Свечи, конечно, лишь в исключительных случаях способны угробить двигатель подобно тому, как это делают некачественные масла или фильтры. Например, при перетяжке можно разорвать свечу по соединению керамического изолятора и металлического корпуса. А потом, отворачивая ее, оставить последний в головке блока, что потребует демонтажа ГБЦ со всеми вытекающими отсюда финансовыми последствиями. К такому же результату могут привести и давно не менявшиеся свечи, которые в определенных условиях способны прикипать к головке блока. Как вы понимаете, самый худший в этой ситуации исход — попадание частей свечи в цилиндры.
Свечи «на подходе» способны вывести из строя катушки зажигания. А это лишние вложения там, где можно было обойтись куда меньшими суммами.
Даже если не доводить до таких ситуаций, неработоспособные свечи в состоянии вызвать плачевные последствия. От несгоревшего топлива на современных автомобилях обязательно пострадает катализатор. А уж попадет ли керамическая пыль или крошка в цилиндры, вопрос технический. На каких-то моделях и при определенных условиях это может произойти с большой долей вероятности.
Но даже до разрушения наполнителя нейтрализатора неправильное зажигание и неполное сгорание приводит к зарастанию камер отложениями. Что очень критично для моторов последних поколений, чьи характеристики и в целом корректность работы сильно зависят от того, какие процессы происходят в каждом цилиндре. «Подтраивает» и ездит — это не про какой-нибудь TFSI.
Ресурс свечей, безусловно, зависит от их конструкции. Скажем, двухэлектродным с медными сердечниками отмерено всего 10 000–15 000 км. У тех, что имеют два, три или четыре боковых электрода, ресурс несколько больше. Применение в электродах платины или иридия способно увеличить срок службы до 60 000 или даже 90 000 км.
Само собой, тут все сильно зависит от условий эксплуатации. В первую очередь — от качества бензина и наличия/отсутствия «масложора». Нам известны случаи, когда обычные свечи выхаживали до 60 000 км. Изготовленные из «драгметаллов» — до реальных, а не теоретических 70 000–90 000 км.
Стоит ли выбирать вместо обычных свечей те, что посложнее и подороже? Во-первых, в ряде случаев (те же современные двигатели) вариантов попросту нет — только свечи «с модернизациями». Бывали и старые моторы, которым полагались только конкретные свечи. К примеру, с дополнительными боковыми электродами. Другие детали вставали по габаритам, однако работали плохо.
Во-вторых, иридий и платина совсем не панацея. Изношенному мотору «лошадок» они не прибавят. Расход масла на угар не снизят и не будут работать так, словно его нет. Качество бензина, залитого на «самоваре» в глубокой провинции, не повысят. Тем не менее в равных условиях будут выполнять свои функции лучше. Главное же их достоинство — ресурс. Поставил — и забыл. Не насовсем, конечно. Но на некоторых агрегатах замена свечей — непростая и недешевая процедура. Выбирая детали с увеличенным сроком службы, удастся даже сэкономить.
— На работоспособность свечей напрямую влияет расход масла на угар. Если он не выходит за пределы литра на 1000 км, то они еще в состоянии воспламенять топливовоздушную смесь. «Масложор» больше — тогда электроды свечей быстро зарастают отложениями и искре становится трудно через них пробиться.
Приговаривает свечи детонация. Но в рамках всего того, что она творит в камере сгорания, выход из строя этих деталек выглядит ерундой.
Низкотемпературные пуски также способны сказаться на состоянии свечей. Как правило, на современных немецких моторах иридиевые и платиновые свечи, после того как двигатель залили топливом, выходят из строя. Их выкручивают, прокаливают, а они больше не поджигают должным образом и при нагрузках дают пропуски воспламенения.
К слову, на агрегатах BMW, Mercedes, Porsche и сложных VAG давно не применяются обычные свечи с медным сердечником и единственным боковым электродом. Только иридиевые, платиновые либо с четырьмя боковыми электродами. Причем на разные двигатели и даже на версии двигателей с различной мощностью зачастую устанавливаются разные свечи. Вспоминается ситуация с деталями Denso IK22, которые считались универсальными — подходили по габаритам на многие немецкие моторы и на агрегаты Honda. Но они не работали на «немцах» как следует — допускали пропуски зажигания. Так что надо взять за правило — использовать только свечи, по каталогам точно предназначенные для конкретного двигателя.
По типу соединения с катушкой зажигания на «немцах» используются два типа свечей — с низким электродом...
...и с высоким.
