С июля этого года я пересела в Toyota Ractis. Об этом рассказывала в посте «Лариса Ноева против санкций: как купить автомобиль в Японии и перегнать его в Якутск». Из-за внезапно потяжелевшего рубля многие жители Дальнего Востока весьма пристально смотрят на японские аукционы. К примеру, во Владивостоке моя растаможка проходила по курсу 53 рубля за евро, и в итоге общая стоимость девятилетней Toyota Ractis в высокой комплектации G обошлась мне в 640 000 рублей.
Такие машины в России стоят около 800 000 рублей — выгода, если заказывать автомобиль из Японии, примерно 150 000–200 000 рублей. Удачный перегон позади, и вот у меня весьма достойный автомобиль за разумные деньги. Но все это время Vitz пылился на парковке многоквартирного дома.
Все мое окружение даже не сомневалось, что Витца я продам за полдня: «ходовая модель, неприхотливая, сейчас людям надо то, что попроще».
Что из этого вышло, напишу в виде советов, которым следовала при продаже. Исходные данные: Toyota Vitz, 2005 г. вып., двигатель 1KR-FE, пробег 160 000 км, сигнализация Starline, вследствии моей депрессии из-за потери работы в апреле полностью покрашен.
Совет № 1: Сильно не вкладывайся в машину, никто этого не оценит
Если бы я продолжала ездить на Витце, то больше бы в него не вкладывалась. С правой стороны был немного порван пыльник, но оперативно самозакупорился комком грязи. Тормозные диски изношены примерно наполовину. На спидометре перегорела правая сторона подсветки. Теоретически можно было поменять цепь ГРМ, но она шумит только на холодном двигателе и с таким же успехом может отработать еще десятки тысяч километров.
Не видела смысла скрывать перенесенные ДТП. Машине 17 лет, она работала каждый день и круглый год. Городские пробки. Неминуемо что-либо или кто-либо в тебя сзади немного врежется. Ведь в якутских туманах можно даже забор чуть-чуть не увидеть. Был у меня случай, поехали смотреть ледовые скульптуры и, конечно же, я осколки этих скульптур на Витце и исследовала. Моя «сутяжная» душа торопилась, поэтому я сразу уехала и лишь позже задумалась, что надо было наказать организаторов за «нарушение правил благоустройства».
А вот моя покраска «вкруг» сыграла злую роль — потенциальные покупатели думали, что это следствие «перевертыша», и никого не убеждали мои слова, что красила для себя — чтобы самой визуально радоваться при взгляде на машину.
Но что сделано, то сделано. На Витце оставила сигнализацию Starline, а вот подогреватель Webasto перенесла на Рактис. Установка в Якутске подорожала практически в два раза, и в будущем неизвестно, останется ли компания работать в России. Ходят слухи, что они потихоньку закрывают свои представительства. А зима в Якутии суровая, без Webasto не выжить.
Оглядываясь назад, могу резюмировать, что на старых машинах потенциальные покупатели к комплектации не приглядываются. Главное, чтобы автомобиль был на ходу, этого более чем достаточно.
Совет № 2: «Играй» на объявлениях или ищи профессионала
Сильно затянула с выставлением автомобиль на продажу. Никак не могла найти ПТС, а ехать в ГИБДД за дубликатом было лень. В итоге ПТС нашла в пачке документов, которые предназначались на выброс или сожжение. Он в последний момент плюхнулся на землю буквально перед бочкой, где сжигала старые бумаги. В общем, пропустила «высокий сезон» — лето.
Разместила объявление лишь в начале сентября. Две недели прошли в полной тишине. Ни одного звонка. Позвонила другу, который тоже продает машину, и он успокоил: «Да ладно, ничего страшного, мне только с третьей недели начали звонить». Надо было бы продвигать объявление, да пожалела денег.
Через три недели начала паниковать. Два звонка, один просмотр, зима на носу. Плюс выясняется, что совсем, оказывается, не умею продавать — ни «втюхать», ни «дурочку состроить». Когда я с упоением рассказывала про операцию по раскоксовке двигателя, потенциальный покупатель зеленел на глазах и пропадал со связи.
Друг сказал, что надо искать шансы на авторынке. Решила попробовать. Тем более что когда просили машину на просмотр, не всегда было удобно перемещаться с учетом пробок. Якутск город маленький, но полгорода перекопано якобы для ремонта, так что пробки у нас, как в мегаполисе. А на авторынке доступ с 9 утра до 6 вечера. Сутки постоять — 200 рублей.
Приехали на авторынок. Холодно, ветер, людей практически нет. Есть две парковки — платная асфальтированная и бесплатное «бездорожье». Как потом рассказали, их называют «Владивосток» (платная) и «Уссурийск» (бесплатная). Смешно.
