Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Разумеется, обслуживание современной автоэлектрики или топливных систем, а уж тем более кузовной ремонт или покраска машины, имеют особую специфику. Поэтому поговорим лишь о том, что мне близко и знакомо, то есть о необходимом и достаточном для становления гаражного механика. Его труд груб, грязен и порой тяжел физически, но у него есть два несомненных плюса.
Прежде всего спрос на него гарантирован до тех пор, пока на наших дорогах будут автомобили. Утверждаю это категорически, поскольку с помятым крылом, перегоревшей лампочкой или поцарапанной дверью машина сможет ездить, а вот с порванным ремнем ГРМ или развалившимся подшипником — вряд ли. Вот что предпочтет в первую очередь владелец этого столичного Фольксвагена Поло, заглянувший в наши гаражи по дороге на юг — отремонтировать тормоза или подкрасить крыло?
Нет, не перевелись еще богатыри на земле русской, способные самостоятельно «оживить» свою машину в любых условиях, но их остается все меньше. Зато сам факт их существования напрямую связан со вторым плюсом работы механика: по своей сути она проста. Причем эта простота заманчива и обманчива одновременно, как двуликий Янус.
С одной стороны, овладеть начальными азами ремесла не трудно, имея под руками лишь интернет, слегка приправленный энтузиазмом. К примеру, с постижением искусства окраски автомобиля даже на ученическом уровне все обстоит гораздо сложнее.
Будущий механик-«гаражник» запросто может начать свой трудовой путь с проведения плановых ТО массовых автомобилей. Замена масла и комплекта основных фильтров стоит по «гаражным» расценкам от 600 до 1000 рублей в зависимости от машины и обычно занимает не больше часа.
При этом от исполнителя требуется только аккуратность. Разве что при первом знакомстве с салонными фильтрами Мазды 3 или Форда Фокуса ему еще пригодится небольшой запас ненормативной лексики. Но чаще процесс проходит безболезненно даже при обслуживании внешне сложных машин.
Для выполнения многих мелких ремонтов, таких как замена тормозных колодок или глушителя, прежде всего надо не бояться испачкаться, а уж потом еще иметь в хозяйстве пару ключей и отверток. Этого будет достаточно, чтобы через час-полтора небольшой суеты возле машины положить в карман очередные 1000 рублей.
Необходимые для этого элементарные инструменты имеются почти у каждого. Может, они не лежат каждый день в багажнике, но уж в домашней кладовке должны быть наверняка. Ведь даже если авторемонт окажется в дальнейшем не профессией, а лишь мимолетным житейский эпизодом, наборы ключей и головок пригодятся еще не раз.
Но, как известно, дьявол скрывается в деталях. Применительно к начинающему «гаражнику» это означает, что самыми простыми ремонтами он никогда сыт не будет. Более того, такой скромный набор услуг совершенно недостаточен даже в том случае, когда гаражный авторемонт — это всего лишь хобби выходного дня, а не постоянная работа. Потока клиентов, желающих менять масло, на первых порах просто не будет.
Самое забавное в этой ситуации то, что, обладая всего лишь начальными слесарными навыками, а то и вовсе без них, можно спокойно работать в большом автосервисе (да хоть в дилерском!), где профессиональный менеджмент и грамотная организация работы могут обеспечить занятость и такому «специалисту». Но «гаражник» — сам себе менеджер, и создание клиентской базы входит в его прямые обязанности. Единственный надежный способ сделать это — расширять свой автокругозор, осваивая замену приводных ремней и сцеплений, пружин и амортизаторов, подшипников и рулевых реек, шаровых опор и сайлент-блоков.
Проделывать это надо на самых разных автомобилях.
Однако и этого списка все равно совершенно недостаточно для того, чтобы «гаражник» наконец-то ощутил все время ускользающую и при этом такую желанную уверенность в завтрашнем дне. Чтобы сократить неизбежные простои, полезно освоить ремонт моторов и коробок передач хотя бы самых распространенных в регионе машин. Несмотря на то, что мастерство капитального восстановления двигателей постепенно уходит в прошлое, мелкий и частичный ремонт всегда будет востребован.
Похожая ситуация и с механическими коробками передач, поскольку далеко не все клиенты выбирают «кота в мешке» с разборки.
Попутно можно обслуживать близкую по духу технику.
А если добавить необычные выездные ремонты…
… то это будет уже явным перебором!
Тем не менее надо стремиться к тому, чтобы любой клиент, обратившийся в мастерскую, не остался без внимания. И хотя эта цель недостижима, как горизонт, философы были правы, утверждая, что важен сам путь к ней. На этом пути формируется самое главное для существования мастерской — клиентская база.
Способы ее создания у всех гаражных мастеров свои. Ветераны чаще используют доброе старое «сарафанное радио», молодежь больше выручают соцсети. Можно сотрудничать с таксистами…
… или специализироваться на машинах какого-нибудь бренда, ареал обитания которого находится рядом с мастерской…
… или стать специалистом по автоэкзотике.