В мануалах четко прописаны сроки их замены. Для первых это 30 000 км. Для вторых — 60 000 км. Существует пример, когда интервал замены «высоких» свечей составлял целых 90 000 км. Это касалось 2,0-литровой «турбочетверки» в 170-сильной модификации Audi Q3. У нас были клиенты с пробегом в районе 80 000 км, и свечи уже не работали нормально. На Тигуане с тем же мотором регламент составлял привычные 60 000 км. По нашему мнению, регламенты производитель пишет, учитывая невообразимое количество факторов, в том числе и статус владельца автомобиля — рассчитывается, что Audi, в отличие от VW, будет эксплуатироваться в лучших условиях и на лучшем топливе.
Пару слов нужно сказать о ценообразовании. Сейчас оно в меньшей степени привязано к курсам валют. Большое влияние оказывает стоимость ставшей куда более сложной логистики. И в первую очередь то, что сроки поставки значительно увеличились. Если раньше мы могли приобрести комплект необходимых свечей у местного дистрибьютора, и это решалось за день, то теперь приходится закупаться непосредственно в Германии. Срок доставки — порядка двух месяцев. Однако это ведь не комплектующие двигателя либо трансмиссии, это обычный «расходник», который требуется постоянно. Поэтому нам приходится держать дополнительный запас деталей, иметь несколько комплектов вместо одного. По-простому: хранить деньги на складе.
Иной раз проще и дешевле приобрести оригинальные свечи. Для «немцев» в 100% случаев это будет NGK или Bosch, но, естественно, в упаковке от автопроизводителя.
Для определенных (совместных) двигателей BMW свечи могут идти под брендами Citroen и Peugeot.
Катушки зажигания для немецких моторов приобретаем в основном NGK. Производятся они — и на конвейер, и на постпродажное обслуживание — в Турции. Катушки также могут быть производства Bosch или Delphi. В итоге свечи в упаковке автопроизводителя из каких-нибудь старых партий могут стоить 1000 рублей за штуку. А на маркетплейсах такой же оригинал — 1600. Или Bosch — 1200.
Понятно, что все это мы и устанавливаем в своем сервисе. На рынке же масса подделок, которых в последнее время стало еще больше. Можем дать пару советов, как избежать покупки контрафакта. К примеру, оригинальные свечи для VAG сейчас пакуются вот в такие коробочки:
А вот упаковку подобного дизайна (фото ниже) немцы перестали использовать лет семь-восемь назад. Но она продолжает хождение на рынке. Выводы делайте сами.
Настоящий продукт NGK имеет характерную черту — белый ободок, будто бы из мела, в месте соединения керамического изолятора с металлом. Полагаем, что таким образом производитель герметизирует стык от прорыва газов. Во всяком случае, у поддельных NGK этого «порошка» нет.
А как отличить фальсифицированный Bosch или Denso? На последних маркировка на изоляторе раньше была выгравирована точками, и настоящие свечи удавалось идентифицировать. Теперь она нанесена краской. При этом общее исполнение контрафакта уже на той высоте, когда сказать однозначно — это копия — нельзя. Между тем на AliExpress встречаются очень заманчивые для недобросовестных поставщиков предложения. Скажем, 1000 свечей по $1. То есть покупаешь по 70 рублей за штучку и продаешь потом в десять раз дороже. Сейчас этим пользуются особенно часто.
К теме подделок мы еще вернемся. Пока же скажем, что на «свечном рынке» сложилась своеобразная ситуация, каковой, быть может, нет ни по каким другим направлениям. По миру наберется всего лишь под два десятка «старых» производителей и марок, выпускающих свечи зажигания. Казалось бы, это не масла, для получения которых нужна очистка нефти или химические «опыты» и сложная рецептура. Керамика да металл! Но вот как-то так сложилось. Давайте вспомним эти бренды. Это немецкие Bosch, Beru и Febi, чешский Brisk, американский Champion, японские Denso и NGK. Менее известны опять же штатовские ACDelco, Autolite, Prestolite, Mopar и Motorcraft, французские Eyquem, Eurorepar и Valeo, SCT из Германии, итальянский Magneti marelli и швейцарско-германский Finwhale. В последнее время к ним добавились Lynx, Brave, Ganz, Metaco, MS-Marshal, Patron, SAT, Tatsumi и Torch.
Американские свечи — это экзотика, которая и раньше поставлялась в минимальных количествах и ориентировалась на заокеанские марки и модели. Разве что Champion в сравнении со всякими ACDelco и Autolite был представлен относительно широко. Но и эти свечи в общей массе российского автопарка покрывали какой-то мизер.
