Мы уже год не освещали российский рынок смазочных материалов. Как он изменился за это время? Появились ли новые бренды? Отвечает ли предложение спросу? И какова ситуация с контрафактом? Разбираемся подробно.
Пополнение рядов
По разным источникам (в СМИ и кулуарным), «в РФ сейчас более 500 брендов масел» или даже «800 масляных марок». Цифры, конечно, условные и голословные. Поскольку как отследить-посчитать те масла, которые были ввезены одной мелкой партией на пробу, распродались и больше не закупаются? К тому же, кажется, цифры порядком завышенные. Однако большинству обывателей, выбирающих масла, «глядя на полку», действительно трудно разобраться во всем многообразии наименований. А оно между тем имеет особенность не только локально сокращаться (речь уже не об ушедших компаниях; как раз таки о разовом импорте каких-то брендов — ввезли и больше не везем), но и продолжает расширяться. Самый крупный дебют прошлого года — масла Lemarc.
Бренд принадлежит ООО «Топ Лубрикантс» — нынешнему владельцу завода Total в Ворсино. У продуктов даже схожи канистры.
На данный момент компания в процессе разработки некоторых высокотехнологичных продуктов и продвижения на рынке (скажем, предлагается комплект из канистры масла и набора материалов для анализа состояния смазки и степени износа ЦПГ). Хотя уже сейчас есть моторные масла с вязкостью 0W-20 и классами качества по API SP, по ACEA C6 и по ILSAC GF-6A. То есть (судя по последнему стандарту) защищающие двигатель от эффекта LSPI — Low Speed Pre Ignition, низкоскоростного предварительного зажигания. Этому подвержены моторы с непосредственным впрыском и турбонаддувом, на стенках камер сгорания которых может образовываться нагар из масла и топлива. Впоследствии он воспламеняется и поджигает топливовоздушную смесь раньше, чем это делает свеча. В общем, у Lemarc уже есть масла, рассчитанные на современные двигатели и со спецификациями автопроизводителей (например, VW 504/507, MB 229.51/229.31, GM Dexos 2). Впрочем, пока у региональных дилеров ассортимент ограничен.
Хотя они вполне удовлетворяют потребностям самой широкой аудитории — как для азиатских марок автомобилей…
…так и для европейских.
Имеются и трансмиссионные жидкости, правда, из простейших.
Еще в конце 2022 года в РФ появились масла Havens из ОАЭ. Но как минимум в ряд регионов они дошли только сейчас.
Бренд молодой (с 2017 года), однако среди небольшой линейки есть масла вязкостью 5W-30, 0W-30, 0W-20, со стандартами GF-6A, SP, C2, C3 и даже C5, предназначенные для гибридов, и с современными европейскими спецификациями (например, VW 508/509).
Среди «трансмиссионок» полный набор из аналога Dexron VI, ATF для «автоматов» Aisin.
Вариаторной «универсалки».
И multi fluid для преселективных коробок.
Наряду со сравнительно простыми продуктами существует ориентация на современные агрегаты и у относительно недавно появившегося турецкого бренда Korson.
В том числе с актуальными и минимальными индексами вязкости, последними стандартами по API, ILSAC и ACEA. А также со спецификациями для европейских производителей. Имеются «флюиды»-аналоги Dexron IV и VI, жидкости для CVT.
Очевидно, что эпизодически представлен на нашем рынке бренд Areol, чей владелец — немецкая компания ATH&S GmbH — заказывает производство на предприятиях в Нидерландах и Бельгии. На русифицированном сайте опять же внушительный ассортимент по вязкости и классу качества с упором на европейские автомобили, но с учетом азиатских спецификаций. Среди трансмиссионных продуктов — в наличии «мультижидкости». На деле же в продаже покупатель может что-то найти, но не везде и не всегда. И даже специалист в «масляной» области на вопрос об Areol, вероятнее всего, пожмет плечами — не знаю, не слышал.
Очевидно, локально представлены у нас корейские масла The Beast, в ассортименте которых также имеются маловязкие продукты.
Кроме того, ориентированные в том числе на автомобили Старого Света. И все-таки больше — на моторы азиатских производителей.
А вот из серьезных трансмиссионных жидкостей в наличии только ATF multivehicle, равноценная Dexron VI.
Под бюджет любого уровня
Что происходит с поставками масел тех брендов, которые остались/пришли в страну — в первую очередь, естественно, европейских? А также с производством масел на территории России?
