Заключительная, и самая большая часть, лучше читать за несколько вечеров…
По приезду по традиции и по правилам хорошего тона собрался заменить первоочередные расходники. Про убитые покрышки уже написал, про замену масла в движке и фильтров тоже уже писал. В очередь встали колодки, жижа в АКПП, заднем редукторе, антифриз, и возможно тормозуха, свечи и ремни.
Долго думал и читал форумы что налить в автомат, с одной стороны советовали только оригинал TOYOTA TYPE-IV (минералка), с другой хотелось что получше (синтетику), что бы не замерзла в мороз. Решил лить оригинал, пусть и минералка по цене сторонней синтетики. Заехал я в самый большой центр замены жиж в нашем городе, выписав предварительно с инета фильтр в АКПП. Хотя вопросов к работе автомата не было, и цвет с запахом был хороший, замену решил делать полностью. Купил 12 литровых черных «консервных» банок с TYPE-IV и Shell для гипоидных передач (входит 1,3 литра) для заднего редуктора, и сдал все сервисменам. Было опасение что поддон к картеру прикручен через прокладку, но в каталоге и форумах говорили что чисто на герметике. Так и оказалось, прокладки нет – только герметик, но его надо грамотно наносить и сушить! Итак: после откручивании пробки сливается всего 1,9 литра, после снятия поддона (приклеенного на герметик) и фильтра сливается еще 2 литра и остается в недрах и каналах еще 4 литра. Всего объем жижи в АКПП (кстати модель A650E 5-speed) около 8 литров, еще 4 литра уходит на промывку и выталкивание старого масла. Заменили фильтр (№ 35330-30070), хотя есть мнение что его можно только хорошо промыть т.к. он просто из металлической сетки. Поставили поддон, косячно, потом (заметил через несколько месяцев) немного сопливило. Работнички залили все 12 литров в аппарат замены, подключив его в разрыв радиатора, и заведя двигатель прогнали все масло через коробку. В стеклянных трубках аппарата оно заметно изменило цвет с бордового, до красного. Посоветовали для полного счастья (непонятно чьего) залить еще пару литров. Пошел, купил еще две банки. Отлично, оно стало ярко малиновым. Красиво, чисто, спокойно, но нифига не бюджетно 14 литров ушло, а если подумать что 6 промывочных литров ушло в отходы, то совсем грустно. Но зато теперь можно спокойно и долго ездить и не думать о ней, и только изредка менять те самые 1,9 литра. На следующий день утром проверил уровень, он на холодную оказался выше НОТ! Позвонил им по тел. и высказал все что думаю, на что ответили: «Приезжайте с чеком – проверим, сольем если потребуется». Плюнул, пошел в аптеку за шприцем, и за полчаса с помощью русской трубки омывателя лобовика откачал через щупное отверстие 0,7 литра лишних. Уже через несколько месяцев был случай оказаться над ямой в гараже, и заодно посмотрел днище – поддон был сырой! (хотя и уровень не падал заметно). Как контору не назови и не разрекламируй, за всеми надо проверять качество работ.
