Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
К сожалению, сейчас многие позиции в ассортименте автомагазинов могут оказаться контрафактом. И если последствия использования «левого» воздушного фильтра скажутся не сразу, то подшипник, шаровая опора или ремень ГРМ способны проявить себя во всей красе. Точнее — во всем своем безобразии.
А начну я с моторного масла и фильтров. Это самые массовые расходники, их покупают абсолютно все и всегда, независимо от возраста и типа автомобиля.
Случай с той Ладой, у которой масло вскоре после замены буквально склеило мотор, еще хорошо закончился. Вспоминается начало 2000-х годов, когда у меня обслуживались два клиента, занимавшиеся оптовыми поставками моторного масла. Один из них, организовавший первое в регионе представительство «Шелл», после жалоб покупателей-мелкооптовиков на завышенную, по их мнению, стоимость масла на его складе, прошелся по авторынку и окрестным магазинам. Действительно, его масло оказалось одним из самых дорогих. Вот только оно единственное было «честным» — опытный глаз специалиста сразу опознал поддельные бачки и этикетки.
Другой же клиент организовал фасовку масел в бачки от одного до пяти литров. Этикетки на них, тот же самый «Шелл» или какой-нибудь другой бренд, значения не имели, поскольку он везде наливал «бочковой» «Лукойл», стоивший тогда чуть ли не втрое дешевле по сравнению с импортными «собратьями». Но для представителя этой профессии он был почти честен: полусинтетику от «Лукойла» он наливал в бачки с надписями «полусинтетика», а минералку только туда, где на этикетках было обозначено именно минеральное масло. В моторе личной Ауди он использовал тоже «Лукойл», поскольку в силу специфики своей деятельности не верил в существование других масел на нашем тогдашнем рынке.
Сейчас на специализированных форумах можно как следует покопаться в разнообразных характеристиках масел, обсуждаемых авторитетными специалистами. Порой клиенты, посетив такие форумы, свободно оперируют терминами «зольность» или «щелочное число», пытаясь подобрать идеальное масло для своих машин. Вот только, на мой взгляд, для рядового автолюбителя практического смысла в этом вообще никакого нет! Почему? Да потому что часто название на канистре с маслом совершенно не соответствует содержимому.
В интернете можно легко найти вроде бы полезные указания о том, как отличить поддельные этикетки и канистры любых брендов. Но мне ближе позиция официального представительства Mobil, которое в ответ на вопросы потребителей о подлинности купленных ими масел неизменно отвечает: «Приобретайте нашу продукцию только у проверенных поставщиков». Я, кстати, так и делаю, уже много лет заказывая себе масло Mobil1 у единственного в регионе дистрибьютора, работающего с 2002 года. И очень не рекомендую клиентам покупать моторные и трансмиссионные масла в супермаркетах, торгующих автохимией вперемешку с продуктами и напитками. Если даже профильные товары в таких магазинах бывают условно съедобные, то тем более странно доверять сопутствующим.
Что же касается популярных заметок в интернете о том, как отличить «правильную» канистру/этикетку от «неправильной», то это хорошо работает только в том случае, если можно сравнить оба вида упаковок одновременно. Иначе обычному покупателю (да и профессиональному торговцу) разобраться крайне сложно. Вот купленное для этой Тойоты масло в жестяной банке настоящее?
К масляным фильтрам у меня подход другой, можно сказать — статистический. Например, регулярно меняя масло, я давным-давно обратил внимание, что из фильтров SCT при откручивании обычно не выливается масло по той простой причине, что его там, внутри фильтра, нет. Поскольку это явление было массовым, я не рекомендовал клиентам брать эти фильтры. Видимо, таких вредных механиков было много, поскольку постепенно ближайшие к нашим гаражам автомагазины вообще перестали закупать фильтры SCT. А когда приз покупательских симпатий настиг масляные фильтры Mann, вскоре в продаже оказались фильтры этого бренда, при работе двигателя терявшие герметичность. Попросту говоря, они «потели» маслом.
