Многоуважаемые заслуженные седаны битву с кроссоверами, кажется, окончательно проиграли. Маловат багажник, невысок клиренс. То ли дело вседорожные универсалы — вот реальная альтернатива кроссоверам. Какие модели доступны на нашем рынке? Сегмент оказался малочисленным, но крайне интересным. Либо Lada, либо премиум плюс Subaru в качестве альтернативы. За оптимум среди «нашемарок» были взяты комплектации с максимальным количеством подушек безопасности, электропакетом, «климатом», подогревами и желательно автоматической трансмиссией. Для остальных изначально недешевых моделей оптимум подразумевает бесключевой доступ, кожаный салон с электроприводами, многозонный климат-контроль, продвинутую мультимедиа, приличную музыку и камеры.
Lada Granta Cross — самый дорогой вариант хита отечественного рынка. Дороже только проспортивная версия Drive Active. К давно известным плюсам вазовского творения, среди которых лучшая подвеска для наших дорог, за эти деньги и доступный сервис получаем еще внедорожный обвес и клиренс в 198 мм (+19 мм). Но помним о недостатках, среди которых нестабильный уровень сборки, невысокое качество ЛКП, гудящая трансмиссия и неоптимальная посадка за рулем.
Но главный недостаток — невозможность выбрать версию с классическим «автоматом», которая есть у исходного универсала. Вазовский «робот» АМТ к покупке не рекомендован — приходится довольствовать 5-ступенчатой «механикой», в идеале — со старшим 106-сильным двигателем. Цена в оптимальной комплектации Luxe — 657 900 рублей. Среди опций фронтальные подушки, сиденье водителя с регулировкой по высоте, полный электропакет, «климат», «круиз», обогрев лобового стекла, аудиосистема, литые диски.
Сэкономить, выбрав слегка б/у Granta Cross, можно, но сложно. Вседорожная версия поступила в продажу только в прошлом году. Вариантов мало. Минимальная цена годовалого автомобиля — полмиллиона рублей.
Гарантия на Гранту — стандартные три года или 100 000 км пробега. ТО нужно проходить ежегодно или каждые 15 000 км. Для 106-сильного мотора стандартные нечетные ТО стоят 5800 рублей, а четные — 7500. Самое дорогое ТО-6 обойдется в 13 500. Нулевое ТО, как у младшей 87-сильной версии, не предусмотрено. По паспорту в смешанном цикле 106-сильный двигатель в паре с МКПП потребляет 6,5 л/100 км.
Largus Cross — самая функциональная Лада. Клиренс в 195 мм, возможности салонной трансформации на уровне минивэнов и возможность заказать 7-местную версию. Пусть багажник в такой конфигурации ужимается с 560 до 135 л, зато Largus предлагает самые дешевые семь мест на нашем рынке. Другие минусы при таких достоинствах и ценах незначительны: посредственная эргономика, не всем подходящий профиль сидений, невозможность трансформации салона в ровную поверхность.
Выбора мотора и КПП у Largus Cross нет. Универсал доступен только со 106-сильным мотором и «механикой». Из двух возможных комплектаций стоит предпочесть особую версию Quest, представленную в этом году. Отличают ее улучшенная шумоизоляция салона плюс новые передние сиденья с более развитым профилем, комбинированной обивкой из ткани и экокожи, а также 3-ступенчатым подогревом. Среди других опций фронтальные подушки безопасности, электропакет, сиденье водителя с регулировкой по высоте и поясничной поддержкой, кондиционер, аудиосистема, подогрев сидений и зеркал, задний парктроник и литые диски. Цены — от 841 900 рублей за 5-местную версию и от 864 900 за семь мест.
Цены на вторичном рынке в три раза ниже. Стоимость шестилетних универсалов начинается с 260 000 рублей. Предложений много: почти 300 вариантов.
Гарантия на Largus Cross аналогична другим Lada. Нулевое ТО не предусмотрено. Стандартные ТО стоят 7900–8800 рублей. Последнее обязательное ТО на пробеге 90 000 км обойдется в 22 500 рублей. По паспорту в смешанном цикле 16-клапанный Largus Cross потребляет 7,4 л/100 км бензина АИ-92.
Самую стильную, современную по оснащению и при этом недорогую альтернативу вездесущим кроссоверам родил АвтоВАЗ. На этом плюсы не заканчиваются: кресла удобны, салон и багажник просторны, почти непробиваемая подвеска радует удачными настройками, а клиренс — солидные 203 мм. К тому же Vesta почти не интересует угонщиков. В отличие от покупателей — в рейтинге продаж автомобилей на российском рынке за 2019 год модель занимает второе место. Не самая живучая подвеска, «плавающее» качество сборки и далеко не рекордный багажник (480/825 л) покупателей не смущают.
