У Subaru в этом году нет больших событий по части обновления модельного ряда. В 2018-м Forester сменил поколение, а Outback прошел фейслифтинг. Нынешнему поколению XV всего два года, обновляться пока рано. Месяц назад мы тестировали эту модель в сравнении с Mitsubishi Eclipse Cross и Suzuki Vitara, а сейчас из новшеств — лишь спецверсия Tokyo. Все модели Subaru хорошо знакомы нашим читателям, в том числе и по сравнительным тестам с конкурентами, поэтому в этой статье машины — не на первом месте.
Расхваливать красоты Исландии — дело неблагодарное. Лучше, чем фотографии, красоту не передашь. Часто бывает, что на вылизанных профессиональных снимках видишь одну страну, а приезжаешь — и наблюдаешь картинку попроще. В Исландии — не так: вся невероятная красота в наличии. Кадрам можно верить.
Чего не видно на снимках, так это образа жизни, атмосферы. А они тут примечательные: все очень цивилизованно (как в Скандинавии), но складывается полное ощущение, что все остальные страны где-то на другой планете. Здесь живут всего 360 тысяч человек на территории размером с Южную Корею. И, кажется, они очень довольны тем, что их остров заброшен далеко на север Атлантического океана, а до материка — больше 1000 км.
До недавнего времени Исландия была труднодоступна для россиян как минимум потому, что прямых авиарейсов не существовало. В этом году они появились. Для въезда требуется Шенген, впрочем, по прилету вас ждет гораздо более сложная процедура прохождения границы, чем в любой другой европейской стране. Такого я не видел ни в Японии, ни в США: все прилетевшие пассажиры разуваются (бахил нет), вся ручная кладь и багаж — на ленту (ноутбуки и планшеты — отдельно), а что самое поразительное — ты не можешь ввезти в страну даже бутылку газировки или вскрытую бутылку, купленную в duty free. Еще раз отмечу: столь детальный контроль именно на въезде в страну, а не на выезде, как это обычно бывает.
Строгий взгляд пограничника навевает мысли, что каждый приземлившийся в Исландии самолет резко меняет соотношение между «понаехавшими» и местными, и последние не очень-то в восторге от этого. Это не такое уж преувеличение. Каждый из новоприбывших туристов еще должен доказать властям, что он достоин чести ступить на эту землю.
Здесь земля, а точнее, природа — это святое.
Наш путь лежал от одного водопада до второго, от второго до третьего — один другого величественнее. Сельяландсфосс, Скогафосс, Хаифосс и Хьялпарфосс и другие столь же мелодичные названия. Полчаса полюбовались красотой, и дальше. И так четыре дня непрерывного движения. Такая программа могла бы и наскучить, если бы в промежутках между основными остановками не было бы такого разнообразия: застывшая лава, гигантский гейзер, вулканы и ледники на горизонте, фантастически красивые холмы, затянутые ярко-зеленым мхом, и поля диких люпинов с ярко-сиреневыми цветками.
Важно только, чтобы была удачная погода, а тут это редкость. Если в разгар лета не идет дождь и температура выше +13, то все вокруг говорят, как вам невероятно повезло. Можно себе представить, какие суровые здесь условия в другое время года.
Нам на погоду грех было жаловаться. А других трудностей тут нет. Дороги отличные, при том что климат определенно хуже, чем в центральной России. Единственная неприятность, которая запомнилась, — тучи мошек, которые могут наброситься на человека, стоит лишь выйти из машины. Долго держать дверь открытой не рекомендуется — насекомые заполнят салон. Они не кусаются, но на деле оказываются поразительно приставучими. Даже сильный ветер их не распугивает. Приходится прикрывать ладонью рот и нос, чтобы их не вдохнуть. Но так, к счастью, не везде.
Полусферические конструкции, встречающиеся на пути, выглядят инопланетно. Под ними — скважины, необходимые для работы геотермальных электростанций. Такой парадокс: Исландия получает мало тепла от Солнца, но обладает избытком тепловой энергии, добываемой из-под земли. Благодаря изобилию электричества Исландия неплохо обеспечивает себя сельхозпродукцией: практически все, что нужно, выращивается в теплицах. Можно было предположить, что и электромобили здесь уже вытесняют машины с ДВС. Но за четыре дня пути нам встретилась, кажется, лишь одна Тесла.