Опрос клиентов показал, что в основном такие фильтры приобретались в одном из магазинов по соседству. Интересно, что похожие фильтры, купленные у конкурентов, работали как положено. В итоге клиенты получали рекомендацию в магазине «А» покупать только Rolf и Fram, а вот у соседей в магазине «Б» — еще и Mann.
Опыт показывает, что главный принцип подбора масла и масляного фильтра в реальной жизни — это не изучение форумов профессиональных масло- и фильтроведов, а выбор правильного магазина. Масляные «профи» обсуждают заведомо оригинальный товар, но особенности покупки рядового автомобилиста зависят не от выводов виртуальных специалистов, а от честности и профессионализма конкретной торговой точки.
Гарантирует ли такой подход приобретение качественного масла и фильтра? Конечно же нет! Еще один способ подстраховаться — сокращение сроков ТО. «Маркетинговые» 15 000 км разумнее сократить хотя бы на треть, а в случае пробочно-мегаполисной эксплуатации — и вдвое. В этом случае появляется шанс уменьшить возможные пагубные последствия приобретения подделок. Ну и разумно покупать не самое разрекламированное масло. Чем популярнее продукт, тем больше соблазн его подделать. Например, несмотря на «раскрученность» бренда Mobil, используемое мной масло большим спросом не пользуется и редко бывает в автомагазинах в наличии. Заказ напрямую со склада дистрибьютора повышает шансы приобрести именно Mobil1.
Принцип выбора товара не по этикетке, а по продавцу, я использую и при проведении других плановых ТО. Например, при обслуживании тех вазовских моторов, у которых поршни встречаются с клапанами, я рекомендую клиентам приобретать ремни ГРМ и ролики у официальных дилеров, несмотря на завышенные цены. АвтоВАЗ давно использует ремни Gates, те же самые, казалось бы, что в изобилии лежат на прилавках магазинов. Вот только «дилерские» ремни упакованы по-другому.
Означает ли это, что магазины торгуют подделками? Разумеется, нет, но не надо проверять это на своей машине. Можно провести дни и недели в интернете, изучая особенности упаковок и этикеток, но поддельщик все равно окажется на шаг впереди, а погоня владельцев автомагазинов за прибылью может помочь ему реализовать свой товар. Вспоминается, как лет 15 назад приобретенный в соседнем магазине для ВАЗ-2109 ремень ГРМ Bosch разлетелся в клочья через 5000 км. Когда я спросил у продавца, почему так могло случиться, он гордо ответил:
— Я же шефу говорил, что это не автомобильный ремень!
Оказывается, подходящие на вазовский мотор ремни были очень недорого закуплены по каталогу, не имеющему никакого отношения к автотранспорту, и не выдерживали высокие обороты.
А вот тольяттинские помпы, предлагающиеся дилерами, отличаются от тех, что можно купить в ближайших магазинах, только вдвое большей ценой.
Поэтому правильная покупка на Приору или дорестайлинговую Гранту со «втыковыми» моторами выглядит так: «дилерский» ремень ГРМ с роликами и помпа ТЗА из проверенного магазина. Ну а в заводские рекомендации в стиле «первая проверка натяжения ремня при пробеге 105 000 км» пусть верят лишь те, у кого еще ни разу не рвался ремень ГРМ вдали от дома.
Таким образом, получается, что очень часто место покупки и периодичность обслуживания значат гораздо больше, чем почерпнутые в интернете знания о постоянно меняющихся особенностях упаковок тех или иных автотоваров.
При выборе любых запчастей на отечественные машины я сторонник использования «оригинала», идущего на конвейер АвтоВАЗа. Например, уже несколько лет на Лады устанавливается сцепление Valeo, работает оно 100 000–150 000 км. Именно такое сцепление я и рекомендую покупать при замене.
