Так ли страшны «200 атмосфер в багажнике»? Действительно ли АГНКС встречаются одна на 500 км? Машина на метане перестает «ехать»? Правда ли, что государство субсидирует переход на метан и где искать эту информацию? Попытаюсь дать исчерпывающую информацию на эти вопросы.
Мне 30 лет, живу в Ростове-на-Дону. Автомобиль Лада Веста 1.6 АМТ 2016 года выпуска. Пробег — более 120 000 километров. Из них что-то около 50 000 — на метане. Эксперимент по переводу на метан начал 14 августа 2020 года, то есть уже более года назад, а это срок, чтобы сделать определенные выводы.
К переходу на метан меня подтолкнула прежде всего семейная страсть к путешествиям, благо проживание на юге России дает прекрасные возможности для этого. Мы были в Крыму, на побережье Черного моря и в Адыгее, ездили по основным достопримечательностям Ставропольского края, вдоль и поперек изучили Ростовскую область.
Но путешествия требуют затрат, и в немалой степени — на топливо. Здесь пришлось анализировать возможности. Газ? Но ведь это множество проблем с установкой, настройкой, эффективностью работы автомобиля на «инородном» виде топлива. Когда-то отец ставил ГБО на пропане на ВАЗ-2112, но по итогам 120 000 км пробега резюмировал — «затея была так себе».
Первичное изучение темы дало понимание, что газ бывает двух видов — пропан и метан. Плюсы и минусы этих типов топлива можно найти на специализированных сайтах. В моем же случае меня зацепила возможность получить субсидию от государства на установку на автомобиль оборудования для метана.
В начале пути начал искать информацию о получении субсидии. Первичная есть на сайте Газпрома. На сайте Министерства энергетики РФ есть упоминание программе субсидирования перевода транспорта на газомоторное топливо.
А что в моем регионе? Перехожу на сайт Министерства транспорта Ростовской области, вот интересная информация, и вот еще. Далее проверяю условия получения льготы для физических лиц.
По ссылке нашел номер телефона ответственного за программу в администрации области. Также нашел файл со списком авторизованных технических станций — при установке ГБО здесь должна учитываться субсидия (она не выплачивается напрямую — на ее сумму делается скидка при установке ГБО). Связываюсь с конкретным установщиком из списка, задаю уточняющие вопросы, сравниваю цену вопроса в различных компаниях.
Суть программы такова — установка оборудования идет с большим дисконтом, а разницу в рыночной стоимости затем компании-установщики получают от государства. В зависимости от региона государство компенсирует вплоть до 90% затрат. Только вот как эти затраты считаются? Тут надо учитывать «старания» маркетологов, так как на практике все выглядит несколько иначе (но не умаляет выгоды программы).
В итоге решил установить два мини-баллона в нишу запасного колеса в багажнике (чтобы сохранить проем в салон для перевозки габаритных вещей, например, велосипедов). Без субсидии установка в нашем городе стоила бы около 110 000–120 000 рублей. Дорого! Но надо понимать, что сюда входят качественные нестандартные цельнометаллические баллоны и весь необходимый комплект оборудования, установка и настройка, полный пакет документов для ГИБДД и оформление внесенных в конструкцию изменений.
Запасное колесо, таким образом, теперь размещается не в нише, а в основном пространстве багажника. Да, это уменьшает его объем, но мириться с этим можно. В перспективе полноразмерное колесо заменит уже приобретенная «докатка» (она нуждается в доработке: нужно увеличить центральное посадочное отверстие).
Большую часть стоимости установки съедают баллоны — дорогие и материалоемкие в изготовлении. Вызвано это тем, что природный газ метан по трубам поступает к заправке «как есть», далее проходит дополнительные процессы очистки и подготовки, а затем под огромным давлением (около 200 атмосфер) «задувается» в газовые баллоны. Для сравнения, колесо автомобиля имеет давление в районе двух атмосфер, колесо горного велосипеда — от полутора до четырех атмосфер.
Соответственно, такой баллон должен выдерживать колоссальное давление, учитывать изменения влажности и температуры (у нас разница между дневной и ночной температурами может достигать 20 градусов; ночью — отрицательные, днем — положительные) и иметь огромный запас прочности. Метановые баллоны высокого давления делают из металла, толщина которого примерно один сантиметр, весят они под 50 кг. Следовательно, машина сразу становится тяжелее на 100–120 кг.
Узаконить в ГИБДД изменения в конструкции обещалось легко: записаться через Госуслуги, оплатить пошлину и с предоставленным пакетом документов пройти процедуру с внесением изменений в ПТС.