Постояли, осмотрелись, друг загнал машину на платную парковку, а я пока думала. И надумала — если на рынке недвижимости есть агенты по продажам, то что-то похожее должно же быть и в автомобильной сфере? Между свежими аукционными машинами прогуливались мужчины с цепким взглядом, и как-то не похожи они были на обычных продавцов, как я. Помотав вокруг них несколько кругов, подошла и спросила: «Вы профессионально продаете автомобили? Оказываете услуги по продаже?».
— Да. Мои услуги стоят от 10 000 до 15 000 рублей, по факту продажи машины. Размещаю и продвигаю объявление на Дроме, гарантирую показы, каждый день тут, — сказал Артем, потом еще раз внимательно на меня посмотрел и добавил: — С тебя десятка. Помой двигатель и приезжай на авторынок снова.
Возможно, я чересчур сентиментальна. Думала, что в последний раз мы на Витце прокатимся с особым чувством благодарности, а по факту тупо сдали машину на авторынок, а после перерегистрации документов в ГИБДД у меня пропали и воспоминания. Что не мое по документам, то уже не мое. Выше последнее совместное фото с Витцем, и то дочка снимала свой новый цвет волос)
Когда Витц нашел свое место на платной стороне авторынка, Артем практически сразу продемонстрировал свои таланты «продавана». Заговаривал мимо проходящих людей и нахваливал Витца. Вот серьезно, в какой-то момент даже на меня нашло: «А чего это я продаю такую хорошую машину? Такая корова нужна самому». Потом наваждение сошло, посмеялась над временным помутнением рассудка и поехала домой. Периодически, если было по пути, заезжала на авторынок поболтать с Артемом. Ему на радость — состав продаваемых машин не меняется, народу мало, звонков тоже. В общем — машины не продаются от слова совсем. Единственный вариант — ставить цену значительно ниже рынка.
«Ты один раз подала объявление и ждешь. А надо периодически “играть” с ценой, менять фотографии автомобиля, просматривать другие варианты — к примеру, обмен на другую машину. Под лежачий камень вода не течет. Но иногда бывают такие случаи, когда машина просто не продается, и объяснения этому нет. Вот уже год стоит Витц 2016 года, цена за это время упала на 200 000 рублей. Без пробега по РФ, состояние хорошее, ходовая модель. Почему не продается, никто не поймет», — сетует Артем.
После того как Артем занялся моей машиной и начал продвигать объявление на Дроме, пошли звонки, начались просмотры. Артем один раз передал телефон человеку, который на рынке осматривал Витца, а я зачем-то стала рассказывать, что плохо знаю залитое в двигатель корейское масло Eagle и не понимаю, как оно будет работать в моторе. После этого Артем сказал, что дальше все переговоры ведет он, а я, если кто на меня выйдет, скидываю им его номер.
Вот говорила же, что совсем продавать не умею. Я как пессимист, который не видит хорошую сторону, а заранее начинает предполагать худшее. Хотя для выживания это не самое плохое качество.
Совет № 3: Не жадничай
А вот тут настало время рассказать, как я поначалу «губу раскатала, потом закатала обратно».
В приложении Дрома при подаче объявления со всеми данными, загрузкой фотографий и прочее рекомендованная цена составляла 420 000 рублей. Понятно, что приложение ориентируется на цены, по которым продавцы выставляют свой товар, но никто не знает, сколько они скидывают в процессе торга.
Так как мне надо было быстро продавать до наступления холодов, я «расщедрилась» и поставила в объявлении цену в 380 000 рублей. Мои «соседи» в Якутске также стояли примерно в этом диапазоне. И вот дни шли, шли и ничего не менялось… Уже потом я поняла, что в сентябре рынок впал в кому, и чтобы продать, надо было просто-таки демпинговать по цене.
На второй день стояния на авторынке позвонил Артем и сказал, что есть покупатели, у которых на руках 300 000 рублей. Готовы взять хоть сейчас. Я отказалась. На следующий день заехала к Артему и в упор спросила, сколько по-честному стоит Витц сейчас.
— Теоретически цена должна складываться так: берешь покупную цену, по которой брала, и за каждый год эксплуатации минусуешь от 30 000 до 50 000 рублей. Если за это время ты отбиваешь 80% своих вложений, то это считается хорошая продажа. Смотрим в твоем случае: ты Витца покупала за 250 000 рублей, за семь лет эксплуатации (посчитаем по 30 000 в год) минус 210 000 рублей, остается 40 000, плюсуешь свои 50 000 на покраску, накинем еще 30 000 на мелочи, и на выходе получаем 130 000 рублей. Это твоя себестоимость. Я вот поэтому «пробежными» машинами сам не занимаюсь, только «свежак», — безжалостно «приземляет» меня Артем.
— А те, у кого 300 000 было на руках, что-то нашли да?, — робко спрашиваю я.
