Система автопилотирования с искусственным интеллектом, сканирование дорожной поверхности ультразвуком, подвеска, вырабатывающая электроэнергию, инновационная, запатентованная система замены АКБ, независимая сеть зарядных станций по всему миру… Это не синопсис научно-фантастического фильма. Это описание электромобиля «Монарх». Его планируют производить предприниматели из Новосибирска. Причем первые экземпляры можно будет купить уже в конце 2021 года. Седан «Стандарт» с пробегом на одной зарядке в 500 км обещают продавать за 1,5 млн руб.
Интригует? Еще бы. Настораживает? Несомненно.
Мы попытались разобраться, что же собой представляет проект «Монарх» и каковы его перспективы быть воплощенным в жизнь.
Сайт проекта появился в общем доступе не так давно; доменное имя зарегистрировано (у зарубежного регистратора и со скрытием владельца) только 19 марта 2019 года. По сайту и размещенной там презентации судить о технической стороне замысла довольно сложно. Попробуйте сами. Вот характерные цитаты из описания электромобиля (орфография и пунктуация сохранены):
«Разработка будет проводиться в период с 2019 по 2021 годы силами российских и международных инженеров. Производственные мощности составят 20 000 автомобилей в год. Комплектация батареями любой емкости за счет телескопической центральной части. Штатная установка систем высокоскоростной передачи данных, автопилотирования и искусственного интеллекта. Модульная система замены батарей, запас хода до 500 километров. Штатная комплектация подвески с элементами для генерации электрической энергии, при движении вертикального хода подвески. MONARCH ведет активную разработку батарей на графеновых накопителях, что позволит в ближайшее время увеличить запас хода до 1000 км. Параллельно с разработкой автомобиля специалистами компании осуществляется разработка и формирование сети электрозаправочных станций и сервисных центров MONARCH по всему миру. Проект MONARCH объединил лучших Российских и мировых инженеров, и в 2021 году мы получим качественный, серийный автомобиль, которым будет гордиться вся Россия!».
На первый взгляд, это не более чем сумбурный набор идей, причем сформулированных людьми, далекими от автостроения. Ведь большая часть заявленного — целые направления научных исследований, коими занимаются ведущие мировые институты и корпорации. Но автопилот, графеновые аккумуляторы и уж тем более искусственный интеллект пока не созданы, по крайней мере в коммерчески пригодном исполнении. И если учредители проекта «Монарх» уже обладают соответствующими технологиями, то им можно расслабиться и ждать вручения Нобелевских премий.
Но, с другой стороны, этот текст вполне может быть творчеством привлеченных к проекту пиарщиков, которые немного перегнули и приукрасили. Хотя информационные лакуны сайта уже заставляют предположить сознательную попытку что-то недоговорить.
Например, в разделе «Документы» ссылки на скачивание файлов с бизнес-планом, «дорожной картой» и списком активов компании ведут… на страницу авторизации. Но формы для регистрации на сайте нет, соответственно, невозможно и авторизоваться. Равно как и посмотреть документы. Почему так сделано, мы объясним чуть позже.
Список партнеров обширен и внушителен. Здесь и Роснано, и региональные министерства промышленности (Рязанская, Самарская области, Пермский край, Алтай), и множество университетов и институтов.
Однако в большинстве случаев под логотипами оказываются вежливые ответы в стиле «ваше обращение получили, спасибо».
Красив и реестр экспертов.
Первые 11 человек из списка работают в Новосибирском техническом университете (НГТУ) на высоких должностях: проректоры, деканы, доценты. Мы направили запросы всем экспертам, ответили пятеро. В общем, ответы можно свести к утверждению: да, было совещание на эту тему, но больше сказать нечего. Лишь профессор Николай Щуров написал нам, что не имеет никакого отношения к «Монарху».
В других разделах тоже встречается противоречивая информация, например, в одном случае говорится об «ультразвуковом сканировании дороги», в другом же — об инфразвуковом.
Есть утверждение о подаче заявки («компания приступила к оформлению статуса резидента») в ТОСЭР «Новоалтайск». Именно там планировалось размещать производство электромобиля.
