Как и предполагалось, к концу 2023 года Lada Vesta NG обосновалась в топе национального рейтинга продаж. Однако обновленное семейство, выход которого на рынок случился в июне, по итогам 11 месяцев (данные «Автостата») пока заняло лишь третье место, пропустив вперед не только младшую Гранту, но и китайский кроссовер Haval Jolion.
Хитроподанный автомобиль
Если оценивать результаты ноября, Веста по реализации очень далека от лидера, то есть Гранты — меньше почти в 2,5 раза (16 203 и 6548 экземпляров соответственно). И на дилерских складах сегодня моделей этого семейства больше, нежели Гранты со всеми ее модификациями. Получается, что целевая аудитория Весты на сегодня еще толком не сложилась: люди «с деньгами» обращают взор на более продвинутые китайские автомобили, а за бюджетный сегмент единолично отвечает Гранта.
За полгода с момента рестарта обновленного семейства (теперь уже в Тольятти) что-то должно было меняться? Конечно, и в первую очередь нас интересует ценовая политика, которая оказалась весьма хитрой. Если брать базовую стоимость, то она удивительным образом осталась неизменной — 1 239 900 рублей. Это за седан с вынужденно заимствованным у Гранты восьмиклапанным 90-сильным двигателем и в исходном оснащении Comfort. Здесь штатно имеются две подушки безопасности, ABS, светодиодные фары и задние фонари, дистанционный ключ, иммобилайзер, запуск двигателя кнопкой, борткомпьютер, кондиционер, электрорегулировка и обогрев зеркал, комбинированная обивка сидений, передние и задние электростеклоподъемники, складная спинка заднего сиденья в пропорции 40/60, а также задние дисковые тормоза.
В сравнении с предыдущей Вестой в комплектации Comfort сравнительно негусто (за исключением нововведений), но для поднятия настроения для базовой модификации предусмотрен заводской опционный пакет Plus: задний парктроник, электрообогрев лобового стекла, передний бокс-подлокотник, кресло водителя с регулировкой по высоте и поясничного подпора, подогрев передних сидений, боковые зеркала и дверные ручки в цвет кузова. Стоимость такого «апгрейда» тоже сохранилась на прежнем уровне — 49 000 рублей, то есть нынешняя комплектация Comfort Plus имеет официальную цену 1 288 900 рублей. Однако и в этом случае автомобиль располагает только аудиоподготовкой, что делает его уязвимым перед желанием дилеров хотя бы минимально дооснастить машину.
В таком же базовом комплекте Веста предлагается с родным для нее двигателем — 16-клапанным 106-сильным, который был перезапущен в производстве еще весной текущего года. Но если на старте продаж разница в стоимости исходных моторных версий составляла 99 000 рублей (то есть со 106-сильным двигателем цена начиналась с 1 338 900 рублей), то в дальнейшем официальные цифры устремились ввысь. И на сегодня базовая Vesta NG со старшим двигателем — это минимум 1 509 900 рублей. То есть разница в цене между машинами только по силовому признаку теперь составляет 270 000 рублей!
Если к базовой стоимости седана со 106-сильным двигателем прибавить пакет Plus, а также доплатить 15 000 рублей за цвет серебристый «металлик» (единственно доступный сегодня окрас «металликом»), то уже выходит официальный минимум в 1 573 000 рублей. Два других цвета, ныне доступных для Весты и наиболее распространенные — белый и черный, доплаты не требуют. А ведь еще опционально предлагаются легкосплавные диски на 16 дюймов (20 000 рублей), набор автомобилиста (2400 рублей) и популярная в зимний сезон услуга от дилеров по «переобуванию» автомобилей в зимние шины.



Вспомним, как сопровождался выход Весты на рынок: производитель «настоятельно рекомендовал» дилерам придерживаться рекомендованных розничных цен без навязывания и сверхдоходов на допоборудование. И во многих случаях можно было отмечать соблюдение таких правил, менеджеры автосалонов сообщали забытое было «допоборудование по желанию клиента», даже в случае приобретения машины за наличный расчет. Но, получается, сам АВТОВАЗ отнюдь не стеснялся накручивать ценники.
Нетрудно догадаться, что существенные наценки за полгода претерпели и все прочие варианты обновленной Весты, причем в разной степени. Так, для обычного седана все следующие версии доступны только со 106-сильным двигателем, а второй по порядку выступает комплектация Life, которая штатно включает в себя часть оборудования из вышеперечисленного пакета Plus, но главное, здесь появляется медиасистема с дисплеем 7 дюймов и «мультируль». Стоимость такой версии 1 591 900 рублей, что на 191 000 выше по сравнению с периодом старта продаж.