— Конечно, нашли. Короче, не жадничай. Или жди. Выбор за тобой...
Между тем в Якутске выпал первый снег. В районах — хороший такой снег. Раньше я ему радовалась, а сейчас почему-то нет. Рактис приехал на летней резине. Решила в этом году точно ставить шипы, а денег на них нет. Работы как не было, так и нет. Перебиваюсь подработками на том, что умею — писать статьи и водить. Ну, условно умею. Работаю личным водителем, вожу знакомого по его объектам и пишу все, что попадется (а не только статьи), в том числе и исковые заявления.
После 21 сентября авторынок и вовсе затих. Да что там авторынок — на улицах стало пустынно и тихо. В интернете и социальных сетях начались панические публикации, мол, авторынок и рынок недвижимости рухнули, кому очень надо, скидывают все за десятую часть от стоимости. На самом деле это совсем не так, просто панические атаки.
«Никто ничего на панике не скидывает. Если это и есть, то точно не у нас в Якутске, — говорит Артем. — Единственное, что слышал — на границе с Грузией продавался BMW за 1,5 миллиона рублей при его реальной стоимости от 3 до 3,5 миллиона. И с условием — забирать автомобиль прямо на границе».
Возвращаемся к продаже Витца. После 21 сентября — неделя тишины. Мои философские размышления о том, как дальше жить, прервал звонок Артема. «Продаем за 315? Мне десятка, тебе остальное. Тут еще одни подъехали, смотрят», — говорит Артем.
— Да, отдавай. Скоро буду, — и начинаю собираться в дорогу.
По сути, Витца продала за 303 000 рублей — десятку отдала Артему, 2000 — оплата аренды торговой площадки за дни ожиданий на авторынке. Покупатели буквально за два дня прошли регистрацию в ГИБДД, оформили страховку. Ездить будет жена покупателя, у которой это первая машина. Я довольна. До этого осматривали потенциальные покупатели, и я видела, что Витц явно будет работать в такси — у меня сжималось сердце. А тут такая, как я — если и навредит, то не по злобе. И обязательно все исправит.
Что касается Рактиса, то, видимо, мы нашли общий язык. Правда, на наших дорогах заработали уже одну грыжу и погнули диск. На одной яме слетел колпак, и какое-то время я по инерции ехала дальше, а колпак тоже рядом скакал по той же траектории, благо «встречек» не было. Слетело крепление правого переднего «брызговика», причем мне об этом сообщил другой водитель на светофоре — поразилась его зоркости. Поймала боковой порез на люке, торчащем посреди дороги, собираюсь судиться с мэрией.
В багажник гружу все — начиная от генератора и заканчивая буровой установкой — фото не для слабонервных. Женя из Владика, который помогал брать Рактиса с аукциона, в священном ужасе закатывает глаза. Но что поделаешь, другой рабочей машины у меня нет. И плюс все в страшной спешке. Отмываю потом дочиста и вроде достигаю первозданного вида. Почти. Все, наверное, так делают. Если другого выхода нет.
Вроде только два месяца езжу, но успела накатать более 8000 километров. Откуда? Ладно, Владивосток – Якутск чуть больше 3000 километров, но остальное… Осенью активно ездила по грибы и ягоды, забивала морозильник… Неделю мучилась, что делать с маслом. Поставок Mobil больше нет, цены задраны — за четыре литра просят 6000 рублей, плюсуйте масляный фильтр, воздушный, работу, выходит как за замену масла в коробке в лучшие времена. Думала, корейское масло залить, как в Витца, но вот есть у меня стереотип, что для японского надо выбирать лучшее. С Кореей у меня ассоциируется только косметика, хотя разумом понимаю, что их машины не хуже японских. Но «японцы» все-таки привычнее. Залила «Тотачи», хотя их фанатом в части моторного масла не была. Shell теперь тоже редкость, а про «Татнефть» вообще забыла.
Когда все-таки продала Витца, задумалась о резине. На Рактис оригинальный размер — 175/60/16. Ума не приложу, зачем такие огромные диски на сравнительно небольшую по объемам машину. Причина несоразмерности только потом до меня дошла. Выбор резины заметно сузился. На авторынке одни китайские шины, по цене не сказала бы, что прямо дешевле. Я буду держаться до последнего — не хочу «made in China». Раньше в любом автомагазине можно было подобрать что душе угодно, а сейчас все не так. В итоге купила штампованные диски размером R15 (на рынке были по 2000 за штуку, но через приложение Дрома нашла по 1200 — а ведь раньше они стоили 500 рублей), на литье денег уже не хватало. И поставила комплект шин Viatti 185/65/15 — 17 500 рублей. Не знаю, куда катится мир, но живем дальше — дышим глубже, экономим кислород и помним, что паникеры быстрее тонут. Всем добра!