Вспоминаю, как много лет назад при запуске Lada Xray Олег Груненков нашел удобоваримое объяснение применению коробки Renault JR5: нужный набор передаточных чисел можно без труда сформировать за счет готовых конструктивных решений французов, а свою коробку пришлось бы проектировать с нуля. Тогда такой ответ мне показался правдивым, и только много лет спустя мы узнали, что Xray разрабатывали не конструкторы АВТОВАЗа, а инженеры альянса «как развитие платформы для автомобиля Nissan Almera (Х-52)», поэтому наличие коробки Renault JR5 было предопределено… Судя по всему, с некоторых пор Олег Евгеньевич решил в интервью говорить только правду. Может, оно и правильно.
В рамках нашего очередного объезда я посетил практически все московские автосалоны Lada. Результатов и впечатлений хватит не на один материал, однако постараюсь быть кратким. Уже во втором салоне, куда я заехал, услышал тот самый мем, запущенный в массы Олегом Груненковым. На вопрос с порога, можно ли купить Ладу Искру Cross SW, продавец, не задумываясь, ответил: «Можно, а зачем? Купите лучше Xcite X-Cross 8 примерно за те же деньги. Я вот только сегодня утром одного такого же, как вы, покупателя переориентировал с Искры на X-Cross 8».
Отмечу, что Iskra SW Cross, на которую мы делаем упор в этом обзоре, в верхней комплектации Techno должна стоить 1 799 000 рублей без учета доплаты 20 000 рублей за оранжевый цвет «Тобаско». Однако дилер здесь ничтоже сумняшеся накрутил к цене еще 237 050 рублей за счет установки «допов»: тонировка, «шумка» днища и арок, сигнализация, «брызговики», сетка на радиатор. В итоге цена Iskra SW Cross с мотором в 106 «лошадей» и китайским вариатором подросла до 2 056 050 рублей.
При этом все продавцы в салонах Лады не скрывают, что имеющиеся в наличии Икс-сайты (по сути, Chery Tiggo 8) — 2024 года выпуска, и «по секрету» добавляют: «Выпуск этих машин остановлен». А ведь какой гневный релиз АВТОВАЗ выпустил в свое время по поводу нашей мартовской заметки, где мы утверждали, что на бывшем заводе Nissan перелицованные под Xcite модели Chery более не собирают… Так вот менеджер, который «переключал» меня с Искры на X-Cross 8, сообщил, что тому экземпляру Xcite, который мне предлагается, через две недели исполнится аккурат два года: у него по паспорту дата выпуска чуть ли не 1 января 2024 года. Стало быть, чтобы не предлагать на X-Cross 7 и X-Cross 8 еще большие скидки в январе 2026 года, дилеры в декабре 2025-го должны продать их любой ценой. К тому же от менеджмента получено указание «очистить склады от Икс-сайтов». На обе модели — X-Cross 7 и X-Cross 8 — полагается дисконт: на «семерку» только 150 000 рублей, а вот на «восьмерку» больше, поэтому ее и продвигают в первую очередь.
На предложенный мне образец X-Cross 8 прямая скидка составила 450 000 рублей. Стало быть, при цене машины в 2 999 000 остается 2 549 000 рублей. Дорого! Тогда мне предложили скинуть еще 280 000, если я возьму кредит на пять лет под 17,9% со взносом в 50% (1 170 000 рублей). Ежемесячный взнос вышел в 59 000 рублей с итоговой переплатой по кредиту в 800 000. А ведь еще надо найти 100 000 на первый год за каско. Так себе вариант. Пришлось «откланяться», и уже вслед мне понеслись подарки: бесплатные нулевое ТО, ТО-1, ТО-2 и ТО-3. Судя по всему, дилеры будут еще долго расплачиваться за желание АВТОВАЗа во что бы то ни стало запустить в Санкт-Петербурге сборку перелицованных Chery…
В следующем автосалоне в Котельниках мне тоже отсоветовали брать Искру и предложили Весту с… прямыми скидками! Причина: руководство потребовало распродать некоторое количество экземпляров Весты с тем, чтобы аккумулировать к Новому году большой объем наличности. Все скидочные Весты — уже с ПТС, цены следующие: седан с 1,8-литровым мотором и вариатором в комплектации Techno отдают за 1 683 000 рублей, а ту же версию с ручной коробкой — за 1 660 000 рублей. К этим суммам нужно добавить 4000 рублей за коврики — и машина ваша. Если бы я не знал, с какими проблемами сталкиваются сейчас покупатели новых Lada Vesta, я, наверное, внес бы 30 000 рублей для резерва. Предложение все же заманчивое. Таких машин в Котельниках — немного, и акция должна закончиться 20 декабря, но если скидочные Весты не найдут покупателей, ее могут продлить и до Нового года.
