У несведущего имя «Мицуока» ассоциируется со странными японцами, которые зачем-то прикручивают к современным машинам детали от старых «европейцев». В действительности все гораздо сложнее и интереснее.
Вот посвященная корпоративной философии выдержка с официального японского сайта: «Отправная точка бизнеса — любовь к автомобилям. Нас не устраивало массовое производство, и мы начали создавать технику под сильным влиянием экзотических суперкаров, о которых мечтали в молодости, и красивых классических моделей прошлого. Вот почему творения Mitsuoka Motors сохраняют свою индивидуальность даже в наше время. Быть уникальным означает оставаться в меньшинстве. Мы продолжаем бросать вызов и мечтаем, чтобы сохранить эту индивидуальность. Вызов и мечта — это дух Mitsuoka». Но больше всего нам понравилась следующая мысль: «Мы считаем, что машина должна быть не просто средством передвижения, а эффектным спутником, украшающим жизнь владельца».
Может показаться, что по будням компания выпускает что-то типа Ferrari, а по выходным из ее цехов выкатываются шедевры на зависть Bugatti и Koenigsegg. Конечно же, это не так. Ключевая деятельность «Мицуоки» — это «искусственное старение» серийной продукции крупных брендов. Иначе говоря, ателье превращает заурядные седаны, хэтчбеки, универсалы и купе в эксцентричные противоречивые ретрокары.
Mitsuoka основал в феврале 1968 года Сусуму Мицуока, экс-сотрудник дилерского центра Hino Motors. Вначале новорожденная компания ютилась на арендованной конюшне — занималась покраской и техобслуживанием. Но ее глава испытывал к технике сильные чувства, и тот бизнес был слишком простым, банальным и приземленным делом для птицы высокого полета. Так у «Мицуоки» появился отдел разработок.
В начале восьмидесятых предприятие выпускало городские трехколесники — маленькие экономичные «капсулы», для управления которыми хватало мопедных прав. Возможно, клепала бы их и дальше, если бы не поездка Мицуоки-сана в Лос-Анджелес. Там он наткнулся на автомобиль-реплику, заболел темой и решил повторить увиденное.
Во второй половине десятилетия японцы выпустили 200 экземпляров родстера Bubu Classic SSK на агрегатах Volkswagen Beetle, копирующего Mercedes-Benz SSK 20-х годов, и построили двойника Porsche 356 Speedster, также с фольксвагеновской начинкой. Параллельно стартовал импорт машин из Америки.
В 1990-м Mitsuoka впечатлила торжественно-пафосным Le-Seyde в стиле американского Zimmer Golden Spirit. Только не удивляйтесь, но «Золотой дух» по-японски родился на основе Nissan Silvia S13. Разобрать это за внешним лоском практически нереально. Как ни странно, огромная сухопутная яхта длиной свыше пяти метров приводится 1,8-литровой «четверкой» CA18DE мощностью 135 л.с. в паре с 4-ступенчатой автоматической коробкой передач. Покупателей это обстоятельство не смутило, и партия в полтысячи экземпляров была распродана за четыре дня.
Для родстера Dore выбрали другую отправную точку — Ford Mustang третьего поколения с 4,9-литровым двигателем V8.
Копии Golden Spirit — сама традиционность на фоне модели Viewt, присутствующей в фирменной палитре с 1993 года. Крошечный Nissan March с видоизмененной передней и задней частью кузова под легендарный Jaguar Mark II — такое встретишь только в Японии! Логика в данном случае проста: классический Ягуар могут позволить себе единицы. Гораздо дешевле замаскировать под него бюджетный автомобильчик. Как говорится, зачем платить больше, если не видно разницы? 😊
Mitsuoka не раз черпала вдохновение в благородном ягуаровском образе, но результат творчества далеко не всегда оказывался однозначно удачным. Так, например, британская маска на Ryoga выглядит чужеродно. Первая генерация этого чуда (1998-2001) на базе седана и универсала Nissan P11 с бензиновыми моторами SR18DE, SR20DE и QG18DE смотрится странно еще и потому, что дизайнеры не удосужились внести серьезные изменения в заднюю часть.
Вторую Ryoga (2001–2004) построили из маленького, но удаленького Nissan Sunny B15, не забыв переделать корму, обшить салон кожей и украсить вставками под дерево.
