Если бы человек не умел адаптироваться к окружающему миру, он бы не стал доминирующим видом на планете. Большинство из нас пережили два месяца самоизоляции, так или иначе приспособившись к новым правилам. И нынешнее состояние авторынка — тому подтверждение. Посмотрим, как поменялась ситуация в сфере продаж автомобилей сразу после ослабления или снятия (в зависимости от региона) ограничительных мер.
Общее состояние рынка новых автомобилей оставляет желать лучшего, но оно не такое плохое, как могло бы быть. «Пациент скорее жив, чем мертв». После рекордного апрельского падения в 72,4% майские минус 51,8% (по сравнению с этим же месяцем 2019 года) не кажутся такими уж страшными. По данным АЕБ, было продано 63 033 новых автомобиля. Падение продаж по итогам пяти месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 25,7% (478 135 автомобилей) воспринимается вообще приемлемым. Тем более на фоне показателей других стран.
Так, в мае британский авторынок упал на 89% (20 247 автомобилей) и достиг уровня 1952 года, при том, что с середины месяца можно было покупать машины онлайн. Авторынок Германии показал результат в 168 148 проданных машин, что на 49,5% меньше, чем в прошлом году, и не сильно отличается от апрельского провала в 61%. Японский рынок откатился на девять лет назад с показателем в 123 781 автомобиль (-41,8%). Даже в Китае май был хуже, чем в 2019 году, — 31% от прошлогоднего объема продаж.
У нас же генеральный директор BMW Group Россия Штефан Тойхерт говорит о том, что началось восстановление рынка и в июне его сокращение составит лишь 20%. Toyota отчитывается об увеличении продаж RAV4 на 20%. Майские продажи у Haval выросли на 5%, у FAW — на 19%, у Isuzu — на 29%, а Changan продал на 124% машин больше, чем в мае 2019-го (пусть это и «эффект низкой базы»). Из-за спроса питерский завод Hyundai продолжает работать в две смены (были планы перейти на одну), а АвтоВАЗ откладывает переход на четырехдневную рабочую неделю на конец августа.
Более стрессоустойчивый вторичный рынок также возвращается к своим «нормальным» показателям. Так, по собственной статистике Дрома, число объявлений о продаже автомобилей по сравнению с прошедшим апрелем выросло на 8%, и оно всего на 5% меньше, чем в мае 2019-го. При этом проданных машин стало на 17% больше.
По данным аналитического агентства «Автостат», оценивающего авторынок по количеству регистраций в ГИБДД, в некоторых регионах за первые четыре месяца этого года наблюдается рост продаж подержанных машин. В том числе в пяти субъектах Сибири и Дальнего Востока — в Сахалинской области (рост 7,4%), Республике Алтай (5,3%), Томской области (4%), Хакасии (2,5%) и Амурской области (1,2%). При этом в большей части регионов продажи на вторичном рынке сократились значительно: в Адыгее рынок упал на 27%, в Краснодарском крае, Ингушетии, Ханты-Мансийском АО и Карелии — более чем на 20%. Да и в большинстве других регионов продажи на вторичном рынки были низкими. И причины у всех почти одинаковые, хотя отличия имеются.
На отсутствие продаж в первую очередь влияли карантинные меры и отношение к ним населения. Там, где были закрыты авторынки, желающие покупали машины через интернет, а лояльные продавцы даже умудрялись предоставлять их на осмотр. Но есть регионы, в которых люди сами не хотели лишних контактов — им и автомобили совсем были не нужны.
Практически остановилась торговля на Кавказе — в Махачкале, Грозном, Хасавюрте рынки и официально, и неофициально закрыты. Людям не до покупки машин, нужно как-то решать более насущные проблемы.
Но и там, где площадки имели возможность торговать, покупателей не было. Такая ситуация сложилась, например, в Стерлитамаке. В Саратове активно звонят по объявлениям, узнают подробности, торгуются, но когда дело доходит до встречи с продавцом — большинство отказывается. А в Оренбурге до рынка не доезжали и продавцы-частники, которые, как и большинство горожан, соблюдают режим самоизоляции, продленный до 24 июня.