В списке действующих резидентов проекта «Монарх» пока нет, но это ни о чем не говорит: пресс-секретарь Минпромэнерго Алтайского края Оксана Васина подтвердила Дрому, что «вопрос прорабатывается». Есть у нас и официальный ответ мэрии города:
«Представители АО “Монарх” не обращались в администрацию города Новоалтайска. Вместе с тем сообщаем, что Алтайский центр инвестиций проводил рабочую встречу с представителями АО “Монарх”».
Короче говоря, все эти изыскания почти не продвинули нас в понимании проекта — как технической его части, так и организационной. Презентационные материалы готовились явно не очень тщательно. Это же впечатление автоматически переносится и на сам проект: непроработанность идеи, отсутствие подробностей и конкретики там, где она должна быть в первую очередь, только усиливают скепсис.
И мы связались с председателем совета директоров компании «Монарх» (так на сайте) Алексеем Пономаренко. (Отметим в скобках, что компании «Монарх» де-юре не существует, а г-н Пономаренко является гендиректором ООО «Новые технологии Сибири», от лица которого и выступает). Вот что он нам пояснил:
— Прототип начали делать, пока своими силами. Сейчас происходит подготовка шасси (донора) и отрисовка экстерьера автомобиля, которые мы планируем завершить до июля. Далее (примерно до сентября) произойдет подготовка силового блока (двигатель и батарея) и создание автомобиля в 3D. Потом будем создавать сам кузов (материал — карбон) и размещать его на раме. Карбон используем только для прототипов, серийные кузова будут стальными (штамповку планируем получать из Калуги, с предприятия «Гестамп»). Интерьер пока не создаем!
Сейчас проводится конкурс дизайна экстерьера, в котором уже приняли участие более 20 физических лиц. Параллельно работу ведут собственные инженеры. А вообще в «Монархе» реализована идея «коллективного дизайна» с учетом специальной программы «Эволюция». Возможно, мы обратимся к ведущим мировым дизайнерским студиям. Формат и стоимость их работ нам известны и вполне устраивают. Финальную стадию, вероятнее всего, будем производить в МАМИ (Московский политех) и Санкт-Петербургском политехе.
Уже сформирована рабочая группа «Автопилотирование, IOT и ИИ», в которую вошли специалисты ведущих российских научных учреждений в данной области. Вопросы рабочей группы закрыты и без предоставления допуска общественности не предоставляются. Интернет вещей, как и ИИ, планируем развивать вместе с ТОСУР. Помимо этого я сам очень глубоко знаю данную отрасль (IOT) и лично буду курировать этот отдел. Расположение блоков передачи и обработки информации, ее виды и способы — также закрыты тайной разработки!
Использование и замена АКБ — основная «прорывная» часть «Монарха», на которую регистрируются патентные права. Если кратко, то «Монарх» предусматривает съемный энергетический блок (СЭБ), состоящий из различных типов (не менее трех видов) АКБ емкостью энергии от 50-100 кВт⋅ч, а также емкостных накопителей емкостью до 300 кВт⋅ч. Они подлежат быстрой модульной замене на специализированных заправочных станциях Monarch через откидной порог в полости рамы автомобиля. Скорость смены блока 1,5-4 минуты. Именно тут и напутали журналисты «Вести Наука», указав, что это время заряда автомобиля, а после чего их перепечатали половина СМИ в РФ и все дружно посмеялись.
Двигатели — синхронные с внешним ротором и редуктором и в безредукторном исполнении, мощностью 50 или 75 Квт каждый, с возможностью установки на любую ось автомобиля. Это позволит получить автомобили мощностью от 135 л.с. до 815 л.с.
В серию первым пойдет автомобиль Е-класса. Кстати, с классификацией мы пока вопрос также не решили. Возможно, поможет ваше сообщество, у Drom оно огромное. Производство планируем запустить к декабрю 2021 года.
В этой длинной цитате, составленной из переписки в мессенджере, Алексей Пономаренко мастерски уходит от конкретики по поводу персоналий. А ведь автомобили создают конкретные люди, и по их опыту можно судить о перспективности затеи. В конце концов Пономаренко назвал нам два имени. Первое — Алексей Боровков, руководитель Инжинирингового центра СПбПУ (Санкт-Петербургский политех). Именно под его руководством происходило проектирование кузовов проекта «Кортеж» (Aurus). И, по словам Пономаренко, именно Боровков и его команда спроектируют кузов «Монарха».