Mitsuoka Nouera тоже ориентирована на тонкого ценителя: донором для нее послужила… Honda Accord седьмого поколения. Не правда ли, нетривиальное амплуа для стремительного «японца» с выраженным спортивным характером? С 2004 по 2008 год мастера потрошили не только «четырехдверки», но даже «сараи». Ну а самая экзотическая Nouera рождена на платформе заряженного Accord Euro R с 2,0-литровой высокофорсированной «четверкой» K20A (220 л.с.).
Вторая итерация (2008–2012) не менее диковатая: рельефный передок пристыкован к седану Toyota Corolla E140 и грузопассажирскому варианту Fielder во всевозможных исполнениях — с движками объемом 1,5 и 1,8 литра, передним и полным приводом.
Mitsuoka Galue (1996–2001) косил под лордов-аристократов, в частности под Bentley R-Type Continental, и при этом не вызывал у зрителей столь сильного когнитивного диссонанса, как собратья. Все потому, что он — переодетый Nissan Crew. Напомним, это конкурент Toyota Comfort, предназначенный для такси и полиции, с незамысловатым и нарочито консервативным кузовом. Элементы новодела вписаны в его облик относительно гармонично, если данное понятие в данном случае вообще уместно.
Неоднозначное впечатление оставляют о себе Galue II и Galue III, результат адаптации Nissan Cedric и Gloria (Y34), а также Fuga (Y50) соответственно. Хотя, пожалуй, ничто не сравнится с перелопаченным леворульным кабриолетом Ford Mustang. Только не спрашивайте, «что курят сотрудники “Мицуоки”». Похоже, у них свои уникальные рецепты и ноу-хау.
С 2008 по 2020 год компания слепила еще ряд итераций Galue из всего, что попадалось под руку. А именно из Toyota Corolla Axio, чьи компактные размеры плохо вяжутся с европейским шиком а-ля Bentley, и Nissan Teana второго и третьего поколений.
8 июля 2021-го в честь 35-летия основания дочерней Mitsuoka Motors America в Штатах анонсировали спецверсию Galue 350 Limited на базе Nissan Altima 3.5 SL 2016 года.
На фоне вышеописанного легкого безумия Ray и Yuga — образцы эстетического согласия. Первый — это оригинальное видение Autozam/Mazda Carol, а позже Daihatsu Mira Gino.
Производитель точно излагает суть «Рэя»: «Старые добрые вещи. Мы уверены, что ”ретро” — это не только ностальгия по прошлому. В этом понятии есть что-то более существенное и функционально красивое, что мы находим действительно соблазнительным. Оно продолжает очаровывать людей, словно изящный цветок». Жители Туманного Альбиона азиатский креатив не поняли и включили Ray в список самых уродливых машин. Австралийцы, напротив, преисполнились восторгом и поставили его на первое место в хит-параде самых обаятельных и привлекательных.
Второй автомобильчик старается походить на лондонское такси и своими устремлениями вызывает искреннюю улыбку. Знаменитые классические кэбы сравнительно крупные, а этот сделан из миниатюрного Nissan Cube (Z10) конца девяностых — начала нулевых с опциональным вариатором и полным приводом.
От души поупражнявшись с «переодеванием», инженеры Mitsuoka засели за разработку своего суперкупе. Через пять лет под софитами Токийского мотор-шоу 2001 сверкал Orochi. Страшно вообразить, какими методами художники расширяли сознание. Но им определенно это удалось — они погрузились в самые темные его уголки, где обитают монстры, и выпустили на волю одного из них. Ведь Orochi (Ямата-но Ороти) — восьмиглавый восьмихвостый дракон из синтоистской мифологии. Змей с четырьмя колесами не пришелся гайдзинам по душе. Так, издание Jalopnik назвало его самым уродливым автомобилем в мире. История о «суперкаре со страстью и душой» западный мир явно не убедила.
Силовой агрегат — 3,3-литровая атмосферная V-образная «шестерка» Toyota 3MZ-FE мощностью до 233 л.с. и 5-ступенчатая автоматическая коробка передач — не самый подходящий симбиоз для среднемоторного купе и родстера снаряженной массой свыше полутора тонн. Другая странность — размеры. На фотографиях Orochi кажется довольно большим. Это обман зрения. Длина — всего 4560 мм, хотя ширина превышает два метра.
Тем не менее в качестве шоу-стоппера Ороти прекрасен! Особенно выпущенный в единственном экземпляре Orochi Devilman. Красно-черный экстерьер создан в содружестве с Го Нагаи, автором манги Devilman.
