По данным статистики, за десять месяцев 2020 года новые автомобили в России подорожали на 3–16% (для сравнения — за весь 2019 год на 8–10%). То есть неоднородно, в зависимости от марки, модели и прочих факторов. Мы проанализировали часть предложения автомобилей из списка Топ-20 национального рейтинга продаж, чтобы конкретизировать, кто и насколько стал дороже.
Все смешалось на нынешнем авторынке: валютная составляющая, девальвация рубля, рост логистических издержек и, как водится, повышение цен в прайс-листах автодилеров. В то же время из-за ожидания дальнейшего подъема цен спрос на машины продолжает расти, да и сама эпидемиологическая обстановка по-своему стимулирует интерес к личному автомобилю. На этой волне возникает дефицит предложения автомобилей, а вместе с этим «упразднение» ставших уже привычными скидок и всяких бонусов (да еще, как свидетельствуют покупатели, дилеры успевают наживаться на «допах»). Причем, по мнению представителей российского авторитейла, девальвация еще не отыграна, динамика курса рубля опережает повышение цен, так что прайс-листы постепенно, но еще будут корректироваться в сторону увеличения.
Некоторые компании, такие как АвтоВАЗ или Renault, начали «раскачивать» цены уже с 1 января 2020 года, другие позже, но суть в том, что в последующие десять месяцев происходило это не раз и не два. Мы взяли 14 популярных на рынке моделей разного класса и ценового сегмента — легковые и SUV, более доступные и подороже, но все с локализацией производства. Проследили динамику их цен на конкретных примерах и разделили на две группы — те, что в процентном выражении подорожали более всего (на 10–15%), и те, у кого эти показатели меньше.
Конечно, разделение условное, поскольку из-за большого разброса базовых цен абсолютные значения (в рублях) выглядят совершенно иначе, и влияние на потребительский спрос тоже разное. Скажем, подорожание бюджетной модели на 50 000 рублей куда ощутимей для покупателей, чем на 100 000 рублей в случае более престижного автомобиля. Кроме того, повышение цены может быть неоднородным в рамках одной модельной линейки: базовые версии — это одно, более насыщенные — другое. Ко всему в течение 2020 года происходили изменения в комплектациях, появлялись обновленные модели, а также случалась смена поколения. Поэтому некоторые сравнения цен будут не только относительно конца 2019 года, но и на момент старта продаж новой модели уже в 2020 году.
Итак, сначала в нашем списке семь моделей со сравнительно небольшой «накруткой» стоимости базовой версии в процентном выражении.
Базовая цена — 819 000 рублей. Показатель к марту 2020 года — +3,5%
Лифтбек, который в обновленном виде в России появился в марте 2020 года, некоторым образом «схитрил» по части ценовой политики. Дело в том, что с модерном Рапиду вернули начальную версию Entry (без кондиционера), поэтому новая базовая цена формально почти не изменилась, а рост в 3,5% приходится уже на период с марта по октябрь. Но если рассматривать более реальную версию Active, то она с конца 2019 года подорожала на 59 000 рублей (с 797 000 до 856 000), что составило 7%, притом показатель к марту — только 3%. Опять же, стал доступнее вариант с турбомотором в 125 сил: для него предусмотрен менее богатый уровень оснащения Ambition — на сегодня за 1 079 000 рублей, а к марту 2020 года наценка составила те же 3%.
Базовая цена — 780 000 рублей. Показатель к концу 2019 года — +4,5%
Популярный седан показал довольно сдержанный рост цен, даже с учетом выхода весной 2020 года обновленной версии. Цена за базовую комплектацию с двигателем 1,4 л с конца 2019 года выросла всего на 34 000 рублей (с 746 000 до 780 000), что составило 4,5%. Прочие варианты исполнения, включая со старшим двигателем 1,6 л (123 л.с.), тоже особо никуда не торопились, хотя наценка здесь была чуть больше — на 44 000 рублей (теперь с 1,6 л минимум 886 000), это +5% по сравнению с концом 2019 года.