Оно не идеально, и мне порой встречались бракованные нажимные диски или выжимные подшипники, но остальные комплекты бывают еще хуже.
Оригинальные детали для Лады вполне доступны по цене, а откровенный брак или подделка встречаются редко.
А вот на этот ВАЗ-2115 клиент решил купить подшипники SKF. Что ж, эксперимент будет любопытным, особенно с учетом того, что, несмотря на вроде бы европейское происхождение, стоили они дешевле обычных вологодских.
Но иногда я сам рекомендую для Лады брать неоригинальные детали. Например, вот эти тормозные колодки, опробованные на десятках машин, зарекомендовали себя очень неплохо.
Производитель амортизаторов «Эластомаг» — один из немногих, обеспечивающих реальную гарантию на свою продукцию. Кстати, пока еще ни одному клиенту она так и не понадобилась — срок службы этих стоек обычно еще больше, чем у оригинальных.
Конечно, брак встречается у любых производителей. Например, у этого тольяттинского глушителя оказались неправильно приварены крепежные крюки. Надо сказать, что это был единственный такой случай за все время работы мастерской.
Обслуживая Лады в течение многих лет, механик может составить свой каталог продукции, рекомендованной или, наоборот, запрещенной к применению. Как клиенту приобщиться к этому опыту, «сыну ошибок трудных», и выбрать качественные запчасти? Правильный подход — не тратить время на штудирование интернета в поисках секретных кодов и тайных знаков на упаковках, а переложить выбор на механика, спросив при этом отчет за каждый израсходованный рубль.
С подбором запчастей для иномарок, обслуживающихся в мультимарочном «гаражном сервисе», ситуация складывается совершенно иная, причем она одновременно и проще, и сложнее, чем с Ладами.
Сложность прежде всего заключается в том, что поскольку сегодня заехала Мазда, вчера был Рено, а на завтра назначены Ниссан и Опель, обширную и достоверную статистику по качеству запчастей для каждой модели простому «гаражнику» получить сложно.
Для «иноземцев» характерен огромный разброс цен на одни и те же детали, поскольку «оригинал» может стоить в несколько раз дороже китайского «аналога». Поэтому, чтобы не попадать в непонятные переговоры с клиентами о расходах на запчасти, я за редким исключением вообще не связываюсь с их покупкой для иномарок.
К тому же если для Лады приобретение оригинальных запчастей — это в большинстве случаев простой, недорогой и при этом беспроигрышный вариант, то с «иностранцами» дело обстоит сложнее, и прежде всего потому, что так называемый «оригинал» может оказаться наглой подделкой.
Например, несколько лет назад я у хорошего знакомого заказывал себе оригинальные свечи для Киа, и он предложил взять NGK как раз из-за того, что их подделывают реже. Но сумма покупки была столь незначительна, что я все же выбрал оригинальные свечи. Когда я получил свой заказ, продавец, с любопытством глядя на упаковку свечей, предложил ее сразу распечатать.
— Зачем?
— Если в упаковке Киа окажутся свечи Киа, то это стопроцентная подделка. Но если будут NGK, то есть шанс, что свечи настоящие!
Мне повезло — внутри оказались свечи NGK, но так бывает не всегда.
Еще один классический пример популярной подделки — комплект уплотнений для постоянно протекающих теплообменников моторов Опель/Шевроле.
Накопленный клиентами и соседями-мастеровыми горький опыт показывает, что настоящий оригинальный комплект купить почти невозможно. Как бы красиво ни были упакованы эти резиночки, но даже копеечный аналог от российской компании «Ростеко» работает куда лучше.
Покупка в популярных интернет-магазинах автозапчастей тоже не гарантирует качество, особенно если заказ делает равнодушный менеджер, а не сам хозяин машины. Да что там «качество», приобретенная деталь может запросто оказаться вообще от другого автомобиля. Вот так и получилось с роликом для Опеля Корсы — новый совпадал по размерам, но из-за специфического выступа во внутренней части поставить его оказалось невозможно.