— Масла Fuchs продолжают выпускать в нашей стране. Хотя в какой-то период была пауза — видимо, для отладки составов на новых пакетах присадок. Из-за рубежа Fuchs на данный момент не приходят.
Есть сложности по срокам поставок немецких масел Addinol.
И привозом Rowe оттуда же. Речь именно о логистических трудностях, когда маршруты доставки приобретают замысловатую конфигурацию и значительно удлиняются.
Через дружественные страны из Старого Света, а также турецкого производства в прошлом году какое-то время мы поставляли Elf.
Из Европы же наш дистрибьютор по аналогичной схеме тогда кратковременно импортировал Castrol.
При этом в бочках масло этого ушедшего из РФ бренда мы закупали в Южной Корее. Оно отличалось от выпущенного в Европе преимущественно азиатскими спецификациями и упрощенным набором допусков/одобрений.
Кроме того, корейский Castrol оказался менее доходным. А указанные масла, поставляемые с европейских предприятий, помимо того что опять же идут по сложным логистическим цепочкам, дороги и сами по себе. В результате сейчас мы распродаем остатки и, видимо, больше не будем ввозить масла этих брендов. Тем не менее Total с турецкого предприятия мы импортируем и рассчитываем продолжить ввозить в разной фасовке пока в ряде регионов есть на него спрос. Однако в конечном итоге рынок поймет, что у Total есть близнец — Lemarc (ребрендинг завода Total в Ворсино) и начнется более активный переход на этот бренд.
Цены на него вполне адекватные, а ассортимент со всеми спецификациями в точности как на европейских заводах.
Вообще хочу сказать, что и дистрибьютору, и, пожалуй, розничному продавцу сейчас сложно существовать, имея ассортимент только из элитных, дорогих продуктов. Все же массовый потребитель ориентирован на масла по приемлемой цене. В нынешних условиях — читай отечественные. Тем более что российские производители накопили достаточные компетенции. И за последние два года переориентировались на других поставщиков присадок — из КНР или, возможно, даже из Эмиратов. К примеру, знаю, что в компании C.N.R.G. на отладке пакета присадок работали высококвалифицированные китайские технологи.
У «Лукойла» еще год назад были проблемы с выпуском масел для LSD-редукторов и универсальных жидкостей для «автоматов». Эти продукты везли из зарубежных обществ компании — из Казахстана, Китая, ОАЭ. Теперь вопрос с присадками решен благодаря собственному заводу присадок в Белоруссии. Между тем «Лукойл», скажем, по «моторке» выпускает масла, отвечающие требованиям едва ли не всех современных двигателей. Причем для ряда марок — адресно. Есть масла в расчете на Volvo и Land Rover. Для японских моторов, в том числе с классом качества GF-6A. И с ориентацией на современные дизели.
Для Hyundai, Kia, Ford и с учетом самых последних тенденций — для моторов китайских автомобилей.
Lemarc опять же появился. Даже при критических перебоях в поставках из-за рубежа можно быть уверенным в том, что без масел, включая самые современные спецификации ACEA, наш рынок не останется. Для лучшей узнаваемости Lemarc имеет с Total схожие канистры и похожие наименования продуктов (NFC/NFC, NEO/NEO, 74/7400 и т. д.). А вообще завод Lemarc уникален, высокотехнологичен, таких в РФ единицы, к тому же ориентирован на рынки стран СНГ.
По ушедшим брендам — Castrol, Total, Elf — нужно обращать внимание на подделки. Они есть в бочкотаре, в канистрах якобы из Европы, и могут стоить дешевле оригинала на 50%. То есть их цена всегда ниже среднерыночной.
Про контрафакт поговорим ниже. Сейчас кратко пробежимся по другим отечественным и зарубежным брендам, которые еще встречаются на полках. Действительно, два других нефтегазовых гиганта («Роснефть» и «Газпром») продолжают отгрузки в штатном режиме. Однако, например, производитель бренда Neo не справляется с требуемыми объемами.
А у GNV, напротив, все хорошо. Даже проведен определенный ребрендинг — смена пластиковых канистр на жестяные банки.
Liqui Moly при желании можно подобрать любой вязкости и какого угодно класса качества из имеющихся в производственной линейке.
Немалый выбор Bizol, Xenum, Ravenol.
Несмотря на то что все эти масла европейских брендов сейчас движутся кружными маршрутами, поставки из Старого Света продолжаются. Да, до февраля 2022 года на склад в Москве товар из Европы доходил за четыре–пять дней. Теперь может тащиться до двух месяцев. Но благодаря запасам у импортеров регионалы могут получать партии буквально за пару недель или за месяц. Во втором случае речь в большинстве случаев будет идти об оригинальных продуктах под лейблами автопроизводителей.