Мы связались с Алексеем Ивановичем, и вот что он нам рассказал:
— Представитель проекта «Монарх» беседовал со мной в Красноярске (после моей лекции), затем приезжал к нам, разговаривал с нашим главным конструктором Олегом Клявиным. Я не слышал, чтобы мы (Центр компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и группа компаний CompMechLab) договорились о совместной работе в рамках проекта «Монарх». К сожалению, предложенные формы работы противоречат нашему опыту работы с высокотехнологичными компаниями, причем как отечественными, так и зарубежными.
Второе имя — Степан Иченец, бывший директор казахстанского завода Hyundai Trans Autо. По характеристике Пономаренко, Иченец — опытный производственник. Это на самом деле так: кроме участия в запуске завода в Казахстане Степан Васильевич работал директором по производству на Клинцовском автокрановом заводе. Он подтвердил участие в «Монархе» в должности руководителя производства, но отказался прокомментировать сроки на том основании, что конкретного проекта пока нет и говорить не о чем.
Это еще плотнее подводит нас к мысли о наспех сформированной (и недоформированной) команде, попытке ввязаться в историю с наскока, без тщательного планирования и даже без внятной постановки задачи.
Теперь настало время представить менеджеров проекта.
Главный в этом деле, как уже было сказано, Алексей Пономаренко, 37-летний предприниматель из Новосибирска.
Он является учредителем и руководителем нескольких фирм, самая старая из которых зарегистрирована в 2008 году. В 2012 году он занимался дачным девелопментом по оригинальной схеме, потом продвигал бизнес, связанный с криптовалютами. Отзывы об этом бизнесе встречаются, мягко говоря, разные. Последнее «цифровое» дело Пономаренко — привлечение инвестиций в проект DAGNet, непрозрачный, построенный по классической схеме «лохотронов» эпохи ICO. Но не будем судить, это выходит за рамки нашего повествования. Интереснее то, что некоторые коллеги Алексея по «Дагнету» перешли на работу в «Монарх».
Одна из интересных фигур — Роман Крайняк.
Именно он и его офис в «Москва-Сити» указан в качестве московского представительства «Монарха». Роман тоже родом из Новосибирска, и тоже с богатой деловой биографией и разными отзывами. В «Москва-Сити» у Романа — ни много ни мало международный криптовалютный центр, а по сути — банальный обменник крипты на фиат. Но г-н Крайняк — фигура разносторонняя, в Интернете можно найти даже его объявления о продаже бриллиантов.
Мы попытались договориться с Романом о личной встрече, но он сообщил, что в данный момент находится не в Москве.
Тут мы подошли к главному аспекту проекта «Монарх» — финансовому.
Общий бюджет проекта заявлен в $461 млн, из них «собственные средства» составляют $235,2 млн. Почему мы взяли словосочетание «собственные средства» в кавычки? Потому что у нас есть основания сомневаться в их наличии, по крайней мере, в указанном объеме. И вот в чем дело.
По словам Пономаренко, бенефициаром проекта является фирма Sino International Cooperation Limited, зарегистрированная в Гонконге, в многофункциональном офисном центре. А в качестве CEO указан Денис Ким, наш соотечественник из Уссурийска. Этот же Ким обозначен как CEO вышеупомянутого DAGNet. Согласно данным Hong Kong Companies Registry, фирма Sino International Cooperation Limited была зарегистрирована в январе 2018 года, но сведений о ее деятельности в Интернете нет. Вообще нет, никаких. Фирма-призрак. Инвестируя сотни миллионов долларов, она не имеет даже своего сайта.
Денису Киму мы направили запрос, но на момент написания этой статьи он не ответил. (Денис Ким связался с нами уже после выхода статьи, его мнение о Монархе и лично об Алексее Пономаренко мы приводим в конце текста, в постскриптуме).
