Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Наконец-то «запахло весной, метелям отбой…»! Но вместе с весенним пробуждением природы пошли в рост и цены. Как обычно у нас бывает, официальные показатели инфляции значительны, но не выглядят пугающими. Для тех, кто помнит «святые» 90-е, заявленные 7,6% в марте или 16,7% в годовом выражении — это просто удивительная стабильность на фоне безумных 2500% в 1992 году или «всего лишь» 130% в 1995-м. Однако кошельки клиентов воспринимают рост цен иначе.
Этот Фиат Албеа оказался в боксе в последних числах февраля, то есть в самом начале периода спецоперации.
Пробег машины около 190 000 км, у нее один владелец — отставной офицер ФСБ, интеллигентный меломан и любитель автопутешествий. Он приезжает в мастерскую больше 20 лет, и сейчас настаивает на замене левого наружного ШРУСа. Почему именно «настаивает»? Периодически при повороте он слышит характерные для изношенного ШРУСа звуки, но по известному закону они полностью пропадают, как только машина приближается к мастерской. Сколько мы ни катались вокруг гаражей, Фиат вел себя идеально. Поскольку на автомобилях с приводами разной длины обычно в первую очередь изнашивается наружный ШРУС короткого вала, хозяину Фиата хочется заменить левый. Но я очень не люблю начинать ремонты, пока сам не убедился в дефекте, и поэтому предлагаю повременить до появления совершенно отчетливого звука, который позволит точно локализовать изношенный шарнир. Однако клиент неумолим, и мне приходится подчиниться. ШРУС от белорусского Fenox куплен за 2400 рублей.
За работу беру 1000 рублей. Еще недавно замена ШРУСа стоила 800–900 рублей, но инфляция вползает и в гаражный сервис. Хотя если оценивать мой труд в килограммах сахара, то он ощутимо подешевел, несмотря на некоторое увеличение расценок.
Фиат в тот раз уехал, чтобы снова вернуться через пару недель, уже в марте. Звуки, которые я так и не услышал, продолжали иногда появляться, и клиент решил поменять наружный ШРУС правого привода.
Такой же Fenox в том же самом магазине стал стоить 3500 рублей, и это подорожание очень трудно поместить в рамки объявленных нам 7,6% инфляции за март.
Но рост цен — это еще полбеды. Вместе с подорожанием происходит смещение предложения в сторону наиболее дешевого сегмента. Конечно, оригинальные детали для иномарок клиенты и раньше приобретали неохотно, но сейчас это почти исключено. В результате теперь возможны такие казусы, про которые говорят «хоть плачь, хоть смейся». Ну вот как с этим Ларгусом, прибывшим в мастерскую для замены передних рычагов.
Румынские «аналоги» куплены по 3500 рублей. Дороговато, но оригинальные в полтора раза дороже. За работу возьму по 800 рублей, накинув к своим старым ценам по 100 рублей «на инфляцию». Увы, но я не альтруист, и к стоимости самых популярных мелких ремонтных процедур сейчас непременно добавляю от 100 до 300 рублей. На фоне подорожания запчастей эта прибавка почти не влияет на общую стоимость ремонта или ТО, ну а мне, как в том анекдоте, «лишняя копейка в доме не помешает».
Однако замена рычагов на Ларгусе прервалась самым неожиданным образом. Почему? Взгляните на пальцы запрессованных в рычаги шаровых опор и попробуйте найти всего лишь одно, но принципиальное отличие между ними.
Точно! На одном из пальцев отсутствует проточка под фиксирующий болт. За 25 лет работы видел многое, но такой «евробрак» — впервые.
Помимо ожидаемого роста стоимости запчастей для иномарок с одновременным снижением их качества сейчас резко увеличился разброс цен в разных торговых точках. Вот в мастерскую для замены подшипника передней ступицы заехали друг за другом два Хендэ — Элантра и Солярис.
За замену одного подшипника на таких машинах сейчас беру 1400 рублей, до марта было 1200. Конструктивно передние подвески у них похожи, подшипники меняются одинаковым методом. Разница лишь в том, что подшипник Элантры немного больше.
Случайным образом получилось так, что оба клиента, не сговариваясь, приобрели подшипники одного и того же производителя, но в разных местах.
Подшипник для Соляриса стоил 2200 рублей. На фоне того, что вологодский подшипник на Гранту в ближайшем магазине теперь продают почти за те же деньги, получается не очень и дорого? Но взгляните на цену подшипника на Элантру!
Внимательные читатели наверняка обратили внимание, что на левой упаковке подшипника была указана дата «30.11.2021», и уже предположили, что дешевый подшипник достался Элантре из прошлогодних запасов по старым ценам. Но нет, в этой коробке был более дорогой подшипник для Соляриса. У меня нет разумного объяснения подобных феноменов.
Нынешнюю торговлю «иноземными» запчастями остается лишь «понять и простить». Но ведь, с другой стороны, она идет навстречу актуальным пожеланиям клиентов, пытающихся удержать расходы на машины в привычных рамках.