Аналогичная ситуация произошла и при замене тормозных колодок. Нацеленный мыслью заменить основные расходники, не глядя их состояния заказал вкруг колодки (перед, зад, ручник). Неоригинал, но по собственному и других опыту беру японские Кашияма (бывают малазийские – заметно хуже). На японских написано Made in Japan и на голубой упаковке белые буквы, а на малазийской желтые. Я хоть и могу инструмент в руках держать (не один двиг и коробку перебрал на Москвичах), но как то не комильфо самому на LS колодки менять. Поехал опять же на солидный автосервис, где могут делать все (несколько разных цехов). Отдал машину, и спокойно уехал домой. На следующий день звонят: «Забирайте». Вырвался с работы в обед, приезжаю. Отдают машину, и говорят еще 100р. за шпильку. Оказывается гайковертом обломили шпильку, нашли бу подходящую, поставили и продали мне. Купил… (сломанную тоже подарили ). Выезжаю из бокса, а комп мне что-то говорит про тормоза и изредка колокольчиком брякает. Я назад: «Чо такое!», мне в ответ «Фигня, притрутся, подожди вот подъемники освободятся, мастер с обеда вернется - посмотрим». Уехал, т.к. свой обед уже заканчивался. Естественно ничего не притерлось и через пару дней, выделив время поехал к ним опять. Распечатал все переводы сообщений (Комп писал о критическом износе задних колодок). Подняв машину нашли криво поставленный датчик износа колодок, в результате чего он перетерся и сработал. А он одноразовый, если брать оригинальные колодки, то комплектом идут датчики. А такой комплект естественно стоит чумачечих денег. Свой косяк криворукий слесарь исправил тупо обрезав датчик, и закоротив концы сообщил компу: «Заткнись, здесь все отлично». Комп естественно проглотил эту пилюлю. И я тоже… Потом уже заказал за свой счет отдельно датчик, довольно просто и надежно выполненный: в пластик залита петля из тонкой проволоки и установлен рядом с колодкой на высоте критического износа, как только колодка изнашивается до этой высоты – тормозной диск перетирает пластик и петлю, разрывая цепь. А комп выводит на дисплей заготовленное на этот случай сообщение. Кто ж знал что он такой умный, кстати снятые колодки были в хорошем состоянии – зачем я вообще полез их менять?
Столнувшись с тем что в нашем городе размер СТО не показатель, (понаберут кадры по объявлению), решил по возможности заниматься сам обслуживанием. Или если зима, финансы и время позволяют не пачкать руки, как идеальный вариант вижу приехать к «дяде Васе» в гараж с оборудованием и инструментом теоретически подкованным на форумах, с распечатками схем и процедур. И под чутким шеф-контролем руками и инструментом обычного слесаря выполнить работу. Пусть он «гайки крутит», а ты смотри. Хотя не все любят что бы «над душой стояли».
По положительному опыту прошлых японок замену антифриза собрался совместить с заменой термостата (была память о Уральских горах) с 82С на 88С. На Карибе заметно теплее стало и прогрев ускорился после замены, отрицательных моментов не выявлено даже летом. (Хотя какое у нас лето: всего неделю – две жара). Антифриз поменял сам в гараже, прошу обратить внимание что его там больше 10 литров (около 12-ти), при сливе в 10-ти литровый таз вышел существенный перелив. Термостат стоит наверху в легкодоступном месте, как обычно на 2-х болтах и резиновой прокладке которая идет в комплекте (никаких герметиков не надо мазать). При установке термостата, ставить его мелким отверстием-клапаном вверх, что бы завоздушивания не было. Его и не было, залил новый антифриз (красный AGA), через 5 мин. долил литр до уровня и все.
В начале прошлой осени приключилась небольшая жестянка, жена (еще недостаточно адаптировавшись к левому рулю и габаритам) догнала 2107. У семерки ничего (только лак потерся которого и не было), а у Лексуса разбился поворотник (хорошо что они отдельно от фар) и заломилось крыло. Проехав по рихтовкам цену ставили на 30-50% выше (за лейбл). В итоге нашел на местном форуме маляра в дилерской камере, и повелся на хорошее оборудование в надежде что на нем накосячить меньше вероятность. Но сдав машину, он снял детали начал работу, а дальше все пошло по классическому сценарию: свадьба, заболел, проблемы в семье, на работе и вообще потом его уволили за какие – то косяки, а разобранная машина осталась в СТО. Пришлось объясняться и искать общий язык с директором, что бы забрать все оттуда. Ну да ладно, сам можно сказать виноват, только время потерял. Снятые детали сдал в покраску (покраска анонимных деталей намного дешевле ). Сам в гараже собрал все, поставил контрактный поворотник, а заодно противотуманки с Цельсиора. Между прочим Цельсиоровские запчасти довольно дешевы, в том числе и кузовщина.