В Исландии на удивление много Дастеров. Когда эта модель только появилась на свет, складывалось ощущение, что такой «упрощенный», аскетичный кроссовер придется ко двору лишь в России и других странах с низким уровнем жизни. Европейцы же давно привыкли к более презентабельным и комфортным «паркетникам»... Оказалось, те жители Европы, кто хочет сэкономить, берут Дастеры так же охотно, как и в России.
Впрочем, в Исландии хватает и тех, кто предпочитает серьезные вездеходы и явно не стеснен в средствах.
Монументальный Ford Excursion на колесах диаметром больше метра, встретившийся нам возле очередного водопада, заинтересовал многих туристов не меньше, чем сам водопад. Подобные бигфуты — настоящий символ Исландии. «Американцы» нам встречались чаще машин из других стран, но Крузер или Патрол — такие же привычные в этих краях модели. Дефендеров — тоже полно. Изредка может встретиться видавший виды Гелендваген — не в роскошной версии, а в полувоенной.
Лифтованными джипами нас трудно удивить, а вот микроавтобусы на гигантских зубастых колесах — это для нас экзотика. На таких здесь устраивают вылазки на природу для туристов.
Но самый впечатляющий транспорт — внедорожные туристические автобусы! Вы вообще знали, что такие бывают? Это, конечно, не серийная модель, а особо редкий «кастом». Шасси и кабина — от грузовика MAN, а позади кабины — салон как в обычном туристическом автобусе.
Это — развлечение для приезжих, а местные любители автотуризма предпочитают внедорожные автодома! Самая любопытная конструкция — жилой модуль, устанавливаемый в кузове пикапа. Да, пространства в нем гораздо меньше, чем в полноценном доме на колесах, но зато имеешь машину двойного назначения: при будничной эксплуатации «дом» можно снять.
Больше распространены стационарные автодома на шасси внедорожников и пикапов.
Готовьтесь заправлять машину за 120 рублей/литр. И к тому, что обед в кафе обойдется в 2000-2500 рублей на человека. Банка пива на заправке будет стоить 600 рублей, а в гостинице — вдвое дороже. Зная об этом, некоторые путешественники везут с собой полные сумки доширака и напитков из duty free.
Отчасти это перебор. Если избегать кафе и ресторанов и покупать продукты в супермаркете, а напитки — в магазинах местной алкомонополии, то не разоришься. Но тут надо учесть, что подобные торговые точки вам, скорее всего, встретятся только в центре Рейкьявика, а все самое интересное — в нескольких сотнях километров от него. Там у вас не будет вариантов, кроме простенькой забегаловки с сэндвичами по 500 рублей, и это еще не худший вариант, если вы хотите уложиться в разумный бюджет. Хуже, если вы решите пообедать рядом со знаменитым Гейсиром, от которого и пошло название «гейзер». Ближайший к нему пункт общепита по своему дизайну и меню вполне достоин быть расположенным в любом мировом мегаполисе. Со всеми вытекающими последствиями. Сюда приезжают люди при деньгах.
Выходишь из «дизайнерского» интерьера, садишься за руль и через 10 минут уже трудно представить, что ты только что видел цивилизацию. Снова вокруг пейзаж, как в северных регионах «Игры престолов», которую здесь и снимали.
Если прочность цепи определяется прочностью самого слабого звена, то проходимость группы кроссоверов определяется тем, какой из них самый «паркетный». В нашем случае это XV. Он первым вывешивает колеса при прохождении крупных неровностей. Таковы ограничения артикуляции подвески. А по дорожному просвету все три модели очень близки: у Форестера и XV — по 22 см, а у Outback — 21,3. И система полного привода у всех одинаковая. Если кто-то подзабыл, напомним, что у Subaru несколько более изощренная конструкция, чем у других кроссоверов. Большинство марок используют многодисковую муфту в приводе задних колес, а у Subaru она объединена с вариатором. Утверждается, что полного размыкания муфты не наступает никогда, и, следовательно, перед нами постоянный полный привод. Условно.