Далее следует насыщенная комплектация Enjoy, где имеются «мультируль» с кожаной оплеткой и обогревом, электрообогрев лобового стекла, камера заднего вида, козырьки с зеркалами, розетка для задних пассажиров. Цена по прайсу 1 656 900 рублей, и прибавка к лету в данном случае составляет 214 000 рублей. Наконец, топ-комплектация Techno, выход которой на рынок затянулся из-за нехватки компонентов. Ведь здесь предусмотрены боковые подушки безопасности, цифровой приборный «щиток» 10,25 дюйма, мультимедиа с вертикальным «планшетом» 10,4 дюйма и восемью динамиками, зональная подсветка салона и подсветка входа в передних дверях, очечник, USB-разъем для задних пассажиров, третий задний подголовник, литые диски на 16 дюймов (и «запаска»-«докатка»), а также крыша черного цвета. Стоимость такой версии 1 798 900 рублей, а удорожание самое весомое — на 234 000 рублей. Притом и в данной версии пока не значатся ESP и круиз-контроль.
Обновленный универсал Lada Vesta SW поначалу был заявлен и вовсе только в базовой комплектации Comfort с восьмиклапанным двигателем, но постепенно его тоже привели к общему содержанию с седаном. И если единственная версия с 90-сильным мотором дороже таковой у седана на 90 000 рублей, то с основным двигателем разница с седаном во всех четырех комплектациях составляет 130 000 рублей. То есть исходная комплектация Comfort (без пакета Plus) стоит 1 639 900 рублей, а верхняя Techno — 1 928 900 рублей.
Кросс-версии отличаются пластиковыми накладками на кузове, увеличенным до 203 мм клиренсом (у стандартных моделей 178 мм), двухцветной комбинированной обивкой сидений, оригинальными решеткой радиатора и колесами на двухцветных легкосплавных дисках 17 дюймов. Как и прежде, в обновленном поколении Lada Vesta предусмотрены оба кузовных кросс-варианта, и между ними есть различия по набору комплектаций.
Седан Vesta Cross предлагается только с 16-клапанным двигателем и сразу с уровня оснащения Life, по рекомендованной цене 1 733 900 рублей. И это на 191 000 рублей дороже, нежели было на старте продаж летом. Версия Enjoy стоит 1 801 900 рублей (плюс 214 000), а за топовую Techno официально просят 1 913 900 рублей (плюс 229 000).


Универсал Vesta Cross SW позиционируется демократичнее, поскольку за ним еще значится базовая версия Comfort с 90-сильным двигателем. Причем официальная цена — 1 511 900 рублей — осталась прежняя, когда модель вышла на рынок только в этой комплектации (кстати, уровень Comfort для кросс-универсала сразу включает в себя оборудование из пакета Plus). Потом список дополнился еще тремя версиями (все со 106-сильным двигателем), которые по отношению к кросс-седану дороже на 120 000 рублей. Таким образом, минимальная цена с более мощным мотором — 1 853 900 рублей, а верхняя комплектация на сегодня уже достигла 2 033 900 рублей.
Лови момент
Теперь посмотрим на розницу, то есть реальную номенклатуру по Lada Vesta NG у дилеров. Машины есть в свободной продаже, причем на выбор, однако со своими нюансами. Так, в связи с тем, что базовые версии с 90-сильным двигателем не изменились в цене и теперь их «выгодно» покупать, спрос на такие машины повысился. Да-да, Веста с «восьмиклапанником» «вдруг» стала привлекательной для более широкой аудитории, в том числе из корпоративных клиентов. Но как раз с такими версиями у дилеров дефицит ввиду их ограниченного объема выпуска — это теперь больше как вывеска.
В наличии таких машин мало, на складах или «в пути» у многих некрупных дилеров их вообще нет, а ждать на заказ тоже не вариант — точные сроки неизвестны, а цена наверняка поднимется. И неудивительно, что по наличию можно было видеть седан с 90-сильным двигателем в оснащении Comfort Plus в белом цвете за 1 470 000 рублей, что превышает официальный прайс на 180 000 рублей, а скидки предоставляются стандартно — в случае покупки в кредит и трейд-ин.


С лета завод нарастил производство 16-клапанных двигателей, и сейчас именно такие версии Весты в ходу. В принципе, для этой модели так и должно быть, но как уже говорилось выше — даже официальные цены будто сорвались с цепи. Самые распространенные на сегодня автомобили: седаны в комплектациях Life и Enjoy, хотя топовая Techno тоже становится все более заметной в предложениях. А вот по наличию универсалов Vesta SW создался некий провал — даже в салонах крупных автохолдингов соотношение к седану может составлять 1 к 10 и менее.
Поскольку на дворе конец года и «нужны продажи», автомобили могут «отдавать» по ценам прайса или с символическими накрутками в 30–50 тысяч рублей за счет незначительного пакета аксессуаров, а то и с ними в качестве подарка. В свободной продаже в одном автосалоне Весты могут находиться как с набором «допов», так и без оных, по рекомендованной цене.