Расскажу про противотуманки. Они состоят из двух частей, передняя и боковая. Когда их снимал с бампера, обратил внимание что боковой сегмент является просто заглушкой, хотя стекло с рассеивателем и зеркалом внутри. И бродя по japancar в поисках поворотника поближе и подешевле увидел комплект блестящих как новых противотуманок за смешные деньги (500р за весь комплект). Мои были с матовым стеклом отпескоструенные долгой жизнью внизу бампера. И что удивило, на фотах продаваемых из боковых секторов торчали провода. Позадавав вопросов на форумах и изучив тонкости, выяснил, что у праворулек (марки, крауны и др.) имеется функция подсветки поворота, т.е. при включении поворотника – включается сегмент светящий в сторону поворота. А у европеек правилами такое не предусмотрено, так же как и цвет ламп (У европеек противотуманки белые, у японок – желтые). А России вроде все разрешено. А раз так, то я выписал эти новые противотуманки и начал мастырить блок включения подсветки поворота. Ведь не включишь же их параллельно поворотникам, а надо что бы лампа подсветки светила постоянно пока моргает поворотник, и то только ночью. Не стал сильно заморачиваться, сделал все дискретных элементах и спрятал коробочку за бампером.
Весной наступил еще раз на те же грабли, поехав к официальному дилеру Lexus, с надеждой того что уж за красивым Шоурумом с выставленными авто по 2…3 лимона лажи быть не должно. Подходило время техосмотра, и ручник стал плохо держать. И вообще хотел познакомиться с сервисом, уровнем расценок и обслуживанием. Первая моя поездка прошла удачно, выявили лопнувшую оболочку троса, подтекающий поддон АКПП (после прошлой замены масла) и не горящую противотуманку. Удивились состоянию и отсутствию ошибок при диагностике. Естественно для такого уровня все было красиво и приветливо, и финансов это удовольствие стоило небольших. В общем мне понравилось после первого раза. Еще и на следующий день позвонили и интересовались качеством обслуживания. Заказал (не у них) оригинальный трос ручника, и через месяц позвонил в надежде о замене, а там оказывается очередь и надо несколько дней ждать. Думаю, а позвоню-ка я к официалам Тойоты. Да не тут-то было, они оказывается клиентов делят и Лексусы Тойота не берет в ремонт. Что ж, пришлось подождать немного очереди. Сдал авто на переклейку поддона АКПП и на замену троса ручника. Угадайте с двух раз что я получил на выходе? Выезжаю из бокса, затягиваю ручник – а машина вообще не держится и катится. Назад! Что за ерунда? Мастер говорит: «Я максимально допустимо развел колодки, если сделаю больше – то будут подклинивать». Я приехал сделать ручник, а его не сделали и кормят баснями. Прождал еще часик, щупая новенькие LX и RX. Все же сделали, с напутствием: «Возможно будут греется тормоза». Приехав домой, на всякий случай полез проверять уровень в АКПП. Он оказывается выше НОТ! Достаю привычно шприц с трубкой и откачиваю 0,5л. Уже на немалые деньги, сделали все «как получилось». Но техосмотр прошел нормально, ручник работает, тормоза не греются. Но потом вылез скрип в ступице на малой скорости там где меняли трос. Ппц, катится безшумно Лексус и поскрипывает как телега.
