Теперь с приобщением к автомобильной истории стало несравненно проще. Собственный небольшой автомобильный музей открылся едва ли не в каждом областном центре. А то и в городках поменьше. Единственное, набор техники в подобных заведениях обычно весьма однообразен — вытащенные из гаражей «Волги», «Победы», «Москвичи» да ГАЗики. Часто с масштабными следами прежней нещадной эксплуатации. За автомобильными собраниями мирового уровня по-прежнему надо ехать или лететь в Москву. Впрочем, не всегда. В нашем рейтинге — десяток самых интересных автомобильных коллекций России. Само собой, легко доступных для обычного посещения.
Вы будете удивлены, но одна из самых необычных автомобильных коллекций России находится прямо в залах столичного аэропорта Домодедово. С марта этого года часть основного терминала там превращена в подобие автомобильного музея. Платить за осмотр не надо — разве что придется приобрести авиабилет до Москвы или в самой Первопрестольной найти способ добраться до аэропорта. Домодедовская коллекция того стоит.
Ее основа — автомобили конца 20-х, начала 30-х годов европейских и американских марок. Причем здесь большей частью представлены не роскошные лимузины для богачей, а машины более-менее массового сегмента. Которые, за исключением вездесущих Фордов, в России вообще мало где увидишь. Судьба коллекции не менее интересна, чем сами машины. Несколько лет назад их привез из Испании в свой родной город один влиятельный челябинский бизнесмен. И организовал на их основе автомобильный музей в принадлежащем ему торговом центре. Но в прошлом году из-за проблем с бизнесом коллекция была выставлена на продажу и в итоге ее приобрела авиакомпания S7.
На какое-то время автомобили исчезли из поля зрения публики, пока самым неожиданным образом не обнаружились в московском аэропорту. Конечно, это не полноценный музей с отдельным зданием и прочими «плюшками», но за счет уникальности коллекции и ее доступности пропускать ее не рекомендуется.
На фоне многих других музеев, которые стараются срубить с посетителей законную копеечку даже если в их собрании находится всего лишь несколько ржавых отечественных машин в уколхоженном состоянии, коллекция екатеринбургской фирмы ETS, чей основной профиль — обслуживание грузовиков американских марок, выглядит актом истинного меценатства. За обзор своего собрания эта компания не взимает никакой платы. Любой желающий может приехать в поселок Кольцово (да-да, это совсем рядом с одноименным аэропортом, так что при желании до музея из терминала можно дойти пешком — правда, расстояние составит несколько километров) на улицу с характерным названием Реактивная и насладиться отличным собранием автомобильной и мотоциклетной классики.
Хозяйке на заметку. Посещение лучше наметить на летние месяцы. Тогда к машинам, представленным в небольших залах, добавляется уличная экспозиция, увеличивающая количество визуального удовольствия сразу в несколько раз.
Основная тематика музея — машины американского производства — с самого начала XX века и практически до наших дней. Впрочем, помимо «автомобильной Америки» в Кольцово можно посмотреть и на автомобили из Великобритании, а также оценить небольшой «табунчик» советской техники. Отдельные залы посвящены мотоциклам. В них представлены пара сотен двух- и трехколесных машин производства СССР и стран СЭВ. Плюс мопеды западных марок. В недалеком будущем компания ETS обещает построить полноценный музей, и тогда под одной крышей соберутся сразу все полторы сотни машин из коллекции фирмы.
Вернемся в столицу. От гиганта советского автопрома имени Лихачева, как известно, остались лишь рожки, ножки да здание на Автозаводской улице, в котором ранее находился музей трудовой славы предприятия. Правда, исторические машины в нем никогда не выставлялись, ограниченность площадей не позволяла. Тем не менее богатая коллекция легковых и грузовых автомобилей марок АМО/ЗИС/ЗИЛ накапливалась на заводе еще с 30-х годов прошлого века. Правда, обычные люди могли их увидеть только во время проведения торжественных мероприятий и выставок. После мучительной кончины предприятия несколько лет назад исторические машины после некоторых перипетий оказались в надежных частных руках. Пару лет назад новые собственники организовали выставку бывшей зиловской коллекции в небольших выставочных залах неподалеку от центрального входа в столичный парк «Сокольники».