А надежнее всего, конечно, использовать все эти способы вместе. Причем для того, чтобы они сработали, придется как следует потрудиться, вспомнив подзатертое словечко «стабильность». Процесс формирования клиентской базы порой напоминает старый анекдот про идеальный газон, который очень просто получить: надо всего лишь стричь и поливать его дважды в неделю в течение трехсот лет.
Вот тут-то и становится понятно, что наборы стандартных и удлиненных головок, отвертки и пассатижи, рожковые и накидные ключи — это только вершина инструментального айсберга механика, его видимая часть.
В потаенных углах мастерской скрывается еще множество мелочей, абсолютно необходимых для мало-мальски уверенной работы.
Даже если опустошить прилавки ближайших автомагазинов, все равно окажется, что чего-то все еще не хватает.
Пожалуй, начальный комплект инструментов и приспособлений потянет как минимум на 20 000–25 000 рублей. Но чтобы не превысить этот бюджет, придется подойти к покупкам максимально практично и не увлекаться продукцией прославленных брендов.
Спорить о том, каким инструментом получается больше зарабатывать, дорогим или дешевым, можно бесконечно. Скажу лишь, что за 25 лет я так и не смог полностью «прикончить» по паре недорогих наборов ключей и головок российского производства, слегка дополненных продукцией King Tony и Jonnesway с примкнувшими к ним «самоделками». Конечно, приобретение фирменного инструмента может быть абсолютно необходимо, если это позволит увеличить доход. Но не стоит забывать, что разница между выручкой и издержками, к которым относятся в том числе и расходы на оснащение мастерской, в итоге определяет заработок механика-«гаражника».
А как выбрать место работы? Сейчас машины массово откочевали из гаражей во дворы, и в окраинных кооперативах пустующих боксов хватает. Вот только хорошо и относительно легко зарабатывать получится далеко не везде.
Независимо от того, покупается или арендуется гараж под мастерскую, его расположение архиважно. Это именно тот случай, когда поговорка «не место красит человека» не работает. Конечно, к уникальному специалисту остро нуждающийся в его услугах клиент поедет куда угодно…
… но эксклюзивных ремонтов, как и исключительных мастеров, бывает не так уж и много. Поэтому при выборе места для мастерской прежде всего важно, чтобы поблизости были дороги и жилые массивы. Оживленная трасса позволит держать более высокие цены для быстрых неотложных ремонтов транзитных машин, а многоэтажки постепенно обеспечат постоянными клиентами. Так же хорошо, когда рядом имеются автомагазины, готовые отрекомендовать «своего» механика и заодно продать запчасти со скидкой.
Очень помогают работе и дружественные мастерские поблизости, занимающиеся совершенно другими видами ремонта. По себе знаю, насколько удачно для механика соседство инжекторщика-диагноста, электрика и установщика газового оборудования. Бывает, что я подкидываю соседям работу по их специфике, порой они ко мне отправляют автомобили с проблемами по механической части, а иногда мы вместе бьемся с какой-нибудь упрямой машиной. Такое сотрудничество всегда взаимовыгодно и удобно.
Что ж, с местом определились, теперь пора обсудить и сам гараж. Дело в том, что боксы для стоянки и для авторемонта — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Выбор помещения для гаражной мастерской относится к тому случаю, когда размер имеет значение. Конечно, многие мастеровые трудятся в простом стандартном гараже с ямой.
Вот только подобный способ заработка так тяжел и нерационален, что при регулярном использовании способен вызвать стойкое отвращение к этой работе и серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому бокс для ремонта должен быть хотя бы шире стандартного гаража постройки времен «дорогого Леонида Ильича», когда у обычного гражданина не предполагалось наличие машины крупнее вазовской «классики».
В этом случае будет место поставить верстак и пристроить куда-нибудь снятые с «пациентов» детали и агрегаты.
Но «случаи бывают разные», и даже широкого одноместного бокса часто не хватает.
Порой принятый в ремонт автомобиль долго простаивает в ожидании запчастей, а иногда устранение вроде бы мелкой поломки неожиданно растягивается на несколько дней. Чтобы в этих ситуациях не упускать выгодные мелкие ремонты, необходимо место для второй машины. Поэтому минимальный бокс, в котором получится не просто коротать свободное время, а профессионально зарабатывать, представляет собой по крайней мере два соседних гаража без внутренней перегородки между ними.
В таком боксе могут работать один-два мастера, но не больше, иначе будут неизбежны потери в заработке каждого «соучастника». Но слово «минимальный» применительно к подобным гаражам использовано не случайно. Дело в том, что самые быстрые и легкие деньги механику-«гаражнику», помимо плановых ТО, приносят ремонты ходовой части. Десятилетия, проведенные сгорбившись в яме или на корточках возле домкратов, неизбежно вызовут серьезные проблемы со спиной и суставами. Некоторые мои соседи-мастера к сорока годам уже «зарабатывали» грыжу позвоночника. Поэтому необходимо, чтобы размеры гаража позволяли установить хотя бы такой подъемник.