Были сомнения по поводу безопасности. Но тут показательными стали увиденные ролики из США: автомобиль с заправленными баллонами краном поднимали на приличную высоту и скидывали вниз. От автомобиля — груда останков, баллоны — целые. В случае утечки специальный электромагнитный клапан сбрасывает небольшую порцию и практически мгновенно перекрывает подачу газа.
Герметичность соединений проверяется при установке и затем при регулярном техобслуживании газового оборудования. В отличие от пропанового оборудования, в машине нет запаха газа, так как контроль за оборудованием куда более строгий. Утечки для метана совершенно недопустимы, хотя пропановые машины часто ездят с «подтравливающим» газом. Из почерпнутых знаний — метан легче воздуха и быстро улетучивается, также для его воспламенения требуется вдвое большая концентрация, чем у пропан-бутана (4% против 2%).
В итоге сомнения по поводу безопасности у меня развеялись. Точнее, так: оборудование безопасно при хорошем конструктиве баллонов и грамотной установке.
За услуги по установке в итоге заплатил 41 300 рублей, то есть примерно треть суммы, остальное было оплачено компании-установщику по государственной программе субсидирования. А где же обещанные 90 процентов? Давайте разбираться.
После регистрации в ГИБДД мне нужно было вернуться в пункт установки газового оборудования для получения дополнительной льготы по другой программе «Газпром Газомоторное топливо».
Из пункта установки ПТС с отметкой о внесении изменений в конструкцию транспортного средства (да, теперь в ПТС я одновременно владелец и № 1, и владелец № 2 своего автомобиля) и пакет документов направляют в эту компанию для подтверждения участия в программе. После чего я получил «карту лояльности» на 27 000 бонусных рублей, которыми могу оплатить на заправках «Газпром ГМТ» половину стоимости топлива. Таким образом, 90-процентная выгода считается разработчиками программы как величина субсидии + компенсация половины стоимости заправляемого топлива.
Машину для процесса установки надо было оставить на день. Так складывались обстоятельства (командировка), что забирать ее и получать инструктаж пришлось супруге. А уже на следующий день была запланирована поездка в Крым, так что проверять все оборудование пришлось сразу в «боевых условиях».
Выводы от поездки длиной 1500 км. В принципе, автомобиль работает штатно, лишь немного задыхается на подъеме при определенных оборотах.
С настройками и тягой разобрался уже после поездки — потребовалась дополнительная настройка ГБО: «мозги» Весты «прошили» двухрежимной прошивкой. Это когда один блок отвечает за настройки движения на бензине, а такой же второй блок — за настройки движения на газе. Это сделано, чтобы учесть разницу в характеристиках топлива — одно жидкое и с октановым числом 95, а другое газообразное и с октановым числом выше 110. Соответственно, настройки требуются разные.
Но главное — поездка показала удивительную экономичность. На тот момент литр метана стоил 19–20 рублей, полный бак — что-то около 350 рублей. На полном баке в городе проезжаю 200–220 км, на трассе — 250–310 км.
На заправках «Газпром ГМТ» использую дисконтную карту, по которой реальная стоимость снижается в два раза — то есть до 10 рублей за литр.
В результате затраты на метан выглядят так:
Таким образом, первая же поездка дала понять, что открываются совершенно новые возможности для путешествий.
Поначалу даже не поверил своему счастью — экономия оказалась просто колоссальной! Выезд на Черное море с велосипедом на электричке и на собственном автомобиле мне обходился в одни и те же деньги: 2000 рублей (из которых на автомобиле 800 рублей — стоимость проезда платных участков М-4).
Такая экономия дала новые возможности для путешествий. Адыгея, Волгоград, Дагестан, Домбай, Мезмай, Псебай, Северная Осетия, Республика Чечня, Элиста, Эльбрус, побережье Черного моря, Красная Поляна, Бахчисарай и Генеральские пляжи — эти и другие места я смог проехать благодаря экономичному передвижению на метане. Прошло чуть больше года, и на альтернативном топливе мы прошли более 50 000 км.
Машина не высказывает по поводу столь интенсивной эксплуатации никаких недовольств, внеплановых ремонтов не было.
Все ТО выполняются по регламенту, правда, масло меняется в два раза чаще регламента с начала эксплуатации, так как в будни автомобиль упорно «тошнит» по ростовским пробкам. Официальный дилер Лады делает промежуточную замену масла за 1500–1800 рублей по специальным предложениям и акциям, включая работы и материалы. По моей просьбе на 120 000 км второй раз заменили помпу (первый раз — еще до установки газа).
Машина потяжелела более чем на 100 кг. Почти сразу стало понятно, что на стандартных пружинах ей сложно передвигаться по плохим дорогам. Если раньше легко можно было ехать 100–120 км/ч по старой дороге Евпатория — Поповка, то теперь там вынужден плестись 80–90. В итоге купили усиленные пружины 84510 Fobos («Пружины Лада Веста СВ Кросс задние усиленные» стоимостью 1600 рублей за комплект), и исходные характеристики подвески были возвращены. Низкое расположение баллонов способствует большей стабильности автомобиля в любых условиях.
