Теперь с приобщением к автомобильной истории стало несравненно проще. Собственный небольшой автомобильный музей открылся едва ли не в каждом областном центре. А то и в городках поменьше. Единственное, набор техники в подобных заведениях обычно весьма однообразен — вытащенные из гаражей «Волги», «Победы», «Москвичи» да ГАЗики. Часто с масштабными следами прежней нещадной эксплуатации. За автомобильными собраниями мирового уровня по-прежнему надо ехать или лететь в Москву. Впрочем, не всегда. В нашем рейтинге — десяток самых интересных автомобильных коллекций России. Само собой, легко доступных для обычного посещения.
10. Выставка Pop-Up Experience
- Что можно увидеть: настоящий Lorraine-Dietrich и прочие уникальные для России машины 20-х и 30-х годов
- Где: Московская область, аэропорт Домодедово
Вы будете удивлены, но одна из самых необычных автомобильных коллекций России находится прямо в залах столичного аэропорта Домодедово. С марта этого года часть основного терминала там превращена в подобие автомобильного музея. Платить за осмотр не надо — разве что придется приобрести авиабилет до Москвы или в самой Первопрестольной найти способ добраться до аэропорта. Домодедовская коллекция того стоит.
Ее основа — автомобили конца 20-х, начала 30-х годов европейских и американских марок. Причем здесь большей частью представлены не роскошные лимузины для богачей, а машины более-менее массового сегмента. Которые, за исключением вездесущих Фордов, в России вообще мало где увидишь. Судьба коллекции не менее интересна, чем сами машины. Несколько лет назад их привез из Испании в свой родной город один влиятельный челябинский бизнесмен. И организовал на их основе автомобильный музей в принадлежащем ему торговом центре. Но в прошлом году из-за проблем с бизнесом коллекция была выставлена на продажу и в итоге ее приобрела авиакомпания S7.
На какое-то время автомобили исчезли из поля зрения публики, пока самым неожиданным образом не обнаружились в московском аэропорту. Конечно, это не полноценный музей с отдельным зданием и прочими «плюшками», но за счет уникальности коллекции и ее доступности пропускать ее не рекомендуется.
9. Музей ETS Classic Cars
- Что можно увидеть: автомобиль выпуска 1902 года — один из самых старых в России; шикарные машины США из середины века
- Где: Екатеринбург (Свердловская область), поселок Кольцово
На фоне многих других музеев, которые стараются срубить с посетителей законную копеечку даже если в их собрании находится всего лишь несколько ржавых отечественных машин в уколхоженном состоянии, коллекция екатеринбургской фирмы ETS, чей основной профиль — обслуживание грузовиков американских марок, выглядит актом истинного меценатства. За обзор своего собрания эта компания не взимает никакой платы. Любой желающий может приехать в поселок Кольцово (да-да, это совсем рядом с одноименным аэропортом, так что при желании до музея из терминала можно дойти пешком — правда, расстояние составит несколько километров) на улицу с характерным названием Реактивная и насладиться отличным собранием автомобильной и мотоциклетной классики.
Хозяйке на заметку. Посещение лучше наметить на летние месяцы. Тогда к машинам, представленным в небольших залах, добавляется уличная экспозиция, увеличивающая количество визуального удовольствия сразу в несколько раз.
Основная тематика музея — машины американского производства — с самого начала XX века и практически до наших дней. Впрочем, помимо «автомобильной Америки» в Кольцово можно посмотреть и на автомобили из Великобритании, а также оценить небольшой «табунчик» советской техники. Отдельные залы посвящены мотоциклам. В них представлены пара сотен двух- и трехколесных машин производства СССР и стран СЭВ. Плюс мопеды западных марок. В недалеком будущем компания ETS обещает построить полноценный музей, и тогда под одной крышей соберутся сразу все полторы сотни машин из коллекции фирмы.
8. Музей МСЦ-6 АМО-ЗИЛ
- Что можно увидеть: бронированные лимузины советских вождей, мобильный комплекс спасения космонавтов
- Где: Москва, парк «Сокольники»
Вернемся в столицу. От гиганта советского автопрома имени Лихачева, как известно, остались лишь рожки, ножки да здание на Автозаводской улице, в котором ранее находился музей трудовой славы предприятия. Правда, исторические машины в нем никогда не выставлялись, ограниченность площадей не позволяла. Тем не менее богатая коллекция легковых и грузовых автомобилей марок АМО/ЗИС/ЗИЛ накапливалась на заводе еще с 30-х годов прошлого века. Правда, обычные люди могли их увидеть только во время проведения торжественных мероприятий и выставок. После мучительной кончины предприятия несколько лет назад исторические машины после некоторых перипетий оказались в надежных частных руках. Пару лет назад новые собственники организовали выставку бывшей зиловской коллекции в небольших выставочных залах неподалеку от центрального входа в столичный парк «Сокольники».