А теперь — внимание: заводская рекомендованная розничная цена на Весту в кузове седан и комплектации Techno составляет 2 013 000 рублей. Таким образом, дилер скинул мне на «ручную» версию внушительные 353 000 рублей. Именно в день объезда дилеров президент АВТОВАЗа Максим Соколов рассказал о том, что завод «стабилизировал» (читаем между строк — сократил) производство в 2025 году и выпуск составит 325 тысяч машин. Стоит вспомнить, что за первые три квартала 2025 года на учет встали только 135 тысяч машин Лада выпуска нынешнего года, то есть продажи действительно идут с трудом, отсюда и такие скидки…
Но от макроэкономики вернемся к объезду дилеров. В нескольких местах мне предложили вместо Искры взять… Ауру! Дело в том, что на эту растянутую Весту от завода предлагаются прямые и вполне увесистые скидки. Если упомянутый дисконт на Весту в Котельниках — частный случай и инициатива дилера, то на поддержку продаж Ауры АВТОВАЗ денег не жалеет. Во всех московских салонах, даже совсем небольших, к примеру, в таком, как на Варшавском шоссе, где машины стоят практически впритык друг к другу и к рабочим столам продавцов, в последние два-три месяца были оборудованы отдельные места для Ауры: настелили новый пол, поставили хороший фон и вот теперь дают солидные скидки — по 400 000 рублей! В некоторых салонах еще и сами дилеры сбрасывают от себя дополнительные 100 000 за Ауру 2024 года выпуска, но не все.
Напомним, что у Ауры сейчас две комплектации. Базовая отличается сиденьями в комбинированной обшивке (ткань плюс кожзам) и крохотным экраном мультимедийной системы. Такая машина стоит 2 600 000 рублей, но с учетом означенной скидки ее отдают за 2 100 000!
В одном салоне выразил недоумение: почему на Iskra Cross SW не ставят 1,8-литровый мотор? Менеджер тут же ответил, что не я один интересуюсь: «Видимо, мотор 1.8 не влезает в моторный отсек Логана». Да уж! Напомним, что Iskra — это производная от Dacia Logan 3-го поколения. Машина должна была появиться на российском рынке еще в 2023 году, и, конечно, под капотом у нее намечались совсем иные агрегаты, чем сейчас: в первую очередь 1,2-литровый турбомотор мощностью в 120 л.с. или 110-сильный «атмосферник», куда как более тяговитый, чем нынешний тольяттинский ВАЗ-21129.
А что у нас с кредитами и рассрочками? В салоне «Петровский», что на 23-м километре МКАД, попробовал приобрести Весту по госпрограмме: нет-нет, я не участник СВО и не врач, но могу получить от государства скидку за наличие двух несовершеннолетних детей. Напомним, что госпрограмма применяется только при покупке в кредит. Менеджер просчитал мне Весту универсал с мотором 1.8 и 6-ступенчатой «ручкой» в комплектации Enjoy с установленными «допами», которых набрал только на 50 000 рублей, так что финальная цена машины вышла в 2 006 000 рублей. С учетом скидки по госпрограмме в 198 600 рублей и стоимости каско за первый год страхования, включенной в тело кредита, при ежемесячном платеже в 35 515 рублей переплата за три года составит 341 000 рублей. Ну что ж, не так уж и плохо, тем более что за три года эти 300 тысяч еще неизвестно, как обесценятся. Однако в этом расчете меня поразило другое: присмотрелся к распечатке моего расчета, и оказалось, что ставка составляет всего-то 14,5%, то есть меньше, чем ключевая ставка, по которой Центробанк РФ выдает кредиты коммерческим банкам — 16,5%! Консультант по кредитам быстро подтвердил мои предположения: такие льготные ставки предлагает на Ладу именно Сбер. Проще говоря, речь идет об еще одном виде государственной поддержки АВТОВАЗа. Мало того, что 198 600 рублей идут в зачет первоначального взноса, который в данном случае составил 1 миллион рублей, так еще и ставки ниже, чем для всех…
Некоторые дилеры переключали мое внимание с Ауры на Весту. Так было, к примеру, на 88-м километре МКАД в Мытищинском районе, где синюю Ладу Весту в кузове седан мне готовы были отдать с небольшими подарками, даже чуть уменьшая заводскую цену. Машина в комплектации Techno’24 уже была с ПТС, доработана «шумкой», сеткой радиатора, укомплектована ковриками и упорами и предложена за 1 829 000 рублей.