Ложка дегтя — отсутствие классической АКПП. Благо место взбалмошного «робота» теперь занял ниссановский вариатор. Оптимум по опциям — снова комплектация Luxe. В этой версии вариаторная Vesta SW Cross со 113-сильным двигателем (другой с этой КПП невозможен) стоит 977 900 рублей. Немало, но это будет универсал с передними и боковыми подушками безопасности, электропакетом, «климатом», «круизом», подогревом передних сидений, зеркал и лобового стекла, аудиосистемой, датчиками дождя и света, задним парктроником, литыми дисками. На сиденьях обивка из ткани в сочетании с экокожей, а водительское кресло — с регулировкой по высоте и поясничной поддержкой.
Но конкретно сейчас с покупкой новой Весты торопиться не стоит. По слухам, модель в этом году ждет обновление. А если автомобиль нужен всенепременно, есть около 400 объявлений на вторичном рынке. Цены на двухлетние универсалы стартуют с 600 000 рублей.
Гарантия на Vesta составляет три года или 100 000 км пробега. На ТО нужно заезжать каждые 15 000 км или раз в год, смотря что раньше наступит. Для 113-сильного мотора стандартные нечетные ТО стоят 7900 рублей, а четные — 13 900. Самое дорогое ТО-6 на пробеге 90 000 км обойдется в 25 900 рублей. По паспорту в смешанном цикле вариаторная Веста потребляет 7,4 л/100 км. В реальности этот показатель ближе к 8–8,5 л/100 км. И Веста, и Гранта спокойно потребляют АИ-92.
Пятое поколение (в США уже продается шестое) основателя класса привлекает прежде всего выверенным балансом качеств. Outback комфортен, просторен и надежно управляется. Кресла широкие и удобные, плавность хода благородная, замедляется автомобиль понятно и надежно. Мотор бы помощнее. 175 сил «оппозитника» 2.5 (мотор 3,6 л на 260 л.с. дóрог и невыгоден по налогам) недостаточно, чтобы Outback мог на равных соперничать с турбированными кроссоверами. Имитация межколесных блокировок работает неплохо, но полностью реализовать внедорожный потенциал мешает вариатор, не дающий как следует буксовать.
Outback не балует выбором версий: постоянный полный привод, система помощи при движении по бездорожью X-Mode, вариатор и два двигателя. Оптимум — 2,5-литровый универсал во второй по рангу версии Elegance. За 3 109 900 рублей можно рассчитывать на бесключевой доступ, двухзонный климат-контроль, кожаный салон с электроприводами передних сидений и подогревом заднего дивана, электропривод багажника, руль с подогревом, мультимедиа с сенсорным дисплеем 8” и камеру заднего вида.
Несмотря на то что Outback третий по популярности Subaru в нашей стране, выбор на вторичке невелик. Максимум 50 вариантов на всю страну. Цены на самые старые универсалы стартуют с отметки в 1 200 000 рублей.
Гарантия на Outback — три года или 100 000 км. Регламент предписывает посещать сервис раз в год или каждые 15 000 км. Тем не менее первое ТО с заменой масла нужно сделать спустя три месяца или проехав 5000 км (11 000 руб.). Стандартное ТО, где меняются масло и фильтры, стоит на 6000 дороже.
Новинка российского рынка. Внешность A4 Allroad вроде изменилась не слишком радикально, но почти все наружные панели, кроме крыши, капота и крышки багажника (объем 505 л), новые. Передняя оптика теперь только светодиодная, а за доплату доступны матричные фары с автоматическим дальним светом. Двигатель — безальтернативный 2,0-литровый бензиновый, с турбонаддувом, мощностью 249 л.с (третья генерация ЕА888, прошлая версия печально известна своим масложором). Вместо постоянного полного привода с межосевым дифференциалом — трансмиссия quattro ultra, где установлены две муфты, которые подключают привод на задние колеса. В целом «спорта» в A4 Allroad гораздо больше, чем вседорожности — реальный дорожный просвет составляет всего 167 мм.
Базовая цена единственно возможной версии 45 TFSI S tronic — 3 270 000 рублей. Добавляем трехзонный климат-контроль, виртуальную приборную панель, подогрев руля, лобового стекла и задних сидений, отделку кожей и алькантарой, спортивные сиденья с электроприводами. Плюс навигационную систему, сенсорное открытие багажника, камеры кругового обзора 360°, систему автоматической парковки и люк. В итоге — 4 213 700 рублей.