То же самое можно сказать о Magneti marelli, Eyquem, Valeo.
Единично представлены свечи Eurorepar.
И буквально штучно попадаются Hella, кстати, выпущенные в Китае.
В продаже встречаются Beru, Febi, SCT. Но погоды на рынке тоже не делают.
Такая ситуация сложилась потому, что в течение последних десяти лет все эти бренды активно вытеснялись компаниями Bosch, Denso и NGK.
Вот что говорят представители бизнеса, занимающиеся продажей запчастей для «европейцев».
— Bosch и NGK по автомобильным маркам из Старого Света покрывали 97%. Фактически в какой-то момент благодаря региональным представительствам, созданным ими условиям и демпингу эти производители вытеснили с нашего рынка конкурентов. Мы могли привезти все что угодно. Однако по тем же Beru, Febi, Champion и т. д. были какие-то сравнительно длительные сроки ожидания и отсутствовала та широта выбора, как у этих, по сути, монополистов. А у последних — все что хочешь, и доставка с региональных складов от дня до трех.
Тот же NGK и на сей раз Denso обеспечивали аналогичное покрытие по маркам и моделям в отношении японских и корейских производителей. Везти какие-то редкости не имело смысла.
— Практически всегда по свечам для двигателя у нас имелось два, а иногда три варианта по производителям — Bosch, Denso, NGK, какая-то другая альтернатива из не особо распространенных. Теперь, когда три этих гиганта ушли из России, сказалось именно то, что в свое время они задавили конкурентов ценой и широтой предложения. И они, получается, отсутствуют, и те бренды, которые могли бы их заменить.
Ну как отсутствуют... Мы, например, обратились в российское представительство Bosch. Там сообщили, что завод в Энгельсе, бывший ЗАЗС (Завод автотракторных запальных свечей) продолжает работу. Хотя есть ли отгрузки в регионы, сказать не смогли. К слову, в СССР было четыре завода, выпускавших свечи зажигания. До нашего времени в качестве СП с Bosch дожил только энгельсовский. Впрочем, существует еще одно предприятие — когда-то Ленинградский карбюраторный завод (после распада Союза — Санкт-Петербургский, позже ООО «Топливные системы»). Под брендом Pekar там выпускают свечи для моторов ВАЗ, УАЗ, даже для старых «восьмерок» ЗМЗ. Из импортных агрегатов свечи есть лишь на реношные моторы серии K.
Так вот, несмотря на такое заявление Bosch, на местах сообщают, что с поставками свечей как минимум перебои. Как было сказано выше, кто-то взялся за самостоятельную их закупку в Германии.
Компания Denso на одном из автомобильных сайтов недавно опубликовала вот такое обращение:
«К сожалению, с конца февраля импорт запчастей от наших материнских компаний как в Японии, так и в ЕС стал довольно затруднительным, и мы не могли непрерывно поставлять наши запчасти в течение длительного времени.
Тем не менее в течение этого периода времени мы продолжали поставлять ограниченные детали из нашего склада, предоставляя качественный сервис для СТО, пытаясь максимально поддержать нашего клиента. Однако в сложившейся ситуации трудно ожидать восстановления рынка в обозримом будущем. Становится все труднее обеспечивать безопасность и комфорт для клиентов, что является нашей основной философией бизнеса.
После долгого и глубокого обсуждения этих вопросов мы, Denso, приняли решение прекратить деятельность послепродажного обслуживания в России.
С этого момента мы перенесем нашу сервисную функцию в нашу штаб-квартиру в ЕС и продолжим удаленно работать с российскими конечными пользователями, чтобы предоставлять качественные услуги Denco».
А NGK свою деятельность в России приостановила еще в конце марта. На деле это означает, что с того момента всякие официальные отгрузки в нашу страну были прекращены.
Как и в случае с Denso, дистрибьютор и дилеры имели какие-то запасы, которые помогли продержаться некоторое время. Знаем, что продавцы и сервисы перебивались свечами других производителей. Сейчас, по крайней мере отдельные структуры, наладили поставки из Турции и Казахстана. Сообщают, что объемы NGK вполне достаточны для того, чтобы удовлетворить потребности не только сервиса, ориентированного на конкретные марки автомобилей — на масс-маркет.
И все-таки есть ли заменители этим монополистам? Вы знаете, да. Например, на нашем рынке остался бренд Finwhale. Он принадлежит немецкой компании Grunntech GmbH со швейцарскими корнями.