А может, владельцы Лады не так сильно ощущают ветры финансовых бурь в своих кошельках? Ответ на этот вопрос будет не совсем простым и ожидаемым. Дело в том, что в нашей округе автомагазинов, специализирующихся на запчастях для отечественных машин, так же много, как и мастерских. В результате они вынуждены жестко конкурировать друг с другом. Вдумчивый и внимательный покупатель от этого только выигрывает. Магазинам сейчас уже мало просто заполнить полки товаром, надо еще и убедить автомобилиста купить детали именно в этом месте, а не в каком-нибудь другом.
Сделать это непросто, особенно с учетом того, что после походов в супермаркеты или магазины бытовой техники у типичного владельца подержанной Лады денег теперь остается не так уж и много. Поэтому многие магазины сужают свой ассортимент, исключая из продажи дорогие расходники и детали. Например, уже далеко не везде продают популярные до 24 февраля сальники Victor Reinz или масляные фильтры Mann.
Причина проста — есть много аналогов куда дешевле. Например, если вспомнить недавний ремонт «Нивы», то можно быть уверенным в том, что свою цену сальники российского производства отработают.
И хотя за последние недели стоимость фильтров Mann для Лады снизилась с невероятных оптовых 800–900 рублей до более вменяемых 600–700 в розницу, их понемногу вытесняют изделия других производителей. Вот хозяин старенькой вазовской «классики» впервые приобрел китайский масляный фильтр.
Уже знакомый нам владелец «невезучей» Приоры тоже решил сэкономить и купил подшипник задней ступицы от этого же производителя чуть ли не вдвое дешевле оригинального.
Ну а продажи моторного масла сейчас переживают настоящий бум импортозамещения. Если не так давно в Гранты и Приоры запросто заливали Elf, Shell или Mobil, то сейчас уверенно лидирует «Лукойл». Вот типичный набор расходников для почти новой Лады X-Ray:
Нет, я вовсе не имею в виду случайно попавший в кадр мотор! Масло и воздушные фильтры отечественные, только масляный фильтр доставлен к нам издалека.
Кстати, стоимость замены масла у меня сейчас не поднялась. Это вовсе не благотворительность, просто она была увеличена до 500 рублей еще в прошлом году, одновременно с начавшимся тогда постепенным подорожанием автотоваров.
Владельцы бюджетных иномарок в эти дни тоже присматриваются к «Лукойлу».
С похожим «антикризисным» набором прибыл на очередное ТО еще один давнишний хороший клиент. Свою Гранту он удачно купил весной 2021 года за 620 000 рублей.
В эти дни его выбор жизненного пути резко отличается от бытующих в интернете мнений. До недавнего времени он работал на международную компанию, деятельность которой в России после 24 февраля сворачивается. Удивительно, но факт: некоторым сотрудникам было предложено открыть рабочие визы и переехать вслед за уходящим евробизнесом, однако хозяин Гранты решил остаться в России. Объяснил свой выбор он очень просто:
— Одно дело — получать среднеевропейскую зарплату у себя дома, и совсем другое — на эти же деньги начинать жизнь заново, одному в съемном жилье с попутным изучением эстонского или испанского. Своей старой клиентуры у меня хватает, не пропаду.
Любопытно, что эту Ладу он купил на деньги, вырученные от продажи дизельного Мицубиси Паджеро Спорт первого поколения, и очень доволен своевременностью такого решения:
— За год по объектам компании Гранта пробежала 60 000 километров, ни одной поломки, ТО копеечное. У Паджеро общий пробег сейчас перевалил бы за 300 000 километров, и к ощутимым затратам на топливо, резину и плановое обслуживание неизбежно добавились бы совершенно непредсказуемые теперь расходы на ремонты.
Все правильно сделал? В ближайшее время жизнь нам это покажет, ну а мы вернемся к нашим ценам.
Широкий шаг навстречу владельцам ВАЗов сделал один из соседних автомагазинов. В самом конце февраля он стал филиалом оптовой базы запчастей для Лады, и соседним торговцам теперь не позавидуешь. Его некоторые цены теперь возвращают покупателей в далекое безоблачное прошлое, а заодно поневоле заставляют задуматься о том, сколько прибыли накручивается на автотоварах. Наглядный пример — стоимость запчастей, приобретенных в этом магазине для ухоженного ВАЗ-2104, который пенсионер-садовод пригнал на традиционную весеннюю профилактику.
«Дворники» предусмотрительно сняты. Веяния новых времен или генетическая память о давних десятилетиях дефицита?
Типичный набор классических «жигулевских» бед выглядел так: растрескавшиеся тормозные шланги, гудящие подшипники передних ступиц и погромыхивающий на холостых оборотах мотор.
В подшипниках обнаружилась мелкая металлическая крошка от износа.
Ну а в двигателе на своем месте не оказалось сломанного успокоителя цепи. Зато из недр мотора при помощи «проктологических» и «гинекологических» инструментов удалось извлечь обломки сразу двух.
В общем, все как обычно, за исключением затрат клиента. Замена комплекта подшипников подорожала с 600 до 800 рублей за сторону, да и шланги меняются сейчас по 400 рублей, а не по 300–350, как раньше. А вот расходы на запчасти на этот раз оказались удивительно скромными.