Конечно, все имеющиеся в наличии экземпляры эта выставка вместить не в состоянии. Но самые ценные модели московского автозавода теперь доступны для всеобщего (и бесплатного) обозрения. Начиная от самого первого грузовика АМО и заканчивая вездеходным поисково-спасательным комплексом «Синяя птица», предназначенным для эвакуации космонавтов с места приземления. Часть экспонатов в музее находится не на постоянной основе, а подвергается ротации. Поэтому в один визит вы можете посмотреть на парадные кабриолеты, а в другой — на бронированные лимузины, обслуживавшие Горбачева и Ельцина.
Помимо собственно автомобилей московского автозавода в Сокольниках выставлено и множество других уникальных артефактов из истории предприятия: чертежи, макеты, двигатели и даже малюсенький автомобильчик Honda N600 из 60-х годов, служивший на ЗИЛе внутризаводским транспортом.
7. Пожарно-техническая выставка имени Б. И. Кончаева
- Что можно увидеть: уникальный пожарный автомобиль, построенный французами на шасси советского военного грузовика
- Где: Санкт-Петербург, Большой проспект В. О., 73
Пожарные машины в любом музее являются любимцами публики. Яркие, с массой необычного оборудования — они всегда в центре внимания. Самое богатое в России собрание автомобилей службы «01» находится в Санкт-Петербурге. В соответствующем антураже исторической пожарной части Василеостровского района.
В здании постройки 1884 года хранятся порядка двух десятков разнообразных машин спецназначения. От старейшего автомобиля-огнеборца, сохранившегося в нашей стране — АМО конца 20-х годов, — и до абсолютно футуристичного аппарата, созданного советскими специалистами в 70-х годах совместно с французской фирмой Sides на шасси полноприводного грузовика ЗИЛ-131. Таких машин во всем мире только две: одна в Санкт-Петербурге, другая во французском музее.
Также здесь представлена полная линейка самых известных отечественных пожарных автомобилей — начиная от довоенных ГАЗиков и ЗИСов. Есть в наличии и несколько экземпляров зарубежного производства, попавших разными путями в нашу страну. Посещение выставки бесплатное. Но следует заранее позвонить и договориться о визите.
6. Музей «Московский транспорт»
- Что можно увидеть: редчайший для России троллейбус Skoda, знаменитое «Марнское» такси, решившее судьбу Парижа в Первую мировую войну
- Где: Москва, ул. Рогожский Вал, 9/2
Этот музей, действующий с конца прошлого десятилетия на территории исторического автомобильного гаража Рогожской заставы, за свою недолгую жизнь сменил несколько названий. С 2016 года он именуется музеем «Московский транспорт» и подчиняется «Мосгортрансу». Соответственно, на протяжении последних лет его экспозиция постепенно трансформировалась из несколько хаотичной и постоянно обновляемой выставки машин частных владельцев в выставочные площади для солидной коллекции оператора столичного городского транспорта.
С одной стороны, это плохо — в настоящее время легковых ретроавтомобилей иностранных марок в экспозиции почти не осталось. С другой — наконец сформировалась постоянная площадка для огромного собрания исторического подвижного состава «Мосгортранса». А это не только автобусы, но и разнообразные грузовики, спецмашины, а также богатая коллекция отечественных легковушек. Правда, старые гаражные павильоны так и не увидели большинства ретротроллейбусов «Мосгортранса», которые по-прежнему хранятся на территории филевского парка. По чисто техническим причинам за бортом публичного обозрения остались и трамваи.
Но и без них собрание впечатляет. Тем более что в определенном обозримом будущем музей скорее всего покинет обжитое место и переедет в более крупные помещения неподалеку от Казанского вокзала. А пока, помимо городского транспорта, на Рогожке также можно полюбоваться на коллекцию патрульных (и не только) машин из музея московской ГАИ, а также оценить роскошное собрание бывшего музея АЗЛК, которое после банкротства завода выкупило правительство Москвы. Причем большинство «Москвичей», представленных здесь, — уникальны. Это экспериментальные образцы, созданные в основном в единственном экземпляре.
5. Патриотическое объединение «Ленрезерв»
- Что можно увидеть: фургон «Хлеб» из «Места встречи изменить нельзя», грузовики, использующие в качестве топлива дрова
- Где: Санкт-Петербург, ул. Феодосийская, 4А
Данная организация, занимающая, к слову, бывшие производственные корпуса российско-белорусского производителя тяжелых грузовиков «Яровит» в Санкт-Петербурге, собрала под своим началом крупнейшую в России коллекцию автомобилей и мотоциклов периода Второй мировой войны. Доступ в это собрание свободно открыт лишь несколько дней в году — в памятные даты войны. Но при желании можно договориться и о визите в другое время — сформировав для посещения заинтересованную группу.
В «Ленрезерве» собрали и воссоздали практически все известные варианты автомобилей ГАЗ и ЗИС периода войны и предвоенных лет: легковые машины, вездеходы, грузовики, автобусы, броневики. В отдельном зале представлен ленд-лиз — все многообразие вариаций армейского джипа начиная от самой его первой итерации марки Bantam.
За колючей проволокой, словно в автомобильном фильтрационном лагере, упрятана техника вермахта. Помимо образцов немецкого производства также представлены машины и мотоциклы производства Франции, Австрии, Чехословакии. Есть в наличии и интересные образцы гражданских автомобилей американского производства: обслуживавшие правительство СССР роскошные Паккарды или стремительные Форды, назначенные на службу в НКВД.
Но автомобили — это лишь часть масштабной экспозиции «Ленрезерва». Под крышей бывшего завода, например, обустроена грандиозная диорама «Дорога жизни» — с реальными автомобилями на имитации ледовой трассы. Рядом — натурально воссозданная улица блокадного Ленинграда с наполненными машинами гаражами, магазинами, опорным пунктом милиции и копиями трехэтажных домов, в которых обустроены квартиры, демонстрирующие повседневный быт людей в окруженном врагом городе.
4. Открытые фонды Политеха
- Что можно увидеть: итальянский концепт-кар Ghia Selene, электромобиль Императорского дома Романовых
- Где: Москва, Волгоградский пр., 42, к. 5, Технополис «Москва»
Главный технический музей страны уже несколько лет закрыт на капитальную реконструкцию. Но для нас это даже благо. Ведь прежде скромная автомобильная экспозиция была загнана в крохотные полуподвальные зальчики музея на московской Новой площади. Там в страшной тесноте ютилось около двух десятков автомобилей и примерно столько же мотоциклов. А ведь в фондах Политеха техники насчитывается в несколько раз больше.
С закрытием музея на ремонт, как это ни парадоксально, доступ к прежде скрытым сокровищам стал гораздо проще. Несколько лет на территории бывшего завода «Москвич» действует проект «Открытые фонды “Политеха”». Заранее договорившись об экскурсии (чем больше людей — тем лучше, за несколько человек цена будет такая же, как и за одного), ты получаешь доступ в огромные цеха, где некогда собирали автомобили «Москвич». Никакого оборудования здесь давно нет. Взамен вы увидите бесконечные стеллажи с самыми невероятными экспонатами, собранными за 150 лет существования политехнического музея. Включая обширнейшую автомобильно-мотоциклетную часть.
Самые старые машины здесь из начала XX века, включая единственный сохранившийся полностью оригинальный «Руссо-Балт». Вроде знакомые советские машины подчас предстают необычными опытными образцами, предсерийными экземплярами, спецавтомобилями, приспособленными под решение уникальных задач. Таких как обеспечение Олимпиады-80. Кроме того, в фондах музея упрятаны грузовые автомобили, гоночная техника, а также машины-наглядные пособия — с разрезами кузовов и важнейших узлов, показывающие внутреннее устройство «Москвичей», «Побед» и «Волг».
3. Государственный военно-технический музей в Черноголовке
- Что можно увидеть: секретные вездеходы разработки СКБ ЗИЛ, настоящую «летающую тарелку», построенную в СССР, такси будущего из 1960-х с мотором от «Москвича»
- Где: Московская область, г. Черноголовка, село Ивановское
Пускай вас не пугает слово «военный» в названии. Помимо армейской техники в этом уникальном месте собрана отличная коллекция и обычных автомобилей. Вернее не так — здесь полно самых необычных автомобилей. На самом деле музей находится не в самом городском поселении Черноголовка Ногинского района Московской области, а немного не доезжая до него, в селе Ивановское. На территории бывшего пионерского лагеря. Что придает антуражу экспозиции определенный налет постапокалипсиса. Представьте: обшарпанные лестницы, комнаты-палаты с казенно-голубой окраской стен, а в них вместо железных кроватей разместились автомобили и мотоциклы. Самые разные: типичный советский автопром, нетипичный советский автопром (кремлевские скорые помощи, операторские киномобили — те и другие на базе «Чайки»), немецкая техника времен войны, американский ленд-лиз, трофейные Хорьхи. А еще коллекция советских таксомоторов из старого и давно закрытого музея московского такси. Включая невероятный образец опытной модели такси будущего из 60-х годов.
Но бывшие пионерские корпуса — лишь часть музея. За ними находится площадка с навесом, под которым упрятаны вездеходные монстры разработки секретного СКБ ЗИЛ. Неподалеку — ряд самодельных машин из СССР. А еще чуть дальше — свежепостроенный крытый ангар, в котором автомобильное великолепие продолжается. В этом помещении и вокруг него размещена в основном крупногабаритная техника — военные грузовики и пожарные машины самых разных времен и народов, танки и бронетранспортеры, а сверху, с антресолей, на посетителей удивленно смотрит общирное семейство самых разнообразных «Жестянок Лиззи» — фордовских моделей Т.
Никогда не судите о богатстве коллекции по внешнему виду музея — именно так можно определить концепцию этого музея.
2. Музей техники Вадима Задорожного
- Что можно увидеть: «Чайки» — скорая помощь и пикап, машины Сталина и Гагарина, микроавтомобили Messerschmitt
- Где: Московская область, «Архангельское», Ильинское шоссе
Если собрание в Черноголовке показывает технику на фоне останков советского быта и гипсовых статуй пионеров-горнистов, то расположенный совсем рядом с Москвой, неподалеку от знаменитой усадьбы «Архангельское» музей Вадима Задорожного сделан в стиле «дорого-богато». Монументальное здание, ухоженные открытые площадки, даже собственный ресторан в отдельном корпусе — внешний антураж сразу настраивает на ожидание чего-то экстраординарного.
Так и есть. Если вокруг здания на обширных внешних площадях расположена в основном военная техника, то внутри поселилась роскошь довоенного автомобилестроения. И не только его. Главная тема автомобильной части музея — эксклюзивные модели 30-х годов: самая крупная в России коллекция Хорьхов, стремительные Alfa-Romeo, французские Delahaye — этих машин здесь больше всего. Но это лишь основа экспозиции, ее краеугольный камень.
Если пройтись по основному залу, то помимо довоенной классики мы найдем и машины начала века, и небольшую коллекцию потешных микрокаров из 50-х.
Этажом выше — легкая военная техника и бесконечные ряды мотоциклов. Включая отдельную выставочную зону, посвященную чехословацким Явам. В ней собраны практически все модели и модификации этой легендарной марки — от довоенных лет и вплоть до начала 90-х годов. Но и это еще не все. Есть еще и «минус первый» уровень экспозиции. В подвальном зале музея основной лейтмотив — советские правительственные лимузины. Разных лет выпуска, различных моделей. ЗИСы, ЗИЛы и «Чайки». Лимузины, кабриолеты, бронированные и полноприводные версии, вплоть до переделок в скорые помощи и катафалки. А обрамлением этому партийно-номенклатурному великолепию служат мотоциклы почетного кремлевского эскорта.
1. Музей военной и автомобильной техники УГМК
- Что можно увидеть: машину любимой марки Николая II, трактор Porsche, Packard, ставший прообразом советского ЗИС-110
- Где: Екатеринбург, Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Александра Козицына, 2
За несколько лет на Урале, в промышленном городе Верхняя Пышма, расположенном к северу от Екатеринбурга, сформировался самый впечатляющий технический музей страны. Бесконечные ресурсы Уральской горно-металлургической компании поначалу вылились в обширную открытую площадку с военной техникой, где помимо танков, орудий, самолетов, поездов и кораблей можно найти и самые разнообразные автомобили армейского предназначения. Чуть позже были возведены отдельные многоуровневые здания в бетоне и мраморе для техники более мелкого масштаба. В первом кроме самолетов, легких танков и колесной бронетехники собрана неплохая подборка военных внедорожников и мотоциклов. Второе здание построили совсем недавно специально под автомобильную коллекцию. Правда, собрание ретроавтомобилей УГМК разрастается такими темпами, что вскоре к этому четырехуровневому павильону пристроят дублера аналогичного масштаба.
Пока же на первом этаже автомузея демонстрируют ввезенные из Европы и Америки классические машины от эпохи сотворения самодвижущегося экипажа и до 30-х годов. Второй и третий уровни посвящены советскому автомобилестроению. Советских машин не просто много. Кажется, что основная задача владельцев музея — собрать под одной крышей все когда-либо существовавшие модели производства СССР. Поэтому коллекция постоянно пополняется новыми экземплярами. Как восстановленными и воссозданными заново в местных реставрационных мастерских, так и выкупленными из частных коллекций со всей страны.
Четвертый этаж отдан мотоциклам и гоночным автомобилям. Причем и те и другие также собраны в невиданных масштабах по сравнению с любым другим российским музеем.
Но и это еще не завершение темы. Рядом с основным зданием находится небольшой павильон № 1, где представлены тракторы, автобусы и грузовики. И наблюдая непрекращающуюся масштабную стройку в этом музейном комплексе, я не сомневаюсь, что вскоре будут павильоны № 2, 3 и далее до бесконечности.








