В руках королей косплея родстер Mazda MX-5 третьего (NC) и четвертого поколения (ND) обернулся прогулочным Himiko. Он назван не в честь того, о чем вы наверняка подумали, а увековечил имя правительницы страны Яматай периода Яёй, одного из ранних японских государственных образований. Одной только переделкой кузова мастера не ограничились. Расстояние между осями у модели второй генерации радикально удлинено с 2310 мм до 2910 мм. Длина — 4580 мм против 3915 мм у оригинала. С такими пропорциями не грех иметь рядную «шестерку», но Mitsuoka не любит вмешиваться в начинку: Himiko довольствуется маздовским четырехкотловым Skyactiv-G объемом 1,5 литра в паре с 6-ступенчатой «механикой» или автоматической коробкой передач. Стоимость ретрокара — от 5 160 100 иен (2 187 166 рублей по курсу на момент подготовки материала).
А вот другой пример экзерсисов над MX-5. Осенью 2018 года Mitsuoka представила поистине прорывной проект Rock Star. На сей раз источник вдохновения — не «англичане», а Chevrolet Corvette Stingray C2 (1963–1967). Запоминающийся классический облик великолепно интерпретирован: тот случай, когда «кавер» знаменитой «песни» не сильно проигрывает оригиналу. Сотню очков «рок-звезда» получает за смелость. Полагаем, во всем мире никто, кроме Mitsuoka, не отважился бы натянуть Corvette на Mazda.
В процессе превращения длина прибавила с 3915 до 4345 мм. И опять же — никаких апдейтов технической части. У псевдо-Chevrolet 132-сильный 1,5-литровый мотор в паре с 6-ступенчатой механической и автоматической коробкой передач. Жить можно! Главное — не вспоминать, что на прообраз ставили 8-цилиндровые двигатели объемом до 7,0 литра и мощностью до 435 л.с. Тираж Rock Star — 200 штук.
Кроссоверы многократно доказывали, что они могут вытащить с рыночного дна даже безнадежные бренды. Компании, никогда не помышлявшие о вторжении в сегмент SUV, давно снимают в нем сливки. Так что стоит ли удивляться, что трюк отлично сработал в случае с Mitsuoka: современный Toyota RAV4 переформатировали в подобие американской классики по имени Buddy («дружище»). Дизайнеры в очередной раз расширили сознание и адаптировали такие характерные особенности внедорожников и пикапов Chevrolet восьмидесятых годов, как двухэтажные фары, хромированные бамперы, радиаторная решетка с поперечиной во всю длину и задние вертикальные фонари. Колорит добавляют шины BFGoodrich All-Terrain T/A.
Свободомыслящей аудитории задумка пришлась по душе. Очередь на Buddy растянулась на полтора года, но первоначально сроки ожидания были еще больше, пока к сборке 300 запланированных экземпляров не привлекли Mitsubishi Fuso Bus Manufacturing и производителя спецтехники Tonox, который также занимается реставрацией.
У себя на родине Mitsuoka Buddy стоит от 4 860 900 иен (от 2 060 347 рублей). Для модификаций подойдет любой внутрияпонский RAV4 — будь то передне- или полноприводный, с 2,0-литровой «четверкой» мощностью 171 л.с. или гибрид.
В фирменное меню традиционно включен очаровательный седанчик Viewt. Он базируется на субкомпактном Nissan March (K13), но определить это позволяет лишь характер бокового остекления. В остальном — «детеныш ягуара». Хэтчбек называется Viewt Nadeshiko. «Ямато-надэсико — красота, заставляющая оборачиваться», — отсылает к исконно японскому понятию рекламный слоган. Он обозначает идеал женщины в традиционном национальном обществе. Комбинацию мудрости, женственности, верности, покорности и других патриархальных и житейских добродетелей.
Viewt Nadeshiko лаконичный и не такой пижонский. Например, у него коротенькие, незатейливо оформленные бамперы. Комплектация может быть сравнительно простой, с аналоговой панелью приборов и кондиционером вместо климатической установки. За доплату предусмотрена навигация и камера заднего вида. Двигатель — 1,2-литровый с вариатором. «Надэсико» стоит от 2 068 000 иен (от 876 545 рублей). Цены на седан начинается от 2 761 000 иен (от 1 170 281 рублей).
Таковы наиболее интересные творения Mitsuoka. Полагаем, в будущем их армия пополнится, ибо компания нынче на подъеме — в 2021 году количество заказов составило 1120 штук, превысив тысячу впервые за 23 года.