В отличие от немногочисленных журналистов и блогеров, по-быстрому прокатившихся на легковых автомобилях, я проехал по новой трассе на грузовике-пятитоннике. Соответственно, и поездка была рабочей: из Москвы направлялся в Ижевск на крытом эвакуаторе Fuso. Отрезок до Казани был выбран по М-12 намеренно — чтобы сразу получить представление о ней и прикинуть перспективы использования трассы в дальнейшем. Ниже — мои личные впечатления, включающие в себя и критику (надеюсь, аргументированную).
Начнем с положительных моментов. Главный плюс трассы М-12 в том, что ее в принципе построили. Решение о реализации этого проекта принималось летом 2020-го. В последующие годы госбюджет претерпел немало изменений, но на строительстве трассы это не сказалось: более того, по факту ее ввели в эксплуатацию на семь месяцев раньше срока. Уже после начала строительства было принято решение продлить дорогу до Екатеринбурга, а затем и до Тюмени.
Темпы строительства высокие, и тут возникает вопрос — а не пострадает ли качество дорожного полотна? Тут уместно сравнивать М-12 с первой «настоящей» (то есть построенной с нуля) платной автомагистралью М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург). Те, кто ездил по последней, знают: несмотря на интенсивное движение большегрузного транспорта, асфальт на этой дороге не продавлен до сих пор — прочное дорожное полотно успешно противостоит образованию колеи. Именно такого качества мы, перевозчики, ожидаем и от новой трассы «Восток» — и, кажется, в ожиданиях не ошибаемся: на большей части дороги от Москвы до Казани асфальт превосходный. Но нюансы есть.
На территории Московской области дорога имеет по три полосы в каждом направлении — это разумно, поскольку трафик в столичном регионе всегда самый интенсивный. К границе Владимирской области дорога сужается до двух полос в каждом направлении. При правильно рассчитанной пропускной способности две полосы даже безопаснее трех: у любителей погонять снижается ресурс «игры в шашки», как, например, на МКАД.
Освещение М-12 — несомненный плюс: мачты с мощными диодными светильниками расположены по краям дороги. Благодаря этому она освещается хорошо и равномерно по всей ширине. На М-11 освещение реализовано по-иному: мачты установлены по центру и лучше освещают левые полосы, где, согласно ПДД, можно двигаться лишь во время маневра опережения.
Информационные табло, где отображаются актуальные сведения о погодных условиях, ДТП и обездвиженных из-за поломок автомобилях, знакомы не только по М-11, но и по другим магистралям — М-4 и А-113 (ЦКАД). А вот крупные, заметные издалека нарядные стелы с названиями регионов — украшение именно этой трассы. На «питерке» обошлись обычными указателями на синем фоне.
Наверняка многих интересует, действительно ли можно добраться из Москвы в Казань за 6,5 часа — время, о котором часто пишут в СМИ?
Попробуем разобраться. Если в качестве точки старта взять Северо-Восточную хорду в Москве, а в качестве финиша — Южный обход Казани (поскольку в будущем дорога, минуя Казань, все же пойдет дальше), мы получим чуть меньше 800 км чистого пути. Простейшие арифметические вычисления покажут: двигаясь непрестанно со скоростью 123 км/ч в течение шести с половиной часов, вы пройдете нужные 800 км. Расчетная скорость движения по М-12 — как раз 120 км/ч; хотя максимально разрешенная (пока) — 110 км/ч, как и на любой магистрали. Впрочем, «нештрафуемый» порог в +19 км/ч тоже пока еще не отменен — таким образом, каждый водитель может на вполне законных основаниях выставить на круиз-контроле 129 км/ч и, выехав в обед из Златоглавой, к вечеру прибыть в столицу Татарстана. Однако на практике будет немного по другому.
Начнем с того, что далеко не каждый автомобиль способен проехать на одной заправке 800 километров — скорее всего, потребуется дозаправка. В чем проблема, спросите вы? А проблема — комплексная. Вот как это выглядело в моем случае.