Другая ситуация сложилась там, где режим самоизоляции начали ослаблять. Местные власти разрешили работу рынков, но происходило это по-тихому. У торговых площадок не было времени рассказать о возобновлении работы и ресурсов, чтобы об этом узнали заинтересованные — месяц (а то и два) простоя истощил финансовые запасы и на рекламу денег не хватило.
Одними из первых на юге открылись авторынки Кропоткина и Малгобека. Но разрешение о возобновлении работы с 30 мая поступило в самый последний момент. За день распространить эту информацию было просто невозможно. На площадке не появились ни продавцы, ни покупатели, а в итоге — пропало еще два рабочих дня. Точно такая же ситуация и в Казани.
В Чебоксарах работа авторынка возобновилась с 16 мая, но больше чем на треть площадка стала заполняться только под самый конец месяца. То есть для того, чтобы посетители стали возвращаться на рынок, понадобилось почти три недели.
Другое объяснение отсутствия покупателей на площадках — переход торговли на интернет-ресурсы. Процесс начался довольно давно и развивался естественным образом. Во многих крупных городах северной части страны автомобильных рынков в виде торговых площадок уже нет продолжительное время. Ограничительные меры подтолкнули к уходу с рынка продавцов и в других регионах. Хотя полностью заменить посещение рынка дистанционные продажи еще не могут. Для большинства покупателей выбор автомобиля — серьезное решение, а доверие к картинкам в мониторе и словесным описаниям есть пока не у всех.
Тем не менее в мае активизировались интернет-продажи в Ставропольском крае. Весь месяц была закрыта площадка в Ростове-на-Дону, и все, кто продолжал пытаться торговать, переключились на интернет, используя как классические сайты объявлений, так и различные социальные сети.
В Иркутске продавцы и покупатели встречались лишь для совершения сделки. Владельцы, стараясь избегать лишних контактов, рассказывали, где находится автомобиль, и потенциальным собственникам оставалось лишь найти его и осмотреть.
Другой вариант — использовать авторынок как площадку для осмотра и места заключения сделки, поскольку для этого там есть инфраструктура. На автомолл «Белая башня» в Екатеринбурге покупатели в масках и перчатках чаще всего приезжали за конкретным автомобилем, выбранным заранее. А некоторые владельцы успевали продавать машины за территорией рынка и площадки. Такая же ситуация в Уссурийске и многих других городах.
Так что рынок в целом постепенно приспосабливается к новым реалиям. Хотя большинство продавцов ждут живого общения.
А некоторые и не ждут — сами уходят с площадок. И это еще одна причина низких продаж. В том же самом Екатеринбурге, но в автокомплексе «Березовский привоз», некоторые профессиональные продавцы стали перепрофилировать бизнес и уходить в другие сферы. В Тольятти после небольшого ослабления многие площадки возобновили свою работу, кто легально, кто полулегально, кто удаленно. Но при полном отсутствии продаж они вынуждены сокращать свои размеры — так поступил один из крупных игроков города, закрыв один из двух торговых комплексов.
Так начинают поступать и другие авторынки, но по иной причине — нет автомобилей. Например, в Челябинске после «карантинного» апреля в майские праздники случился всплеск продаж — разобрали все ходовые модели. После первой активной недели продавать стало сложно — из-за ограничения передвижения между регионами новых поступлений нет. В Новосибирске на площадке также стоят только местные автомобили в единичных экземплярах. Поставок нет ни с востока, ни с запада, а рынок потихоньку «вымывается» и уже почти «обмелел» — режим самоизоляции в третьем по величине городе России продлен до 30 июня.
Рынок Омска был востребован только в секторе продажи запчастей. Покупателей автомобилей на площадке не было, и продавцы предпочитали не тратить время на простой впустую. Кемеровская область по-прежнему закрыта, все передвижения, встречи, сделки проходят только внутри региона. Все, кто хотел и мог что-то купить, уже это сделали, поэтому многие продавцы временно снимают машины с продажи, оставляя сделки до лучших времен.