Гарантия на Audi — четыре года или 120 000 км. Пробег в первые два года не ограничен. ТО нужно проходить ежегодно или каждые 15 000 км. Заезд на сервис с заменой масла и фильтров обойдется примерно в 25 000 рублей. Аппетит 2,0-литрового турбомотора в смешанном режиме легко доходит до 8 л/100 км (по паспорту — 6,4 литра).
Внедорожный V60 — свежее предложение от Volvo. Модель дебютировала на нашем рынке только в прошлом году, но уже успела обставить по продажам соплатформенный седан. Внешне и внутри — уменьшенная копия V90. Объем багажника 529–1441 л. По ряду параметров не хуже «немцев». К качеству материалов не придерешься, энергоемкая подвеска и управляемость с явным намеком на спорт. А кое в чем Volvo лучше — база (2872 мм) самая большая в классе, поэтому в салоне просторно. Есть недоступные конкурентам опции вроде четырехзонного климат-контроля. Жаль, звукоизоляция далека от идеала: при разгоне явно слышен двигатель, на скорости шумят зеркала. На бездорожье Cross Country хорош: 210 мм клиренса и эффективная имитация блокировок. Кузов жесткий: с вывешенным колесом багажник и двери закрываются без проблем.
Безальтернативно полноприводный бензиновый универсал T5 (250 л.с.) доступен в единственной версии Plus за 3 149 000 рублей. Догнав опциями цену почти до 4 000 000, получаем универсал с четырехзонным климат-контролем, кожаным салоном, электроприводами и памятью сидений, бесключевым доступом и панорамной крышей. Плюс парктроники, камера заднего вида, подогревы руля, лобового стекла, форсунок омывателя и задних сидений, а также мультимедиа с навигацией, интеграцией смартфонов и акустикой Harman Kardon.
Гарантия на V60 Cross Country — три года или 100 000 км. ТО нужно проходить ежегодно или каждые 20 000 км пробега. После трех месяцев эксплуатации или спустя 3000 км предусмотрено бесплатное нулевое ТО. Стандартное техобслуживание с заменой масла и фильтров обойдется примерно в 30 000 рублей. Мощный турбомотор в смешанном режиме потребляет не меньше 9 л/100 км (по паспорту 7,6 литра).
Стильный снаружи и внутри V90 Cross Country — наследник «квадратного чемодана» V70 XC. Обычный универсал на нашем рынке недоступен. К качеству интерьера не придерешься. Нужно только привыкнуть к 9-дюймовому планшету, которым не всегда удобно пользоваться в движении. Передние кресла при всех достоинствах (среди опций есть кожа «наппа», массаж, регулируемые боковая поддержка, длина подушки и опора поясницы) жестковаты и не всем придутся впору. Зато на втором ряду простор и домашняя атмосфера, плюс есть возможность заказать четырехзонный «климат». В движении Cross Country точен, хладнокровен, но иногда жестковат, а пневмоподвески не предусмотрено. Зато он почти не боится разбитых дорог и, хвастая клиренсом в 210 мм, не прочь съехать с асфальта. Электроника всегда умело подтормаживает вывешенные колеса, и V90 уверенно ползет вперед без намека на перегрев муфты.
V90 Cross Country доступен с четырьмя двигателями на выбор. Привод — только полный, коробка передач — 8-ступенчатый «автомат». Мощности базовой дизельной версии D4 (190 л.с., 400 Нм) вполне достаточно. Комплектаций — две, и логичнее взять более дорогую Pro (от 3 972 000 руб.), где есть бесключевой доступ, кожаный салон с электроприводами и памятью передних сидений. Опций много, но разумный оптимум выглядит так: подогревы руля, лобового стекла, форсунок омывателя и задних сидений, четырехзонный климат-контроль, панорамный люк в крыше, система визуальной помощи при парковке 360º, мультимедиа с навигацией, интеграцией смартфонов и акустикой Harman Kardon. Итого без малого 5 000 000 рублей за универсал, переживший в этом году небольшой рестайлинг.
Гарантия на V90 Cross Country — три года или 100 000 км. Регламент ТО — раз в год или каждые 20 000 км. Но первый раз сервис рекомендуется посетить после трех месяцев эксплуатации или спустя 3000 км. Нулевое ТО бесплатное. Стандартное техобслуживание с заменой масла и фильтров стоит в районе 30 000 рублей. К паспортному смешанному расходу в 5,2 л/100 км при активном педалировании можно прибавить пару литров.