Базовая цена — 814 900 рублей. Показатель к концу 2019 года — +5%
Седан от Kia не стал выскочкой и тоже проявил умеренность в ценовой динамике. Хотя у корейских одноклассников имеются нюансы в комплектациях (Kia Rio чуть лучше оснащен в базе — сразу с кондиционером), к тому же с октября 2020 года на российском рынке представлен рестайлинговый вариант. В итоге по сравнению с концом 2019 года базовая версия с двигателем 1,4 л подросла на 40 000 рублей (до 814 900), показав 5-процентный прирост. Более дорогая версия с мотором 1,6 л подорожала на ту же сумму, достигнув 899 900 рублей с показателем 4,5%.
Базовая цена — 932 900 рублей. Показатель к маю 2020 года — +7%
Модель предыдущего поколения в первом полугодии вела себя скромно — с конца 2019 года и до недавнего времени наценка базовой версии составляла 2,5%. Но весной появился новый VW Polo (теперь в кузове лифтбек), который логично оказался дороже предшественника. Более того, с мая 2020 года его цена успела заметно подрасти — аж на 55 000 рублей (с 792 900 до 847 900), то есть на 7%. Если сравнивать цены на Поло конца 2019 года, то наценка и вовсе составляет 21%, но поскольку у наследника многое изменилось, в том числе содержание и название комплектаций, все же будем сравнивать с прайсом весеннего старта. В этом случае наценка не такая большая, причем на версии со 110-сильным «атмосферником» и с турбомотором в 125 сил она составляет 6% и 5% соответственно.
Базовая цена — 1 042 000 рублей. Показатель к концу 2019 года — +7%
Востребованный народный кроссовер в 2020 году был слегка обновлен (без принципиальных изменений), но дорожает по-разному, в зависимости от комплектации. По сравнению с концом 2019 года прирост за базовую версию отмечен на сумму 70 000 рублей (с 972 000 до 1 042 000), что составило 7%. Другое дело — базовая полноприводная версия с двигателем 1,6 л, которая подросла только на 49 000 рублей (до 1 157 000) с показателем 4,5%. А начальный вариант с мотором 2,0 л в переднеприводном исполнении и вовсе подорожал лишь на 27 000 рублей (до 1 257 000), ограничившись пока 2,5% роста.
Базовая цена — 1 895 500 рублей. Показатель к концу 2019 года — +8%
Новое поколение Toyota RAV4 «зашло» в Россию с ноября 2019 года. До нового года цены держались, но потом все же поползли вверх. На данный момент базовая версия с двигателем 2,0 л, механической коробкой и передним приводом подорожала с 1 756 000 до 1 895 500 рублей, то есть на 139 500 (+8%). Тогда как базовый вариант с полным приводом (и вариатором) поднялся в цене на 147 500, достигнув 2 234 500 рублей (+ 7%). Ну а минимальная версия со старшим мотором 2,5 л в паре с «автоматом» стала дороже на 158 500 рублей — теперь за нее просят 2 438 500 (+7%).
Базовая цена — 1 779 000 рублей. Показатель к концу 2019 года — +9%
В конце лета 2020 года этот кроссовер был предложен с некоторыми доработками по оборудованию салона, но базовые конфигурации остались прежние. Тем не менее цены на эти «базы» подросли — на 8–9% в зависимости от комплектации, притом в денежном выражении картина отличается. Так, начальная версия с двигателем 2,0 л, «механикой» и передним приводом подорожала на 143 000 рублей (до 1 779 000), а со старшим «атмосферником» 2,5 л, который доступен только с вариатором и 4WD, — на 168 000 рублей (минимум до 2 166 000). Автомобиль с турбодизелем 1,6 л, только с полным приводом и «механикой», поднялся в цене на 175 000 рублей (до 2 135 000).
Теперь отметим семь моделей, у которых «проценты роста» за базовые версии стали наиболее заметными.
Базовая цена — 1 519 900 рублей. Показатель к концу 2019 года — +9,5%
Основной спрос приходится на версии с базовым двигателем объемом 2,0 л, и динамика цен на них заметнее. Так, начальный вариант с передним приводом и «механикой» подорожал на 130 000 рублей (с 1 389 900 до 1 519 900) — это 9,5% плюсом. Базовый полноприводный вариант тоже стал дороже на 9,5%, но здесь другие цифры в абсолюте — прирост составил и вовсе 150 000, достигнув нынешних 1 679 900 рублей. А вот более дорогой и менее востребованный Kia Sportage с двигателем 2,4 GDI, «автоматом» и полным приводом дорожал скромными темпами: базовый вариант вырос на 100 000 рублей (до 1 955 900) с показателем в 5,5%.
Базовая цена — 667 900 рублей. Показатель к концу 2019 года — +10%
Отечественный фаворит сегмента В+ оказался довольно активным в переписывании ценников. По сравнению с картиной на конец 2019 года стоимость базовой версии с двигателем в 106 сил поднялась на 61 000 рублей (до нынешних 667 900), чем достигла прибавки в 10%. С новым силовым агрегатом — мотором 1,6 л мощностью 113 л.с. и вариатором, седан в базовом для этой конфигурации исполнении подорожал на 63 000 рублей, достигнув минимальной цифры в 799 900 (+8,5%). Хорошо упакованные и более дорогие версии тоже не дремали. Так, автомобиль с самым мощным двигателем — 1,8 л (122 л.с.) в комплектации Luxe Multimedia стал дороже на 68 000 рублей (до 873 900), нарисовав 9% прибавки.
Базовая цена — 1 741 000 рублей. Показатель к концу 2019 года — +10,5%
Популярный представитель бизнес-класса несколько раз пересматривал свой прайс, в итоге за десять месяцев 2020 года начальные цены седана увеличились на 10–11% с учетом трех двигателей в линейке. И чем мощнее мотор, тем больше наценка в рублях, хотя в процентном выражении прирост получается примерно одинаковый. С базовым 2,0 л автомобиль подорожал на 168 000 рублей — минимум с цифры 1 573 000 поменялся на 1 741 000 (+10,5%), а с мотором объемом 2,5 л увеличение уже на 193 000 рубля — до 1 943 000 (+11%). Но более всего оторвался вариант с топовым V6 объемом 3,5 л — наценка составила 220 000, когда минимальная стоимость достигла 2 544 000 рублей (+10%).
Базовая цена — 581 900 рублей. Показатель к концу 2019 года — +11%
Классическая «Нива» — самый доступный внедорожник российского рынка. Ему в обед сто лет, но востребован до сих пор, причем таковым остается и на данный момент, даже после всех наценок 2020 года. А рост сравнительно большой — на 11% с учетом стандартной трехдверной версии в базовом исполнении. В абсолютных цифрах накрутка по сравнению с прайсом конца 2019 года составила 43 000 рублей: теперь 581 900 вместо 538 900, что с учетом «низкой базы» вывело модель в ряд самых подорожавших в процентном выражении.
А что же в качестве «бонуса»? Здесь выступает сам факт появления обновленной машины, о старте продаж которой было заявлено еще в середине января. С технической точки зрения ничего нового, но измененная передняя панель с круглыми рукоятками управления «климатом» и увеличенным «бардачком», улучшенные передние кресла, цельноформованная обивка потолка — все это должно хоть как-то оправдывать наценки.
Базовая цена — 660 000 рублей. Показатель к концу 2019 года — +14%
Еще с 1 января компания начала поднимать цены на свои автомобили, в итоге седан из ранга бюджетных оказался одним из самых «динамичных» в изменении цен. Относительно конца 2019 года базовый вариант с двигателем 82 л.с. и механической трансмиссией с уровня в 577 000 рублей на сегодня достиг суммы в 660 000 — то есть рост на 83 000 рублей, или 14%. Начальная версия со старшим 113-сильным мотором (и также с «механикой») подорожала на 80 000 рублей — до 785 000 (+12%). Первичный вариант автомобиля с двигателем в 102 силы, который предлагается только в союзе с «автоматом», стал дороже на 85 000 — теперь он стоит 815 000 рублей (+12%).
Базовая цена — 1 779 000 рублей. Показатель к концу 2019 года — +15,5%
Тот пример, когда модель текущего поколения за 2020 год менялась по составу комплектаций: вместо первых двух Trendline и Winter Edition на данный момент «устаканилась» начальная версия Go!. Вместе с этим поменялся и штатный базовый набор оборудования — он расширился, что тоже не могло не сказаться на цене. В итоге в базовом исполнении цена кроссовера достигла 1 779 000 рублей — это на 240 000 дороже, чем в начале 2020 года, что вывело VW Tiguan в наиболее подорожавший автомобиль как в абсолютном, так и процентном отношении — рост на 15,5%.
Что касается полноприводных версий, то они подорожали не так заметно: минимальная цена за 4WD сегодня составляет 2 149 000 рублей (комплектация Off-road), что на 160 000 больше — это плюс 8%. Притом надо иметь в виду, что на пороге стоит обновленный VW Tiguan — сроки его начала продаж в России, как и цены, пока не объявлены, это может случиться в ближайшее время. Но известно, что список комплектаций и их насыщение тоже пересмотрены.
Базовая цена — 840 000 рублей. Показатель к концу 2019 года — +16%
При первой наценке года в отношении Renault Duster основной «удар» пришелся по наиболее дорогой версии Adventure. На сегодня этой престижной модификации уже не значится в списке, но остались основные «хиты», которые в течение 2020 года тоже заметно подорожали. Причем именно базовая версия с двигателем 1,6 л, механической коробкой и передним приводом демонстрирует наибольший прирост как в процентном выражении, так и в абсолютном значении. Ее стоимость поднялась на 121 000 — до нынешних 840 000 рублей, что составило 16% плюсом.
С полным приводом ценник вырос не так значительно: на 97 000 рублей, перешагнув миллионный рубеж, — минимум до 1 039 000 рублей (+11%). С двумя другими двигателями ситуация схожая. С «атмосферником» объемом 2,0 л и полным приводом рост минимально доступной комплектации составил 101 000 рублей — до 1 099 000 (+10%), турбодизель 1,5 л с 4WD стал дороже на ту же сумму (и также +10%), но в данном случае базовая цена уже достигла 1 139 000 рублей.
Что касается брендов и моделей, находящихся за рамками Топ-20, то ничего другого с января по октябрь 2020 года у них не происходило — тот же процесс коррекции прайсов в сторону увеличения. Это справедливо для всех автомобилей — бюджетного, среднего и премиального сегментов. Даже несмотря на скромный спрос и «теневое» положение на рынке отдельных моделей, они тоже дорожали. Например, та же французская парочка Peugeot 408 и Citroen C4 Seda — рост базовых ценников на 6,5–7%.
Отдельно можно сказать о китайских марках — дорожали и они, к тому же многие уязвимы по причине низкой или отсутствующей российской локализации. Так, базовые цены на разные модели Chery поднялись от 2,5 до 11%, модели Geely подорожали на 8–9%, а некоторые представители Changan — и вовсе на 15%.
Но наблюдаются и «протестные настроения»: цены на пару моделей Dongfeng буквально заморожены — в течение года никаких подвижек ни вниз, ни вверх, хотя продажи машин тоже осуществляются.
Как уже говорилось выше: поскольку производители еще не компенсировали рост валютной составляющей, до конца года и далее тенденция к увеличению цен на машины сохранится. С учетом того, что положение рубля шаткое, как и общей экономической обстановки, вряд ли у экспертов авторынка сегодня могут быть противоположные мнения.