Первый квартал 2020 года прошел под знаком сдержанного оптимизма — у большинства брендов продажи росли от месяца к месяцу, и многие не помышляли об обвале, особенно на фоне слов президента В. Путина о том, что информация о коронавирусе — не более чем вброс из-за границы. В конце марта карантин все-таки случился, большинство дилерских центров закрылись или перешли на сокращенный формат работы, российские заводы встали. Тем удивительнее, что июнь стал для некоторых брендов лучшим месяцем в первом полугодии.
Анализ результатов полугодия начнем с группы брендов-импортеров, которые уже много лет показывают небольшие, но стабильные объемы — речь в первую очередь о Volvo, Subaru, Suzuki. Дело в том, что многие эксперты пророчили этим маркам кончину не далее как в нынешнем 2020 году, причем не по эпидемиологическим, а исключительно по коммерческим причинам: казалось, что после повышения утильсбора с 1 января 2020 года они окончательно утратят конкурентоспособность. У некоторых брендов из этой группы положение действительно тревожное, но только не у Suzuki, которая в первые шесть месяцев продемонстрировала рост, отгрузив дилерам на 17% больше машин, чем за тот же период прошлого года. Никакого чуда здесь нет — это эффект низкой базы. Как мы помним, 70% продаж Suzuki в РФ приходится на субкомпактный кроссовер Vitara, спрос на который в январе и феврале прошлого года упал в несколько раз — тогда продали чуть более двух сотен машин. В начале этого года такой просадки не было, и за полугодие Vitara даже с учетом карантинного падения показала пусть небольшой, но рост. Кроме того, в прошлом году за весь второй квартал дилеры не получили ни одного Jimny — был перерыв между поколениями, в то время как в нынешнем году маленький внедорожник четвертой генерации показывает уверенный сбыт, хотя эффект новизны пошел на убыль. В среднем каждый месяц дилеры получают по полсотни машин, в то время как во втором полугодии прошлого года — более чем по 80. Поскольку во втором полугодии 2019 года Suzuki реализовала в два раза больше машин, чем в первом, положительная динамика продаж во втором полугодии 2020 года скорее всего сойдет на нет, но по итогам года этот маленький японский бренд вполне может остаться в зеленой зоне.
У Subaru картина не такая радужная — впервые за много лет эта марка уступает Suzuki по объемам продаж, да и с динамикой тоже не очень хорошо: в первом полугодии потеряна треть покупателей, и причины этого тоже кроются в решениях, принятых годом ранее. Дело в том, что российское представительство давало на 2019 год излишне радужный прогноз, разместив на японских заводах избыточный заказ. Машины в итоге не разошлись, поэтому в этом году доля проданных автомобилей, выпущенных в 2020 году, ничтожна — например, в первом квартале из 1781 Subaru, поставленных на учет, только 12 были выпущены в нынешнем году! Есть и потери. После смены поколений Россию покинул седан Legacy — его возвращение на наш рынок в 2018 году себя, к сожалению, не оправдало: в 2019 году на машину нашлось только 207 покупателей.
А вот новый Outback в России появится, притом что пока не распроданы запасы старого. Сроки запуска новинки постоянно смещались, и сейчас говорят уже о премьере в следующем году, чему, кажется, можно верить, потому что модель уже проходит процедуры получения Одобрения типа транспортного средства, то есть сертификата, позволяющего начать продажи. Остается в России и кроссовер XV, несмотря на умеренный сбыт: в этом году каждый месяц дилеры востребуют в среднем всего по 40 машин. Между тем, в феврале представительство получило новый ОТТС на XV, который будет действовать ближайшие три года, а в следующем году планируется представить обновленную машину. В линейке бренда есть и куда более нишевые WRX и WRX STI, причем настолько нишевые, что в первом полугодии не было реализовано ни одной «Стихи». В представительстве нас заверили, что обе машины сохраняют свое место на российском рынке. К слову, по каждой из позиций на складах уже имеются и образцы 2020 года производства. Впрочем, все это семечки: в первом полугодии 80% кассы Subaru сделала на Форестерах, падение спроса на него и стало ключевым для марки. Укрепить свои позиции в РФ Субару могла бы кроссовером Accent, который прекрасно продается в США, однако российские менеджеры марки не решаются привезти его уже который год.