Премиальный старожил класса. Внешне — стопроцентный «немец» без лишних дизайнерских выкрутасов. Просторный салон с доминирующими сенсорными панелями не отличается от такового у А7, руль — как у флагмана А8. У багажника легкая трансформация, мощные петли для груза и более полутора кубометров полезного объема, если сложить диван. Внутри музейная тишина даже на запрещенных ПДД скоростях. Стандартная пневмоподвеска в режиме Comfort дает чарующее ощущение пуховой перины, и без намеков на корабельную качку. Постоянный полный привод на фоне засилья муфт — конкурентное преимущество и генератор удовольствия зимой. Но внедорожные возможности скромны. В базовом положении клиренс составляет скромные 139 мм. Режим off-road, который работает на скорости до 80 км/ч, добавляет еще 30 мм, а максимальные 184 мм доступны в положении Lift, но скорость при этом не должна превышать 35 км/ч.
Из двух возможных вариантов A6 Allroad предпочтительнее 45 TDI tiptronic — с дизелем V6 3.0 TDI на 249 л.с., которому полагаются «автомат» и постоянный полный привод quattro. Уверенный разгон, легкие обгоны, широкая активная зона, начинающаяся фактически с холостых — все при нем. Бензиновый универсал избыточно мощен (340 л.с.), и к тому же оснащен «роботом», полным приводом quattro ultra с муфтой вместо Торсена и умеренной гибридной системой MHEV с 48-вольтовыми стартером-генератором и тяговой батареей.
Из трех вариантов комплектаций оптимум — вторая по рангу версия Advance, которая стоит 4 530 000 рублей. Здесь есть обивка кожей и кожзамом, электроприводы и память сидений, руль с подогревом, камера заднего вида, рулевая колонка с электрической регулировкой по вылету и углу наклона. Добавляем комфортные сиденья (регулировки опоры поясничного отдела, боковин подушки и спинки) с вентиляцией и натуральной кожей, комфортный доступ со взмаховым датчиком открытия багажника, автодоводчики дверей, активный парковочный ассистент с камерами 360°. Плюс пакет дополнительного освещения салона, четырехзонный климат, музыка Bang & Olufsen, навигационная система с дисплеем диагональю 10,1 дюйма и виртуальная панель приборов. Итого — почти 5 500 000 рублей.
Гарантия на Audi — четыре года или 120 000 км. При этом в первые два года пробег не ограничивается и не учитывается. Регламент ТО — раз в год или каждые 15 000 км. Стандартное техобслуживание с заменой масла и фильтров обойдется примерно в 25 000 рублей. Аппетит 3,0-литрового дизеля в смешанном режиме укладывается примерно в 7 л/100 км (по паспорту 5,5 литра).
Запоздалый ответ Mercedes вседорожнику Audi A6 allroad и единственная возможность купить в России новый универсал Е-класса. Автомобиль отличается более пухлыми 19-дюймовыми шинами, пневмоподвеской в базе и металлической защитой моторного отсека. У багажника правильнее форма и глубокий подпол. Задний диван скромнее, чем ожидаешь. Места в коленях могло бы быть и побольше, крупные ботинки не влезут под переднее кресло. Клиренс — жалкие 155 мм в обычном и 180 во внедорожном режиме, причем пневмоподвеска удерживает кузов в верхнем положении лишь до 35 км/ч. Так что вне дорог All-Terrain — не боец, но в остальном типичный Benz, радующий неповторимым сплавом комфорта и управляемости.
Внедорожная «ешка» доступна только в одной версии E 220 d 4MATIC All-Terrain Luxury. Это подразумевает 2,0-литровый дизель на 194 л.с. и 9-ступенчатый «автомат». Начальная цена в 4 700 000 рублей интересна лишь в теории, без опций такие автомобили не покупают. Скромно пробежавшись по конфигуратору, добавляем трехзонный климат-контроль, обогрев лобового стекла, автодоводчики дверей, панорамную крышу, видеорегистратор, кожаный салон, подогрев задних сидений, обивку передней панели искусственной кожей, солнцезащитные шторки для задних дверей, взмаховый датчик открытия багажника, активный парковочный ассистент с камерами 360°, аудиосистему Burmester. Итого — почти 6 000 000. Есть смысл присмотреться к GLE 300 d 4MATIC Premium, который в базе дешевле на 600 000. Собственно, большинство так и делают. При всех своих достоинствах Е-класс All-Terrain — штучный товар.
Гарантия на Mercedes — два года без ограничения по пробегу. Сервис необходимо посещать каждые 15 000 км. Средняя стоимость стандартного ТО — 30 000 рублей, заявленный смешанный расход топлива — 5,3 л/100 км. Но даже при активном педалировании он вряд ли превысит 8 литров.