Про руль. Кожа на руле и ручке АКПП была родная и находилась в плачевном состоянии, особенно в районе 10-ти часов (так сказать). Кто-то из бывших владельцев носил на левой руке какой то граненый «болт». Однозначно требовалась перетяжка. У нас в городе цена на качественную работу была 6-8 тыс, что меня никак не устраивало, да и за такие деньги можно выписать контрактный руль в хорошем (но не новом) состоянии. Я пошел другим путем, купил качественной автомобильной кожи и решил сам перетянуть. Начитался в инете технологий и фоток, приступил к работе. Швы на рулях бывают «японские» косичкой, и «европейские» крестовой шнуровкой. Я сделал как у оригинала. Без опыта, первый раз делать это тяжело и муторно, много ньюансов, но жёнушка шарит в этом деле, поэтому помогала. Кто хочет заняться – пробуйте, но надо быть готовым к тому что с первого раза не получится и можно испортить выкройку. Но мне повезло, кожа была качественная крепкая и мягкая, и даже немного тянулась, что позволяло устранять ошибки, но мелкие косяки все равно остались. Я руль делал в два этапа: 1. сделал выкройку по старой коже, пробил перфорацию по периметру и одев на каркас руля слегка «прошнуровал» по кругу. 2. поездив несколько месяцев на таком полуфабрикате с щелями кожа подтянулась и приняла более подходящую форму, далее снял руль распорол старые нитки и уже на чистовую плотно стянул. Получилось неплохо, самые проблемные места при переходах с обода на спицы, там надо 10 раз отмерить и один отрезать. Из инструмента: кривая игла, наперсток и капроновая или шелковая нить. Итог на фото: и вид приличный, и тактильные ощущения приятные.
А теперь про зиму, как многие хотели. Переобулся (поменял колеса) в последние плюсовые дни бабьего лета. Поставил родную липучку (досталась с машиной), с мыслью что если будет совсем грустно ездить, то куплю шиповку. Никогда не надо экономить на шиповке, для т.к. ее цена окупается целым бампером (своим и впередиедущего). Колесные диски имею родные R16, со старомодным дизайном из прошлого века. Но меня это не напрягает, сам себе сделал установку, что параметры этих дисков (кстати они довольно легкие) разрабатывали инженеры именно под эту модель, и пусть 17 дюймов красивше, зато на этих она съехала с конвейера. Беря заднеприводный авто опасался насколько проблемно будет зимой. Но в душе надеялся на электронику и хорошую шипованную резину (так и не купил, езжу нормально на липучке). Так оно и вышло: антибукс и антизанос хорошо делают свое дело, с ними получается ездить неторопливо (не дает открывать дроссель лишку) но безопасно (колодками подтормаживает нужное колесо). Но при условии что общий стиль движения у водителя на зимний период переключился на спокойный, т.к. железные мозги бессильны против дрифтера и законов физики и не помогут тебе вписаться в 90 градусный поворот на каше или гололеде на большой скорости. Хотя при желании TRC можно отключить, я попробовал – не понравилось. При срабатывании антибукса горит значок «скользкая дорога», а при срабатывании курсовой стабилизации начинает часто пикать. У меня большую проблему вызвала адаптация после вседозволенности Эскудика, так как ему не нужны дороги достаточно направления. Но все решалось с помощью саперной лопатки и в особо тяжелых случаях подкладыванием валенок перед колесами. Так же пользуюсь раскачкой (медленной), т.е. вкл. R и зависаем тормозом в задней верхней точке ямки, вкл. D и то же самое. Помогает, еще ни разу не пользовался тросом, даже не знаю есть ли проушины для троса. Мы живем на равнине, поэтому подъемы и спуски отсутствуют и не напрягают. Traction Control хорошо помогает на скользких покрытиях, а вот в нечищеных дворах и сугробах, только на себя надо надеяться. Если поставить новую хорошую шиповку (а не липучку как у меня) возможно легче станет. Еще неудобство доставляет длинная база, если зимой надо заехать на какой – нибудь локальный не вычищенный подъем есть вероятность шеркнуть днищем, хотя и клиренс не совсем низкий. В общих словах хочу подытожить: зимой ездить (передвигаться) можно, хотя и несколько хуже переднего привода. Ожидал худшего…
Еще расскажу небольшие тонкости в секретах некоторых кнопочек, про которые мне рассказал товарищ, владелец такого же аппарата. Если закрыть с кнопки ключа центральный замок и продолжать держать кнопку, то автоматически доводчик закроет все стекла и люк. Также есть фишка с правым зеркалом, если хотите что бы оно опускалось при включении заднего хода, то переключатель джойстика зеркал необходимо поставить в положение «L» (не логично, но факт).