У Volvo цифры и по объемам (2517 шт.), и по динамике (-36%) — близкие к Subaru, однако перспективы и причины ситуации — разные. С января по июнь шведы продавали больше машин текущего года выпуска, поэтому курс рубля и прочие факторы сильнее били на сокращение продаж. В структуре шведского бренда нет ярко выраженного лидера — продажи более-менее размазаны равномерно, несколько выделяются только XC60 и XC90, именно поэтому положение компании представляется более устойчивым, ведь она находится в совершенно определенной конкурентной среде премиум-брендов и борется за широкий круг покупателей, в то время как Subaru — уникальный нишевый бренд, рассчитанный в первую очередь на своих приверженцев. Между тем, во втором полугодии прошлого года и Subaru, и Volvo продали больше машин, чем в первом, а это значит, что до конца нынешнего года оба бренда, скорее всего, не восполнят потери и останутся в красной зоне.
Пример успешной конкуренции с большими премиум-брендами на узком участке фронта показывает Cadillac, завершивший полугодие с приростом в 11%. Продажи марки невелики — всего 723 машины, однако все это высокомаржинальные модели. Своей маленькой победой Cadillac обязан подросшим продажам XT5 и запуском XT6. Кроме того, во втором полугодии поддержать тренд должен и самый компактный из семейства кроссоверов XT4, так что по этой американской марке на конец года прогноз однозначно положительный.
Этого не скажешь о Honda, которая усердно и с большими скидками распродает склады, теряя за полугодие 18% (723 шт.) и Jaguar (-49%, 444 шт.). В этом году «кошачья» марка уже вывела из России седан XE из-за низкого спроса и прекратила продажи XJ (снят с производства). Перспективы оставшегося XF становятся все более призрачными, поскольку сбыт совсем невелик: в этом году в среднем в месяц продается менее трех машин. Правда, в представительстве сохраняют оптимизм, ожидая запуск нового поколения XJ, который состоится в следующем году, и не оставляют надежды вернуть XE.
Впрочем, и ситуация в Jaguar кажется вполне приемлемой, если сравнивать ее с делами в доме Infiniti. Поскольку бренд ожидает переформатирование и вероятное исчезновение оригинальных моделей (в основном под названием Infiniti будут выпускать доработанные модели Nissan), интерес к нему и в нашей стране упал: потери за полгода составили 65% (663 шт.).
По итогам полугодия на нашем рынке выросла доля «китайцев», ставших главной ударной силой, по крайней мере по набору динамики. Примечательно, что главные «паровозики» из КНР — Haval, почти удвоивший продажи (+91%), Geely, подросший на 12%, и Chery, показавший символический, но важный рост в 4%, не связаны с российским правительством никакими обязательствами. Geely, оформивший белорусскую прописку в 2012 году, поставляет машины беспошлинно, не уплачивая утилизационный сбор, однако тягаться с Haval по объемам продаж пока не в состоянии. А что будет, когда Haval наконец-то подпишет свой СПИК и будет получать от правительства РФ промышленные субсидии? К слову, в представительстве Haval нас уверяют, что документ все же будет подписан в ближайшее время.
Между тем, развитие модельной линейки Haval, а именно недавняя замена снятого с производства H6, который привозили из Китая, локализованным H5 (суть — Great Wall Hover) однозначно говорит о том, что китайцы нацелились на нишу, занятую «Шеви Нивой», недавно полностью перешедшую под крыло АвтоВАЗа, и в каком-то смысле — на UAZ Patriot. Что касается удвоения продаж, то большого фокуса здесь нет: мы помним, что кроссовер Haval F7 запустили как раз в середине прошлого года, отсюда и такой плюс. Понятно, что во втором полугодии динамика роста продаж Haval упадет — хорошо, если от нее останется 15%. Здесь уже прибавка должна пойти за счет Н5, отгрузки дилерам которого начались с мая, но на полную мощность пока так и не вышли. C учетом падения UAZ (-27%), которому не помогли остаться в плюсе даже автоматические версии Патриота и пикапа, и Mitsubishi (-40%), по итогам года Haval может установить не только личный рекорд по продажам, но и впервые подняться на 12-ю строчку.
У Geely ситуация несколько сложнее — положение бренда во втором квартале зависит от того, сможет ли локализованный на белорусском заводе субкомпактный кроссовер Coolray, созданный «по технологиям Volvo», «отъесть» часть покупателей у стоящего рангом выше Haval F7. Потенциал у модели несомненно есть: притом, что отгрузки дилерам начались в предкарантинном марте, уже в июне было реализовано 462 машины, в то время как Атлас нашел только 433 покупателей. Проще говоря, если эта тенденция продолжится, Coolray отберет у Atlas звание российского бестселлера Geely.