Впрочем, все зависит от дилера: где-то заявленная цена прайса на деле оказывается «с учетом максимальной выгоды по действующим акциям», в числе которых кредитные и трейд-ин программы. А где-то сразу привлекают ценами, скажем, за дорогую версию на 100 000 рублей ниже от прайса. Неужели машины из летних запасов и распродают как до наценки? На деле оказывается, что это цена сразу со скидкой под кредит от банка-партнера. А если за наличку? Без проблем, тоже можно, будет подороже, но «мы с вами зайдем к руководителю и в индивидуальном порядке сделаем самое выгодное предложение, скидки или подарки». Машины в топовых комплектациях Techno, как правило, ценятся особо во всех смыслах — прибавить к рекомендуемой цене «соточку» или более — в порядке вещей. Ну и дефицитные ныне универсалы, конечно, нелегко найти без дополнительных вложений.
Схожая ситуация наблюдается и в линейке Vesta Cross. На сегодня львиное предложение складывается именно по седанам, которые, как уже отмечалось, выпускаются только с более мощным двигателем и сразу с комплектации Life. Тогда как производство и продажи кросс-универсалов заметно ограничены.
В иных случаях даже за седан в его начальной версии продавцы могут «накинуть» сверху до 150 000 рублей, а за дефицитную нынче Vesta SW Cross не стесняются дополнительно «попросить» и 200 000 рублей. Например, со 106-сильным двигателем в комплектации Enjoy исходная цена может оказаться в 2 120 000 рублей. Кстати, сложившейся конъюнктурой успевают пользоваться и участники вторичного рынка — крутые версии тоже выставляются довольно дорого.

В начале ноября флагманское семейство АВТОВАЗа пополнилось версией Lada Vesta Sportline: под этим названием на рынок выпустили седан, который не является полноценным «Спортом» (производство этой модели еще не возобновили), но отличается от всех других. Прежде всего, двигателем повышенной мощности — 118 л.с. (151 Нм), обеспечивающим разгон до «сотни» за 10,9 секунды, с заниженной подвеской (клиренс 158 мм) с более жесткими характеристиками, аэродинамическим обвесом, креслами с развитой поддержкой, комбинированной обивкой сидений из кожзама и нубука, двухцветными литыми дисками на 17 дюймов. По наполнению оборудованием данная комплектация примерно соответствует оснащению Enjoy с некоторыми элементами из топового Techno, главным образом наличием цифрового приборного щитка 10,25 дюйма и медиасистемы с дисплеем 10,4 дюйма и восемью динамиками. Цена по прайсу 2 175 900 рублей.
Кроме того, имеется вариация с названием Sportline Black, которую дополняет соответствующий антураж, в том числе оригинальные литые диски черного цвета. Такая модификация на 30 000 рублей дороже, то есть цена по прайсу 2 205 900 рублей. Попав в руки дилеров, спортсерия явно не дает им покоя, особенно продавцам из южных регионов: версию Sportline Black у них можно увидеть почти за 2 400 000 рублей, то есть «справедливая», по их мнению, цена возрастает на 190 000 рублей.
Вместе с тем в отношении автомобилей Lada, и в частности семейства Vesta, есть и другие актуальные новости, которые в конце уходящего года могут подогреть продажи, а в следующем году привлечь к модельному ряду всеобщее внимание. Так, в последней декаде декабря было возобновлено действие госпрограммы льготного кредитования, по которой автомобили можно приобрести со скидкой минимум 20% для работников медицинской службы, сферы образования, а также для участников СВО. Опять же, некоторые дилеры уточняют, что это не надолго, буквально «закрыть год», но не исключено, что таким образом они просто стимулируют спрос.