Конечно, все имеющиеся в наличии экземпляры эта выставка вместить не в состоянии. Но самые ценные модели московского автозавода теперь доступны для всеобщего (и бесплатного) обозрения. Начиная от самого первого грузовика АМО и заканчивая вездеходным поисково-спасательным комплексом «Синяя птица», предназначенным для эвакуации космонавтов с места приземления. Часть экспонатов в музее находится не на постоянной основе, а подвергается ротации. Поэтому в один визит вы можете посмотреть на парадные кабриолеты, а в другой — на бронированные лимузины, обслуживавшие Горбачева и Ельцина.
Помимо собственно автомобилей московского автозавода в Сокольниках выставлено и множество других уникальных артефактов из истории предприятия: чертежи, макеты, двигатели и даже малюсенький автомобильчик Honda N600 из 60-х годов, служивший на ЗИЛе внутризаводским транспортом.
Пожарные машины в любом музее являются любимцами публики. Яркие, с массой необычного оборудования — они всегда в центре внимания. Самое богатое в России собрание автомобилей службы «01» находится в Санкт-Петербурге. В соответствующем антураже исторической пожарной части Василеостровского района.
В здании постройки 1884 года хранятся порядка двух десятков разнообразных машин спецназначения. От старейшего автомобиля-огнеборца, сохранившегося в нашей стране — АМО конца 20-х годов, — и до абсолютно футуристичного аппарата, созданного советскими специалистами в 70-х годах совместно с французской фирмой Sides на шасси полноприводного грузовика ЗИЛ-131. Таких машин во всем мире только две: одна в Санкт-Петербурге, другая во французском музее.
Также здесь представлена полная линейка самых известных отечественных пожарных автомобилей — начиная от довоенных ГАЗиков и ЗИСов. Есть в наличии и несколько экземпляров зарубежного производства, попавших разными путями в нашу страну. Посещение выставки бесплатное. Но следует заранее позвонить и договориться о визите.
Этот музей, действующий с конца прошлого десятилетия на территории исторического автомобильного гаража Рогожской заставы, за свою недолгую жизнь сменил несколько названий. С 2016 года он именуется музеем «Московский транспорт» и подчиняется «Мосгортрансу». Соответственно, на протяжении последних лет его экспозиция постепенно трансформировалась из несколько хаотичной и постоянно обновляемой выставки машин частных владельцев в выставочные площади для солидной коллекции оператора столичного городского транспорта.
С одной стороны, это плохо — в настоящее время легковых ретроавтомобилей иностранных марок в экспозиции почти не осталось. С другой — наконец сформировалась постоянная площадка для огромного собрания исторического подвижного состава «Мосгортранса». А это не только автобусы, но и разнообразные грузовики, спецмашины, а также богатая коллекция отечественных легковушек. Правда, старые гаражные павильоны так и не увидели большинства ретротроллейбусов «Мосгортранса», которые по-прежнему хранятся на территории филевского парка. По чисто техническим причинам за бортом публичного обозрения остались и трамваи.
Но и без них собрание впечатляет. Тем более что в определенном обозримом будущем музей скорее всего покинет обжитое место и переедет в более крупные помещения неподалеку от Казанского вокзала. А пока, помимо городского транспорта, на Рогожке также можно полюбоваться на коллекцию патрульных (и не только) машин из музея московской ГАИ, а также оценить роскошное собрание бывшего музея АЗЛК, которое после банкротства завода выкупило правительство Москвы. Причем большинство «Москвичей», представленных здесь, — уникальны. Это экспериментальные образцы, созданные в основном в единственном экземпляре.
Данная организация, занимающая, к слову, бывшие производственные корпуса российско-белорусского производителя тяжелых грузовиков «Яровит» в Санкт-Петербурге, собрала под своим началом крупнейшую в России коллекцию автомобилей и мотоциклов периода Второй мировой войны. Доступ в это собрание свободно открыт лишь несколько дней в году — в памятные даты войны. Но при желании можно договориться и о визите в другое время — сформировав для посещения заинтересованную группу.