На М-12 я заезжал с ЦКАД, предусмотрительно заправив полный бак (вместимостью 100 л). При расходе в 15–16 литров дизельного топлива на «сотню» (зимой бывает и выше) заезжаю на АЗС в среднем раз в 500 км. До «лампочки» стараюсь никогда не тянуть, также в кузове, само собой, есть резервная канистра (напомню, я езжу на грузовике, поэтому мне эти «дедовские» предосторожности не обременительны). В любом случае, где-то после середины пути мне предстояла заправка. Построенные на М-12 АЗС («Лукойл», «Газпромнефть» и «Татнефть») — многофункциональные комплексы, отвечающие новейшим стандартам топливных компаний. Первая по направлению из Москвы АЗС «Лукойл» — и вовсе флагманская, самая большая в стране. На площади в 1200 квадратных метров могут одновременно заправиться 16 легковых и шесть грузовых автомобилей. Процитирую из пресс-релиза компании: «На территории станции размещены две игровые площадки для детей, магазин с расширенным ассортиментом товаров, ресторан, двухуровневая терраса и открытая зона кафе, комплекс для занятий спортом, прачечная, душевые кабины и санузлы, комната матери и ребенка, аптека, оборудованные места для выгула собак». Вид этого великолепия может сыграть с вами злую шутку: вы можете подумать, что такие же заправки будут на всем пути до Казани. Будут, но не такие и не везде.
Памятуя, что еду по новой трассе как «первопроходец», отмечаю точное расположение АЗС на обеих сторонах по километровым указателям. Московская область сменилась Владимирской, та, в свою очередь, Нижегородской. Среднее расстояние между АЗС не превышало 70–80 километров. Промчав мимо очередной светящейся огнями АЗС, сверился с указателем топлива и наметил для себя остановиться на следующей заправке. 70 километров, 80, 90... Далеко просматривающаяся вперед трасса словно замерла в однообразии заснеженных полей. Когда зажегся сигнал о критичном остатке топлива, стал нервно искать АЗС в навигаторе. Тот анонсировал АЗС «Газпромнефть» примерно в 30 километрах впереди — уже в Чувашии. Таким образом, с определенного момента «беспосадочный перелет» увеличился с 70 до 130 км.
Думаю, немало автомобилей «обсохнет» на этом отрезке пути. Подогревая себя мыслями о стаканчике кофе, по мнению навигатора, уже вот-вот должен был подъехать к заправке. Да где же она?
Вот в чем дело: на этот раз вместо шикарного комплекса ожидает небольшая автоматическая заправочная станция — не самое лучшее «заимствование» от трассы М-11. Три вида топлива (АИ-92, АИ-95, ДТ), два заправочных пистолета, терминал для оплаты вместо девушки-кассира и... конечно, никакого кофе. В бак поместилось 89 литров; остаток, таким образом, составил чуть больше «десятки».
Уже проехав всю трассу, убедился, что проектировщики повторили ошибку, допущенную при строительстве М-11 (Москва — Санкт-Петербург). Там поначалу просто «позабыли» про места для АЗС. И только в прошлом году достроили пару АЗС «Газпромнефти» на затяжных пустынных участках. Но при этом трассу М-11 разделяет город Тверь — пусть и не посередине, но зато с добрыми двумя десятками разномастных АЗС. А от Твери до границы с Питером, например, всего 470 км: вполне можно проехать это расстояние на одном баке.
А вот трасса М-12 полностью проходит в «чистом поле», минуя сложившуюся ранее инфраструктуру.
Тем удивительнее, что «Автодор» допустил здесь просчет. Думаю, что еще несколько АЗС на М-12 построят позже. Но это будет в некотором роде двойная работа: отсыпка площадки, работа строительной техники (и ее передвижение по магистрали). Даже металлические отбойники придется демонтировать — не проще ли было изначально спланировать АЗС «с запасом»?
А ведь современная АЗС — это давно уже не только и не столько про «заправиться». Трассу Москва — Казань строили в том числе в расчете на внутренний туризм. А это уже не только топливо, но и качественные напитки и еда, и сиюминутные потребности для всей семьи, и даже отдых.
Последнее особенно важно, так как ехать по трассам, подобным М-11 и М-12, нелегко — особенно с непривычки. Глазу попросту не за что зацепиться: дороги проложены в стороне от населенных пунктов, пейзажи тоже не отличаются разнообразием. Ехать в таком режиме несколько часов подряд попросту утомительно. Российский автолюбитель привык, что за рулем он волей-неволей работает — поэтому современная трасса, каких, по-хорошему, давно уже должно быть множество, воспринимается как нечто непонятное, непривычное.
Так что отдельный вопрос — как на М-12 обстоят дела с площадками для отдыха? Опять-таки хуже, чем на М-11 «Нева». Те, кто ездил по М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом, знают: площадки для отдыха расположены по обеим сторонам трассы на одинаковом расстоянии друг от друга — 20 км. Это такая же аксиома, как то, что солнце встает на востоке, а садится на западе. Кроме шуток, это очень важно: каждый водитель может планировать свою «норму» пробега, зная, что через строго определенное (и небольшое!) расстояние его ждет удобная, комфортная площадка. При крейсерской скорости хотя бы в 90 км/ч у вас есть возможность заскочить на стоянку каждые 13 минут. Даже если вас внезапно потянуло в сон, добраться до спасительной стоянки не составит особого труда.