А на эту старую Шкоду Октавию продали колодки, форма пружин которых никак не позволяла зафиксировать их в суппортах.
Шанс приобрести качественные запчасти увеличивается, если использовать все тот же принцип — выбор не производителя, а продавца. Например, есть у нас магазин, специализирующийся исключительно на деталях к корейским машинам. Обычно сделанные там покупки вопросов не вызывают. Имеется и автомагазин, владелец которого занимается поставкой деталей только к машинам узбекского производства. Ассортимент и качество его товара тоже радует. Ну а если надо приобрести продукцию, например, Kayaba или Bosch, то лучше всего это сделать у официальных региональных представителей.
Кстати, в интернете есть блог Kayaba, в котором объясняется, почему производитель давным-давно отказался от детального разбора особенностей маркировки и упаковок собственной продукции в сравнении с контрафактной, и, как и Mobil, перешел к рекомендациям приобретать продукцию Kayaba лишь у официальных партнеров, указанных на сайте бренда. Основная причина отказа от периодических «упаковочных» лекций — немедленное их использование поддельщиками в качестве производственной инструкции.
Но проблемы с подбором оригинальных запчастей — это исключение из правил, интересующее лишь немногих владельцев иномарок. Очень часто все обстоит гораздо проще! Многие клиенты считают покупку оригинальных деталей ненужным и расточительным баловством и запросто выбирают самые дешевые «аналоги». Результат? В ситуации, когда даже заказ дорогого «оригинала» далеко не всегда может уберечь от покупки подделки, выбор дешевых запчастей порой приводит к совершенно непредсказуемым последствиям. Типичный пример — лопнувшая на ходу рулевая тяга вот этого Лансера.
В лучшем случае события развиваются примерно так, как с недавно упоминавшимся Крузом, которому замена заводских рычагов понадобилась на пробеге около 140 000 км. Несмотря на то, что «аналоги», приобретенные вдвое дешевле оригинальных, продержались только 20 000 км, в следующий раз хозяин опять выбрал их же. Разница в цене — весомый аргумент.
А вот недорогие рычаги, купленные для Ауди. Вроде бы немецкие? Конечно нет.
Намеков на немецкое происхождение хватает и в маркировке рычагов подвески Ларгуса. Но на этот раз детали прибыли из Турции.
На этом Фиате трудится уже третий стартер. Стоит он всего лишь 4500 рублей, почти как на Ладу. Где же он сделан? Правильно, в Китае!
При замене пыльника ШРУСа на этой же машине приобретенный хозяином новый «порадовал» не подходящим по размеру хомутом и гайкой ступицы, рассчитанной на совсем другой диаметр вала. Изготовлен пыльник там же, где и стартер. Надолго ли его хватит?
А вот для Рено Логан клиент купил недорогую прокладку клапанной крышки. В отличие от оригинальной металлической, она сделана из материала, напоминающего паронит. Интересно, сколько прослужит…
Меня вся эта чехарда с непонятными иномарочными запчастями вполне устраивает, ведь чем чаще машины попадают ко мне «на прием», тем больше и легче мой заработок.
Какие же напрашиваются выводы?
Для Лады проще и лучше всего использовать оригинальные запчасти. Они доступны по цене и будут в наличии если не в ближайшем магазине, то уж у дилера — наверняка. Исключения из этого правила бывают, но редко.
Если хочется поддерживать в состоянии, близком к заводскому, иномарку, то о покупке заманчиво дешевых «аналогов» лучше не задумываться. Иначе породистый «немец» или «японец» постепенно превратится в обычного «китайца», надежность которого будет не лучше, чем у вазовской «классики».
Ну и не забываем, что качество приобретаемых деталей и расходников больше зависит от места покупки, чем от особенностей упаковок и маркировок.