Помимо сохранения здоровья «гаражника», подъемник помогает многие виды ремонта провести куда быстрее, чем на яме. А наши «заокеанские партнеры» не зря говорят: «Время — деньги»!
Кроме того, осмотр машины на подъемнике выявляет ее дефекты гораздо точнее, чем на яме. Причем это правило работает как для очень простых автомобилей…
… так и для машин посложнее.
Поскольку зарабатывать на подъемнике легче, а обеспечить качество ремонта проще, правильный бокс для работы механика-«гаражника» выглядит примерно вот так:
Если такой гараж продается, то его владелец понимает, что покупают бокс не для того, чтобы хранить в нем гнилую картошку и не менее сгнившую «шестерку». Поэтому обычно их цена в несколько раз выше, чем у соседей по кооперативу. Сколько? Ответить сложно, поскольку даже в пределах одного городского района стоимость гаражей может различаться вдвое-втрое. Если в моей округе простой гаражный бокс уже лет десять оценивается в неизменные 150 000–200 000 рублей вопреки даже официальной инфляции, то цена подходящего под мастерскую стартует от миллиона. А ведь в сравнении со стоимостью новой Лады это все равно недорого!
Такая же пропорция сохраняется и в случае аренды гаража. Снять обычное машино-место у нас можно и за 1500 рублей в месяц, но двойной гараж-мастерскую — уже от 7000–10 000 рублей.
После приобретения гаража надо предусмотреть расходы на его оборудование. Прежде всего устанавливается подъемник. Новый двухстоечный подъемник стоит 150 000–200 000 рублей, его установка «под ключ» — еще 30 000. Ну а к первой зимовке надо продумать неизбежные утепление и отопление.
Как хорошо, что у нас есть Газпром и его многочисленные потоки, позволяющие даже простолюдинам купить толику национального богатства для отопления гаража!
Но есть способ еще лучше. Кстати, совсем рядом с городом гордо возвышаются новые корпуса современной АЭС. Может, для отопления дешевле всего использовать вырабатываемое по соседству электричество?
Разумеется, нет. А вот печь на дровах или отработке — это наше все, иначе зимний заработок запутается в энергосетях.
Печь и воздуховоды обойдутся в 12 000–15 000 рублей, при желании можно добавить котел и батареи. Помню из детства, как дед так делал в своем сельском доме в конце 1960-х… Но вернемся к нашим гаражам. Качественная «буржуйка» переживет ее владельца, а недорогую придется ремонтировать уже через пару лет. Для умеренного отопления бокса на две машины с середины октября до начала апреля понадобится три-четыре кубометра дубовых дров стоимостью 7000–8000 рублей. Можно сэкономить, если использовать отработку, которой за год у гаражного мастера соберется не меньше тонны. И раз уж зашла речь о накладных расходах, то при планировании бюджета мастерской надо учесть оплату электричества, около 4000–5000 рублей в год, и взносы в гаражный кооператив за двойной гараж еще примерно 10 000 в год. Конечно, в разных регионах нашей необъятной все эти цифры могут сильно отличаться.
Поскольку инструменты будут ломаться, лампочки перегорать, а оборудование изнашиваться, надо принять в расчет и амортизационные расходы. В моем случае они составляют не более 6000–8000 рублей в год без учета таких форс-мажорных случаев, как, например, изготовление силовой бронзовой гайки для подъемника. Это требуется раз в пять–шесть лет и стоит минимум 5000 рублей, причем главная сложность — найти специалиста, способного ее качественно сделать.
Таким образом, ежегодные хозрасходы на содержание укомплектованной мастерской на два машино-места примерно соответствуют двум месячным доходам российского так называемого «среднего класса». Получается, что набравший хороший темп гаражный мастер один день в месяц работает на мастерскую, а остальное время мастерская работает на него.
Что же касается платежей в казну, то гаражные представители податного сословия обычно используют два варианта. Если мастерская находится на виду, то иногда оформляется самозанятость, но если бокс расположен в глубине кооператива и едут туда только «свои», то какой-либо официальностью «гаражник» себя не утруждает.
А как же мираж будущей пенсии? В обоих вариантах с нашим переменчивым законодательством пенсионные перспективы сейчас выглядят одинаково туманно, так что и тут гаражный мастер должен прежде всего рассчитывать на самого себя. Больничные? «Следи за собой, будь осторожен! Следи за собой!», тем более что качественная медицина давно уже не бесплатна.
Что ж, осталось подсчитать чистую прибыль. Да вот же она!
Правда, для этого желательно, чтобы мастерская была примерно вот такой:
Но даже если она окажется не столь хороша, то это тоже очень и очень неплохо!
Как стать гаражным мастером, мы выяснили. Осталось понять, зачем вся эта суета?
Может, дело в гаражной романтике?
Ох, извините, ошибочка вышла, не из той папки фото вставил… Наверное, вот она, эта романтика, зовущая мастеровой люд в гаражи?
И снова нет. Но правильный ответ знает классик «вероятного противника»:
— Дело не в дороге, которую мы выбираем, — то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
И каждый выбирает свою дорогу. А гаражная романтика — лишь средство для достижения романтики настоящей.