Комплект подшипников ступицы был продан за 750 рублей, примерно на треть дешевле, чем у конкурентов. Забавно, что на одной упаковке уцелел прошлогодний ценник, и стоили они тогда на 60 рублей дороже.
Ну а тормозные шланги из Димитровграда ценой 250 рублей за пару — просто подарок! Но, как известно, дьявол скрывается в деталях. Все эти запчасти — не оригинал. Да, их можно поставить и они будут работать какое-то время. Вот только «родной» тормозной шланг из Балаково вряд ли получится найти дешевле 400 рублей, причем за один шланг, а не за пару.
К сожалению, сейчас клиенты на своем кармане могут запросто ощутить справедливость таких поговорок, как «Скупой платит дважды» или «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». Например, у Гранты на фото ниже вскоре после замены масла стала «подмигивать» контрольная лампа давления.
Оказалось, что из-под нового недорогого масляного фильтра на ходу выдавливается масло, попадает на привод, ну а затем разлетается по защите и днищу машины.
Уже проверенный клиентами фильтр из далекой Индонезии полностью устранил проблему.
Гораздо дороже обошлась экономия владельцу побитой жизнью «пятнашки». Недорогой китайский радиатор не прослужил и года, когда у него лопнула одна из трубок.
Обнаружив течь, клиент сначала обратился в большой автосервис на трассе, и там ему предложили за 800 рублей поменять лишь один верхний шланг радиатора. Мои услуги обошлись в 1000 рублей, но за эти деньги был заменен радиатор со всеми тремя подсоединяющимися к нему шлангами. И клиент доволен, и мне вполне достаточно за час-полтора неторопливой, легкой и совершенно неквалифицированной работы.
Хозяин Лады смог найти, наверное, самый дешевый новый радиатор в городе. На этот раз сделанный в России, но не популярным у нас производителем.
Стоил он 2700 рублей. Это меньше оптовой цены оригинального радиатора, но на треть дороже среднегородских цен год назад. Ну а сколько прослужит, покажет только время.
На фоне всеобщих попыток поиска самых дешевых вариантов ремонта приятно удивил своей рациональностью один из старых клиентов. Его выбор машин во многом связан с ностальгией по СССР. Во времена Советского Союза он, армянин, родился и вырос в Баку (!), затем поступил в Харьковский авиационный институт, ну а потом по распределению приехал работать в наш город, да так и остался. Теплые воспоминания о жизни в той большой стране заставляют его в качестве второго автомобиля периодически покупать машину из СССР. Иногда он пригонял в мастерскую на мелкий ремонт хорошо сохранившиеся ВАЗ-2101 и 2103, а прошлой осенью в его автопарке появилась «короткокрылая» «восьмерка» из самых первых серий с двигателем 1300 куб. см.
Недавно он решил профилактически поменять начавшие трескаться пыльники наружных ШРУСов. Узнав, что теперь эта работа стоит по 900 рублей за каждый вместо 700 в прошлом году, клиент не обрадовался, но все же поинтересовался стоимостью замены еще и внутренних пыльников. Поскольку пыльник левого внутреннего ШРУСа после снятия наружного можно заменить буквально за пару минут без разборки самого шарнира, да и правый внутренний, если вал уже в тисках, меняется не намного дольше, мы легко сошлись на сумме 2500 рублей за весь комплект. Не доверяя товарам из ближайших магазинов, клиент купил пыльники у своего знакомого надежного продавца, а вот про хомуты забыл. Магазин, торгующий сейчас по оптовым ценам, предлагал их по 20 рублей, а его соседи — уже по 40. Но настоящие заводские стандартные хомуты стоили 60 рублей. Именно их и выбрал клиент.
И это правильно, как любил говорить первый и последний президент СССР.
Несмотря на всеобщее подорожание, в гаражных мастерских можно сэкономить. Если же все равно услуги по ремонту кажутся дороговатыми, по соседству всегда есть альтернатива.
Как утверждалось в старой рекламе, дешевле только в море.
Из всего этого нынешнего калейдоскопа ценников Капитан Очевидность помог мне сделать некоторые полезные выводы.
1. Инфляцию, конечно, не отменить, и стоимость содержания автомобиля будет только расти, даже если обращаться в гаражный сервис. Это надо принять и смириться. Уложить затраты на обслуживание машины в прежние, «доспецоперационные» границы можно лишь ценой снижения качества ремонта или увеличения межсервисного пробега.
2. Выгода от приобретения недорогих запчастей зачастую мнима, а самый дешевый вариант не всегда экономит деньги на самом деле. Кроме того, для собственного кошелька полезно, определившись с брендом необходимой детали, сравнить ее стоимость в различных торговых точках. В условиях нестабильного рынка разброс цен может оказаться неожиданно значительным.
3. Как говорят восточные мудрецы, лучшие бои — несостоявшиеся. Применительно к нашей теме это означает, что самым выгодным ремонтом окажется тот, которого удалось избежать. Профилактика поломок обычно обходится дешевле их устранения, и экономия на регулярном ТО сейчас может обернуться дорогостоящим ремонтом в будущем.