Нерешительность в продажах подержанных автомобилей сказывается и на их стоимости. Продавцы боятся предпринимать какие-то активные шаги и в основном сохраняют ценники на докризисном уровне, хотя если судить по объявлениям на Дроме, машины подорожали на 1,4%. Впрочем, все зависит от конкретного автомобиля, конкретного продавца и покупателя.
Продавцы в Челябинске сетуют на отсутствие продаж и посетителей на рынке, но цены пока снижать не спешат. В Кемерово продавцы предпочитают отказаться от продаж, чем снижать цены. Красноярские продавцы готовы уступать ради того, чтобы получить свободные средства и «крутануть» свои деньги, вкладываясь в выгодные, на их взгляд, варианты. В Уссурийске стали дешеветь машины, привезенные до карантина и купленные по февральскому курсу доллара.
В Иркутске можно купить «свежие» автомобили бизнес-класса (Mercedes, BMW, Audi) на 100–500 тысяч рублей ниже среднерыночной цены. А вот более «взрослые» «японцы», наоборот, стали дороже на 50–150 тысяч. При этом продажи первых заметно не выросли, а спрос на вторые практически не снизился.
Некоторые новосибирские продавцы с большим количеством товара вынуждены снижать ценники и продают машины практически по их себестоимости, просто чтобы вернуть свои деньги и не «уйти в минус». Ведь ситуация по-прежнему остается неясной и ждать роста спроса пока не приходится. Кто снизил собственную «маржу», у тех и продажи есть. Но существует категория консервативных продавцов, которые готовы ждать своего покупателя.
Во Владивостоке за май рынок снова заполнился почти полностью, но пока цены остаются на прежнем уровне. Продавцы в ожидании 1 июля, когда изменятся правила ввоза праворульных автомобилей, и последствий небольшого подъема цен в Японии. Даже на электромобили, на которые 4 мая были отменены ввозные пошлины, цены не снизились — сказываются последствия снижения курса рубля. Хотя эта категория в какой-то мере стала двигателем торговли региона. По статистике Дрома, количество объявлений о продаже электромобилей и объемы продаж выросли на треть.
Помимо «электричек» на Дальнем Востоке, в других городах, где продажи все же шли, были на то свои причины. Например, в Бурятии возрос спрос на малолитражных «японцев» по цене от 150 тысяч рублей за подержанный экземпляр и заканчивая 500 тысячами за автомобиль без пробега по РФ. В сегменте дороже 700 тысяч рублей праворульных «японцев» Хабаровска стали теснить «западники» — Volkswagen, Skoda, Kia, а также китайский Haval, который радует покупателей своей ценовой доступностью на фоне конкурентов.
На официально закрытом авторынке Воронежа у продавцов появилось время привести свой товар в порядок. Результат не заставил себя ждать — за месяц удалось продать около семи десятков автомобилей, которые до этого стояли несколько месяцев. На вторичном рынке Краснодара в продаже появилось много дорогих автомобилей стоимостью от миллиона рублей. То ли желание владельцев поменять машины на новые (в автосалонах хорошие скидки), то ли попытка получить средства к существованию. В Кропоткине хорошо продавались автомобили дешевле 200 тысяч рублей. В Новороссийске торговали в обычном режиме, а на площадке в разы увеличилось количество беспробежных японских машин.
Новая администрация авторынка Симферополя сама стала улучшать условия для продавцов, отменив плату в мае, в два раза снизив стоимость въезда в июне и добавив еще один рабочий день — субботу. Покупателей же она собирается привлечь, сделав трек для дрифта и картинга и открыв большой детейлинг-центр.
Психологи выделяют три стадии переживания стресса человеком. Первая — стадия тревожности, когда запускаются те механизмы в организме, которые должны помочь избежать негативного воздействия или адаптироваться к нему. Похоже, мы ее уже прошли. Избежать не сильно получилось, а вот приспособиться — смогли. Если источники стресса не прекращают своего воздействия, то наступает вторая стадия — сопротивление, когда все параметры работы организма достигли своего предела. А за ней третья — истощение. Авторынок переживает примерно те же этапы. И хорошо бы мы не дошли до третьей стадии. Иначе будем жить совсем в другом мире. И там будут не только другие машины, но и другие правила.