В «Ленрезерве» собрали и воссоздали практически все известные варианты автомобилей ГАЗ и ЗИС периода войны и предвоенных лет: легковые машины, вездеходы, грузовики, автобусы, броневики. В отдельном зале представлен ленд-лиз — все многообразие вариаций армейского джипа начиная от самой его первой итерации марки Bantam.
За колючей проволокой, словно в автомобильном фильтрационном лагере, упрятана техника вермахта. Помимо образцов немецкого производства также представлены машины и мотоциклы производства Франции, Австрии, Чехословакии. Есть в наличии и интересные образцы гражданских автомобилей американского производства: обслуживавшие правительство СССР роскошные Паккарды или стремительные Форды, назначенные на службу в НКВД.
Но автомобили — это лишь часть масштабной экспозиции «Ленрезерва». Под крышей бывшего завода, например, обустроена грандиозная диорама «Дорога жизни» — с реальными автомобилями на имитации ледовой трассы. Рядом — натурально воссозданная улица блокадного Ленинграда с наполненными машинами гаражами, магазинами, опорным пунктом милиции и копиями трехэтажных домов, в которых обустроены квартиры, демонстрирующие повседневный быт людей в окруженном врагом городе.
Главный технический музей страны уже несколько лет закрыт на капитальную реконструкцию. Но для нас это даже благо. Ведь прежде скромная автомобильная экспозиция была загнана в крохотные полуподвальные зальчики музея на московской Новой площади. Там в страшной тесноте ютилось около двух десятков автомобилей и примерно столько же мотоциклов. А ведь в фондах Политеха техники насчитывается в несколько раз больше.
С закрытием музея на ремонт, как это ни парадоксально, доступ к прежде скрытым сокровищам стал гораздо проще. Несколько лет на территории бывшего завода «Москвич» действует проект «Открытые фонды “Политеха”». Заранее договорившись об экскурсии (чем больше людей — тем лучше, за несколько человек цена будет такая же, как и за одного), ты получаешь доступ в огромные цеха, где некогда собирали автомобили «Москвич». Никакого оборудования здесь давно нет. Взамен вы увидите бесконечные стеллажи с самыми невероятными экспонатами, собранными за 150 лет существования политехнического музея. Включая обширнейшую автомобильно-мотоциклетную часть.
Самые старые машины здесь из начала XX века, включая единственный сохранившийся полностью оригинальный «Руссо-Балт». Вроде знакомые советские машины подчас предстают необычными опытными образцами, предсерийными экземплярами, спецавтомобилями, приспособленными под решение уникальных задач. Таких как обеспечение Олимпиады-80. Кроме того, в фондах музея упрятаны грузовые автомобили, гоночная техника, а также машины-наглядные пособия — с разрезами кузовов и важнейших узлов, показывающие внутреннее устройство «Москвичей», «Побед» и «Волг».
Пускай вас не пугает слово «военный» в названии. Помимо армейской техники в этом уникальном месте собрана отличная коллекция и обычных автомобилей. Вернее не так — здесь полно самых необычных автомобилей. На самом деле музей находится не в самом городском поселении Черноголовка Ногинского района Московской области, а немного не доезжая до него, в селе Ивановское. На территории бывшего пионерского лагеря. Что придает антуражу экспозиции определенный налет постапокалипсиса. Представьте: обшарпанные лестницы, комнаты-палаты с казенно-голубой окраской стен, а в них вместо железных кроватей разместились автомобили и мотоциклы. Самые разные: типичный советский автопром, нетипичный советский автопром (кремлевские скорые помощи, операторские киномобили — те и другие на базе «Чайки»), немецкая техника времен войны, американский ленд-лиз, трофейные Хорьхи. А еще коллекция советских таксомоторов из старого и давно закрытого музея московского такси. Включая невероятный образец опытной модели такси будущего из 60-х годов.