Феерический рывок совершил Changan, по сравнению с прошлым годом увеличивший продажи более чем вчетверо. Ценность этому рекорду придает тот факт, что по сравнению с прошлым годом с половины до четверти сократилось количество «желтых» машин, то есть отгруженных дилерам, но не проданных конечному покупателю. Во втором полугодии Changan продолжит расти быстрыми темпами, поскольку CS55 поступил в продажу только в декабре прошлого года и на результаты второго квартала-2019 влияния практически не оказал, а CS75FL, который начали отгружать дилерам в марте нынешнего года, от месяца к месяцу сильно прибавляет, и к концу года может стать самой популярной моделью марки в России, отобрав это звание у CS35Plus.
Читателей, которые хотят глубже погрузиться к «китайскую» тему, мы адресуем к нашему недавнему материалу «Нашествие китайцев в Россию: ждать ли второй волны?», а сами переходим к основе рынка — среднему классу.
Бренды, составляющие костяк рынка, в едином порыве закончили первое полугодие в красной зоне, но ситуация у каждого — своя, за тем исключением, что карантин ударил по всем одинаково сильно. Особую тревогу вызывает положение Mitsubishi, потерявшей аж 40% — по этому показателю среди «крупнообъемных» брендов компания установила антирекорд. Причина — увеличившиеся в силу действия различных факторов цены, в первую очередь на импортированные модели. Из-за этого резко потерял покупателей Eclipse Cross — в первом квартале продавали исключительно образцы 2019 года выпуска, во втором японцы завезли в Россию версию Black Edition текущего года выпуска, попытавшись оживить продажи, но тщетно: по итогам полугодия Eclipse Cross потерял более половины покупателей, но о выводе с рынка пока речи не идет — из-за большой цены автомобиль остается высокомаржинальным и выгодным для импорта.
Взлетели цены и на ветеранский компактный ASX, как результат — потеря 40% покупателей, впрочем, во втором полугодии японцы намерены наверстать потери, поскольку аккурат с середины года в Россию запустили рестайлинговую версию, представленную на автосалоне в Женеве еще в прошлом году. 40% покупателей потеряли в первом полугодии и локализованные в Калуге Outlander и Pajero Sport, а вот любимец корпоративщиков пикап L200 позиции в целом сохранил — падение очень небольшое. Очевидно, во втором полугодии потери Mitsu останутся большими, но динамика сократится, скорее всего, до 15–20%.
Обратим внимание на устойчивое положение Mazda и Toyota — они потеряли меньше остальных в лидирующей группе — 12% и 10% соответственно. Такой результат обеим маркам обеспечил успех в первом квартале. Напомним, что тогда рынок в целом вырос на символические 1,8%, в то время как два этих японских бренда подскочили на 15% и 26%. Кроме того, дальневосточный завод Mazda–Sollers простаивал в карантин меньше остальных. Вне всякого сомнения, и Mazda, и Toyota закончат год в плюсе.
То же можно сказать и о Skoda, которая умудрилась при многомесячной задержке с пуском рестайлингового Rapid потерять всего 14%. Выпуск старой версии завершили в Калуге в конце 2019 года, а вот новый начали отгружать дилерам только в мае 2020 года, притом, что полноценные поставки начались вообще в июне. Напомним, что на предприятии одного индийского производителя, который поставляет в Калугу для Рапидов задние фонари, произошел пожар, поэтому планы и сорвались. Свою лепту в сохранение стабильности внес и собираемый в Нижнем Новгороде Karoq, который был доступен у дилеров уже с февраля. Очевидно, что к концу года на дрожжах нового Рапида и Карока Skoda с легкостью выйдет в плюс, а ведь на подходе еще и новое поколение Octavia!
