Предыдущие записки таксиста читайте здесь.
Но ничего — прорвемся! Как оказалось, даже наш президент таксовал в девяностые. Недавно Владимир Путин в фильме «Россия. Новейшая история» сказал так: «Иногда приходилось подрабатывать и извозом. Неприятно об этом говорить, но, к сожалению, и это тоже было». Что добавить? Коллега! И выходит, что у каждого таксиста все-таки есть шанс преодолеть любые невзгоды!
Это была рядовая поездка с пассажиром. Главная улица в нашем районе, полдень. Машин мало. Мой Саксид передвигался в левом ряду, справа — небольшой грузовичок. Только проехали пешеходный переход с «лежачими полицейскими». Кстати, здесь в засаде обычно еще и «стоячие» часто караулят. У нас с грузовиком скорость не больше 60 км/ч. Здесь нет никакого смысла разгоняться: светофоры да «лежачие».
А вот выезд с прилегающего переулка с поворотом налево тут один из самых опасных в городе. Кажется, что проскочишь. Но обзор не очень удобный, и все почему-то рискуют. Как решила милая девушка из Якутии на своей Тойоте Рактис. Мимо грузовика она проскочила, а обо мне — едущем параллельно — и не догадывалась. Бац! Очень неприятный скрежет, крик пассажира. У моего Саксида снесена вся левая часть бампера. Девушка не успела даже затормозить — пролетела дальше, остановилась лишь на обочине. Видать, очень сильно хотела проскочить.
Но — к ее чести — тут же подбежала к моей машине, извинилась перед всеми, спросила, как самочувствие у пассажира, и тут же вызвала аварийных комиссаров. Клиент завершает поездку, пишет, что попали в ДТП, заказывает новую машину. Я ничего не пишу, просто выхожу из системы. Расстройство, злость на весь свет и на самого себя: «Я ведь прекрасно знаю этот перекресток! Почему ехал в “слепой” зоне? Мог ведь передвигаться на метр дальше и сейчас бы уже брал следующую заявку».
Пока ждем комиссаров, хожу кругами по дороге, фотографирую мой «подбитый истребитель». Пробки за мной нет, машины несутся по своим делам, приветственно сигналя. И я ведь только в последний момент вспомнил про светоотражающий жилет!
Он лежит у меня на видном месте, но не надевал его еще ни разу. Потому что это первое мое ДТП за два года в такси. И как-то даже неловко его надевать. Типа: ходил кругами вокруг своей машины, а потом вдруг решил переодеться? Но — вспоминаю случай, который произошел на этой неделе в нескольких километрах отсюда. Одновременно на небольшом участке скоростной трассы случилось две аварии. Все участники вышли на дорогу — фотографировать повреждения. И троих из них тут же сбивает летящая Камри! Вот здесь об этом массовом ДТП рассказано подробнее.
Вспоминаю этот случай и надеваю жилет. На фиг надо! Пусть и день, но мой салатовый цвет виден издалека. Я, кстати, всегда с благодарностью проезжаю ночью мимо пешеходов, у которых на одежде есть хоть какой-нибудь светоотражающий элемент. Особенно если это дети. Как это помогает водителям! Тем более таксистам, которые за рулем под конец смены теряют бдительность из-за накопившейся усталости.
Через полчаса приезжают аварийные комиссары. Девушка из Якутии оплачивает их работу — 2,5 тысячи рублей, и признает себя виновной. Для ее машины удар пришелся вскользь — на бампере осталась лишь царапина. А мне теперь предстоит долгое хождение по страховым, сервисам и автомагазинам.
Через два дня еду к аварийным комиссарам — забирать бумаги по ДТП. В моем случае все проще: девушка признала себя виновной, потому от ГИБДД я получаю для своей страховой все нужные документы без волокиты. Звоню страховщикам, они назначают дату просмотра машины — еще через два дня.
В «Росгосстрахе» мне повезло. Во-первых, удивила хорошая организованность. Приехал в назначенное время, впереди был лишь мужик с похожей аварией — подбили его RАV4, бампер и немного крыло. И он скандалит: максимальная выплата страховой не больше 100 000, а он сам насчитал ремонта на все 200 000.
— Поймите, ваших денег не хватит, чтобы поставить нормальные запчасти, — кричит мужик. — Любой ваш сервис будет подыскивать мне китайский бампер. А меня он не устраивает! Я у вас застрахован, извольте решить проблему!
И дальше — мат, ор и претензии до бесконечности. Я веду себя скромно. Как это называется, «на контрасте». Доходит моя очередь, мастер начинает проверять Саксид. Конечно, я ничего не рассказываю ему о своем давнем прозрении, что машина моя бита ранее (об этом писал вот здесь). Я это понял, когда ставил поддон двигателя на герметик. Тогда слесари мне четко указали, что мой Саксид собран заново, как конструктор, опытными руками после серьезной аварии.
Но, видать, не совсем опытными. Сейчас мастер страховой показывает мне и трещины возле левого «стакана», и помятый «телевизор», и снесенные напрочь «подкрылки».
Правда, он думает, что все это возникло после этой аварии, а не раньше. Рассчитывает геометрию капота и говорит, что нужно все переваривать.
Я только горько вздыхаю и киваю головой. Мастер отправляет данные по моей машине в Москву, через полчаса приходит ответ: возмещение на 73 000 рублей. Вот неожиданно! Прямо «дискотека авария»!
Честно признаться, я по наивности и незнанию изначально был готов и на 20 000 рублей компенсации. Ну вот сколько может стоить этот покоцанный бампер — тысяч пять, не больше? И еще я сразу же был готов забрать деньгами, а не обращаться в специализированные автосервисы, которые сотрудничают с этой страховой. Наслушался советов, что самому выгодней искать детали, а работу доверить проверенному кузовщику.
В моем случае — с деньгами повезло. Удар пришелся как раз в самое больное место машины. И, честно, все проблемы на этот левый бок я насобирал гораздо раньше, о чем уже писал. Причем после профессиональной проверки оказалось, что многие «косяки» ждали своей починки еще до того, как я купил этот Саксид. Напомню, владела им женщина с редким отчеством Африкановна, а продавал сын — менеджер федерального автосервиса. Который — уверен я теперь — восстанавливал машины и не после таких аварий. Да так, что и комар носа не подточит, а подборщики со своими толщиномерами ничего не найдут.
Что остается? Купить в федеральной сети бампер, на выходные загнать Саксид кузовщику в гараж, а в понедельник — выходить на линию. Но не тут-то было! Я думал, что бамперы на Саксиды и Пробоксы лежат в автомагазинах штабелями — судя по количеству этих моделей в нашем городе. Моя логика: если машина так популярна, а бампер — весьма травмоопасная зона машины, почему бы не запастись ими во всем ассортименте?
Но бамперов на мой Саксид в нашем областном центре не оказалось! Ближайшая поставка из Владивостока — через месяц. Оставляю заявку, покупаю предложенные под будущий бампер «клык» и противотуманные фары. Думаю так: «Главное — начать ремонт». Все равно же потом придется все это покупать! А тут еще в преддверии праздников (и в отсутствие работы) вдруг захочется потратить страховые деньги на что-нибудь еще: да на те же подарки? Лучше использовать аварийные деньги только по делу.
И пора бы уже решить все проблемы с моим верным белым конем. В разгар зимы стоит поменять аккумулятор. В этом году у нас не холодно, только пару раз был мороз под минус 30. Серьезных холодов почти и не было, и даже старый аккумулятор у меня всегда заводился вместе с «котлом».
Но надо так надо. Тем более год назад меня сильно критиковали читатели и восхищались добрым сердцем моего соседа — от которого я нещадно «прикуривался» всю ту жесткую зиму. Купил «корейца» за 5000. Пора уже.
Пришло время ответить на главный вопрос — прежде всего самому себе. Наносит ли таксование автомобилю урон? Отвечаю с открытым забралом (и с расфигаченным бампером): «Да такси машину просто убивает!!!». Быстро и непоправимо. Но, может быть, именно сейчас еще можно что-нибудь сделать хорошего для моего автомобиля, раз буквально с якутского неба упали эти шальные деньги?
Вспоминая ехидные комментарии к записи в блог, озадачился покупкой новых дефлектора и «ветровиков». В нашем городе работает фирма, которая с помощью 3D-сканера делает их на всю Россию и ближнее зарубежье: на любые автомобили. Все вместе обошлось в 4000 рублей.
— Правда, на многих последних моделях зазор между капотом и бампером становится минимальным, и мы уже не можем сделать под них кронштейны, — рассказывает мне один из основателей фирмы, который лично их устанавливает. Причем бесплатно, если покупаешь их продукцию. — А на Volkswagen Touareg и вовсе уже никаких зазоров нет! На самом деле чем сложнее капот по своему строению, тем проще нам: есть за что зацепиться. А так у нас есть дефлекторы и «ветровики» на 1600 моделей. Самый крутой — хромированный дефлектор с шелкографией. Среди девушек очень популярны рисунки — особенно с кошечками. Такие дефлекторы стоят на тысячу дороже, чем обычный. У нас есть все цвета!
Как только поставил «ветровики», а на капоте появилось имя моей машины, я тут же воспрял духом. Как же все-таки приятно делать хорошо своему автомобилю. Жаль, что нам, таксистам-нелегалам, такая возможность выпадает крайне редко.
А не попробовать ли сейчас таксануть? Я ведь езжу! Почему бы и не повозить других? А дальше меня ждет шок и удивление. В обоих агрегаторах мой подбитый Саксид прошел фотоконтроль с первого раза! Обратно из этого гаража я уже ехал с пассажиром. Но вот оценку он мне поставил крайне низкую. А может, чего еще и написал-наябедничал. Я хитро подъехал к нему целым боком, да он решил сесть на переднее сиденье. Обошел и увидел весь мой «зависнувший кошмар».
Стоп! С техникой нельзя шутить. А в пассажирских перевозках — рисковать. Клиент ведь не догадывается об измененной геометрии кузова машины, которая несет его сквозь ночной город! Решил: вот все сделаю, как это и должно быть в такси, и все пропущенные дни наверстаю. И всех пассажиров еще успею перевезти туда-обратно по десять раз.
Может, ускорить процесс самому? И поискать подходящий бампер на разборках? Новенький из Китая мне через Владивосток идет по цене 3400 рублей. Ну бэушный с разборки, наверное, стоит тысячи полторы? Ха-ха-ха, какая наивность! Поискал и нашел лишь за... 16 000 рублей! Да и то в одном месте, да и то от Пробокса.
— Почему так дорого? — возмущаюсь я. — Новый ведь стоит в четыре раза дешевле.
— Так нет сейчас деталей, — отвечают мне на разборке. — Не хотите — не берите. Этот бампер сейчас один на весь город. Мы за день его продадим.
Решил ждать свою посылку — и дождался. Приходит эсэмэска, и я — окрыленный — несусь в автомагазин. Приехал в тот же день. Но таких, как я, тут много: 40 минут стою в очереди. И вот менеджер наконец вводит мои данные в компьютер. И дальше говорит что-то очень странное:
— Да, ваш бампер пришел, он сейчас на главном складе. Но мы не сможем вам его отдать. Как бы это смешно ни звучало: мы его уже упаковали и положили в фуру, которая сегодня поедет в северный город за тысячу километров. Вот когда бампер прибудет туда, мы сможем заказать его обратно — в наш город. Недели через две вернется.
Видать, на моей физиономии в этот момент проявилась вся боль и скорбь «Блога таксиста» (цитата из комментариев — «самого депрессивного чтива на Дроме»). Я даже ничего не сказал... Внимательно посмотрев на меня, менеджер Андрей вдруг сам начал звонить по телефону и вести долгую дискуссию с коллегами на главном складе: «Позовите Чингиза, а пусть он передаст Ахмеду, а Сергей вобьет в компьютер...». В общем, вошел в положение. И несмотря на молчаливый укор очереди, мой бампер за полчаса все-таки переоформили на этот магазин, и я его забрал уже на следующий день.
Отвез кузовщику, чтобы покрасил. Докупил подкрылки и «брызговики» — все вместе еще 3000 рублей. Причем за последними пришлось ездить два раза: почему-то на складе оказались лишь задние на одну левую сторону. Знакомый мастер еще подкрасил на заднем крыле давнюю царапину, починил замок задней двери, сварил весь левый передний бок, покрасил и установил бампер. За работу взял 25 000 рублей.
— Машина используется в такси? — переспросил кузовщик через три дня работы. — Тогда все понятно. Ушатал ты ее. Такси, даже нераскрашенные, сразу же видно: по уставшему состоянию. Внешне они все как будто немного печальные... «Стакан» я тебе приварил. В салоне появлялась вода неожиданно? Так там столько щелей пришлось заваривать, что ты хотел! Но советую поменять еще и стекло: влага проходит именно там, под резинками.
Еду в тот же федеральный автомагазин. Здесь же на месте мне меняют стекло — посередине была царапина, да еще недавно поймал один камешек на трассе. Стоимость замены вместе со стеклом — 7000 рублей. Мастер убирает старое и приглашает посмотреть: а там — страшная ржавчина.
— Видать, еще до вас этот Саксид многое повидал: и дорог, и людей, — говорит специалист. — Не поверю я, что на ней до вас ездила лишь бабушка по своим делам.
Обидно такое слышать: выходит, очень меня в свое время надул продавец. Но опять же — машина у меня уже три года. Не подвела ни разу: ни в жару, ни в зной. Люблю, какая есть. Ведь Тойота! Еще из старых, когда умели делать на совесть... И, честно сказать — моя кормилица давно заслужила «апгрейд». Я вот покупаю ей что-нибудь новенькое и вижу, как она начинает улыбаться... Но в ремонте ведь так: только полетело что-то одно, жди новых сюрпризов!
Буквально через день после кузовщика во время заказа у меня полетел бензонасос. Саксид зачихал и при малейшем торможении начал глохнуть. Еле-еле добрались до адреса — жилой дом и, как назло, на горке.
Мне бы развернуться, и дальше я уже покачусь. Но не могу — мотор не схватывает. Позади уже огромная пробка, все сигналят, матерятся. Еще и скользко здесь, и темно, восьмой час вечера. Поставил на «ручник» и пошел вежливо разгонять очередь. Говорю: «Мою машину несет назад. Ребята, утекай!». Все очень быстро испарились. Скатился вниз на задней передаче, как раз до федеральной трассы. И — о счастье! Дальше дорога под горку!
Еще дважды останавливался, но удавалось завестись. Доехал до автосервиса — здесь же, на трассе. Мужики уже завершали рабочий день, но быстро осмотрели, подтвердили мою догадку с бензонасосом, заказали его на завтра и оставили Саксид на улице под своим видеонаблюдением.
На следующий день я забрал свой автомобиль, оставив в сервисе еще 4000 рублей. Деньги страховой компании тают на глазах.
Но я ни разу не пожалел, что решил восстанавливать все самостоятельно, а не обратился в специализированные автосервисы. Вот где бы они взяли бампер, если его не было во всем городе? А получилось бы у них убедить продавца не отправлять его опять «на севера»? А стали бы, по сути, заново переваривать машину, как мой знакомый? Или просто — присобачили бы бампер и — адью?
В тот же день, когда починил бензонасос, у меня загорелся значок ABS. И на гололеде я стал тормозить не так резво. Вернулся под вечер в тот же сервис и поменял датчик ABS — отдал еще около 3000.
Мастера подтянули все ремни. Они в хорошем состоянии, но сильно обвисли: я пытался подкручивать сам, но дотянуться до них в уличных условиях очень неудобно. Как говорится, все летит сразу. Или — все-таки нужно чаще посещать профессиональные автосервисы, а не полагаться только на самого себя?
И — мой ремонт все еще продолжается. Его ведь нельзя завершить, а можно только прекратить? Расхваленный мною менеджер в автомагазине ошибся при заказе и заказал клык на бампер для Пробокса, хоть я его тут же поправил: «У меня Саксид». Видать, он, как и многие, считает, что это две совсем одинаковые машины. Но нет — клык не подходит. Пришлось опять его везти на замену. А там — снова очередь. Заказ из другого города. Клык доехал только через неделю.
А вот еще беда — нет креплений для «противотуманок». Решил обойтись без этих фар, составил претензию в магазине для возврата. Но принять обратно фары продавцы отказались — прошло больше двух недель. И мой резонный ответ — «Так вы сам бампер мне везли целый месяц!» — так и остался висеть в воздухе. Теперь надо как-то поставить эти «противотуманки».
Итого: из 73 000 рублей, выданных мне страховой компанией, на ремонт Саксида ушло 59 000. Оставшиеся 14 000 я отложил и решил потратить только на автомобиль. Наверное, куплю новые диски или резину на лето.
И все думаю, а как бы я стал восстанавливать свой Саксид, если бы чудесная девушка из Якутии метко и точно не подранила меня на эти 73 000? И если бы специалист страховой компании не проникся и не посчитал весь урон по максимуму? А мужик на «паркетнике» не вынес бы ему до этого мозг?
Чудеса случаются! Вот еще пример тому — недавно все таксистское сообщество порадовалось за московского коллегу, которому блогеры подарили новенькую Киа Рио. В своем социальном эксперименте Гусейн Гасанов и Арутюн Назарян проверили, смогут ли таксисты оказать помощь и довезти их бесплатно до определенной точки. «Тот, кто согласится довезти нас бесплатно, получит новую машину», — пообещал Гасанов. Но все это лучше увидеть своими глазами!
Этот водитель из Киргизии давно живет в Москве, берет машину в аренду, зарабатывает около 40 000 рублей в месяц. У него двое детей, дочке требуется операция: у девочки с рождения не слышит одно ухо. Когда таксист получил за свое доброе дело новенький автомобиль, он не смог сдержать слез. Да и я вот, надо сказать, тоже. Обыкновенное чудо! Главное — честно делать свое дело. И да, постоянно следить за своим автомобилем.
А сколько вы в последний раз потратили на ремонт машины? Как поступили после ДТП — обратились в сертифицированные сервисы или взяли деньгами? Удачи на дорогах!