Помимо прочего, Finwhale выпускает и свечи зажигания. Производство расположено в том числе в Китае. Но то, что приходилось видеть автору, сошло с конвейеров в Германии. На упаковках присутствует наклейка для проверки подлинности.
Продукция прежде всего предназначена для моделей, имеющих хождение на европейском рынке.
К тому же в одной из организаций нам рассказали, что попытки получить от Grunntech больший ассортимент и объемы натолкнулись на невозможность заводов их увеличить. Они и так работали с максимальной загрузкой.
Не смог поднапрячься, чтобы увеличить свою производительность, и Torch — китайская компания, существующая с начала 60-х. Причем как конвейерный поставщик на китайские автопредприятия, кем является до сих пор.
В РФ Torch с 2015 года. Но до нынешних пор эти свечи мало кого интересовали. Были «настоящие» немецкие и японские товары по приемлемой цене. Теперь же выяснилось, что и дать нужный объем китайцы не могут, и линейка не особо широка.
Какие еще найдутся «заменители»? В стране остался Brisk.
Продаются свечи Lynx.
SAT.
И Masuma.
На подходе свечи Ti-Guar. Бренд зарегистрирован то ли в США, то ли в Финляндии, производство заказывается в Китае.
И на те, и на другие, и на все из списка выше (из разряда Ganz, Metaco, Patron и прочих) начинают больше обращать внимание, которого эти бренды были лишены в условиях доминирования конкурентов. Раньше ведь Bosch, NGK и Denso стоили недорого. И не было смысла приобретать какие-нибудь свечи, заявленные как выпущенные в Японии либо китайские. Теперь потребительские правила изменились.
Каково их качество? Пока сказать трудно. Даже в сервисах, в которых через замену свечей в последнее время прошло сравнительно немало автомобилей, не могут вывести статистику ходимости всех этих продуктов.
А вот о подделках продавцы говорят охотно. Было одно время, когда на свечном рынке их было минимум. Но сейчас ситуация, как говорится, располагает.
— Подделывают все популярные (ушедшие) бренды, но больше — свечи в упаковках от автопроизводителей. Причем раньше контрафакт удавалось четко идентифицировать по полиграфии упаковки, по небрежному исполнению корпуса, резьбы и электродов, по маркировке на керамике. Уже несколько лет назад все это подтянули до такого уровня, что отличить подделку от оригинала стало невозможно. Ресурс же у фальсификата может быть очень разным. От «совсем не работает» до «прошел пару тысяч км».
А подделок под детали в упаковках автопроизводителей больше потому, что со времен запрета ввоза комплектующих в обход дистрибьюторов автомобильных компаний импортеры наладили альтернативные поставки.
Иными словами, из стран, где есть логистические хабы с оригинальными запчастями (в первую очередь это Эмираты), пошел поток этого самого «оригинала».
Как можно избежать покупки контрафакта? Во-первых, найти организации, которые вопреки санкциям продолжают поставки свечей тех брендов, чьими дилерами они ранее являлись. По нашим наблюдениям, с маслами по ряду причин этого не получилось — компании переключились на другие марки. Но выбор производителей свечей невелик. Поэтому мы видим примеры удачного параллельного импорта. Во-вторых, в нынешних условиях тем более стоит постараться не делить ответственность между магазином и сервисом. Пусть тот, кто продает, тот и монтирует. И отвечает за все! Хотя бы направляет в аффилированную СТО.
По стоимости контрафакт и легальные свечи могут не отличаться. Дело в том, что цены в этом сегменте плавают до сих пор (хотя в целом увеличились примерно вдвое). Ценообразование отнюдь не в первую очередь привязано к курсам валют. Гораздо большее влияние оказывают и длительность маршрута доставки, и в принципе возможность привезти что-то в определенном количестве. Доставили в неплохом объеме, ликвидировали дефицит по конкретным позициям — тогда стоимость снизится. Раскупили какую-то партию и образовалась «дыра» — цена вырастет.
Наконец, сейчас нельзя приобретать свечи, руководствуясь прежними принципами. Подошло время — купил, поменял. Теперь этот процесс нужно планировать заранее. Интересоваться, есть ли в наличии, не подделка ли. И если нормальных свечей на местах нет — ждать, либо даже заказывать. Особенно это характерно для свежих моделей автомобилей. При этом сроки доставки могут занимать от месяца до трех. Таким образом, свечи из обычного «расходника» превращаются в некий эксклюзив, в чью замену надо закладывать и существенные траты, и время.