Ситуаций, когда XV чиркает днищем о препятствия или беспомощно вращает колеса при диагональном вывешивании, нам не встретилось, хотя эта модель конструктивно недалеко ушла от обычной легковой Импрезы. И в этом ее изюминка. Пока другие кроссоверы становятся все более грузными, скучными и семейными, XV сохраняет в себе гены Форестера первого поколения. Он не пытался стать «недовнедорожником», он был суперуниверсалом — некрупным, легким, быстрым и по-своему веселым. В XV всего этого — в избытке. Ему бы мотор пободрее (сейчас максимум — 150 л.с.), и получился бы идеальный кроссовер для тех, кто еще не обзавелся семьей и не хочет «возить воздух». Но разгон до 100 км/ч за 10,6 секунды — это, конечно, печально.
Не имея для этой модели других моторов, компания Subaru решила надавить на имидж. Так появилась топовая версия Tokyo, которая стоит на 90 000 рублей дороже прежнего «топа». Эту сумму просят за несколько элементов внешнего и внутреннего стайлинга, а также за аудиосистему Harman JBL с десятью динамиками. Из украшений — серебристые накладки на бамперах и порогах, по низу дверей — наклейка с буквами XV. В салоне — вышивка «Tokyo» на подголовниках и ковриках. Аналогичный логотип — на шильдиках задних стоек крыши. И еще такую модификацию красят только в самые яркие цвета из гаммы субаровских эмалей — красный, оранжевый и синий.
Все эти доработки довели цену топового Subaru XV до 2 369 900 рублей. Для сравнения: самый дорогой Mitsubishi Eclipse Cross (2.0, 150 л.с., вариатор) стоит 2 256 000 рублей. При таком порядке цен можно уже рассмотреть и варианты с претензией на «премиум». Например, за Volvo XC40 с полным приводом (2.0, 150 л.с., «автомат») просят от 2 415 000 рублей. Но надо учитывать, что у шведской машины это будет самая младшая комплектация, а у Subaru — «полный фарш», включая весь набор систем безопасности EyeSight, который умеет сам подруливать, автоматически тормозить перед препятствиями, удерживать дистанцию до впередиидущей машины и т. п.
Отправная точка парома, на котором вас с машиной могут доставить в Исландию, находится в Дании. До парома — около 2200–3100 км европейских дорог (если вы начинаете путь в Центральном федеральном округе или в Поволжье). До Дании маршрут пролетает через Белоруссию, Польшу и Германию. По Европе можно ехать по платным автобанам, можно по второстепенным дорогам (первое, конечно, быстрее).
Есть два маршрута паромов до Исландии. Помимо прямого есть также вариант с промежуточной остановкой на Фарерских островах — таким образом при желании можно разнообразить свой отпуск.
Кратчайшим путем паром идет 2,5 дня. Цена билета очень зависит от сезона и в меньшей степени — от размеров автомобиля и выбранной для проживания каюты. Летом диапазон — от 1000 до 2500–3000 евро (с человека за перевозку туда-обратно, при условии двухместного размещения в каюте). Зимой — вдвое дешевле. И конечно — чем раньше покупаешь, тем меньше будет стоимость.
Билеты можно посмотреть на сайте паромной компании.
В Исландии нет ограничений по въезду для автомобилей, если они исправны и могут передвигаться в своей стране. Для машины, принадлежащей частному лицу, из документов достаточно простого СТС. На автомобили юридических лиц потребуется доверенность с правом выезда за пределы РФ.
Для любого автомобиля должна быть оформлена международная страховка — грин-карта, действующая во всех странах следования.
Если задаться целью доехать до Исландии, не задерживаясь в пути, то можно проезжать по 800–1000 км в день и через три дня добраться до парома. А уже на шестой день путешествия быть в Рейкьявике.
Но интересно и растянуть поездку, останавливаясь в странах по дороге. Обратно, соответственно, также — минимум шесть дней.
Паром не в сезон ходит один раз в неделю, в сезон — два раза, программу путешествия нужно будет подстраивать под его расписание.