Напомним, что Гонконг хоть и не является офшорной зоной в юридическом смысле, де-факто мало чем от офшора отличается: его законодательство позволяет не раскрывать конечных бенефициаров компаний и освобождает зарубежные доходы от налогообложения. Очень удобное место для фирм, ведущих, скажем так, неоднозначную деятельность за границами Гонконга.
Так вот, согласно плану, разницу между «собственными средствами» и общим бюджетом проекта должны покрыть привлеченные инвесторы. Инвестиционный период разбит на четыре этапа: краудинвестинг, прямая продажа акций, продажа акций новообразованного АО (которого еще не существует) на российских биржах и выход на IPO.
Вот главные финансовые показатели:
По словам Пономаренко, имеющихся средств достаточно для разработки электромобиля, а вот строительство завода будет идти уже на привлеченный капитал. К крупным инвесторам не обращались («Зачем? Пока денег достаточно!»). А ещё Пономаренко, на вопрос о том, почему выбран именно краудинвестинг (привлечение денег от неквалифицированных инвесторов, простых людей), сообщил следующее: «Мы от всех подряд не принимаем. Слишком сложно заплатить в проект». Как бы дистанцируясь тем самым от сбора средств от «частников».
Тем не менее, объявлена программа «Ранний инвестор». В ней могут участвовать любые физические и юридические лица, просто переведя деньги через платежный сервис на сайте проекта.
Любопытно, что доступ в личный кабинет предоставляется только после внесения денег.
Соответственно, с бизнес-планом и прочими важными документами можно ознакомиться только став инвестором. То есть сделав безотзывный платеж. Помните, в начале этого материала мы удивлялись отсутствию формы регистрации на сайте?
Впрочем, как сообщил Алексей Пономаренко, бизнес-плана пока вообще нет, он находится «в процессе корректировки в связи с вопросами инфраструктуры ЭЗС (рассмотрение вопросов в Минтрансе и сопредельных ведомствах)». Получается, что с документами по проекту сейчас нельзя ознакомиться даже за деньги.
Итак, появились слово «краудинвестинг» и красивая легенда о технологическом прорыве, отсутствует бизнес-план (как минимум с ним нельзя ознакомиться), до внесения денег документация и личный кабинет недоступны, нет независимого аудиторского заключения, не привлекаются профессиональные инвесторы, получателем денег является фирма, зарегистрированная за рубежом, на территории, близкой по законодательству к офшору.
Ничего не напоминает?
Правильно. Это напоминает инвестиционно-технологические лохотроны, в избытке появившиеся в последние годы. Самые известные — SkyWay и мотор-колесо Дуюнова, но на фоне их успеха по одурачиванию простых граждан возникли и десятки других, менее масштабных, но не менее наглых. Как минимум квалификационные признаки совпадают.
Будем осторожны в оценках: проект «Монарх» находится на самой начальной стадии, не рекламируется и не занимается активным «баблосбором». Займется? На вопрос о том, будет ли открыта партнерская программа, в которой каждый инвестор сможет зарабатывать на привлечении других инвесторов (схема сетевого маркетинга), Алексей Пономаренко ответил уклончиво: «У моих маркетологов на этот счет мнения разошлись. Я лично не сторонник партнерских программ. Однако бюджет проекта предусматривает расходы на маркетинг до 30%. В этой связи, возможно, мы рассмотрим прямые продажи, но точно не напрямую от “Новых технологий Сибири”».
Только нам кажется, что в этом ответе фигурирует однозначное «да»?
Посмотрим. Активная фаза проекта начнется после изготовления макета электромобиля, чтобы было что продемонстрировать «инвесторам». То есть ориентировочно в сентябре.
Напомним, что главная цель «краудинвестинговых проектов» — не создать продукт, а, напротив всячески оттягивать момент реализации, имитируя бурную деятельность и «высасывая» деньги из наивных вкладчиков. А еще лохотронщики любят апеллировать к экологии и патриотизму («спасем планету», «возродим технологическую мощь России» и вот это все). При этом юридически обставляется все так, что не придерешься и уж точно не вернешь денег. Но и распознать мошенничество несложно, достаточно иметь в виду вышеперечисленные признаки фрода.