Это все тоже присутствует, включая, к примеру, коробочные жидкости Aisin или продукты подразделения корпорации Chrysler под брендом Mopar.
Надо лишь понимать, что в глубинке, где нет обширного автопарка из дорогих и новых моделей, некрупные магазины зачастую не в состоянии держать в ассортименте столь дорогие товары. Либо предлагают по ним самые простые продукты. Хотя владельцы свежих «немцев»-«британцев», по крайней мере в областных центрах, готовы платить за четырехлитровую канистру «синтетики» более 16 000 рублей.
То же касается турецких масел Opet и Lubex, которые поставляются бесперебойно, закрепились на рынке, но для большинства потребителей вряд ли относятся к разряду бюджетных.
Останутся на нашем рынке и масла из Японии. К сожалению, в прошлом месяце прошла новость о том, что с 17 апреля страна вводит очередной пакет санкций, в который попадает и как минимум «моторка» (именно о ней сообщается в релизе Министерства экономики, торговли и промышленности Японии). А ее в РФ, особенно в восточной части, немало. Вспомним масла Moly Green, Eneos, FQ, Profix, Autobacs, Alpha`s, Verity, TCL, Takumi, Ichiro, Idemitsu, Mitasu, Totachi. Все они появились в России не в последние два года и в той или иной степени на пространстве от Приморья до Урала пользовались популярностью. Но как раз таки в 2022–2023 годах, во всяком случае в отдельных регионах, приобрели достаточно широкое распространение.
Запрет, несомненно, затрагивает и масла под лейблами японских автопроизводителей. Другое дело, что как минимум часть подобных продуктов поступает не из Японии, а с Ближнего Востока, тех же Эмиратов. Знаем уже по опыту, что хотя бы оттуда масла доставлять продолжат.
К тому же нельзя сбрасывать со счетов то, что к японским санкциям может присоединиться Южная Корея, пусть и с небольшим временным лагом. Примеры таких «санкций вдогонку» мы уже наблюдали. В этом случае еще части автовладельцев придется переориентироваться на другие бренды. Скорее всего, отечественные. Словом, ситуация требует рассмотрения по мере своего развития.
«Катают» многое, но не всё
При таком разнообразии брендов разобраться бы в принципе, что заливать. Однако при этом никак нельзя сбрасывать со счетов и возможность нарваться на контрафакт. Обнаружить таковой можно среди различных брендов — ходовых и не очень. Например, по ZIC, Kixx, Eneos, Idemitsu, Profix и т. д. И жестяная банка, как считалось ранее, в этом абсолютно не помеха. Рассчитывать на то, что вам достанется «оригинальное» масло, стоит только в случае с марками, которые, во-первых, появились относительно недавно (не обязательно за последние пару лет). А, во-вторых, до сих пор малоизвестны и плохо распространены. Среди азиатских это, скажем, XTeer, Eagle, Verity, United (список можно продолжать).
У европейских марок — например, Bizol, Addinol, Ravenol, Xenum. Высокая стоимость, кстати, вовсе не является гарантией отсутствия контрафакта. Применительно к указанным брендам речь также может идти о малой их распространенности и неликвидности для поддельщиков.
Ведь известны случаи, когда тот же недешевый Liqui Moly «катали», заливая в старые оригинальные канистры некое дешевое масло. Встречалось в продаже масло линейки Molygen желтого цвета. Хотя у Liqui Moly жидкости этой серии зеленые. Подделывают и продукты от автопроизводителей — несмотря на то, что они также, мягко говоря, не бюджетные. Распространенный пример — Volkswagen в 2020 году удалил из ассортимента масло вязкостью 5W–30, введя вместо него 0W–30. Тем не менее подобное масло до сих пор либо на полках, либо «привезем со склада» — якобы остались запасы. На канистрах масел Mercedes-Benz с тыльной стороны есть значок качества. Когда на него светишь ультрафиолетом, в рамках его кружка появляется трехлучевая звезда. На таре с «паленым» маслом такой идентификации, разумеется, нет.
Отличается и стоимость. Так, тойотовское масло при цене в 10 600 рублей, будучи контрафактным, может продаваться за 5600. Пятилитровая канистра «моторки» VW стоит те же 10 600. За поддельное просят 8000.