На М-12 стоянки встречаются значительно реже — согласно сделанным мной записям, расстояние между ними может составлять до 80 км! Объяснения этому пока нет. А ведь в непогоду 80 километров можно ехать больше часа. Доедем или заснем?
При этом стоянки на М-12 есть поистине гигантские. Они способны вместить не меньше 50 грузовиков — и это прекрасно. Заехал на одну из таких. Несмотря на грандиозную по площади территорию, туалет был всего лишь один. И — лучше бы я не открывал его дверь. Сталактиты, сталагмиты (когда успели?). Не сомневаюсь, что туалеты приведут в порядок и будут поддерживать чистоту. Но рассказываю то, что видел воочию (и был бы рад развидеть).
Если вы думаете, что стоянки для отдыха нужны лишь для сна и санитарных остановок (то есть для того, что можно хоть как-то контролировать), то вот вам новый сюжет. В конце декабря, когда я тестировал трассу М-12, погода менялась от нуля до минус 10 градусов. От Москвы и примерно до Арзамаса вдобавок шел снег. Который таял. Омыватель работал с завидной частотой. Не раз и не два видел на обочине стоящие на «аварийке» машины — водители спешно доливали жидкость в бачок. Вообще-то, остановка на магистралях запрещена ПДД. Но если до оборудованной стоянки еще «пилить и пилить», поневоле прижмешься на пару минут, молясь, чтоб тебя не раздавили.
Собственно, обочины на М-12 асфальтированные — и в экстренном случае, при поломке, позволяют аккуратно припарковать автомобиль так, чтобы он не создавал помех. Но это касается лишь легковых машин. Сломавшийся большегруз неизбежно займет от трети до половины правой полосы. Увы, статистике известно много примеров ДТП, когда в полуприцеп таких бедолаг «прилетали» излишне задумчивые водители. А ведь грузовой транспорт ломается чаще (не в абсолютном, а в среднестатистическом отношении). В любом грузовике больше сложных систем, а эксплуатация практически непрерывная. Эвакуировать же тяжелую машину с прицепом сложнее, поэтому помощи ждать приходится дольше. На узкой обочине стоять опасно, а прижаться правее некуда: металлическое ограждение. Надо отдать должное: оранжевые фургоны «Автодора» приезжают быстро. Их задача — встать позади сломавшейся машины и проблесковыми маячками предупреждать об опасности. Наверное, это дешевле, чем добавить к обочине еще полметра-метр...
Выше намекнул, что дорожное покрытие не везде оказалось идеальным. Нет, никаких ям и выбоин на М-12 (пока что) нет. Но в Нижегородской области, ближе к границе ее с Чувашией, внезапно встретились... «амурские волны»! Дальневосточные читатели поймут, а остальным поясню: так поэтично назвали участки трассы «Амур» между Читой и Хабаровском. Из-за подвижных грунтов дорога то вздымается вверх, то «падает» вниз; асфальт при этом может оставаться целым. Если попасть в резонанс с перепадами асфальта, можно здорово повредить подвеску. Но откуда «амурские волны» здесь, в центре России, где нет и не может быть вечной мерзлоты?
Вспомним, что дорогу в итоге сдали раньше срока — на целых семь месяцев. И, надо думать, ни один день в ноябре–декабре прошлого года не пропал даром. Осторожно предположу, что на описанном мной участке (относится к VI этапу строительства) укладка песчано-щебневой «подушки» могла производиться чуточку позднее, чем следовало бы, исходя из погодных условий. Еще раз: трещин, ям и выбоин нет. Но ощущения — как на «американских горках». Допускаю, что на легковом автомобиле это не так заметно и, может быть, даже немного прикольно. Но у меня на пятитоннике рессорная подвеска, поэтому о дальневосточном колорите мне напомнила, хм, моя пятая точка.
Так совпало, что в день, когда я пишу эти заметки, трасса «Восток» проходит испытание непогодой: из-за сильнейшего снегопада участок в Чувашии и Татарстане временно закрыт для движения. Тысячи людей оказались в снежном плену. Эта зима уже успела преподнести автомобилистам по всей стране немало неприятных сюрпризов; надеюсь, дорожные службы, обслуживающие «знаковую» магистраль, справятся с последствиями непогоды оперативно и четко.