Уже пора закругляться, и я перейду к заключительной итоговой части. Если годовой пробег не превышает 20…30 тыс.км по городу, то расход не должен напрягать. Я наливаю примерно полтора бака (примерно 80л) в месяц по 2 тыр. Привыкание к габаритам: тут я скажу такую вещь, что человек такое существо что может привыкнуть вообще ко всему (даже на одном колесе катаются). Замечу что я владею одновременно двумя авто с совершенно противоположным устройством и концепцией: 1. Праворукий джип Эскудо коротыш на МКПП, 4WD с солидным клиренсом и комфортом УАЗика. 2. Леворукий длинный и низкий Лексус с АКПП, кожа-рожа… И тем не менее эти две машины очень хорошо дополняют друг друга: лес, пампасы, любой груз на крышу и в салон, по бордюрам и сугробам, разворачивается на месте – один, и в чистоте и комфорте по трассе всем семейством – другой. Проблем и привыканий пересесть с одной на другую в течении дня нет никаких. Первое время были только ошибки с дворниками и поворотниками, но я себе вложил на подсознание правило: «Поворотник тот рычаг что у стекла двери». И все, пальцы сами привыкли щелкать то что нужно. Так что правый – левый все равно (но на трассе все же левый лучше).
ВСЕ!
ПЛЮСЫ:
1. Просторный внутри, есть куда вытянуть ноги, и 3-е сзади садятся без проблем (но среднему не удобно из-за тонелля).
2. Небольшой радиус поворота;
3. Кожа, практично, солидно;
4. Любые регулировки кресел и руля, хош как на стуле сиди (автобус), хош как на шезлонге (гонка);
5. Классический цвет, экстерьер и интерьер, дилетант сходу не определит что авто 13 лет;
6. Эргономичное управление, все под рукой;
7. Мощный и моментный (400НМ) двигатель (мне нужен только на трассе, при обгоне), к сведению: "кикдаун" нащупал случайно только через год владения, не думал что он может не просто быстро ускоряться, а "выстреливать";
8. Относительно мал расход топлива по трассе;
9. Высокая управляемость и комфорт подвески (опять же смотря с чем сравнивать);
10. Напичкан оснащением не хуже уровня хороших современных авто;
11. Дешевизна контрактных запчастей, по причине наличия прямого аналога «Celsior»;
12. Надежность и ресурс Тойоты;
13. Можно обслуживать (расходники) самому (ничего сложного нет) в гараже;
14. Задний привод летом;
15. 4 Airbag;
16. Большой бак, можно редко заправляться.
МИНУСЫ:
1. Большие габариты, для парковки и дворов, но можно адаптироваться;
2. Низковат потолок, в соотношении с шириной салона;
3. Кожаные кресла без подогрева (в моей комплектации), осенью неприятно садиться;
4. Из-за класса и марки авто, ценник на мойку, СТО и др. как правило выше;
5. За мощный двигатель соответствующий налог и страховка;
6. Не мало ест в городе, с учетом прогревов и пробок;
7. Задний привод зимой в снегу;
8. При открывании багажника зимой снег ссыпается с крышки в багажник;
9. Дворники прячутся глубоко под капот, зимой не удобно их чистить ото льда;
10. При работе обогрева заднего стекла вода стекает в водосток багажника и там прогрессирующе застывает.
Комментарии к фото:
1,2. Декабрь 2011;
3. Штатный чумадан (не хватает отвертки);
4. Противотуманки Лексуса и Цельсиора;
5. Предварительная шнуровка руля;
6. Затяжка на чистовую;
7. Вид фильтра АКПП (номер в тексте);
8. Номер и вид колодок;
9. Номер и вид салонного фильтра;
10. Для спорящих: Сравнительная таблица размеров Celsiora и Majesta 1999 года.