко, работают так себе. У меня сложилось впечатление, что если бы с машиной случилось что-то серьезное, никто из них бы не помог. В этом я был бы рад ошибаться.
2. Салон – тесноват, багажник – шикарный. Тепло, тихо, но трясет. На полном приводе по трассе зимой не поедешь быстрее 80ти км/ч, а в заднеприводном режиме это не самая послушная машина. Коробка передач – как на грузовике, иногда приходится переключаться с двойным выжимом, особенно вниз.
3. Как проходимец – сомнителен. Под защитой просвет небольшой. Хотя, где бы я ни ездил – ни разу не застрял. Но я не грибник, не охотник.
4. Вы будете разочарованы динамикой. Если только не пересели с УАЗа.
5. Цены на ТО – от 15000 руб. Масла в двигатель вмещается 8 л; свечи, фильтры – все оригинал. Думаю, можно найти дубликат, но как к этому отнесется дилер?
6. За все 64 тысячи км ничего серьезного не сломалось.
В общем, никому ничего не советую, решать вам, уважаемая публика. Вышло очень много букв. Спасибо тем, кто осилил.