Но бывшие пионерские корпуса — лишь часть музея. За ними находится площадка с навесом, под которым упрятаны вездеходные монстры разработки секретного СКБ ЗИЛ. Неподалеку — ряд самодельных машин из СССР. А еще чуть дальше — свежепостроенный крытый ангар, в котором автомобильное великолепие продолжается. В этом помещении и вокруг него размещена в основном крупногабаритная техника — военные грузовики и пожарные машины самых разных времен и народов, танки и бронетранспортеры, а сверху, с антресолей, на посетителей удивленно смотрит общирное семейство самых разнообразных «Жестянок Лиззи» — фордовских моделей Т.
Никогда не судите о богатстве коллекции по внешнему виду музея — именно так можно определить концепцию этого музея.
Если собрание в Черноголовке показывает технику на фоне останков советского быта и гипсовых статуй пионеров-горнистов, то расположенный совсем рядом с Москвой, неподалеку от знаменитой усадьбы «Архангельское» музей Вадима Задорожного сделан в стиле «дорого-богато». Монументальное здание, ухоженные открытые площадки, даже собственный ресторан в отдельном корпусе — внешний антураж сразу настраивает на ожидание чего-то экстраординарного.
Так и есть. Если вокруг здания на обширных внешних площадях расположена в основном военная техника, то внутри поселилась роскошь довоенного автомобилестроения. И не только его. Главная тема автомобильной части музея — эксклюзивные модели 30-х годов: самая крупная в России коллекция Хорьхов, стремительные Alfa-Romeo, французские Delahaye — этих машин здесь больше всего. Но это лишь основа экспозиции, ее краеугольный камень.
Если пройтись по основному залу, то помимо довоенной классики мы найдем и машины начала века, и небольшую коллекцию потешных микрокаров из 50-х.
Этажом выше — легкая военная техника и бесконечные ряды мотоциклов. Включая отдельную выставочную зону, посвященную чехословацким Явам. В ней собраны практически все модели и модификации этой легендарной марки — от довоенных лет и вплоть до начала 90-х годов. Но и это еще не все. Есть еще и «минус первый» уровень экспозиции. В подвальном зале музея основной лейтмотив — советские правительственные лимузины. Разных лет выпуска, различных моделей. ЗИСы, ЗИЛы и «Чайки». Лимузины, кабриолеты, бронированные и полноприводные версии, вплоть до переделок в скорые помощи и катафалки. А обрамлением этому партийно-номенклатурному великолепию служат мотоциклы почетного кремлевского эскорта.
За несколько лет на Урале, в промышленном городе Верхняя Пышма, расположенном к северу от Екатеринбурга, сформировался самый впечатляющий технический музей страны. Бесконечные ресурсы Уральской горно-металлургической компании поначалу вылились в обширную открытую площадку с военной техникой, где помимо танков, орудий, самолетов, поездов и кораблей можно найти и самые разнообразные автомобили армейского предназначения. Чуть позже были возведены отдельные многоуровневые здания в бетоне и мраморе для техники более мелкого масштаба. В первом кроме самолетов, легких танков и колесной бронетехники собрана неплохая подборка военных внедорожников и мотоциклов. Второе здание построили совсем недавно специально под автомобильную коллекцию. Правда, собрание ретроавтомобилей УГМК разрастается такими темпами, что вскоре к этому четырехуровневому павильону пристроят дублера аналогичного масштаба.
Пока же на первом этаже автомузея демонстрируют ввезенные из Европы и Америки классические машины от эпохи сотворения самодвижущегося экипажа и до 30-х годов. Второй и третий уровни посвящены советскому автомобилестроению. Советских машин не просто много. Кажется, что основная задача владельцев музея — собрать под одной крышей все когда-либо существовавшие модели производства СССР. Поэтому коллекция постоянно пополняется новыми экземплярами. Как восстановленными и воссозданными заново в местных реставрационных мастерских, так и выкупленными из частных коллекций со всей страны.
Четвертый этаж отдан мотоциклам и гоночным автомобилям. Причем и те и другие также собраны в невиданных масштабах по сравнению с любым другим российским музеем.
Но и это еще не завершение темы. Рядом с основным зданием находится небольшой павильон № 1, где представлены тракторы, автобусы и грузовики. И наблюдая непрекращающуюся масштабную стройку в этом музейном комплексе, я не сомневаюсь, что вскоре будут павильоны № 2, 3 и далее до бесконечности.