А вот еще одна история про Ауру. Скидку на базовую комплектацию в салоне на Сормовской улице мне предложили только в размере скромных 100 000 рублей. Однако за трейд-ин дополнительно согласились сбросить еще 550 000 рублей, при этом уточнив, что привезти я могу вообще любую машину — главное, чтобы она была на ходу. Я спросил, примут ли мой Ford Focus 2007 года с трехдверным кузовом, 2,0-литровым «атмосферником» и МКП за эту скидку? Мне подтвердили, что да, примут. Таким образом, без учета стоимости моего «Фордика», который, к слову, не собираюсь продавать в сегодняшних реалиях, цена Лады Ауры в базовой версии сократилась до 1 949 000 рублей. Я поинтересовался, откуда такая большая скидка за сдачу в трей-ин любой машины, и продавец ответил, что «все оплачивает завод». Видимо, очень уж нужно АВТОВАЗу продавать Ауру, раз в Тольятти готовы идти на такие жертвы.
Про Гранту и Niva Travel я во время нынешнего объезда дилеров Лады не спрашивал — эти машины мне не нужны даже гипотетически, а вот на классическую «Ниву» давно засматриваюсь, хотя воспоминания о том, как мой тесть мучился с постоянно текущей «раздаткой», бросают тень на эту ничем не объяснимую привязанность. Как и прочие машины марки Lada, у московских дилеров «Нива» в избытке, скидок на нее не дают, разве что в размере 30-50 тысяч за «допы». Один продавец сказал: «А что вы хотите, мы же Ладами почти в ноль торгуем, наша наценка — максимум 50 тысяч»…
Возразить тут нечего. Напоследок отметим, что в настоящее время АВТОВАЗ не поддерживает рассрочкой продажи Iskra, Niva Travel, а равно — Весту с ручной коробкой. Последнее объясняется тем, что АВТОВАЗу нужно выполнять план по закупкам в Китае вариаторов WLY. Рассрочка на остальные модели сроком всего на год полагается только при первом взносе от 50% и с покупкой фирменных страховых сервисов. По сравнению с теми условиями, которые давала Chery весной или Geely осенью, условия АВТОВАЗа, к сожалению, менее привлекательны.
Между тем в Москву за Ладами сейчас активно ездит и провинция: в некоторых небольших областных центрах те же Весты в дефиците, поэтому местный дилер может так накрутить машину «допами», что дешевле и проще приехать в столицу и выбрать из бескрайнего моря вариантов подходящий. Однако стоит учесть, что в основном дилерские склады в Москве забиты средними и дорогими комплектациями, и «голые» Гранты в пределах МКАД практически не продаются. В общем, лучше предварительно обзвонить московские автосалоны, чтобы не терять время в московских пробках, разыскивая вожделенную «пустышку».
Вот такая у нас картина получилась по состоянию на середину декабря. Напишите в комментариях, планируете ли покупку автомобиля Lada или предпочтете за эти же деньги подержанную иномарку?.. Кстати, почти во всех московских салонах Lada меня пугали повышением цен на продукцию АВТОВАЗа с Нового года: «примерно на 50 тысяч, а то и больше»… Обманывают, наверное, не может АВТОВАЗ цену поднимать! Разве только… индексировать!

