А вот новости на перспективу связаны с техническими нововведениями: в декабре стало известно, что АВТОВАЗ возобновляет производство своего двигателя рабочим объемом 1,8 литра. Его мощность сохранилась прежняя (122 л.с.), но теперь этот топ-мотор — с новыми комплектующими и некоторыми дополнениями в конструкции блока цилиндров, головки блока и поддона картера. У двигателя даже появилось новое обозначение — 1,8 Evo. Более того, с переизданным и старшим в гамме Lada двигателем связаны другие обнадеживающие факты: с ним предполагается работа автоматической бесступенчатой трансмиссии (то есть в паре с вариатором), новой 6-ступенчатой «механики», а также появление турбоверсии. В серийное производство обновленный агрегат обещают запустить уже в январе 2024 года, с постепенным увеличением объемов выпуска и, как следует, расширением предложения новых спецификаций.
И что точно должно случиться в самом начале нового года — это повышение цен на продукцию АВТОВАЗа, во всяком случае, так было на протяжении многих лет.
Условная и реальная конкуренция
Итак, на сегодня семейство Lada Vesta официально вписывается в ценовой диапазон от 1 239 900 до 2 033 900 рублей без учета спортверсий. А это значит, что при скудном выборе на рынке новых автомобилей кое-какая конкурентная среда все же имеется, особенно для топовых кросс-версий. Но для начала отметим претендентов из числа стандартных моделей.
Среди них есть автомобиль, который поставляется по альтернативным схемам — хорошо известный у нас седан Chevrolet Cobalt с длиной кузова 4479 мм, то есть немногим больше, чем у Весты (4440 мм). Оснащается единственным атмосферным 16-клапанным двигателем 1,5 литра мощностью 106 л.с., на выбор ручная коробка передач или 6-ступенчатый классический «автомат». Однако совсем уж доступными эти автомобили не назовешь — цены за последнее время тоже заметно подросли. Версии 2023 года выпуска в улучшенных комплектациях с «автоматом», передними подушками безопасности, ABS, передними «противотуманками», кондиционером, аудиосистемой, подогревом кресел, литыми дисками на 15 дюймов продавцы выставляют по ценам до 1 850 000 рублей. Да и базовые версии с «механикой», если речь именно о текущем годе выпуска, дешевле 1 550 000 рублей найти маловероятно.
Другой «конкурент» пока из разряда экзотики: седан Iran Khodro Dena (IKCO Dena+), в основе которого модернизированное шасси Peugeot 405, даже крупнее Весты — длина его кузова 4559 мм, колесная база 2671 мм, а оснащается двумя типами двигателей объемом 1,6 литра. С атмосферным мотором мощностью 113 л.с. этот седан доступен только с ручной коробкой, а турбоверсия в 150 сил агрегатируется с 6-ступенчатым «автоматом». Цены за первый вариант в районе 1 500 000 рублей, а за второй — от 1 650 000 рублей без учета «допов». При этом в базовом оснащении значатся две подушки безопасности, ABS, датчики дождя и света, кондиционер, обогрев зеркал и передних сидений.
Ну и китайские производители. В первую очередь речь о майском дебютанте российского рынка — седане Changan Alsvin, с длиной кузова 4390 мм и колесной базой 2535 мм. Да, автомобиль немного мельче Весты, но только ли в этом дело? Он оснащен атмосферным двигателем 1,5 литра в 107 сил, роботизированной 5-ступенчатой трансмиссией и уже в базе имеет две подушки безопасности, ESP, круиз-контроль, передний бокс-подлокотник, передние и задние электростеклоподъемники, электрорегулировку и обогрев зеркал, медиасистему с дисплеем 7 дюймов, камеру заднего вида, комбинированную обивку сидений, литые диски на 15 дюймов. «Назначенная» производителем стартовая цена весной составляла 1 650 000 рублей, а к концу года подросла на 100 000, но все равно дает возможность этой машине переманить на себя часть покупателей Весты.
Слышали о Livan X3 Pro? Марка создана из осколков обанкротившегося Lifan и принадлежит компании Geely, а официальный старт продаж данной модели в России состоялся в июне, то есть примерно совпал с перезапуском Весты. В какую категорию записать переднеприводный автомобильчик, внешне напоминающий Suzuki SX4? Длина 4005 мм, ширина 1760 мм, высота 1575 мм, клиренс 185 мм. В бытность Lada XRAY и Renault Sandero Stepway ему нашлась бы ниша, а сейчас, получается, Livan X3 Pro играет в формате Lada Granta Cross, но по ценам старших модификаций Весты.
Единственная на сегодня комплектация оснащается атмосферным четырехцилиндровым двигателем 1,5 литра (103 л.с., 142 Нм) в паре с вариатором и включает в себя две подушки безопасности, ESP, бесключевой доступ с кнопкой запуска двигателя, кондиционер, обивку сидений кожзамом, медиасистему с дисплеем 8 дюймов, камеру заднего вида, круиз-контроль, электролюк, литые диски на 16 дюймов. Цена по прайсу 1 879 900 рублей, а со всеми скидками — 1 700 000 рублей.
Не слишком много аргументов супротив Весты, к тому же на горизонте маячит вездесущий кроссовер Haval Jolion, который в базовом и достаточно богатом оснащении предлагается за 1 950 000 рублей, а по акции на 100 000 рублей дешевле. Тут впору сделать вывод, что совсем не случайно в действующем рейтинге продаж Веста уступает этому «китайцу».