В багажнике появилось небольшое «подполье». Баллоны немного торчат из ниши, и коврик в багажнике приподнят по центру. В районе баллонов размещаю туристические принадлежности — шампуры для мангала, быстросборный мангал, газовую печку и баллон газа для готовки, большой надувной матрас и даже кастрюльку, чай, кофе и какие-то каши и крупы.
Гораздо интенсивнее идет расход резины. Перед самой установкой ГБО был приобретен комплект шин Nokian Hakka Green 2. С октября 2020-го по конец апреля 2021 года ездил на зимней «липучке», потом поставил почти новую резину и уже в июне в поездке в Абхазию обнаружил существенный износ на передней оси — остаточный рисунок протектора менее 4 мм. Сзади ситуация если и лучше, то ненамного. Комплект резины обошелся мне в 9000 рублей в сетевом магазине. Предполагаю, что теперь эту статью расходов можно смело планировать каждые 12 месяцев.
По приезде из Абхазии поменял покрышки. На фото — вот что стало с шинами Nokian Green 2 за примерно 30 000 км пробега.
А теперь о минусах (которые можно рассматривать с разных сторон).
1. Необходимость заправки каждые 250–300 км и предварительное построение маршрута с учетом заправок по трассе. Бывает, что с него приходится уходить — чтобы попасть на заправку, лежащую в стороне от маршрута (туда, где проложены газовые трубы и технологически может быть построена заправка). Бывает, что заправки идут одна за другой, а потом их может не быть километров 150, а то и вовсе не быть (привет Элисте, где только начали строить первую метановую газовую заправку).
Зато каждые 250–300 км отдыхаю и разминаюсь.
Бензин используется для прогрева двигателя (первые 2-3 км после запуска двигателя я еду плавно, даю машине минимум нагрузки). В холодное время года на прогревы двигателя на бензине уходит 500–600 рублей в месяц. В теплое время бензина расходуется намного меньше, в основном при отсутствии метановых заправок на маршруте.
Вот вам пример. В Северной Осетии метановых заправок много: остановившись во Владикавказе, мы делали выезды в новые места, каждый день проезжая по 100–150 км. По возвращении — заправлялись. Совсем другая ситуация с поездками на Черноморское побережье. До сентября 2021 года (пока не запустили заправку в Горячем Ключе) единственная заправка по пути из Ростова-на-Дону в Сочи была в Краснодаре. А на всем побережье — только в Лазаревском. Так что по Сочи или Абхазии приходится ездить на бензине.
2. Да, количество заправок — главный минус, да еще часть АГНКС ведут свою историю со времен СССР (тогда было 360 метановых заправок) — латаные-перелатаные.
После распада СССР два десятилетия метановые заправки не строились, пока государство не запустило программу по переводу на газомоторное топливо (строительство АГНКС сейчас также субсидируется, но это — тема для отдельного материала).
Сейчас в России что-то около 600 заправок, и их количество растет едва ли не ежедневно.
Ростовская область — в авангарде этой программы, здесь 37 метановых заправок, причем десять — в донской столице. В Ростове-на-Дону за последние полгода построено три таких заправки (для сравнения, на весь огромный Краснодар их всего три).
3. Мощность двигателя снижается примерно на 10 процентов. Когда на платной трассе на магистральной скорости вдруг заканчивается газ и питание переключается на бензин, чувствуешь себя играющим в NFS, когда включаешь «питание — закись азота».
Теперь о плюсах
1. Главный — экономия. Ну об этом я уже достаточно много рассказал: с цифрами и фактами. Да попросту для моей семьи открылись новые возможности, и прежде всего — для спонтанных путешествий.
В Ростовской области к тому же действует региональная программа — обнуляется на три года транспортный налог. Заявление на льготу я подавал прямо с телефона через приложение «Налоги ФЛ».
Вот примерные расчеты.
Итого без малого 144 000 рублей.
Бесценно: возможность путешествовать по стране.
Несложно посчитать, что при таком же пробеге на бензине (9 л/100 км, 50 рублей за литр Аи-95, я бы потратил что-то около 225 000 рублей. Точно не смог бы путешествовать так много и исследовать столько мест, если бы не существенное снижение затрат на передвижение.
2. Экология. Ну, тут все просто — вредных веществ выбрасывается куда меньше.
3. Ресурс двигателя. Вытекает из пункта 2: меньше грязных примесей — чище в моторе.
Если кого-то заинтересовал мой опыт, то план ваш такой: