Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Мороз и солнце! День чудесный?
Можно было бы ответить «да», если б только дело не происходило в середине марта. Да и место действия все-таки почти южный город, хотя и самый северный из всех по-настоящему южных. А перед этим чудесным морозным зимним деньком, который почему-то случился весной, прошел сильный снегопад. Он продолжался два дня и торжественно завершился предсказуемо упавшими деревьями…
…обездвиженными автомобилями…
…и заваленным снегом проездом к мастерской.
Но парализованный трафик — не повод отсиживаться дома. Снег вокруг мастерской за меня никто не почистит, да и машины ломаться не перестанут. И вот уже один из наших старых знакомых доставлен в бокс на эвакуаторе.
У Ауди А4 на ходу заклинило правое переднее колесо. Суета вокруг машины не позволила запечатлеть эпичные кадры того, как эвакуаторщик, лавируя по кооперативу среди сугробов, умудрился подать «сходни» прямо в открытые ворота бокса так ловко, что Ауди аккуратно сползла как раз над открытой ямой. По словам хозяина, скрежет изношенных тормозных колодок раздавался уже давно, и поэтому когда колесо заклинило, он вместе с вызвавшимся помочь товарищем сразу стал разбирать правый суппорт. К их удивлению, тормозных колодок там вообще не оказалось, а почти вывалившийся из цилиндра поршень упирался в тормозной диск. Тут у постоянных читателей блога должно появиться ощущение дежавю. Ведь что-то такое было уже, тоже изношенные колодки вываливались, да и тормоза у Ауди заклинивало так, что внутри колеса полыхало открытое пламя… Все верно, это все тот же автомобиль, и с ним с завидным постоянством случаются все те же происшествия. Помните?
Да, любимая народная забава под названием «танцы на граблях» продолжилась! Но когда поршень с грехом пополам вдавили на место, колесо все равно осталось заклиненным. После этого хозяин Ауди, решив, что разрушился подшипник ступицы или ШРУС, доставил машину в бокс на эвакуаторе. А почему «с грехом пополам»? Смотрите сами!
Как рассказал владелец машины, столкнувшись с тем, что поршень на свое законное место вползать отказывался, решил, что ему мешает тормозная жидкость в цилиндре. Чтобы слить ее, вместо штуцера для прокачки хозяин Ауди попытался открутить тормозную трубку. Поскольку из инструмента в наличии у него были только пассатижи, грани гаек быстро приобрели приятные глазу округлые формы, но трубка осталась на своем месте.
После этого и был перерезан тормозной шланг. Сильно о нем не горевали — он все равно давно протерся.
Что ж, откручивать болт ступицы и разбираться с подшипником или ШРУСом? Может быть, но сначала, чтобы действовать наверняка, надо снять тормозной суппорт. Отсоединяю цилиндр… Бинго! Стертая до металла колодка, как и в прошлый раз, провалилась в щель между скобой суппорта и изношенным тормозным диском, только на этот раз не вверх, а вниз.
Оказывается, история может идти по спирали не только у стран и народов, но у и отдельно взятой Ауди. Колодка так прочно заклинила тормозной диск, что пришлось снимать его вместе со скобой.
Но в нынешних условиях разобрать–собрать — это только полдела. Куда сложнее может оказаться покупка запчастей. Будут ли они в наличии или сколько ждать на заказ, а уж их цена… Хозяин Ауди — хороший мастер-отделочник, но сейчас в его жизнь резко вмешался двукратный рост цен на материалы. Хотя стоимость своей работы он не менял, полная цена ремонта для его клиентов увеличилась так, что многие стали отказываться от его услуг, и поэтому денег у него теперь в обрез.
Он отправляется на поиски колодок и шланга, а тем временем на подъемник заезжает ВАЗ-2106.
У «шестерки» рассыпался наружный подшипник ступицы: сепаратор давно развалился, и ржавые ролики стали болтаться сами по себе.
Внутренний подшипник чуть лучше, но менять все равно надо комплектом. Эта машина в мастерской не задержится, ведь автомагазины от первого шока уже оправились и вышли из временной комы. Выбор запчастей для ВАЗов у них такой же, как обычно, вот только цены ползут вверх. Вернувшийся с покупками хозяин «шестерки» ворчит, что набор подшипников передней ступицы подорожал на треть. На этом фоне стоимость моей работы, 800 рублей за сторону, вопросов у него не вызывает. Обломки старых подшипников он аккуратно собирает в коробку и забирает с собой.
Неожиданно быстро приходит и владелец Ауди. Колодки и шланг оказались в наличии у представителя компании Emex. Завезли их явно еще до 24 февраля, поскольку продали не по двойной цене, а «накрутили» всего лишь 20–30%. Если продукция от белорусского Fenox вряд ли еще сильнее подорожает, то венгерские шланги в лучшем случае будут идти в ногу с курсом евро.
Весь ремонт стоит 1200 рублей, но на этот раз в мой карман попадет чуть меньше. В неравной борьбе с замятыми гайками тормозной трубки пал разрезной ключ «на 11». Мне пришлось прогуляться по выстроившимся в ряд ближайшим магазинам, торгующим примерно одним и тем же расхожим инструментом. В одном нужного ключа не оказалось, но зато он был у соседей и стоил 240 рублей. Если пересчитать по актуальному курсу в евро, получается вроде бы немного… вот только ключик все же был куплен в третьем магазине за привычные 130 рублей. Да, простенький, но его собрата хватило на несколько лет.
Общение с продавцами автомагазинов вскрыло любопытную картину. Рост цен по некоторым иноземным позициям сейчас невозможно объяснить никакими колебаниями курса рубля. Например, герметик Victor Reinz, не так давно приобретаемый магазинами по 350–400 рублей и продававшийся в розницу за 500, теперь предлагается оптовиками по 900 рублей, причем не на реализацию, а с непременным выкупом. В этом случае его розничная цена окажется не меньше 1100–1200 рублей. Фактически это означает, что магазины его просто не будут брать, разве что от покупателя поступит конкретный заказ именно на этот герметик. Никогда бы раньше не подумал, что пара тюбиков, оставшихся в мастерской от недавних ремонтов двигателей, окажутся настолько ценным бонусом.
Примерно такой же взрывной рост цены произошел на масляные фильтры MANN. В прошлом году этот фильтр для Лады стоил не больше 350–400 рублей. Еще 1-2 марта для 2,0-литрового мотора Мицубиси его можно было взять за 500 рублей, и это казалось дороговато на фоне 300 рублей за продукцию Mahle. Но сейчас поставщики предлагают магазинам выкупать оптовые партии масляных фильтров MANN для Лады по цене от 820 до 915 рублей! За неделю так сильно изменился курс рубля? Да вроде бы нет, если не обращать внимания на ту колонку, где его «обнулили».
В результате сейчас эти фильтры магазины тоже не будут закупать и перейдут на более дешевую продукцию. Хотя и нынешнюю минимальную оптовую цену в 350 рублей для вазовского фильтра, произведенного в Ливнах, тоже демократичной не назовешь. Но если обстановка на рынке не улучшится, то оставшиеся от старых времен рекламки MANN будут лишь воспоминаниями.
А вот с маслами и другими техническими жидкостями ситуация более простая, поскольку даже в магазинах, ориентированных на иномарки, началось активное «импортозамещение».
Этот процесс пошел сразу, как только стоимость топовых Liqui Moly или Idemitsu стала подбираться к 8000–10 000 рублей за 4-литровую канистру. Сейчас продавцы уже не удивляются, когда владелец подержанного Тигуана берет Лукойл Genesis Armortech.
На фоне этих «маслоужасов» постоянно пополняемый стратегический запас аэрозольных смазок в мастерской внушает оптимизм.
Но что это? К любимой газовой горелке подсоединен баллон с какими-то иероглифами! Неужели один из крупнейших мировых экспортеров газа, «энергетическая сверхдержава» получает пропан-бутан от одного из своих восточных соседей? Так и есть!
Пара срочно приобретенных запасных баллонов немного успокаивает, как и их стоимость — всего лишь по 100 рублей. Да, еще недавно их можно было купить по 60, но в популярных интернет-магазинах цена уверенно переваливает за 200.
Прогулка по магазинам явно затянулась, пора бы и делом заняться. На подъемнике оказывается Рено Сандеро давнишнего клиента.
Пробег машины 240 000 км. Хозяин собирался ее поменять еще пару лет назад и начал тогда присматриваться к китайским кроссоверам. Но ипотека и двое малышей заставили «притормозить», а вакханалия цен в салонах и вовсе прикончила эти планы. Усугубила ситуацию его профессия, точнее — профессии. Он настоящий мастер на все руки, от обустройства водопровода или электрики до работ с плиткой, гипсокартоном и пластиком. Вот только сейчас он оказался точно в таком же положении, как и отделочник на Ауди — из-за двукратного роста цен на строительные и отделочные материалы. Предварительные договоренности стали срываться, а намеченные ремонты переносятся на неопределенное будущее. В результате ему уже второй месяц приходится перебиваться случайными заработками. Полученных недавно 15 000 рублей за отделку санузла пластиком едва хватило на очередной взнос по ипотеке. Не смог помочь и отец, высококлассный сборщик мебели. Он работает в одном из лучших мебельных салонов города, но теперь и там заработок нестабилен. Так что когда из-под Сандеро стали раздаваться явно лишние звуки, спонсором ремонта выступила теща.
Осмотр показал, что основной стук издавала лопнувшая подушка нижней опоры коробки.
А вот прощупать ходовую оказалось не так просто. Все детали подвески были покрыты таким слоем ледяной глазури, что ему позавидовали бы и треска с минтаем в наших магазинах.
Сколов лед, удалось обнаружить люфт в одной из шаровых опор. Она запрессована в рычаг, стоимость ее замены — 900 рублей. Изношенная подушка коробки меняется запросто, так что за всю работу возьму 1300. Шаровую опору хозяин Рено на всякий случай купил уже давно, а подходящий кронштейн оказался в наличии в одном из ближайших магазинов. Сделанный из легкого сплава «аналог» обошелся в приемлемые 1200 рублей, но оригинальный стальной стоил бы минимум вдвое дороже.
Зная, что строители и отделочники всегда сдают металл, я не удивляюсь, когда и этот клиент забирает старые запчасти.
На следующий день запланирован визит еще одного хорошего старого клиента, он приезжает в мастерскую больше десяти лет. По образованию он разработчик микросхем, но на месте окрестных заводов по их выпуску давно уже стоят бизнес-центры, магазины, торговые базы, отели и жилые комплексы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что инженер с дипломом, в котором указана специализация «полупроводники и диэлектрики», много лет занимается наружной рекламой. Эта ситуация вполне понятна, я ведь и сам такой. У клиента две машины, купленные в «тучные годы», — Хендэ Элантра 2007 года и Ниссан Ноут 2012-го. Ах, какие это были годы…
Первым в мастерской оказывается Ноут.
Заказов по рекламе и вывескам сейчас немного, разве что баннеры уходящих западных брендов убирать, поэтому клиент смирился с вытекшими и болтающимися задними амортизаторами. Но когда к ставшей привычной раскачке добавился грохот от лопнувшей пружины, Ниссан все же прибыл на ремонт. Сильно просевшая машина с трудом взгромоздилась на подъемник — дорожного просвета почти не было. Передний бампер и поддон автоматической коробки передач заметно ободраны.
Хозяин машины обратил внимание на происходящее только тогда, когда на правой пружине лопнувший верхний виток стал цеплять за опору стойки при повороте руля.
При этом подшипник опоры стойки соскочил по пружине вниз, где и встретился с отломленным нижним витком пружины.
Запчастей владелец Ноута взял с лихвой, договорившись в магазине, что если что-то не понадобится, детали заберут назад.
Практически все оказалось в наличии, но без особого выбора по качеству и производителю. Например, заказ на шведские пружины принимали и тут же отменяли дважды. Зато у имевшихся на складе китайских «аналогов» порадовала цена — приемлемые 3000 рублей за пару. Задние амортизаторы обошлись в немалые 8000, но в комплект вошли пыльники и отбойники. Самый дешевый подшипник опоры передней стойки Febest стоил 1300 рублей.
За замену передних пружин и задних амортизаторов насчитал 4000 рублей, «а дальше — вопрос техники!».
Приобретенные запчасти, конечно, не случайно стоят относительно недорого. Верхние витки новых пружин с трудом разместились на опорных подшипниках стоек, а штоки задних амортизаторов оказались почти лишены выступов, на которых держатся шайбы верхних подушек. Даже куда более солидные упоры клиенты умудряются срывать на наших направлениях, ну а эти-то просто символические! На фото ниже «родные» отмечены зеленым, аналоги — красным.
Пока возился с Ноутом, пришлось чуть отвлечься на еще один Ниссан, праворульный Вингроад, заехавший на яму для замены масла. Можно открывать Ниссан-центр!
Эти масло и фильтр обошлись клиенту в 5400 рублей, еще 500 возьму за замену. Но расходы хозяина Вингроада, опытнейшего электрика, не пугают. Поработав в сервисной зоне дилера АвтоВАЗа и столкнувшись с обманом при начислении зарплаты, он давно уже трудится в пригороде на предприятии концерна Siemens. Последние события на планы Siemens в России не повлияли. Пока…
Рекламщик забирает свой Ноут с изрядно выправившейся осанкой и оставляет Элантру для замены переднего рычага.
Но Элантра подождет до завтра, на сегодня уже хватит. Оказалось, что пока крутил гайки да бегал по магазинам, в кооперативе вокруг произошли некоторые изменения. Самое главное и, возможно, не очень хорошее для меня известие — огромный бокс рядом с мастерской наконец-то нашел нового хозяина. Недостроенный сдвоенный гараж с высоким потолком, рассчитанный на установку двух мощных подъемников, много лет продавался по цене квартиры. Видимо, очередное обесценивание рубля подтолкнуло потенциального покупателя, и теперь нанесенное на створку ворот объявление о продаже густо закрашено свежей черной краской.
Для хранения домашних заготовок такие боксы не покупают, здесь наверняка откроется еще одна автомастерская. Хорошо бы по обслуживанию внедорожников, грузовиков или автобусов, а не легковушек. Хотя основную занятость мне обеспечивают постоянные клиенты, знающие меня много лет, а то и десятилетий, случайно заглянувший в кооператив транзитник теперь вполне может проехать мимо.
От размышлений меня отвлек сосед-пенсионер, попросивший взглянуть на ворота его гаража. Ему показалось, что створка как-то неровно прилегает, как будто ее пытались отжать. Но символический висячий замок вроде бы цел…
В гараже у соседа Шеви-«Нива» с пробегом 20 000 км и комплект резины. Для кого-то это вполне заманчивый набор, хотя воровства в кооперативе не было лет семь-восемь. Пенсионер с недоверием посматривает на гараж в нашем ряду, который сейчас снимает компания пришлых молодых парней, добывающих цветные металлы из старой бытовой техники. Незаметно в проезде между гаражами выросла целая груда пластика из их «производственных отходов».
Но не пойман — не вор, да и поисками металла сейчас кто только не занимается. Даже большинство моих клиентов теперь забирают и сдают в пункты приема свои старые детали. Если раньше все накапливающиеся выброшенные запчасти у меня два раза в месяц вывозил сборщик металла, приезжавший в мастерскую больше 20 лет, то сейчас мне ему нечего предложить.
Мастерская закрывается, но быстро уйти не получается. Возле ворот останавливается знакомый читателям Опель Зафира. Его владелец просит подсказать, как поменять лампочку в фаре.
Но я ни разу в жизни этого не делал. Похоже, придется снять аккумулятор, да и разъем монтажного блока мешает… Может, есть простой доступ из-под колеса, через какой-нибудь лючок в подкрылке или защите? Надо бы почитать интернет, но если необходимо заменить лампу быстро, то лучше обратиться к тем, кто умеет это делать. Отличный автоэлектрик работает рядом, но владелец Опеля возмущенно отвергает предложение заглянуть к специалисту:
— Да ты что, он же рублей 500 возьмет!
Он уезжает дальше штудировать интернет, и я его понимаю. Он — прораб, и неплохо зарабатывал, но сейчас после все того же скачка цен на стройматериалы будущее его объекта в тумане. В 1980-е мы с ним вместе работали в одном отделе, но он ушел чуть раньше меня на стройку, чтобы побыстрее получить квартиру. Ну а затем грянули «святые» 90-е, и пронесшиеся сквозь жизнь события на нынешнем фоне вызывают почти армейские ассоциации. «Бьется в тесной печурке огонь…».
С другой стороны, до кризиса-98 с тогдашним четырехкратным обесцениванием рубля еще, надеюсь, далеко. Так что прорвемся! Прорвемся?
Когда начался ремонт заночевавшей в боксе Элантры, то…. Но это опять совсем другая история.


























