Тут уместно вспомнить недавнюю массовую аварию в Новгородской области, на трассе М-11: уже после того как «замес», в котором поучаствовали 66 автомобилей, был ликвидирован, сотни, а то и тысячи машин оставались в «ловушке»: изменить направление на магистрали подобного типа можно только на развязке. Развязки ведут лишь к населенным пунктам, а их по дороге мало. На Западе при строительстве дорог предусматривают быстроразборные секции между проезжими частями — в первую очередь, конечно, для беспрепятственного проезда спецтехники к местам катастроф. Через эти же «пробелы» при необходимости можно оперативно запустить поток в обратном направлении, чтобы люди не были вынуждены ждать по многу часов. Увы, и такая полезная опция пока что для нас недоступна...
Здесь же кратко упомяну о важном, но, надеюсь, временном недостатке автодороги М-12. Покрытие сотовой сети слабое или отсутствует на протяжении 75–80% трассы. Давно вы видели символы «Е» или «G» на экране смартфона? Из-за удаленности от городов мобильная связь не «добивает» до трассы, а вышек пока что нет или практически нет. Конечно, позже их установят — в этом не сомневаюсь. На той же М-11 устойчивый сигнал от Москвы и до Питера позволяет пассажирам по дороге смотреть видео в достойном качестве. Будет так и на М-12, но сейчас десятисекундное голосовое сообщение в мессенджере загружается... полторы минуты.
Вы заметили, что, обстоятельно описав недочеты трассы «Восток», я обошел вопрос цены проезда? Обычно с «рублевого» вопроса начинается каждая публикация, касающаяся платных дорог в России. Что ж, не стану избегать этой темы. Платные магистрали — благо для России, страдающей от дефицита дорог в принципе, а качественных дорог — в особенности. Есть своя логика и в том, что участвующие в строительстве концессионеры (частный капитал) заинтересованы в максимально возможной прибыли. Однако настоящий талант заключается в том, чтобы правильно «нащупать» ту грань, переступив которую можно потерять больше, чем выиграть. Если говорить простыми словами, то тысяча машин, тарифицированных по пять тысяч рублей, принесет меньше выгоды, чем пять тысяч машин, тарифицированных по три тысячи. Никто из моих коллег-дальнобойщиков не горит желанием тратить деньги на трассе М-12 (около 9000 рублей, согласно расценкам «Автодора», без учета скидок за использование транспондера). Возможно, многие из читателей скажут: «нам только легче, нечего вам (водителям грузовиков) тут делать».
Такое мнение, как и любое другое, имеет право на жизнь, однако напомню, что сама по себе «большая» трасса М-12 (то есть Москва — Тюмень) — всего лишь часть строящегося транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Наши восточные партнеры закончили свой участок маршрута в 2016 году. Онлайн-торговля набирает обороты по всему миру, невзирая ни на что — а значит, объем грузоперевозок будет только расти. Объективно говоря, основными пользователями новой трассы (и ее продолжения) должны все же стать перевозчики. И только потом — желающие на выходных полюбоваться башней Сююмбике и полакомиться чак-чаком.
Пока что значительное число грузовиков на М-12 составляют… новые «китайцы» и КАМАЗы, которые гонят из Набережных Челнов. Те и другие, естественно, не зарегистрированы в ГИБДД и потому едут бесплатно: ведь при отсутствии транспондера камеры сканируют номерные знаки автомобиля для последующего расчета стоимости и оплаты. Отрада здесь и любителям халявы на легковых — умело пущенный в номер снежок также экономит почти пять тысяч (стоимость проезда всего участка для легкового автомобиля). Более подробно о тарифах — на сайте «Автодора».
По замыслу, строительство трассы М-12 должно было ощутимо разгрузить задыхающуюся от трафика автодорогу М-7 «Волга». В Московской, Владимирской и Нижегородской областях ее пропускная способность давно на пределе — притом что дорога проходит через десятки деревень и небольших городков. Но при нынешней тарифной сетке ожидать сколько-нибудь значимого оттока транспорта на М-12 не приходится. В качестве транзитной новая дорога станет заметно привлекательнее к концу нынешнего — началу следующего года, когда сдадут новые участки (они будут бесплатными). Надеюсь, еще не поздно внести корректировки по поводу расписанных мной недостатков, пока трассу «Восток» тянут до Тюмени — к слову, моего родного города. Заявлено, что проект будет завершен в 2024 году.