Так что сейчас при покупке масла стоит действовать так — изучить наличное предложение, выбрать масло. Собрать по нему всю имеющуюся информацию — его среднерыночную стоимость, способы защиты от подделок, возможность определения подлинности на официальном сайте, наличие дилеров и авторизованных розничных магазинов. Вооружившись этими знаниями, уже приобретать или заказывать. В последнем случае тоже стоит выяснить, работает ли дистрибьютор с маркетплейсами и с какими. Что же касается ушедших компаний, то тут двоякая ситуация. Как мы видим, они могут и приходить из Европы через третьи страны, и из Турции. Помимо Total оттуда поступает Mobil. Причем также можно сказать, что последний уже закрепился на рынке. Из особенностей упаковки турецких масел этих брендов можно назвать мягкий пластик канистр и неважную наклейку этикеток. Что в данном случае, конечно же, не является признаком контрафакта.
Вместе с тем, по заявлениям некоторых розничных продавцов, у них еще могут быть какие-то остатки Castrol, Mobil, Shell, выпущенные/ввезенные до конца февраля 2022 года. Но описываются они так — «завалялась где-то канистра-другая». Кто-то выставляет этот штучный товар на продажу, кто-то нет. Другие продавцы сообщают, что все ходовые продукты продали еще в 2022-м. И только какие-нибудь 10W–60 или 5W–50 задержались до середины прошлого года. Знаем, что весной 2023 года у одного регионального дистрибьютора еще оставался относительно широкий ассортимент Shell. Все потому, что компания в период пика спроса (а потребитель тогда брал по несколько канистр в одни руки) ограничивала розничную продажу. И все-таки в наличии до сих пор попадаются немалые «старые запасы». Так, в нескольких отделах одной фирмы обнаружился целый ассортимент масел Castrol, Shell, Elf и Total.
Судя по канистрам и этикеткам, Castrol и Elf были выпущены в Европе в конце 2021 и в самом начале 2022 года.
А Total и Shell — на российских предприятиях. Причем первый — в начале апреля 2022 года, когда завод в Ворсино еще производил масла французских брендов.
Цены — приятные. За четырехлитровую канистру Shell (5W–40, API SN) просят 3200 рублей. За аналогичный Castrol — 3900. Такие же Elf и Total стоят по 4200.
Что тут можно сказать? Раньше подлинность масла можно было проверить на соответствующих сервисах производителей. Сейчас для России эта услуга недоступна.
Другие признаки подлинности/контрафакта неоднозначны. Так, на канистрах Castrol с тыльной стороны присутствует голограмма — не просто блестящая, а переливающаяся.
Однако надписи Castrol на некоторых канистрах расположены и на предохранительном кольце, и на крышке. На других — нет. А на третьих надписи вообще отсутствуют.
Где-то батч-код выбит не очень явно. На канистрах Shell цифры и буквы должны состоять из четко различимых точек. А тут они сливаются.
Можно по-разному трактовать облой пластмассы в ручке и мерное окно, не доходящее до верхней рукоятки.
Как и различное исполнение двойной этикетки. Скажем, на каких-то из этих канистр она открывается неплохо, на других с трудом. Где-то почти не прилипает. Где-то — откровенно приклеивается к руке.
И все же основной стоп-фактор здесь в том, что спустя более чем два года — «у нас это из контейнера, старые запасы». Ни у кого нет, а у вас остались, да в таких количествах. Подозрительно.
Стоимость масла за 4-литровую канистру (руб.)
Масло | 5W–40, API SN или SP | 5W–30, ACEA C3 |
Repsol | 2800, 3350 | 3000 |
Kixx | 2500 | 3400 |
NGN | 2800 | 3600 |
Addinol | 6200 | 7500 |
Bizol | 5000/5 л | 5000/5 л |
C.N.R.G. | 2000, 2200 | 2400, 2700 |
Neo | 3400 | 3100 |
Lubex | 3200 | 2800, 3200 |
Opet | 3400 | 3000, 3400 |
Eagle | 3900 | 3200 |
Rowe | 3700, 4700 | 5500, 6800 |
Xenum | 5000 | 7000–16 500 |
Liqui Moly | 5200, 9000 | 7500, 8000 |
Ravenol | 5200, 9000 | 7500, 8000 |
Fuchs | 2500, 3500, 5100 | 5100, 5700, 6000 |
Lemarc | 5300 | 6100 |
Beast | 3000, 3500 | 3000, 3500 |
Moly Green | 5200 | |
GNV | 2700 | 2700 |
Mobil, Турция | 3900 | 3100 |
Total, Турция | 5000 | 3800 |
Castrol, параллельный импорт | 3100 | 3900, 5500 |