Успехи Renault в первом квартале были меньше, чем у двух упомянутых «японцев», всего 9% роста, отсюда и 20% падения по итогам полугодия. Кроме того, из-за отсутствия заграничных комплектующих долго простаивал московский завод, где выпускают соплатформенные Аркану, Duster (он же — Nissan Terrano) и Kaptur. Неясность с запуском второго поколения Duster, приладочную сборку которого должны были начать еще в прошлом году, только усиливает напряженность вокруг Renault. Напомним, что первые слухи о закрытии московского предприятия поползли несколько лет назад — со сменой поколений Logan. Тогда и седан, и хэтчбек Sandero/Sandero Stepway перевели на тольяттинский завод АвтоВАЗа. Когда несколько лет спустя в Европе представили второе поколение Дастера, слухи начали циркулировать с новой силой, потому что АвтоВАЗ к тому времени уже долго не работал с полной загрузкой. Вероятно, от закрытия московский завод спасает тот факт, что 24-процентную долю в нем держит Департамент имущества Москвы.
Между тем, еще до всякого коронавируса спрос на Duster начал падать, что же касается пары Logan/Sandero, некоторый импульс им придал прошлогодний рестайлинг, однако уже по итогам первого квартала обе модели опустились в ноль, то есть эффект новизны сошел на нет. Надежды на рестайлинговый Kaptur пока немного, потому что с обновлением модели в июне проверенный 2,0-литровый безнаддувный мотор сменили на даунсайзинговый 1,3-литровый агрегат, который российское представительство продвигает как может. Однако низкие продажи Arkana обусловлены именно недоверием нашего покупателя к наддувным моторам небольшого литража. После вывода с российского рынка кроссовера Koleos (сейчас распродают оставшиеся складские экземпляры прошлого года) Arkana переместилась на последнее место по популярности в российской линейке Renault. Более того, первый квартал 2020 года, ставший третьим полным кварталом продаж этого кроссовера, оказался самым худшим! Короче говоря, с такими показателями прогнозы на второе полугодие для Renault радужными быть просто не могут. Если к концy года марка сумеет сократить падения до вменяемых цифр, скажем, до -10%, результат можно будет считать удовлетворительным.
У соседа Renault по альянсу, бренда Nissan, ситуация еще более тревожная: с августа предприятие под Санкт-Петербургом переходит на работу в одну смену, так что ни о каком восстановлении продаж речи не идет. Опять же, изменение режима работы завода можно воспринимать как сигнал к будущей консервации, ведь со сменой поколений в паре Qashqai/X-Trail эти кроссоверы (уже унифицированные с новым Mitsubishi Outlander) могут вывести из Санкт-Петербурга в другое место (Москва или Тольятти). Вместе с ними на новую «квартиру» переедет и Murano, как вариант — его снова могут начать импортировать. Скорее всего, Nissan закончит год в минусе, что подтверждают продажи за июнь. Для многих брендов они стали весьма успешными, но Nissan упал на 22% по сравнению с июнем прошлого года. Кроме того, в первом полугодии были распроданы остатки запасов Juke. Напомним, что импортированный Juke планировали заменить на локализованный Kicks, и российское представительство много работало по адаптации Кикса, однако проект так и остался на бумаге, а теперь уже и сам Kicks меняет поколение.
На бренды премиум-сегмента с широкой модельной линейкой и большими продажами любые кризисы и уж тем более двухмесячный карантин влияют менее всего. Расстановка сил здесь осталась прежней, за тем исключением, что в борьбе за первое место по итогам шести месяцев вперед вышла BMW, опередив конкурентов из Mercedes менее чем на тысячу машин. В общем зачете BMW (17 110 шт.) и Mercedes-Benz (16 246 шт.) занимают десятое и 11-е места на рынке с потерей 14% покупателей. Поскольку с 2020 года оба бренда передают в АЕБ данные раз в квартал, нам трудно проследить колебания продаж по моделям от месяца к месяцу, зато мы видим, что структура продаж у этих марок — разная. Если у мюнхенцев традиционным и ярко выраженным лидером остается BMW Х5 — за полугодие реализован 3301 автомобиль, то прямой конкурент из стана трехлучевой звезды GLE нашел только 1694 покупателей и замыкает тройку самых популярных моделей MB в России.
В свою очередь, наиболее востребованным «Мерсом» в России стал локализованный седан E-klasse (2010 шт.). Конкурент BMW 5, производимый на калининградском «Автоторе», разошелся ровно таким же тиражом (2022 шт.), но занимает лишь четвертое место в своем бренде, уступая X5, Х7 (2522 шт.) и X3 (2388 шт.). Короче говоря, за два этих бренда можно не волноваться — они по привычке будут разыгрывать первенство в своем сегменте, оставив Lexus на законном третьем месте (8537 шт., -8%). Что касается Audi, она, как обычно, и продает меньше всех из «большой четверки» (6152 шт.), и больше всех теряет (-16%). Собственно, единственная возможность догнать Lexus, который полностью импортирует свой модельный ряд, — локализовать в России самые ходовые модели и скинуть цены хотя бы за счет вычитания утильсбора и минимальной локализации.
Напоследок поговорим о первой тройке российского рынка — Lada, упавшей на 24%, и Kia с Hyundai, синхронно потерявших 27% покупателей. По сравнению с прошлым годом оформилась интересная тенденция: из-за сокращения доли моделей Kia, собираемых на собственном заводе корейского концерна в Санкт-Петербурге, продажи Hyundai относительно продаж Kia растут: 78% в первом полугодии 2019 года против 88% в этом году. Если так пойдет и дальше, продажи Hyundai и Kia могут сравняться. За счет агрессивного расширения модельного ряда Kia пытается восстановить статус-кво, однако результаты этого процесса не будут видны еще несколько месяцев: Seltos поступил в продажу только в марте и еще не успел сказать своего слова, седан К5, который пришел на смену Optima, может и не повторить успеха предшественницы из-за спорного дизайна. Нишевые Xceed и Carnival вряд ли сделают погоду, тем более что сроки запуска минивэна нового поколения пока не объявлены.
Наиболее стабильным в паре Hyundai–Kia представляется положение головного корейского бренда, поскольку основная российская премьера этого года — субкомпактный кроссовер Kia Seltos — пока не подтвердил, что может претендовать на высокую популярность. Например, по итогам июня он занимает лишь четвертое место в бренде, уступая даже уходящей Optima. Кроме того, даже без учета действия карантина своих покупателей по сравнению с прошлым годом подрастеряли несколько моделей, причем такие полярные, как лидер Sportage и аутсайдер Stinger. В первом квартале резко набрал продажи Sorento Prime, однако доля его в общих продажах бренда невелика, и на годовые результаты он не окажет решающего значения.
С другой стороны, для Hyundai итог вышел огорчительным: в относительном исчислении этот бренд потерял на треть больше покупателей, чем Kia, и вдвое больше, чем Lada. По-хорошему, единственной точкой роста во втором полугодии для Hyundai можно считать возможность еще сильнее увеличить долю своих моделей (относительно Kia) на заводе в Санкт-Петербурге.
В завершение несколько слов о Lada. После того как марка отложила на неопределенный срок вывод на рынок компактного кроссовера и заморозила все сколько-нибудь значимые новинки на ближайшие 1,5 года, если не считать рестайлинга Largus, она практически утратила интерес для журналистов широкого профиля, однако любители аналитики всегда найдут что-нибудь интересное. Так, по итогам 2019 года наметилась печальная тенденция: кроссовер Xray впервые со времени своего вывода на рынок начал терять популярность — недосчитались 16,8% покупателей. В первом квартале 2020 года тенденция усилилась — потери достигли 20%. Понятно, что в коронавирусном втором квартале улучшения относительно прошлого года наступить не могло — фиксируем -53%. Неужели во втором квартале у остальных моделей Lada дела обстоят еще хуже? Нет, оказывается, что у всех лучше! Так, лидер модельной линейки отечественного бренда Granta упала на 43%, Vesta — тоже на 43%. Largus (в коммерческой и пассажирской версии) — менее чем на 40%. Самой стабильной моделью остается старушка «Нива», то есть Lada 4x4, на которой кризисы отражаются меньше всего: модель потеряла только 35% покупателей.
Во втором полугодии 2020 года при отсутствии второй волны коронавируса (а все прогнозы мы давали сегодня именно исходя из этого) при всем желании напророчить Ладе положительный результат не получается, ведь в первом докарантинном квартале ее продажи падали. Очевидно, что при самых хороших раскладах результат будет отрицательным, но не ужасным, скорее всего в пределах -5%.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России с января по июнь 2020 года
Бренд | 2020 | 2019 | Изменение, % |
Lada | 132 596 | 174 186 | -24% |
Kia | 81 219 | 111 605 | -27% |
Hyundai | 63 852 | 88 026 | -27% |
Renault | 51 535 | 64 431 | -20% |
Toyota | 41 646 | 46 502 | -10% |
VW | 38 061 | 49 771 | -24% |
Skoda | 34 217 | 39 828 | -14% |
Nissan | 25 745 | 31 339 | -18% |
ГАЗ (коммерческие) | 19 848 | 25 960 | -24% |
BMW | 17 110 | 19 845 | -14% |
Mercedes-Benz | 16 246 | 18 969 | -14% |
УАЗ | 12 284 | 16 790 | -27% |
Mazda | 11 878 | 13 574 | -12% |
Mitsubishi | 11 608 | 19 218 | -40% |
Lexus | 8537 | 9257 | -8% |
Avtovaz (бывш. Chevrolet Niva) | 8027 | 0 | — |
Datsun | 7462 | 10 744 | -31% |
Haval | 6663 | 3492 | 91% |
Audi | 6152 | 7313 | -16% |
Geely | 4 499 | 4032 | 12% |
Ford (коммерческие) | 4 432 | 5077 | -13% |
Suzuki | 3 183 | 2729 | 17% |
Chery | 2 887 | 2767 | 4% |
Land Rover | 2802 | 3950 | -29% |
Volvo | 2517 | 3913 | -36% |
Porsche | 2338 | 2634 | -11% |
VW (коммерческие) | 2302 | 3493 | -34% |
Subaru | 2248 | 3334 | -33% |
Changan | 2234 | 557 | 301% |
Peugeot | 1572 | 2043 | -23% |
Citroеn | 1209 | 1416 | -15% |
MINI | 1104 | 1194 | -8% |
Honda | 723 | 877 | -18% |
FAW | 713 | 466 | 53% |
Mercedes-Benz (коммерческие) | 693 | 748 | -7% |
Genesis | 670 | 1 061 | -37% |
Infiniti | 663 | 1 903 | -65% |
Jeep | 653 | 995 | -34% |
Lifan | 638 | 2 654 | -76% |
Cadillac | 515 | 441 | 17% |
FIAT | 486 | 491 | -1% |
DFM | 449 | 812 | -45% |
Jaguar | 444 | 876 | -49% |
Isuzu | 406 | 380 | 7% |
Chevrolet | 264 | 11 013 | -98% |
Iveco | 137 | 155 | -12% |
Zotye | 111 | 1 004 | -89% |
Hyundai (коммерческие) | 91 | 209 | -56% |
Ford | 79 | 15 950 | -100% |
Brilliance | 65 | 99 | -34% |
Opel | 59 | 0 | — |
smart | 49 | 458 | -89% |
Foton | 26 | 118 | -78% |
Chrysler | 12 | 26 | -54% |
HTM | — | 21 | — |
SsangYong | — | 4 | — |
ИТОГО | 635 959 | 828 750 | -23,3% |
Топ-20 моделей российского рынка в первом полугодии 2020 года (продажи в сравнении с 2019 г.)
Модель | 2020 | 2019 | Изменение, % | |
1. | Лада Гранта | 49 922 | 63 982 | -22 |
2. | Лада Веста | 42 615 | 55 784 | -23,6 |
3. | Kia Rio | 36 164 | 47 431 | -23,8 |
4. | Hyundai Creta | 29 554 | 34 629 | -14,7 |
5. | Volkswagen Polo | 21 341 | 27 810 | -23,3 |
6. | Hyundai Solaris | 18 444 | 30 710 | -40 |
7. | Toyota RAV4 | 16 057 | 13 277 | +20,9 |
8. | Лада Ларгус | 15 527 | 20 662 | -24,9 |
9. | Volkswagen Tiguan | 13 448 | 16 294 | -17,5 |
10. | Renault Logan | 12 170 | 16 396 | -25,8 |
11. | Renault Duster | 12 086 | 18 713 | -35,5 |
12. | Лада 4х4 | 11 412 | 15 046 | -24,2 |
13. | Toyota Camry | 11 366 | 16 321 | -31,4 |
14. | Renault Sandero | 10 927 | 14 896 | -26,7 |
15. | Kia Sportage | 10 872 | 15 588 | -30,3 |
16. | Nissan Qashqai | 10 281 | 11 270 | -8,8 |
17. | Skoda Octavia A7 | 9750 | 11 499 | -15,3 |
18. | Nissan X-Trail | 9171 | 10 233 | -10,3 |
19. | Mazda CX-5 | 8849 | 9232 | -4,2 |
20. | Skoda Rapid | 8735 | 16 978 | -48,6 |