В данном случае человек, вкладывающий деньги, может осмыслить только один прогноз: годовая доходность проекта — 6 млрд рублей. Какова будет расчетная прибыль (доход и прибыль — разные вещи, дивиденды платятся с прибыли), сколько будет реинвестировано, сколько совет директоров АО направит на дивиденды — все это terra incognita. На самом деле даже самый подробный бизнес-план сможет ответить на эти вопросы лишь в диапазоне плюс-минус бесконечность. А уж проект со стольким количеством ноу-хау, которые, очевидно, потребуют денег гораздо больше, чем предусмотрено нынешним планом, просто обречен на непредсказуемость. Да и вопрос с выходом на биржи неоднозначен: при заявленных показателях «Монарх» может рассчитывать на листинг акций только третьего уровня (их еще называют «мусорными»). Привлечь сколь-нибудь серьезный объем биржевых инвестиций, ничего не зарабатывая, практически невозможно.
$461 млн для разработки электромобиля и постройки автозавода «с нуля» — весьма скромный показатель, такое стоит не менее $1 млрд. А 2,5 года до серийного выпуска выглядят совсем уж фантастично. Как и минимальная цена за автомобиль. Прикиньте: самый дешевый электромобиль на российском рынке — Renault Kangoo Z.E. 33 с запасом хода в 270 км стоит 2,6 млн руб. Это при том, что в нем используется «тележка» обычного серийного Kangoo. А тут — оригинальный электромобиль с запасом хода в 500 км, полным приводом и автопилотом — за 1,5 млн руб.
Мы обратились за комментарием к эксперту в вопросах разработки электромобилей и беспилотников Антону Поппелю, директору московской фирмы «Электротранспортные технологии». Вот что он сообщил:
— Если у них есть деньги и нет технического задела, то сроки нереальны, только на подбор коллектива уйдет от трех до пяти лет. И странно, что деньги заявлены китайские. Насколько я знаю, китайцы деньгами не разбрасываются и инвестируют только в свои проекты.
По поводу графеновых аккумуляторов. Таких аккумуляторов не существует, есть прототипы суперконденсаторов, а серийных аккумуляторов с графеновым катодом или электродами с использованием графена нет. До сих пор выход графена очень мал, и никто пока не нашел технологии, которая радикально повышала бы потребительские характеристики аккумуляторов. Существуют только прототипы и исследовательские партии графеновых АКБ.
PS: Уже после выхода этой публикации с нами связался вышеупомянутый директор Sino International Cooperation Limited Денис Ким. Вот что он рассказал:
«Примерно полтора года назад я принимал участие в проекте Алексея Пономаренко «Cryptobank.one». Говорили, что это все относится к «Цифровой экономике» и что это новый тренд связный, с блокчейн и криптовалютами. И все это не было связано, с его слов, с сетевым бизнесом и тем более финансовыми пирамидами. Одним из видов заработка был вклад в его «банк» и «реальная работа трейдеров», где обещали процент от вклада. После начались какие-то проблемы, перестали платить проценты и вообще не вернули вклады. В это же время он начал новый проект «dagnet.one». Также говорил про новые технологии и тд. Попросил выступить в роли гендиректора «Дагнета», мотивируя это тем, что для инвесторов важно, чтобы внешность руководителя была азиатской. Я не согласился, так как уже начались проблемы с его первым проектом, поэтому нигде не ставил не одну подпись. Он сам как-то добавил меня в компанию Sino International Cooperation Limited, где банк был откуда-то из Армении. Тем более, если вам известно, сейчас крайне сложно открыть счёт или открыть компанию в Гонконге гражданину России, почти нереально и как меня добавили туда - одному богу известно. А на сайте они написали, что я вообще гражданин Южной Кореи! Я несколько раз просил удалить эту информацию и вернуть все средства. И только потом говорить о каких-то новых проектах. Но, вижу, он все не угомонится. То ли писать заявление на него в полицию за подделку подписей, то ли ещё что… Юридически он грамотно все оформил, тяжело будет что-то вернуть. И таких людей, как я, по России немало. Пономаренко говорит, что его кинули, а так он «честный человек». Кто-то из Приморского края не против с ним вести дальше сотрудничество по проекту электромобиля «Монарх». Но мне уже немого смешно это слушать».